Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Подход — «личность как целое».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
И то, что едино и просто по своей природе, человеческая извращенность разделяет, и когда человек старается получить часть того, что не имеет частей, он не получает ни части его, которая есть ничто, ни целого, которым он завладеть не может. (Боэций, 1963, стр. 72) Отделение тела от Self и усугубление отделения тела и психики есть ни что иное, как адаптация к стрессовым явлениям в жизни, которые мы ощущаем физически. Личность – это целое, но начинает переживать себя состоящей из частей, В этом делении себя на части «Я» обычно идентифицируется с умственным функционированием (рождением мыслей, образов, слов и т.д.), а те аспекты телесного опыта, которые являются проблематичными и угнетающими, мы ощущаем, как нечто происходящее за собственными пределами. Болезни, которые мы испытываем, являются результатом расщепления Self на части и потерей способности отождествлять части с целым. Лишь терапия, рассматривающая личность как целое и не отождествляющая проблему с чем-то, возникающем в какой-либо части, может исцелить. Терапевтический метод должен интегрировать переживание клиентов в целое, восстанавливая и заново присваивая отчужденные аспекты Self, особенно телесные аспекты Self. Перед терапевтами, интересующимися работой в рамках холистического подхода, возникают две проблемы. Первая - традиционные терапевтические модели, рассматривающие тело и психику как отдельные сущности, причем «Я» или Self обычно идентифицировались с психическим функционированием. Или рассудок лечат с помощью вербальной терапии, или тело с помощью физической терапии. И в том, и в другом случае происходит разделение личности на части, и подобные методыне могут излечить расщепление, в результате приводящее к состоянию, которое мы надеемся исцелить. Во-вторых, люди попадают к терапевту с различными «дистанциями» между чувством Self и телесным процессом, а также с разной степенью доступа к собственному телесному опыту. Терапевтам необходимо достичь понимания того, что значит подойти к личности как к целому и определить, что необходимо восстановить из того, что было разделено на части и отчуждено, и поддержать интеграцию этих частей в целостную, функционирующую личность. Ориентации на личность. Традиционно целью психотерапии являлось влияние на психику, как на нечто отдельное от тела, и результатом чего было усиление внимания к преимущественно вербальной методологии, но она никогда не была целостной. Телесно-ориентированная психотерапия, образовавшаяся из сплава и комбинации разнообразных, зачастую несоизмеримых подходов, признающих важность человеческих потенциальных движений, по крайней мере, формально была близка к понятию целостности, холизма. Теперь жемы столкнулись с проблемой выделения подобных влияний на философию и методику. Недавнее резюме (Коgаn, 1980) описывает по меньшей мере 15 различных подходов, грубо определенных как «работа с телом», некоторые из которых являются чисто психотерапевтическими по своей цели, а другие более точно описаны как физические терапии, главной целью которых становится телесное здоровье. С одной стороны, мы имеем чисто психофизические подходы, такие как терапия Райха (Reich, 1942-1945\1972; Ваkеr, 1967), неорайхианские терапии (Lowen,1958: Ке11у,1976: Ке1еmаn,1979,1985) и гештальттерапию (Реrls, 1947/1969: Регls еt а1., 1951): а с другой стороны - преимущественно физические терапии, такие как рольфинг (Rolf,1977), метод Фельденкрайза (Ftldenkais, 1972) и техника Александера (А1ехаndег,1971). Сюда можно добавить практику комбинированных методов, такихкакметод Дарбона (Dаrbоnna, 1976), соединение рольфинга, биоэнергетики и гештальттерапии, или метод Рубенфельда (Rubenfeld, 1984), комбинацию техники Александера, метода Фельденкрайза и гештальттерапии, и метод Меля (Меhl,1981), объединяющий гипноз и прикладную кинезиологию. Все эти методы претендуют называться целостными, и часто таковыми кажутся, - по крайней мере, их главное убеждение состоит в том, что процессы, относимые к телу, и процессы, относимые к психике, определенным образом связаны. Но говорить о личности, как о составленной из соединенных частей вовсе не то же самое, что говорить о ней как о целом; и также использование объединенного вербального и физического вмешательства не приводит к появлению интегрированной терапии. Что же на самом деле означает целостный подход и что делает терапию интегрированным психофизическим подходом? В данной главе будут обсуждаться проблемы и трудности в понимании и работе с личностью как с единым целым, а не как с состоящим из разделенных, но взаимосвязанных частей. Будет выделен процесс развития