Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Знакомство с учебной книгой.↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Введение В настоящем пособии предлагается система работы по обучению детей математике во 2 классе. Уроки разработаны в соответствии с новой программой по математике для второго класса начальной школы, рассчитанной на 136 учебных часов, и учебником «Математика. 2 класс» авторов М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой (традиционная система обучения). В разработках уроков представлены различные приемы объяснения нового материала, дополнительный материал для устного счета, рекомендации по работе над задачами. При работе над задачами учащиеся учатся записывать их кратко. Краткая запись помогает ученикам лучше понять содержание задачи и ее структуру, представить взаимосвязь между искомыми и известными величинами. Во втором классе идет работа над разделом «Числа от 1 до 100». Основные задачи при работе над этим разделом – изучение внетабличного сложения и вычитания чисел в пределах 100, а также умножение однозначных чисел и соответствующие случаи деления. В пособии раскрываются приемы работы при изучении материала данного раздела. Во втором классе учащиеся знакомятся с записью сложения и вычитания столбиком (данный материал впервые предусмотрен программой 2 класса), поэтому в настоящем пособии подробно раскрывается система работы при изучении тем «Письменное сложение», «Письменное вычитание», «Умножение», «Деление». В пособии даны рекомендуемые схемы-опоры, которые можно использовать при работе над задачами разного вида, а также материал, способствующий развитию внимания, наблюдательности, мышления детей, привитию им интереса к математике.
I полугодие Числа от 1 до 100. Нумерация
У р о к 1. Знакомство с учебником. Цели: познакомить учащихся с новой учебной книгой «Математика. 2 класс»; повторить изученное в 1 классе о числах 1–20; закреплять знания учеников о задаче; развивать навыки счета, мышление. Ход урока I. Организационный момент. II. Знакомство с учебной книгой. – Рассмотрите ваш учебник математики. – Что привлекло ваше внимание? – Что особенно заинтересовало? Далее обращается внимание детей на авторов, создавших учебник, на условные обозначения, данные в книге, на то, что следует беречь учебник и как работать с ним. III. Устный счет. 1. «Цепочка». 2. Задание 2 (с. 4 учебника). Выполняя это задание, учащиеся повторяют термины «увеличить», то есть сделать данное число больше, и «уменьшить», то есть сделать данное число меньше. (Лучше, если задание будет записано на доске.) IV. Развитие навыков счёта. Повторение нумерации чисел от 1 до 20. 1. Назови соседа. Учитель просит учеников назвать «соседей» чисел: 15, 18, 2, 7, 10, 13. (Данную работу целесообразнее проводить с использованием сигнальных карточек.) 2. Какое число пропущено? На доске записаны пары чисел, дети должны назвать (показать сигнальной карточкой) число, стоящее между данными числами: 17 * 19 15 * 17 8 * 10 6 * 8 18 * 20 3. На доске записаны числа: 19, 15, 8, 3, 17, 1, 20, 6, 12. – Что хотите сказать? – Расположите данные числа в порядке увеличения. – Проверьте работу друг друга. (1, 3, 6, 8, 12, 15, 17, 19, 20.) – Можно ли полученную запись назвать отрезком числовой прямой? – Почему? (Потому что числа записаны не по порядку следования друг за другом.) – Вставьте недостающие числа таким образом, чтобы у вас получился отрезок числовой прямой. – Проверьте работу друг друга. