Интеграция как процесс развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеграция как процесс развития



Возможно, что читателю уже стало ясно, что хотя и желаемые с философской точки зрения, условия, необходимые для интегрированой работы, часто не существуют для многих людей, проходящих индивидуальную терапию. Как ранее подчеркивалось в этой книге, начальная ситуация для многих из нас, клиентов и терапевтов - это переживание своего существования как фрагментарного или отождествленного с разными частями до такой степени, что понимание себя как целого, и тем самым возможность интегрированной работы, едва ли могут появиться на начальном этапе терапии. Именно переживание себя разделенным на части заставляет обратиться к терапии. Так, хотя наша точка зрения заключается в том, что личность - это целое, она далека от исходной точки терапии в отношении переживания себя.

Даже холистический подход должен начинаться в существующих условиях переживания Self, состоящего из частей и работы по осознаванию частей и того, как они поддерживаются отщепленными от целого, а затем работы по интеграции переживания личности в чувство Self как целого.

Целостность не может быть передана терапевтом с помощью теоретического положения, ей нельзя «научить», подобно тому, как учат идеям и понятиям (Ф. Перлз и др. 1951).

 

Предмет нашего спора не в том, что эти концепции - Тело, Психика - обычные ошибки, которые могут быть исправлены конкурирующими гипотезами и проверками, или что они - лишь семантически неправильно употребляемы. Скорее, они даны в непосредственном переживании определенного рода и могут утратить свою остроту и очевидный вес, только если изменятся условия этого переживания (стр. 266).

Терапия - это процесс развития, в котором мы должны создавать условия, необходимые для продвижения вперед к ощущению целостности. Таким образом, мы можем рассматривать интегрированную работу скорее как кульминацию развивающейся последовательности чем как «реr sе», исходный пункт терапии.

Определенная основа должна существовать для того, чтобы стал возможным такой высокий уровень организменной интеграции. В какой же точке может закономерно возникнуть интегрированная работа? К тому же если мы должны приспосабливать не клиента к терапии, а терапию к клиенту, как мы объясним различия в индивидуальных потребностях и развитии? Интегрированную работу можно рассматривать как конечную цель холистической терапии, но не будет ли это неуважением к клиентам как они есть - подталкивать его к цели терапевта (интеграции), если потребность в ней ему не очевидна. Интегрированная терапевтическая работа требует ряда условий, чтобы быть возможной и адекватной:

1) Достаточная степень телесного осознавания. Без адекватного осознавания тела клиент теряет значительную часть данных, которые создают целое, к которому мы стремимся. Степень же, с которой многие из нас препятствуют выражению своих телесных ощущений, совершенно ясна любому терапевту, использующему телесные подходы в терапии. Прежде чем станет возможной объединяющая работа, должны существовать хотя бы несколько ограниченные способности к осознаваниютела.

2) Достаточная степень осознавания связи Self с темами и проблемами проистекающей жизни. Без чувства взаимосвязи психологических явлений со своей жизнью интеграция не имеет основания. Например, если у меня нет представления о значимых темах, где я испытываю сложности, представления о связи моей личной истории с моим функционировании в настоящем времени, и о соответствии моего функционирования в данный момент тому, что я представляю собой как личность, то тогда нет того, что можно связать с телесными процессами. Я должен осознать, что проблемы сегодняшней жизни не случаются со мной, но имеют нечто общее с тем, как я существую и как я отношусь к миру.

3) Базовая уверенность в связанности телесных процессов и психологических явлений. Когда развивается осознание тела и психологического функционирования, обособление этих двух частей должно постепенно исчезать. Должна существовать базовая уверенность в связи этих двух вещей, чтобы привести клиента к интеграции более высокого уровня. В то время как некоторые люди, входящие в терапию, могут уже ощутить некоторую степень объединения, для большинства это не всегда очевидно. Это строится из маленьких связок, накапливающихся в процессе терапевтических экспериментов, т.е. из переживаний клиента происходит воссоединение разлома между физическим и психическим процессами.

 

Исходя из общего принципа, что личность является целым, и что терапия это процесс развития условий переживания себя как целого, мы можем теперь рассматривать подходы чередования, уровневый и интегрированный скорее как стадии процесса развития, а не как отдельные методы. Таким образом, терапевт может использовать сингулярный подход, подход чередования или уровневый подход для создания фундамента интеграции, то есть как подходящий для определенных ступеней развития, а не как находящиеся в противоречии с интеграцией (если предположить, что измененные и объединенные эти методы совместимы в теории, философии и применении).