целостной интервенции, который признает права всех частей личности, при этом подчеркивается путь, по которому эти части формируют целостную личность. Личность как части·. Наука XIX века рассматривала Вселенную как собрание связанных, но четко разделенных частей и частиц, каждая из которых могла быть изучена и понята отдельно. (Воhm,1980). Большинство систем психотерапии и терапии тела придерживаются противоположенной точки зрения и рассматривают личность, как состоящую из сплава частей. С этой точки зрения целое равно сумме его частей. Если личность представляет собой сумму отдельных частей, то, следовательно, каждая из этих частей может быть отделена от целого и рассмотрена, как определенное дополняющее единство°. Эта психотерапевтическая модель рассматривает личность, как состоящую из двух главных типов частей - тела, которое сделано из органов, клеток и т.д. и психики, которая состоит из сознательного и бессознательного, или Self и Ego (зависит от определенной «теории», которой вы отдаете предпочтение), что в комплексе составит личность. В большинстве случаев «Self» или «Я» отождествляется с психикой, которая находится в теле. Эти части рассматриваются как отдельные и не интегрированные области, хотя они могут случайно влиять друг на друга, например, такие телесные явления, как физическая травма или болезнь, могут повлиять на психику, вызывая депрессию, или психические стрессы могут повлиять на тело, вызывая высокое кровяное давление, психосоматические или соматические явления рассматриваются как функции случайных взаимодействий между двумя четко отделенными друг от друга областями. В мире существуют три основные ветви теории «личность, как части»: монизм, дуализм и параллелелизм. Каждое реализуется, в соответствии с системой убеждений, в различных терапевтических подходах. С монистической точки зрения психика - это не более, чем продукт электрофизической химии в мозге, т.е. личность приравнивается к функционированию органов, и проблемы решаются излечиванием соответствующих органов. Этот взгляд привел к появлению современного химиотерапевтического подхода к лечению (биологическая психиатрия), но обсуждаться здесь этот подход не будет, т.к. он не видит пользы в психотерапии для того, что он считает медицинскими проблемами. В дуализме области психика и тело полностью отделены друг от друга, и каждое требует лечения в соответствии с их особенностями; вербальная терапия для психических проблем, а физиотерапия - для телесных недомоганий. В некоторых дуалистических подходах за этими отдельными владениями признается возможность влияния друг на друга, но правильное лечение в области, где кроются «настоящие проблемы», считается наиболее желательным подходом. Я определяю этот подход к лечению, который возникает из дуалистической модели, как сингулярный подход. В параллелистической модели области тела и психики считаются раздельными, но связанными воедино, т.е. одно неизбежно влияет на другое, завися от степени связанности этих частей, проблемы в одной области ведут за собой изменения функционирования другой; и изменение в одной сфере вызывает реакцию в другой. В параллелизме, например, психологический стресс рассматривается, как фактор, влияющий на тело, вызывая физиологическое возбуждение; соматические проблемы могут представлять собой эмоциональные конфликты, или телесное недомогание может вызывать психическую депрессию. Если личность - это набор связанных, но разделенных частей, то тогда каждая часть может быть излечена отдельно, но с пониманием того, что изменения в одной области могут повлиять на другую по причине их тесной связи. Я назвал этот подход к лечению методом чередования. Сингулярные подходы. Большинство терапий, будь то психотерапия или физиотерапия традиционно утверждают сингулярный подход к личности, в философии ли, в методе ли, или в обеих областях. Психологические терапии, такие как психоанализ (Фрейд.1938), клиент-центрированный подход (Роджерс,1951) и рационально-эмотивная терапия (Эллис,1962, Эллис и Харпер, 1968) используют средства почти исключительно вербальные. Практики отождествляют изменения с психическими процессами или структурами. В зависимости от того, насколько телесные процессы связаны с психологическими процессами, как при психосоматических проблемах (физические явления, причиной которых является психика) физические процессы часто рассматриваются как эпифеномены – связанные, но отделенные от лежащих в основе психических явлений. Такие сингулярные по форме многочисленные терапии тела, как структурная интеграция (Рольф,1977), техника Александера (Александер, 1971) и техника Фельденкрайза (Фельденкрайз, 1972) и другие соматические подходы признают вклад психологических процессов в развитие телесного напряжения