Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уровневые подходы: наведение мостов между частями.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Уровневый подход включает совпадение использования телесных подходов, скажем, технику Фельденкрайза или рольфинг и психотерапевтический метод. Этот подход не так четко обрисован в литературе, но он ясно виден в реальной работе психотерапевтов, послойный подход занимает промежуточное положение между работой с «личностью, как с частями» и работой с «личностью как целым». Послойность сначала кажется объединением. Терапевт может инициировать диалог с клиентом и развивать его в соответствии с работой с полярностями, принятой в гештальттерапии, например, диалог между частями Self. Одновременно терапевт работает над присвоением тела клиента и помогает уменьшить мускульное напряжение, работа представляет собой изящный дует, два параллельных, но разных голоса образуют общую мелодическую линию, физический и психологический методы остаются отдельными голосами, хотя работают вместе. Для неопытного глаза работа кажется интегрированной, и временами она действительно может таковой быть, но для опытного ясна остающаяся граница между соматическими и психологическими процессами. Несмотря на изящный дуэт, уровневая работа продолжает рассматривать личность, как состоящую из отдельных элементов. Как и в чередующем подходе, виден некоторый разрыв между методами, расщепляющий единство физических и психологических процессов. Можно осуществлять одновременно физическую и психологическую работы, которые не имеют общей темы и не переплетаются с опытом клиента точно так же, как когда вы сидите в парикмахерской и ведете разговор о погоде, в то время как вам подстригают волосы Совпадение методов не гарантирует совпадения переживания. Может быть, именно едва неуловимое несовпадение ощущения клиентом телесного Self и его думающего Self и разрушает интеграцию Self как целого. Как было упомянуто выше, способность к разделению работы с телом и психологической работы также содействует поддержанию расщепления Self. Мы часто переживаем свое тело объектом, а не Self. И что бы то ни происходило с телом, когда оно осознанно ощущается и переживается, это легко отделяет его Self. Уровневая работа не обращается к процессам расщепления и проекции тела как объекта, и тем самымне наводит мосты между слоями работы. Другая потенциальная проблема уровневого подхода состоит в том, что физический и психологический методы могут происходить из разных теоретических и философских источников. Например, клиент-центрированная терапия (Роджерс, 1951) и транзактный анализ (Берн, 1964) не включают ясного понимания телесных феноменов в свою теорию и метод. Использование этих подходов вместе с телесными методами привело бы к сохранению слоев физической и психологической работы параллельными и разъединенными. Нет ясного понимания важности или связи телесных феноменов и эмоциональных процессов, и это означает, что нет методологически четкого способа совместить все уровни работы. Хуже того, последний подход не исключает использования двух методов, противоречащих друг другу философски и теоретически. Например, гештальттерапия и рольфинг по-разному смотрят на природу напряжения как сопротивления°. Это справедливо и по отношению к райхианской и гештальттерапии, которые часто используются вместе (обычно, райхианская техника используется как телесный компонент, а гештальттерапия как вербальный), но их взгляды на личность резко расходятся·. Данные два несовместимых подхода означают, что: либо а) терапевт должен игнорировать разницу между ними и тем самым поставить клиента в затруднительное положение, например, разница между райхианским взглядом и взглядом гештальттерапии состоит в том, что первый стремится снять сопротивление, а второй, напротив, считает его необходимым; либо б) терапевт должен основательно изменить один из подходов, чтобы тот ничем не походил на исходный. Таким образом, можно законным путем чередовать рольфинг и гештальттерапию, но только если кто-то решается использовать их вместе, то он либо не должен будет строго придерживаться теории и духа рольфинга, либо теории и духа гештальта, или обоих. По настоящему объединенный подход стремится к целостности и в методологии и во взгляде на личность. Личность как целое. Целостный взгляд основан на том принципе, что целое - это нечто большее, чем сумма его слагаемых, или отличается от нее. Целое – это не просто результат срастания частей, но, скорее, ему присуща особая целостность, структура и интеграция частей. Например, слово состоит из частей, называемых буквами, которые могут состоять отдельно, но слово, сформированное из букв, это целое само по себе, и существенно отличается от простого набора букв. Оно имеет особый порядок и форму. Также и большее по размеру целое - предложение, состоящее из слов, - не просто эффект сложения набора слов, но оно имеет свое собственное значение благодаря своей структуре. Те же слова могут составить другое предложение с совершенно другим значением, совершенно новое целое, и каждое целое - это нечто большее, чем сумма его частей. В человеческой сфере принцип холизма призывает нас взглянуть на личность в ином свете, отличном от того, который превалирует в культуре и науке. С точки зрения традиционной дуалистической перспективы, мы определяем «личность» как набор частей, собранных вместе: тело, которое само - собрание частей, в нем находится психика, так же состоящая из частей (например, эго, ид, супер-эго, или Я-концепция, персона и т.