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.) Далее учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть выражения, записанные на доске: 6 + 3 2 + 8 9 – 6 10 – 2 3 + 6 8 + 2 9 – 3 10 – 8 – Что увидели? – На какие две группы можно разделить данные выражения? (Учителю следует добиваться от учащихся того, чтобы они нашли несколько вариантов ответа на поставленный вопрос. В данном случае можно разделить выражения следующим образом: а) суммы и разности суммы разности 6 + 3 9 – 6 2 + 8 10 – 2 3 + 6 9 – 3 8 + 2 10 – 8 б) выражения, связанные между собой 6 + 3 2 + 8 3 + 6 8 + 2 9 – 3 10 – 8 9 – 6 10 – 2.) V. Работа над задачами. Учитель предлагает учащимся прочитать в парах текст из задания 4 (с. 4 учебника, ч. 1). – Является ли прочитанный вами текст задачей? (Да.) – Почему так считаете? (Потому что в нём есть условие, т. е. то, что известно, и вопрос, т. е. то, о чём спрашивается; есть данные числа и искомое число.) – Сколько действий следует выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи? (Одно.) – Каким действием будете решать задачу? (Сложением.) – Почему? (Потому что нужно узнать, сколько всего карандашей в двух коробках.) – Запишите решение. (10 + 6= 16 (к.).) – Дайте ответ на вопрос задачи. (В двух коробках 16 карандашей.) – Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась вычитанием. (На сколько во второй коробке карандашей меньше, чем в первой? На сколько в первой коробке карандашей больше, чем во второй?) – Запишите решение. (10 – 6 = 4 (к.).) – Дайте ответ на вопрос задачи. (Во второй коробке на 4 карандаша меньше, чем в первой. В первой коробке на 4 карандаша больше, чем во второй.) Затем учитель читает учащимся задачу 5 (с. 4 учебника, часть 2). (Лучше, если учитель прочитает детям только второй вопрос задачи, это заставит детей вспомнить о том, что задачи бывают простые и составные.) – Я прочитала вам задачу? – Докажите. – Назовите условие. – О чём в задаче спрашивается? – Назовите данные числа. Далее под руководством учителя выполняется краткая запись задачи. Было – 5 т. и 5 т. Отдал – 2 т. Осталось –? – Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.) – Почему? (Так как неизвестно, сколько тетрадей было у Васи.) – Можно ли узнать, сколько тетрадей было у Васи сначала? (Да.) – Как вы это сделаете? (Нужно к пяти тетрадям в клетку прибавить пять тетрадей в линейку.) – Запишите первое действие. – Зная, сколько тетрадей у Васи было, можно узнать, сколько тетрадей у него осталось? (Да.) – Какое действие следует выполнить? (Вычитание.) – Запишите второе действие. – Дайте ответ на вопрос задачи. (Ответ: у Васи осталось 8 тетрадей.) – Задача, которую вы сейчас решили, простая или составная? (Составная, так как решается двумя действиями.) VII. Самостоятельная работа учащихся. В заключение урока учащиеся самостоятельно выполняют задание 7 (с. 4 учебника, ч. 1), в котором находят значения выражений. Самопроверка. VIII. Итог урока. – Что хотите сказать о сегодняшнем уроке? – Что особенно запомнилось, понравилось? – Что было трудным? Как вы думаете, почему?
Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. Дополните до 10 числа: 8, 7, 6, 9, 5. 2. Уменьшите на 4 числа: 10, 14, 8, 9, 4. 3. Узнайте число. – Это число меньше 20, но больше 18. (19.) – Назовите число, если оно меньше 16, но больше 14. (15.) – «Соседями» этого числа являются числа 12 и 10. (11.) – Это число меньше десяти, но больше восьми. (9.) 4. Назовите «соседа».
IV. Работа над задачами. Учитель читает задачу из задания 7 (с. 5 учебника, часть 1). (Лучше, если будет прочитан только второй вопрос задачи.) – Это задача? (Да.) – Почему так считаете? (Есть условие и вопрос, данные и искомые числа.) – Прочитайте условие задачи. (В первом ряду кинотеатра занято 8 мест, а во втором – на 2 места больше.) – О чём в задаче спрашивается? (Сколько мест занято в этих двух рядах?) – Составим краткую запись. (Один из учеников выполняет работу на доске.) – Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, т. к. неизвестно, сколько мест занято во втором ряду.) – Можем это узнать? (Да.) – Зная, сколько мест занято во втором ряду, можем ответить на вопрос задачи? (Да.) – Запишите решение задачи самостоятельно. (Один или два ученика выполняют задание на закрытой доске.) Сравните решение, записанное вами, с работой, выполненной на д о с к е. (1) 8 + 2 = 10 (м.) – во втором ряду. 2) 10 + 8 = 18 (м.) – всего.) – Запишите ответ задачи. (Ответ: в двух рядах занято 18 мест.) VI. Итог урока. – Что вспомнили, повторили сегодня на уроке? – Какое задание было для вас самым интересным? – Какое самым сложным? – Что бы вам хотелось выполнить ещё? – Какова ваша роль на этом уроке?