и нарушение позы. Однако нет формальной методологии работы с психологическими процессами или связывания их с соматической работой. Как и традиционные психологические, эти соматические подходы обращаются с физическим как с существенно отделенным от психического. Поскольку считается, что личность состоит из отдельных частей, и что только один аспект личности проблематичен, сингулярный подход кажется правильным. Когда болит тело вы лечите его соматическим методом и стараетесь как можно меньше внимания обращать на психологический аспект. Когда расстроилась психика, вы лечите ее вербальным методом, и физические проблемы решаются, когда психические решены. Если посмотреть на личность с целостной точки зрения, сингулярный подход представит некоторые философские и методологические дилеммы. Первая состоит в том, что поскольку данный подход обращен только к одному аспекту личности, к части целого, он способствует обособлению и расщеплению Self. Такой источник дисбаланса в организме, когда важная часть личности оказывается неспособной к функционированию, скорее поддерживается, чем излечивается. Даже когда психотерапия вербально обращается к соматическому феномену, интерпретируя соматический симптом, как психологический конфликт, недостаток соматической методологии (прямой работы с телом) оставляет личность с чувством, что части его линейно связаны: психические конфликты являются причиной физических симптомов скорее, чем органическая дилемма, имеющая различные проявления. Бертон (Веrtоn) и Хеллер (Не11еr, 1964) описывают эту дилемму в своих рассуждениях о теле и психоанализе:
«Тело в психоанализе, в конечном счете, становится вместилищем комплексов, в лучшем случае, и помехой психоанализу из-за этих комплексов - в худшем. Оно становится на пути у анализа, и если оно страдает от боли, оно должно быть отнесено к чему-либо, или сама боль должна стать предметом анализа. Таким образом, сегодня мы имеем, да простят мне подобную метафору, анализ всего комплекса, освобожденного от бремени тела... И наказанием за это часто бывает сужение комплекса, помимо ухудшения здоровья пациента. Раз тело не является частью лечения, то оно ему и не подлежит... и ни психика, ни тело сами по себе недостаточны, чтобы составить современного человека как целое» (стр. 125).
Когда нет ясного метода объединения психологических и физических явлений, клиенту легче обособить телесные и психические сегменты, как этои делают терапевты, когда стараются разобраться в клиенте. Некоторые сингулярные подходы признают взаимосвязь, хотя и не подлинную целостность, тела и психики. Такое признание исходит из убеждения во взаимосвязи между структурой и функцией. Например, с психологической точки зрения, если вы измените психологические процессы (конфликт или защиту), то вы измените и соматическую структуру, зависящую от них с соматической точки зрения, если вы измените структуру (тело), то вы измените и функции (психологические), зависящие от нее. Эта предпосылка - структура/функция - подробно описывается во многих соматических терапиях (Рольф, 1977; Барлоу, 1973; Фельденкрайз, 1972; Файтус, 1978) и подразумевается в пути, по которому многие сингулярные подходы и психотерапии понимают соматические жалобы и обращаются к ним. Наиболее общий пример структурно-функциональной взаимосвязи в этих соматических терапиях - пример позы и психического отношения человека, находящегося в депрессии. Если вы измените вялую, согнувшуюся позу, клиент будет чувствовать себя менее угнетенным - функция следует за структурой. Если бы лечение депрессии заключалось лишь в том, чтобы обучить клиента более удобным позам, то не было бы никакой нужды в какой бы то ни было терапии. Угнетенный человек не может поддерживать неугнетенное физическое или психическое состояние, пока подавленные элементы его Self не будут проявлены и чувства, которые подавлялись не освободятся и не заявят о себе. Таким образом, психодинамическое исследование конфликта и подавленния, следы которых находят отражение в депрессии клиента, не всегда улучшают неровное дыхание и искаженную позу, что с целостной точки зрения является неотъемлемым признаком депрессии. Клиенту будет легче вернуться к эмоциональной модели, поскольку физическая модель все же существует и стремиться формировать восприятие и чувства. Я вовсе не хочу сказать, что не существует связи между телесной структурой и организмическими функциями. В самом деле, если бы это было не так, то не было бы никакого смысла писать книгу, в которой исследуется важность телесных явлений в терапии. Многие психотерапевты видели, что клиенты решали некоторые насущные проблемы, и наблюдали, как менялась поза клиента, его дыхание и его манера поведения. Также многие терапевты были