Также, терапевт может считать философию и конечную цель интегрированной работы основными принципами, не теряя видения клиента таким, какой он есть. Тем самым мы можем определить степень интеграции каждого и помочь приспособиться к обстоятельствам жизни, а не критиковать недостаточную интеграцию. Благодаря этим принципам и наша философия и наш подход позволяет нам воспринимать других и подойти к ним и к себе как к целостным существам, ничего не теряя за бортом.

 

Процесс Работы

 

Целое больше, чем сумма его частей, но оно, тем не менее, состоит из частей°.

Для того, чтобы произошла интеграция, части нуждаются в том, чтобы быть принятыми в Self (интегрирующая функция организма). Большинство людей, приходящих на терапию, идентифицируются с одной частью в ущерб другим частям, обладая значительными неосознаваемыми областями и не замечая свои разнообразные характеристики (особенно касаемо неосознавания телесного процесса), или же они приходят на терапию с некоторыми отчужденными аспектами своего процесса, которые «причиняют неудобства» и их требуется исправить. Все описанные возможности демонстрируют, что терапия не начинается с того места, где возможна работа по интеграции.

Одна женщина была направлена своим врачем-терапевтом за помощью при боли в спине, которой он не мог найти никаких клинических объяснений или нарушений. Она вошла в психотерапию, как есть, «принеся мне свою спину». У нее было следующее отношение к своему телесному нарушению: «Сделайте так, чтобы оно перестало мне причинять боль, и портить мою жизнь», что говорит о той степени, в какой она переживала свою боль в спине как нечто вне Self. У нее не было контакта со своей болью в спине как ее болью, и на самом деле, присутствовало небольшое осознавание тела, за исключением переживаемой боли. Она описывала свою жизнь как вполне хорошую и не говорила ни о каком осознаваемом напряжении в жизни, кроме как о боли в спине, которая как будто бы забирала всю жизненную энергию и внимание.

Ранее в своей карьере и даже сейчас иногда, когда усталость диктует целесообразность, я бы попробовал объяснить такой клиентке значение ее телесного симптома как проявление Self, или сказал бы, что должно быть в ее жизни происходит больше, чем оно видно. Но моя задача состоит не в том, чтобы сделать так, чтобы она согласилась с моей системой убеждений о единстве тела и Self, но поддержать развитие ее способности переживать собственные симптомы как часть ее Self как целого.

Я начал с серьезного рассмотрения ее проблемы, принимая «ее спину» как нашу начальную точку и понимая важность ее ощущения сепарации от этой ее части. Я работал напрямую с ее спиной: посредством обучения ее работе с дыханием; используя прикосновение для обучения расслаблению и освобождению мускульных спазмов; и посредством работы по развитию осознавания тела и того, что она делает влияет на ее телесное состояние (то есть, что увеличивает или уменьшает боль, способствует напряжению или расслаблению). Начальная фаза данной развивающей работы является сингулярной по своей природе; наша работа была сфокусирована в основном на теле, с небольшими вливаниями эмоционального или психологического. Но ее осознавание развивалось, и боль в спине становилась более дифференцированным переживанием: нечто, что меняется во времени и в зависимости от жизненных событий, нечто, на что она может влиять своим осознаванием.

По мере развития осознавания у клиентки, я стал предлагать ей делать утверждения о своих переживаниях спины во время нашей работы: изменить «Моя спина болит» на «Я делаю больно», и «Моя спина чувствует себя под давлением» на «Я под давлением» (см. восьмую главу). Подобная уровневая работа помогла навести мосты между ее телесным процессом и чувством Self. Мы начали говорить о разных вещах в ее жизни, про которые она чувствует боль, и о способах, какими она давит себя или испытывает давление со стороны других. Мы провели несколько сессий, чередуя телесную работу с вербальным обсуждением ее жизненной ситуации: ее замужества, семьи, и то, как именно эти ситуации причиняют ей боль.

Позже в нашей работе сессии приняли более интегрированный характер, телесно-ориентированная работа со спиной естественным образом преобразилась в экспрессивное движение, связанное с ее жизненной тематикой. Например, она начала осознавать сдерживание в «горячих точках» спины; эксперименты про «позволить выйти накалу» превратились в злобные слова, обращенные к мужу. Похожим образом наше обсуждение ее жизненных тем соединялось с телесной экспрессией и чувствованием. Например, когда мы говорили о том, что она испытывает трудности в отстаивании своих потребностей в конфликте со свекровью, я попросил ее встать в терапевтической комнате и поэкспериментировать с тем, как она поддерживает себя посредством позы, как она выражает те вещи, которые она хочет сказать своей свекрови. Боль в спине стала четко связана с давлением на нее свекрови и подчинением семейным стандартам.