У р о к 3. Десяток. Цели: повторить изученное в первом классе о десятке как о единице счёта; показать, как образуются числа, состоящие из десятков, познакомить учеников с названиями данных чисел; продолжать работу над задачами изученных видов; развивать навыки счёта учащихся. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. На д о с к е записаны числа: 10 11 13 15 16 17 20 – Что заметили? – Вставьте пропущенные числа. – Прочитайте хором записанные числа. – Составляют ли данные числа отрезок числового ряда? – Почему так считаете? 2. Вставьте пропущенные числа и знаки арифметических действий. 3. Задание на смекалку. Оле 6 лет, её брат Витя старше сестры на 4 года. На сколько лет Витя будет старше Оли через 2 года? IV. Работа над задачами. Учащиеся под руководством учителя разбирают задание 3 (с. 6 учебника, часть 1). – Прочитайте текст. – Является ли он задачей? – Докажите. – Прочитайте условие. – Как должен звучать вопрос? (Сколько марок осталось у Васи?) – Каким действием следует решать задачу? (Вычитанием.) – Запишите решение. – Дайте ответ на поставленный вопрос. Далее учащиеся читают и разбирают задачу 4 (с. 6 учебника, часть 1). – Прочитайте текст в задании 4. – Является ли он задачей? – Докажите. – Прочитайте только условие. – Найдите и прочитайте вопрос. – Составим краткую запись. – Каким действием нужно решать задачу? (Вычитанием.) – Почему? Ведь в задаче спрашивается, на сколько папа старше мамы? (Это задача на сравнение. Для того чтобы сравнить два числа, т. е. узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.) – Запишите решение. (Решение выполняется с объяснением: 40 – это 4 десятка, 30 – это 3 десятка. Из четырёх десятков вычесть три десятка, останется один десяток, или число десять. Значит, из сорока вычесть тридцать, останется десять.) – Сформулируйте и запишите ответ задачи. (Ответ: папа старше мамы на 10 лет.) V. Решение выражений. В заключение урока учащиеся выполняют задание 5 (с. 6 учебника, часть 1). Первый и второй столбик дети решают самостоятельно, с последующей взаимопроверкой в парах. – Что интересного заметили, выполняя задание? (В первом столбике уменьшаемое 9, а вычитаемые уменьшаются на один, соответственно, значения разностей увеличиваются на один. Во втором столбике, чтобы соблюдалась закономерность, в последней сумме нужно поменять слагаемые местами, тогда первые слагаемые будут уменьшаться на один, вторые слагаемые – одинаковые, соответственно, значения сумм уменьшаются на один.) Третий и четвёртый столбики выполняются с комментированием. VI. Итог урока. – Какие открытия сделали на уроке? – Какое задание понравилось вам больше всего? – Чем? – Для чего нужны знания, полученные вами на сегодняшнем уроке?
Ход урока I. Организационный момент. 10 10 10 10 10 10 III. Устный счет. 1. И г р а «Молчанка». 2. Расположите числа в порядке возрастания: 30, 20, 10, 90, 60, 70, 50, 40. – Образуют ли данные числа отрезок числового ряда? (Нет.) – Почему? VI. Сравнение чисел. – Сравните числа. 4 дес. * 4 дес. 2 ед. 10 дес. * 9 дес. 9 ед. 5 дес. * 7 дес. 3 дес. * 2 дес. Задание выполняется устно, с подробным объяснением, один ученик выполняет работу на доске. VII. Работа над задачами. На данном этапе урока работа проводится по заданиям 3, 4 (с. 7 учебника, часть 1). Учитель может предложить учащимся прочитать сразу тексты из обеих задач. – Какой из прочитанных вами текстов является задачей? Какой нет? – Почему вы так считаете? (В каждом тексте есть условие и вопрос, есть данные и искомые числа.) – Чем похожи задачи? (Данными числами.) – Чем различаются? – Для решения задач вы выберете одно и то же арифметическое действие? (Нет.) – Почему? Далее учитель может предложить детям решить задачи по вариантам, предварительно обговорив, как будет выполнена краткая запись. З а д а ч а 3. Девочек – 7 чел. Мальчиков –? на 2 чел. больше 7 + 2 = 9 (мальчиков). О т в е т: на прогулку вышло 9 мальчиков. Или: О т в е т: 9 мальчиков. З а д а ч а 4. Мальчиков – 7 чел. Девочек –? на 2 чел. меньше 7 – 2 = 5 (девочек) О т в е т: 5 девочек каталось на карусели. Или: О т в е т: 5 девочек. П р о в е р к а выполненной детьми работы осуществляется с доски (самопроверка). VIII. Самостоятельная работа. Учащиеся выполняют самостоятельно задание 5 (с. 7 учебника, часть 1) с последующей взаимопроверкой. (Те учащиеся, которые затрудняются в выполнении задания, могут воспользоваться помощью числовой прямой.) IX. Задание по образцу. В заключение урока дети выполняют задание на полях с.7 учебника (часть 1): продолжают узор и раскрашивают его, соблюдая подмеченную закономерность. X. Итог урока. – Что хотите сказать? – Чем запомнился вам урок? – Что бы вам хотелось выполнить ещё? – Чью работу на уроке хотели бы отметить?
Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счет. 1. «Цепочка». 2. «Какое число пропущено?». V. Работа над задачами. Фронтально разбирается задача 6 (с. 8 учебника, часть 1). Учащиеся выделяют в задаче условие, вопрос, называют данные и искомое числа, затем составляют краткую запись, обосновывают выбор арифметического действия, с помощью которого будут решать задачу, после чего записывают решение, формулируют и записывают ответ задачи. Письм. стол – 7 дм Журн. столик – 5 дм 7 – 5=2 (дм). О т в е т: на 2 дециметра журнальный столик ниже письменного стола. Или: О т в е т: на 2 дециметра. Задачу 5 (с. 8 учебника, часть 1) дети могут решить самостоятельно (предварительно фронтально выполняется краткая запись). I – 10 цифр II –? на 3 цифры меньше 1) 10 – 3 = 7 (ц.) во 2 строке. 2) 10 + 7 = 17 (ц.) – всего. О т в е т: Юра написал 17 цифр. VII. Итог урока. – Чему научил вас урок? – Что для вас было особенно трудным? – Что помогло справиться с трудностями?
Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счет. 1. «Цепочка». 2. Назовите верные равенства. 9 – 2 = 8 2 + 0 = 3 7 – 3 = 4 5 + 4 = 9 5 + 3 = 8 0 + 0 = 0 9 – 5 = 4 7 – 1 = 5 – Неверные равенства измените так, чтобы они стали верными. (Дети могут изменить неверные равенства разными способами. Желательно рассмотреть все варианты.) Н а п р и м е р: 9 – 2 = 8 10 – 2 = 8 9 – 1 = 8 9 – 2 = 7. V. Работа над задачами. Учитель предлагает учащимся прочитать задачи из задания 5 (с. 9 учебника, часть 1). – Что хотите сказать? – Как вы думаете, связаны ли задачи между собой? – Каким образом? (Искомое число первой задачи становится данным числом второй.) – Как проверить справедливость вашего мнения? (Решить первую задачу.) – Какое действие выберете для решения первой задачи? (Сложение.) – Почему? (Коле подарили 4 книги, значит, книг у него стало больше.) – Запишите краткую запись, выполните решение. Было – 6 книг Подарили – 4 книги Стало –? Или: 6 + 4 = 10 (книг) – Сформулируйте ответ задачи и запишите его. (Ответ: у Коли стало 10 книг.) Далее аналогично разбирается и решается вторая задача номера. Было – 10 книг Отдал – 2 книги Осталось –? 10 – 2 = 8 (книг). О т в е т: у Коли осталось 8 книг. З а д а ч у 4 (с. 9 учебника, часть 1) можно разобрать устно, предварительно дети подбирают вопрос, соответствующий данному условию. VI. Задание на смекалку. Далее учащимся может быть предложено задание на смекалку (с. 9 учебника, часть 1). Решение: 6 способами: 1) свёкла – морковь 2) свёкла – огурец 3) свёкла – помидор 4) морковь – огурец 5) морковь – помидор 6) огурец – помидор VII. Решение выражений. Учащиеся в парах выполняют задание 6 (с. 9 учебника, часть 1). После проверки задания учитель может спросить учеников о том, как связаны между собой выражения в каждом столбике и какой из столбиков можно считать «лишним». VIII. Итог урока. – Что нового узнали на уроке? – Какую бы работу вам ещё хотелось выполнить? – Какова ваша роль на уроке? – Оцените свою работу.