д.) Как китайский ящик, тело содержит психику, которая содержит Self и т.д. Рассматривать личность как целое, большее, чем сумма его частей, - значит рассматривать личность во всех ее частях: тело, психика, мышление, чувства, воображение, движение и т.д., но это не то же самое, что рассматривать каждую часть отдельно. Интегрированное функционирование различных аспектов целого, во времени и пространстве, что и есть личность. С этой точки зрения считать один аспект личности исключительной причиной возникновения проблемы - значит искусственно разделять то, что на самом деле - функционирующее единство. Интегрированный подход Интегрированный подход к личности старается взглянуть налюбой процесс (такой как конфликт, жизненная тема, физический симптом) как на часть большого целого, которое включает соматические и физиологические аспекты. Любое психологическое явление (например, конфликт между частями Self, эмоциональная травма, незавершенное действие) есть часть большого гештальта, которое включает физическое выражение этой дилеммы (например, паттерн, напряжение, манера поддерживания тела, задержка дыхания). Любой соматический симптом, такой как хроническое напряжение или искажение позы, - есть выражение большого целого, включающее психологическую дилемму и являющееся частью его выражения. Обратите внимание на употребление слов «включает» и «часть» вместо «порождается» и «причина». Классический психосоматический взгляд, существующий в психотерапии, заключается в убеждении, что психологический конфликт является причиной физическихсимптомов. Интегрированный подход рассматривает и то и другоекак единое выражение Self или, в терминах гештальттерапии – организма. В отношении метода интегрированный подход нацелен на совмещение всехаспектов личности так, чтобы личность могла переживать себя единым организмом, а не смешением частей. С этой точки зрения терапевтическая техника не должна расщеплять личность, рассматривая какой-либо один аспект личности как непременно отличающийся или отдельный от других. А именно, в интегрированной терапии: - Психологический процесс, будучи вербализованным - например, конфликты или убеждения - явно связаны со своимителесными выражениями. - Физические процессы, такие как позы, мускульное сдерживание и соматические нарушения, рассматриваются как значимые выражения личности. - И физические, и психологические процессы рассматриваютсякакаспекты одного целого - личность/организм - деление на части внутри каждого владения - предмет терапевтического рассмотрения. Терапевтическая техника стремится вернуть ощущение Self как целого и восстановить соответствующую идентичность частей Давайте рассмотрим несколько примеров. Возьмем случай, когда у клиента возник дискомфорт в сексуальной сфере. Терапевт, приверженец исключающего подхода, может рассматривать негибкость контроля супер-эго клиента или его иррациональные убеждения, касающиеся секса. Соматический терапевт может сосредоточить внимание на снятии напряжения в области таза клиента. В интегрированной терапии, однако, напряжения в области таза, сдерживание противоположных движений и дыхания, и убеждения с конфликтами внутри личности видятся тождественными между собой. Сексуальные конфликты включают обе сферы: и физическое напряжение и психический конфликт. В интегрированной терапевтической работе эти две вещи объединены вместе и рассматриваются как функциональное целое, причем внимание уделяется тому, как переживается данный конфликт между Self и телом, что демонстрирует отчуждение телесных аспектов Self. Также, физические симптомы, такие как напряжение в плечах, являются частью целого, включающего и психологический контекст. Например, такое напряжение может сдерживать за спиной руки, чтобы клиент не поддавался импульсу оттолкнуть кого-либо и установить границы. Терапевтическая работа должна помочь не просто избавиться от напряжения в плечах, но и соединить это напряжение с уверенностью: «Я не должен настаивать на моем желании оттолкнуть», и проработать незавершенную ситуацию, которая вызывает в клиенте страх и напряжение, освобождая его руки для агрессивного движения. Под связью я подразумеваю не только интеллектуальное понимание или интерпретацию, но переживания в настоящий момент взаимного тождества, целостности, напряжения в плечах и страха утверждения своих прав. Пренебречь напряжением и работать только с убеждениями - значит пренебречь целым и оставить опыт клиента разделенным ине связанным.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.64 (0.007 с.) |