Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Терапевтическое использование прикосновенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вокруг многие годы витало понимание того факта, что прикосновение может быть использовано в контексте терапии. Большинство терапевтов используют прикосновение в ограниченной форме коммуникативной поддержки – обнимают клиентов или держат за руки. Всегда существовали споры о подобном использовании движения, особенно в связи с контрпереносом: чьи потребности на самом деле обслуживает прикосновение, клиента или терапевта? Это и сейчас все еще важно. Тем не менее, даже если вы ортодоксальный аналитик, современные стандарты тактильного контакта между клиентом и терапевтом допускают социальное использование прикосновения – рукопожатие, касание плеча или руки клиента для сообщения поддержки, а в некоторых условиях краткое объятие, признающие важное событие – с этическим пояснением, что все сексуальные контакты между клиентом и пациентом запрещены. Прикосновение не всегда является необходимой или даже желательной частью работы в телесной терапии. Многое из физической природы может быть проделано в терапии без использования касания: вербально направляя внимание клиента на его или ее телесный процесс (например, дыхание, позу, и другие тонкие моменты); инструктируя клиента в различных упражнениях, движениях или позах; предлагая клиенту дотрагиваться до его или ее собственного тела для фокусировки внимания и поддержки телесного переживания. С теми, кто не может выдержать физическую близость терапевта или для кого тактильный контакт чрезвычайно чуждый и пугающий, большая часть телесно-ориентированной работы может все же быть проделана при использовании описанных выше способов. Однако, прикосновение настолько прямое и определенное средство коммуникации «тела с телом», что глупо пренебрегать им как приоритетным терапевтическим методом. Прикосновение может быть эффективным инструментом для освещения телесного переживания. Через прикосновение терапевт может напрямую продемонстрировать существование телесного напряжения, состояние позы клиента для иллюстрации новых возможностей, напрямую высвободить мускульное сдерживание, поощрить клиента наполнить его или ее телесное пространство осознаванием, содействовать движению и т.д. В этом смысле прикосновение является средством для достижения цели, оно используется для фасилитации развития телесного Self клиента через ощущение, осознавание, движение и позу. Прикосновение может быть самоцелью. Ты прикасаешься или к тебе прикасаются – это фундаментальная сфера человеческого взаимодействия. Во взаимодействии между людьми во время терапии, прикосновение может стать результатом в возникновении незавершенной ситуации: один клиент может переживать прикосновение как болезненное или проникающее и тем самым физически организовывать себя в ожидании подобного рода тактильного контакта. Другой клиент, возможно, испытывал нехватку тактильного контакта и таким образом физически приспособился справляться с чувствами утраты и телесным голодом на прикосновение. Использование прикосновения терапевтом в тщательно выверенных дозах и с уважением может быть применено для вызывания и проработки этих незавершенных ситуаций с уважением к клиентскому переживанию прикосновения. Большой потенциал психотерапевтического использования прикосновения возник совместно с различными телесными подходами к росту и осознаванию. Впервые это было засвидетельствовано в работе Райха (1942, 1945/1972), где было очевидно, что он применял прикосновение в своих попытках помочь высвободить телесный панцирь, хотя они и не было центральной фигурой в его текстах. Его студент – Александр Лоуэн (1958,1975) продолжил традицию. По мере того как психотерапевты переживали события эмоциональной значимости в райхианском подходе, в процессе физической работы руками в рольфинге (Рольф 1977) и других подходах, применяющих глубокий массаж, в мягком подходе с использованием рук – в технике Александера (Барлоу (Barlow), 1973; Александер, 1971) или в функциональной интеграции Фельденкрайса (Фельденкрайс, 1972; Риверант (Rywerant), 1983) становилось ясно, что прикосновение может иметь психотерапевтические эффекты помимо простой поддержки. Умелое использование прикосновения может глубоко повлиять на телесное существование клиента и ощущение Self: вызвать телесную память, высвободить долго сдерживаемые эмоции, реорганизовать телесную структуру и привести к изменению в восприятии жизни клиентом. Вопреки возникновению подобных ориентированных на прикосновение подходов и их результаты, психотерапевтическое использование касания продолжает быть спорным предметом для большинства терапевтов. Исцеляющие эффекты касания были схожим образом отрицаемы и не понимаемы в западной медицине, несмотря на вековые традиции исцеления через прикосновение в восточной медицине (например, шайтсу и акупунктурный массаж) и более современные западные традиции остеопатических и хиропрактических манипуляций. Пренебрежение значением прикосновения происходит вследствие нескольких факторов: замешательство в культуре про физическое существование и гиперсексуализация телесного контакта; отрицание и отчуждение нашего телесного Self; и жизненная история нарушения границ Self. Западные религии и философские традиции расщепили личность (душу) и тело, и перевели в низшую категорию все «греховные» (в религии) или «иррациональные» (в философии) импульсы нашего физического существования. Следовательно, прикосновение