У р о к 7. Миллиметр Цели: повторить изученное о единицах измерения длины – сантиметре и дециметре; познакомить учащихся с единицей измерения длины миллиметром; продолжать формировать умение учеников сравнивать именованные числа, решать задачи; развивать навыки счёта. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. Назови «соседа». 2. Арифметические ребусы. VI. Решение выражений. Фронтально разбирается задание 5 (с. 10 учебника, часть 1). Особое внимание следует уделить выражениям, где действия производятся с именованными числами. Н а п р и м е р: 5 дм – 20 см. 5 дм – это 50 см. 50 см – 20 см =30 см (или 3 дм). Или: 5 дм – 20 см. 20 см – это 2 дм. 5 дм – 2 дм =3 дм (или 30 см). З а д а н и е 6 (с. 10 учебника, часть 1) может быть выполнено учащимися самостоятельно с последующей фронтальной или самопроверкой (с доски или контрольного листа). VII. Работа над задачами. З а д а ч а 4 (с. 10 учебника, часть 1). При работе над задачей следует обратить внимание детей на то, что вопрос может находиться не только в конце задачи, но и в середине (как в данном случае). Можно предложить учащимся поменять местами вопрос и часть условия, чтобы задача приняла привычный для учеников вид. Высота ёлочки была 7 дм. За лето она выросла на 20 см. Какой стала высота ёлочки? Решая предложенную задачу, учащиеся предварительно преобразовывают величины: либо дециметры в сантиметры, либо сантиметры в дециметры. Таким образом, решение задачи может выглядеть следующим образом: 7 дм = 70 см 70 + 20 = 90 (см) Или: 20 см = 2 дм 7 + 2 = 9 (дм) VIII. Итог урока. – Какие открытия сделали на уроке? – Для чего это нужно знать? – Чью работу вам хотелось бы отметить? – Почему?
У р о к 8. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ Цели: закреплять знание учащимися нумерации чисел в пределах 100; продолжать формировать умение учащихся определять разрядный состав чисел, преобразовывать величины; закреплять умение учеников решать задачи изученных видов; развивать навыки счёта. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. Назовите «соседа». 2. Рассмотрите ряды чисел, выявите закономерности и продолжите каждый ряд в соответствии с подмеченной вами закономерностью. 100, 90, 80, 70, 60, …, …, …, …. 12, 23, 34, 45, …, …, …, …. (В первом ряду каждое последующее число уменьшается на 10, значит, ряд продолжат числа: 50, 40, 30, 20, 10. Во втором ряду каждое последующее число увеличивается на 11, значит, ряд продолжат числа: 56, 67, 78, 89.) 28 28 28 28 46 46 46 46 99 99 99 99 80 80 80 80 – Рассмотрите внимательно записанные вами числа. – Что хотите сказать? – Назовите, сколько в каждом числе десятков и единиц. – Одинакова ли роль цифры 8 в числах 28 и 80? – Какова роль цифры 9 в числе 99? – Назовите другие двузначные числа, в которых десятков столько же, сколько единиц. (11, 22, 33, 44, 55, 66, 77, 88.) IV. Преобразование величин. Учащиеся выполняют с комментированием задание 1 (2, 3, 4-я скобки; с. 11 учебника, часть 1). 2 см = 20 мм. 4 см 2 мм = 42 мм. 30 мм = 3 см. 10 дм = 100 см. 8 см 5 мм = 85 мм. 3 см 2 мм = 32 мм. Также учитель может подобрать к уроку своё подобное задание. V. Работа над задачами. На данном этапе урока работа ведётся по заданиям 5, 6 (с. 11 учебника, часть 1), а также по карточкам, подобранным учителем. Задачи, предложенные в учебнике, разбираются фронтально. Задачи, подобранные учителем, дети решают самостоятельно. Текст задания 6 читает учитель. – Является данный текст задачей? (Нет.) – Почему так считаете? (Отсутствует вопрос.) – Задайте вопрос, соответствующий условию задачи. (Учащиеся могут к данному условию поставить несколько вопросов: · Сколько орехов у Тани в другой руке? · Сколько орехов у Тани в двух руках?) – Какой вопрос следует задать, чтобы получилась составная задача? (Сколько орехов у Тани в двух руках?) Далее составляется краткая запись, учащиеся решают задачу с объяснением, затем формулируют и записывают ответ. Работа по заданию 5 проводится устно. По данным кратким записям ученики составляют 2 задачи. Н а п р и м е р: · На дереве было 8 воробышков. Прилетели ещё 3. Сколько воробышков стало на дереве? · На реке было 15 уток. Улетели 7. Сколько птиц осталось? Затем детям может быть предложена самостоятельная работа. П р и м е р н ы е в а р и а н т ы к а р т о ч е к. · К-1. На одной ветке сидели 5 птиц, а на другой – 6. Сколько всего птиц сидело на ветках? · К-2. В пруду плавали 12 уток. 3 утки вышли на берег. Сколько уток осталось плавать в пруду? · К-3. У Бори 7 машинок. У Вовы на 4 машинки больше. Сколько машинок у Вовы? · К-4. У Тани 9 флажков. У Светы на 2 флажка больше. Сколько флажков у Светы? · К-5. В одной вазе 11 яблок, а в другой на 2 яблока меньше. Сколько яблок во второй вазе? · К-6. Юра нашел 8 грибов, а Петя – на 3 гриба больше. Сколько грибов нашел Петя? · К-7.