Если мы рассмотрим начальную точку для этой женщины в терминах трех критериев интегрированной работы, то станет видна ее степень телесного осознавания, осознавания жизненных тем и степень уверенности во взаимосвязи тела и жизненного процесса, - и все это делало невозможным интеграцию для нее. Однако я не осуждал ее за неинтегрированность, наоборот, я принимал ее ощущение себя таким, каким оно было, доверяя нашей работе и взаимоотношениям развивать осознавание и присвоение ее частей, тем самым, она смогла обнаружить более высокопорядковую интеграцию, которая ей требовалась для переживания себя, себя как целостного существа.

История данного случая описывает работу одновременно длительную и интенсивную, вследствие природы личности и ее потребностей развития. С другими людьми интенсивная телесно-ориентированная терапия по описанию не была бы настолько сильно сфокусированной, так как проблемы, принесенные ими на терапию, не имеют столь четкой телесной природы.

Например, человек, пытающийся принять решение про развод с женой, привносит иной фокус в терапию.Мы начали с того, что нужно было некоторое время для разъяснения и понимания природы решения для клиента и контекста, где оно возникло. В течении одной из сессий я отметил, что он пытается приблизиться к важному жизненному решению с помощью исключительно логических и интеллектуальных средств. Какие еще источники информации были ему нужны для принятия решения? Отсутствовала информация от «других частей себя», от всего, что ниже головы; я стал работать про оживление его телесных ощущений через дыхание и движение, для того чтобы увидеть, что говорит сердце о его решении, или живот, руки, гениталии. Eго самого становилось все больше доступно для нашей работы, он смог совместить все свои части для вынесения решения и понять природу своего решения – разные его части давали разную реакцию на вопрос о браке. В таком случае телесно-сфокусированные эксперименты были вкраплениями (форма подхода чередования) в ходе нашей «разговорной терапии» и создали базу для более интегративной работы над рассматриваемой проблемой.

С другим человеком может потребоваться длительное развитие в одной из сфер перед тем, как появится контекст для чередования телесной и вербальной работы. Например, я часто вижу людей, которые начинают терапию с проблемы различения Self и других людей. Они не могут сделать различие между тем, как другие к ним относятся, и как они сами себя переживают; у них есть трудности с восприятием собственных желаний и потребностей; сложности с тем, чтобы действовать уверенно; они могут быть крайне запутаны в своих семьях и обладать малым ощущением собственного Self как нечто отдельного; они абсолютно теряют ощущение Self, когда вовлекаются в интимные отношения. С подобными проблемами наша начальная работа фокусируется на развитии ощущения Self. Я полтора года раз в неделю работал с женщиной в преобладающе разговорной манере, чтобы отделить ее от ее друзей и семьи. Иногда мы использовали небольшие эксперименты, уделяя внимание ее телесному переживанию для поддержки ее переживания телесных границ и чувств. Но это произошло только когда у нее появилось более дифференцированное ощущение Self как нечто отдельного от других людей, что расширило телесно-ориентированную работу и затем работу по интеграции, и было важным для нее. В отсутствии некого ясного ощущения Self нет контекста для понимания телесного Self.

На рисунке 3-1 показан этот процесс развития и польза каждой модальности внутри холистической концепции. Сингулярная работа развивает осознавание частей, находившихся вне осознавания и тем самым недоступных для личностной интегративной функции.

Рис. 3-1. Схематическое изображение терапевтических модальностей как части развития по направлению к интегрированному целому.

 

Подход чередования развивает ощущение комплиментарности физических и психических процессов и помещает их в одно пространство, или же совмещает их. Права каждого личностного аспекта уважаются, хотя признается их «сосуществование». Уровневая работа позволяет навести мосты меду расщепленными частями Self и является первым приближением к интеграции. Работа по интеграции использует эту базовую работу для преодоления последнего разрыва, и тем самым человек переживает и понимает целое, сформированное из того, что ранее воспринималось как раздельное или вообще никак ясно не переживалось.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.157.56.179 (0.016 с.)