становится действием базовых импульсов тела прикасающегося по направлению к плохому, злому и иплицитно сексуальному по своей природе того человека, к которому прикасаются. Традиционно прикосновение в западной культуре имело сильный сексуальный подтекст, и я уверен, что это в большой степени благодаря отчуждению нашей физической природы в религиозной и философской мысли. Если тело низкое, грязное и сексуальное по природе, тогда как может касание (телесный контакт) истолковываться как нечто иное, чем сексуальное? Отчуждение, связанное с развитием нашего физического Self, которое обсуждалось ранее, также имеет сильное влияние на наше отношение к касанию. Если многие Ваши телесные переживания и импульсы находятся в отчуждении от ощущения Self, тогда то же физическое действие касания будет в сильной мере казаться чужеродным, или даже пугающим и отвратительным. Вам должно быть страшно, что если Вы прикоснетесь, то будете перегружены неприемлемыми порывами, или же что другой человек Вас не поймет или раскритикует (проекция собственной критики). Вы можете быть настолько оторваны и малоопытны в данном процессе прикосновения, что боитесь навредить другому человеку, чувствуете себя неуклюже или слабым. Вы можете считать тело другого человека отвратительным или недостойным (снова проекция чувств о своем собственном теле) и тем самым быть не в состоянии дотронуться. Или же Вы могли так сильно изголодаться по физическому контакту, который одновременно неприемлемый и отчуждаемый, что перспектива удовлетворения голода является ошеломляющей. Последнее время стало очевидно частое нарушение границ Self посредством физического, сексуального, эмоционального и нарциссического насилия. Алис Миллер (1984) описывает разрушительное влияние подобных вторжений и использования детей взрослыми в процессе эмоционального и психологического развития ребенка. Такое использование может содержать в себе реальное телесное насилие (сексуальное или физическое), или родительское требование от ребенка отказаться от его собственных желаний и чувств в угоду родительской потребности в оценке (нарциссическое насилие). Подобное насилие и использование Self для обслуживания потребностей других людей зачастую включает прямое насилие телесной интегрированности (как, например, в сексуальном и физическом насилии), или требует подавления естественных защитных реакций, таких как злость на вторжение, движения, чтобы остановить вторжение, или желание убежать (все это возникает при нарциссическом насилии, также как и в случае сексуального и физического насилия). Только отчуждая аспект Self, который переживает насилие или реакцию на насилие, мы можем справиться с подобной непростой средой. Если тело является частью Self, которая подвергается насилию, и реальность насилия сама по себе отрицается, тогда прикосновение используется для пробуждения осознавания факта совершенного насилия и потребности защитить границы. Изначальный страх того, что до тебя дотронуться, переживаемый клиентами в терапии и страх дотронуться самим может быть связан с возможным воссозданием этой истории насилия и последующего выхода на поверхность ярости, печали и других сильный эмоций. Данные темы ведут к обсуждению использования касания в терапии для обоих участников – клиента и терапевта. Я подходил к своему первому опыту телесно-ориентированной работы одновременно с сильным желанием прикосновения и страхом того, что мне будет нанесено этим телесное повреждение. Я был далек от своей физической природы, и мне было некомфортно внутри своего тела, как если бы я жил внутри странной и исковерканной раковины. Мой первый опыт в качестве клиента в телесно-ориентированной практике, а позже уже будучи клиентом телесно-ориентированного направления, безусловно дал мне больше комфорта в своем теле, но я все еще довольно много отчуждал из своей телесной природы и не осознавал боль, от которой страдал и которая была присуща моему отчужденному телесному Self. Я чувствовал себя вынужденным быть связанным с другими людьми через прямое прикосновение, и все еще был отделен от силы собственных рук и контактной поверхности кожи. Безусловно, нет ничего удивительного в том, что меня привлекли телесно-ориентированные формы терапии. В моем собственном развитии как терапевта я должен был столкнуться со своими собственными страхами, ограничениями и замешательствами про собственное телесное существование и узнавать через страхи прикосновения моих клиентов мою собственную историю боли. По мере того, как я прорабатывал эти темы, я достиг большего присвоения прикосновения относительно самого себя и стал больше значения придавать трагедиям своих клиентов, которые они переживали при насилии и потере телесной природы. Мы, как терапевты, должны сперва исследовать нашу собственную природу и установки, если нам нужно понять применение касания в терапии, и, таким образом, иметь возможность создавать для своих клиентов атмосферу, делающую использование прикосновения безопасным, комфортным и естественным. Мы должны прийти к пониманию, как мы размещаем в теле культурное, личное, представления и установки, все, что делает касание запрещенным или пугающим. Понимание чьего-либо Self и особенностей является необходимым предварительным условием для любого применения терапии, причем оно наиболее важно именно для такой интимной работы с прикосновением, работы в прямом контакте.
Природа касания в терапии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.181 (0.007 с.) |