– На сколько яблок больше, чем груш? · К-8.
– На сколько помидоров меньше, чем огурцов? VI. Итог урока. – Что особенно запомнилось на уроке? – Что вызвало наибольшие затруднения? – Как вы думаете, почему? – Чем важен сегодняшний урок для вас?
У р о к 9. СОТНЯ Цели: закреплять знания учащихся о том, что 1 сотня – 10 десятков; отрабатывать умение определять разрядный состав числа, роль каждой цифры в числе; продолжать формировать умение сравнивать именованные числа, решать задачи изученных видов; развивать навыки счёта, наблюдательность. Ход урока I. Организационный момент. II. Арифметический диктант. Запишите число, в котором: 2 дес. 1 ед.; 7 дес. 2 ед.; 5 дес.; 1 дес. 5 ед.; 6 дес. 8 ед.; 2 дес.; 3 ед.; 2 ед.; 3 дес. 3 ед.; 9 дес. 9 ед. VI. Работа над задачами. На данном этапе урока учащиеся выполняют задания 6, 7 (с. 12 учебника, часть 1). Одна из задач разбирается фронтально, другая может быть решена детьми самостоятельно с предварительным составлением краткой записи (фронтально) и последующей фронтальной или самопроверкой (1 или 2 ученика выполняют задание на закрытой доске). З а д а ч а 6. 1) 2 + 6 = 8 (кг) – нёс папа. 2) 2 + 8 = 10 (кг) – всего. О т в е т: 10 килограммов овощей. З а д а ч а 7. Было – 5 л. Израсходовали – 2 л и 1 л. Осталось –? 1) 2 + 1 = 3 (л) – израсходовали. 2) 5 – 3 =2 (л) – осталось. О т в е т: осталось 2 литра кваса. VIII. Самостоятельная работа. Ученики выполняют самостоятельно задание 9 (с. 12 учебника, часть 1), в котором находят значения выражений. Выполненная работа проверяется в парах (взаимопроверка). IX. Итог урока. – Что нового узнали сегодня на уроке? – Какая работа была для вас самой интересной? – Что бы вам хотелось выполнить ещё?
У р о к 10. МЕТР Цели: познакомить учащихся с единицей измерения длины – метром; закреплять умения сравнивать именованные числа, преобразовывать величины, решать задачи и выражения изученных видов. Ход урока I. Организационный момент. 4 4 4 4 4 7 7 7 7 7 0 0 0 0 0 – Запишите все двузначные числа, используя цифры 4, 7, 0. (40, 44, 47, 70, 74, 77.) IV. Работа над задачами. Учитель читает ученикам текст из задания 5 (с. 13 учебника, часть 1). – Является ли данный текст задачей? – Почему так считаете? – Поставьте вопрос так, чтобы получилась составная задача. (Сколько страниц занимают обе сказки?) – Составим краткую запись. – Запишите самостоятельно решение задачи. 1)40 + 20 = 60 (стр.) – в другой сказке. 2) 40 + 60 = 100 (стр.) – всего. – Проверим решение. – Сформулируйте и запишите ответ задачи. О т в е т: обе сказки занимают 100 страниц. V. Решение выражений. Учащиеся устно, с подробным объяснением выполняют задание 6 (с. 13 учебника, часть 1), в котором находят значения данных выражений. Выражения могут быть записаны на доске.