свидетелями того, как интеграция равновесия позы улучшала психическое состояние и установку клиента. Я не хочу сказать, что подобные вещи не случаются, но только то, что такие изменения основываются не на случайных связях одной части с другой (психики с телом или тела с психикой), но на том, что все эти аспекты личности - одно целое. Если условия поддерживают интеграцию этих частей, то тогда может возникнуть изменение целого. Но если условия не поддерживают интеграцию, то изменение структуры-в-функцию или функции-в-структуру не происходит или длится мгновение. В сингулярных подходах нет пути восстановления отношений структура-функция как целого с целью предотвращения изоляции этих частей. Сингулярный подход стремится взглянуть на отношения структура-функция как на линейные и идущие в одном направлении. Для человека, прошедшего через различные терапии, не будет необычным не обнаружить никаких изменений в эмоциональной жизни. Зачастую он не способен сохранить позиционные и мускульные организационные изменения, поскольку он не определил место этих физических аспектов в своей эмоциональной жизни, также существуют люди, прошедшие экстенсивную психотерапию, чьи обычные телесные отношения все еще препятствуют инсайту воплотиться в поведение и взаимодействии. Подходы чередования. Одной из альтернатив в создавшейся дилемме сингулярных подходов, является отдание должного уместности соматического и психологического аспектов личности при изменении физических и психологических методов терапии. Каждый, кто испытал чудо телесных изменений и освобождения в телесно-ориентированных искусствах, знает им цену. Подобным образом разрешение длительного эмоционального конфликта или изменение восприятия самого себя, что является результатом психотерапевтической работы, могут утверждать важность такого образа развития. Не разумнее ли будет найти способ объединить эти два метода и тем самым стать способным к работе по интеграции личности? Это было естественным направлением для многих психотерапевтов, изучавших соматические подходы, и для практикующих врачей, изучавших искусство терапии. Одним из способов объединения психической и физической работы является чередование данных типов вмешательства. Эта точка зрения часто характеризуется словом «и», например, биоэнергетика и гештальттерапия и рольфинг (Дарбонн,1976); рольфинг и терапия фантазии (Шутц и Тернер.1977); или техника Фельденкрайза и психотерапия. Терапевт работает с помощью вербальной терапии, а затем с помощью телесно-ориентированного подхода, пытаясь обратиться и к психическому, и к физическому элементам переживания и функционирования клиента. Такое чередование подходов может появиться внутри одной терапевтической сессии или в совершенно разных сессиях, и даже с разными терапевтами. В чередующей работе нет совпадения методов, их используют в разное время, и не делается даже попытки работать одновременно и с телесными, и с психологическими процессами, как с единым целым. Каждому методу свое время. Как говорит Дарбонн (1976) в своей статье о комбинировании рольфинга и гештальттерапии, «в течение сессии рольфинга я не прерываюсь ради использования психотерапии». Проблема чередующего подхода состоит в том, что с тех пор, как существует четкое разграничение между соматической и психологической работой, чувство расщепления может усилиться. Есть физическая и есть психологическая работа, и, хотя, кажется, что они связаны, они рассматриваются и используются отдельно. Неразрывность психических и физических процессов не может быть полностью отражена, когда рабочий метод обращен к одному аспекту личности в определенное время. Настоящий смысл единства нашего существования трудно ощутить, когда работа с телом ведется в одно время, а психологическая работа – в другое. Как и прежде это не означает, что интеграция (чувство Self как целого) не достигается в чередующем подходе (см., например, у Шутца и Тернера, 1977). Однако эта интеграция зависит от определенных способностей клиента, которые терапевт не может автоматически предположить. Процесс отчуждения и как результат обособление, расщепление между частями Self, часто разрушают переход от одного метода к другому. С клиентами, которые не так явно отделены от своего тела или когнитивных процессов, такой переход может осуществиться. С другими чувство разъединения может скорее усилиться, чем исцелиться вследствие перехода от одного вида работы к другому, потому что этому методу не свойственны функции «наведения мостов». К тому же с тех пор, как эти терапии используются без необходимости методологического и философского согласования друг с другом, клиенты могут получать противоречивое переживание.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.18.238 (0.011 с.) |