Метр – это 10 дм, или 100 см З а п и с ь на доске: 1 м = 10 дм = 100 см
Затем учитель демонстрирует учащимся метр и просит с помощью метра измерить длину и ширину класса, ширину двери, длину доски и т. д. После этого учитель просит учащихся сравнить 1 метр с 1 дециметром и 1 сантиметром и определить, на сколько 1 метр больше 1 дециметра (сантиметра). Учащиеся, рассуждая, сравнивают 1 м с 1 дм и 1 м с 1 см (в случае затруднения ученики могут пользоваться палочками или пучками палочек). 1 м – это 100 см. (100 – это 10 десятков.) 1 дм – это 10 см. (10 – это 1 десяток.) 10 дес. – 1 дес. = 9 дес. (9 дес. = 90.) Значит, 1 м больше 1 дм на 90 см. 1 м – это 100 см. Числу 100 на числовой прямой предшествует число 99. 100 – 1 = 99, значит, 1 м больше 1 см на 99 см. Далее ученики выполняют задание 2 (с. 13 учебника, часть 1) с подробным объяснением. 1 м * 99 см 1 м – это 100 см 100 см > 99 см, значит, 1 м > 99 см. 1 дм * 100 мм 1 дм – это 10 см, в 10 см содержится 100 мм 100 мм = 100 мм, значит, 1 дм = 100 мм. И т. д. В заключение урока дети выполняют задание на смекалку (учебник, часть 1, с. 13). Решение: если четыре года назад Саше было 8 лет, значит, сейчас ей (ему) 12 лет. Соответственно, через пять лет Саше будет 17 лет. VII. Итог урока. – Что открыл для вас урок? – Какие новые знания, умения вы приобрели на уроке? – Оцените свою работу на уроке.
У р о к 11. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В СЛУЧАЯХ Цели: познакомить учащихся с применением приемов сложения и вычитания, основанных на знании десятичного состава числа; развивать умение сравнивать именованные числа, преобразовывать величины, решать задачи и выражения изученных видов; развивать навыки счёта, смекалку, внимание. Ход урока I. Организационный момент. III. Устный счет. 1. «Цепочка». 2. Работа в парах. – Задумайте три двузначных числа. – Уменьшите каждое из задуманных вами чисел на 10. – Назовите вновь полученные числа своему соседу. – Пусть сосед догадается, какие числа были вами задуманы. – Ваш сосед прав? – Задумайте три однозначных числа. – Увеличьте каждое из них на 50. – Назовите вновь полученные числа своему соседу по парте. – Пусть ваш сосед догадается, какие числа вы задумали. – Ваш сосед прав? (Задание может быть выполнено по вариантам.) VI. Работа над задачами. Учащиеся читают задачу 3 (с. 14 учебника, часть 1). – Что в задаче известно? – О чём спрашивается? – Какая это задача: простая или составная? (Составная.) – Рассмотрите, как эту задачу решили 2 ученика. – Кто из них прав? (Оба.) – Объясните, как рассуждала Катя, решая задачу. (Катя сначала нашла общее количество рисунков, нарисованных Настей, а затем из них вычла количество рисунков, взятых на выставку.) – Как рассуждал Дима? (Так как из всех рисунков, нарисованных Настей, на выставку взяли только рисунки, выполненные карандашами, можно из общего количества рисунков, сделанных карандашами (семи), вычесть количество рисунков, взятых на выставку (два), а затем к полученному результату прибавить количество рисунков, выполненных красками.) – Затем разбирается задача 4 (с. 14 учебника, часть 1). Ученики выделяют условие, вопрос, называют данные и искомые числа, составляют краткую запись, затем самостоятельно записывают решение и ответ, которые позже проверяются фронтально. VIII. Итог урока. – Что нового узнали сегодня на уроке? – Что вас больше всего удивило? – Какое задание показалось самым интересным? – Какова ваша роль на уроке?
У р о к 12. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ Цели: развивать умение учащихся представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; продолжать работу над задачами изученных видов; развивать навыки счёта. Ход урока I. Организационный момент. 2 2 2 2 2 2 20 20 20 – Что хотите сказать? – Какова роль цифры 2 в числе 2? В числе 20? III. Устный счет. 1. И г р а «Составь поезд». (Все вагончики дети должны расположить по порядку возрастания значений от 1 до 12: 10 – 9, 11 – 9, 9 – 6, 11 – 7, 12 – 7, 14 – 8, 13 – 6, 16 – 8, 12 – 3, 15 – 5, 3 + 8, 12 – 0.) V. Развитие навыков счёта. Учащиеся устно, с объяснением выполняют задание 5 (с. 15 учебника, часть 1). Особое внимание детей следует обратить на второй столбик примеров, в котором прослеживается закономерность. – Что заметили? (Первое слагаемое в каждой следующей сумме увеличивается на 10, соответственно значение каждой последующей суммы увеличивается на 10.) Продолжите данный столбик, соблюдая подмеченную вами закономерность. (48 + 1 – 9 58 + 1 – 9 68 + 1 – 9 78 + 1 – 9 88 + 1 – 9 98 + 1 – 9.) VI. Решение задач. На данном этапе урока работа ведётся по заданиям 3, 4 (с. 15 учебника, часть 1), также учителем могут быть подобраны свои задачи. Работу над задачами можно начать с задания 4. Ученики читают текст задачи, выделяют в нём условие, вопрос, данные и искомые числа, а затем выбирают то решение, которое соответствует тексту задачи. (Верным будет решение 2: первым действием следует выполнять вычитание, так как во втором букете гвоздик было на 2 меньше.) Затем учащиеся составляют задачу, соответствующую решению 1. (В одном букете 5 гвоздик, а в другом – на 2 гвоздики больше. Сколько гвоздик в этих букетах?) Далее дети самостоятельно выполняют задание 3. Вместо краткой записи ученики могут выполнить чертёж, а затем записать решение. Решение может быть проверено фронтально или в парах. VII. Итог урока. – Чему научил вас сегодняшний урок? – Что особенно запомнилось? – Какую работу вам бы хотелось выполнить ещё?
У р о к 13. РУБЛЬ. КОПЕЙКА Цели: познакомить учащихся с денежными единицами рублём и копейкой; показать, что в одном рубле содержится 100 копеек; развивать навыки счёта; закреплять умение преобразовывать величины, решать задачи изученных видов; развивать логическое мышление учеников. Ход урока I. Организационный момент. 3 30 3 30 3 30 4 40 4 40 4 40 III. Устный счёт. 1. «Засели домики». 2. «Поднимись по лесенке». Копеек составляют 1 рубль. З а п и с ь на доске: – Оля заплатила за конверт две монеты по 50 копеек. Сколько стоил конверт? (100 копеек, или 1 рубль.) Далее учитель может сообщить детям о том, что обычно люди говорят не 100 копеек, а 1 рубль. – Рассмотрите кошелёчки, изображённые на полях с. 16 (учебник, часть 1). – Сколько монет в каждом из них? (В первом две монеты, во втором три монеты.) – Сколько денег в каждом кошельке? (В первом – 55 копеек, во втором – 61 копейка.) – Рассмотрите монеты, изображённые на полях с. 17 (учебник, часть 1). – Как этими монетами можно набрать: · 16 копеек? (10 к. + 5 к.+ 1 к. Или 5 к. + 5 к. + 5 к. + 1к. Или 16 монет по 1 копейке.) · 27 копеек? (10 к. + 10 к. + 1 к. + 1 к. Или 10 к. + 5 к. + 5 к. + 1 к. + 1 к. Или 27 монет по 1 копейке.) · 51 копейку? (50 к. + 1 к. Или 10 к. + 10 к. + 10 к. + 10 к. + 10 к. + 1 к. Или 10 монет по 5 копеек + 1 копейка.) · 56 копеек? (50 к. + 5 к. + 1 к. Или 5 монет по 10 копеек, 1 монета по 5 копеек и 1 монета по 1 копейке. Или 11 монет по 5 копеек и 1 монета по 1 копейке.) · 65 копеек? (50 к. + 10 к. + 5 к. Или 50 к. + 10 к. + 5 монет по 1 копейке. Или 6 монет по 10 копеек и 1 монета по 5 копеек и т. д.) · 70 копеек? (Монета в 50 копеек и 2 монеты по 10 копеек и т. д.)
VI. Работа над задачами. В начале работы над задачами на данном уроке целесообразно предложить детям задачи, связанные с нахождением каких-либо денежных единиц. Это задача 4 (с. 16 учебника, часть 1) и задача 3 (с. 17 учебника, часть 1). З а д а ч а 3 может быть решена устно. П
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.57.239 (0.03 с.) |