Принципы организац построения торговли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы организац построения торговли.



Планирование развития и размещения розничной торговой сети

Планир раз-ия и размещ розн торг сети явл обязательным условием, кот-е обеспечивает соблюдение опред пропорций между увелич объема розничо товарооборота и ростом кол-ва организаций розничной торговли, а также более полное удовлетворение отребностей населения в товарах и услугах и повышение уровня торгового обслуживания.При планир раз-я и размещения розн торг сети должны решаться задачи:обеспеч благоприятных условий для обслуживания населения;повыш уровня технической оснащенности магазинов;улучшение условий труда работников магов;обеспечение рационального использования торговых площадей;

создание условий для рентабельной работы продавцов.План развития и разм-ния розн торг сети разрабатывается как составная часть генеральных планов развития города или его отдельного района. Это требует установления связи между планом развития розничной сети и планами развития промышленности, жилищно-коммунального и культурно-бытового строительства.

Разработка плана производится управлениями торговли с учетом заявок торговых организаций и предприятий.

Процесс планирования включает этапы. анализ состояния розничной сети (цель - выявление ур-я разв торг сети и изыскание резервов для эффек испол ее в будущем. Опред показатели: Коэффициент плотности торговой сети, Показатель обеспеченности насел розничной торго-иой сетью, Уровень специализации розн торг сети, Средний радиус действия магазинов,. Эффективность испол торговых площадей) анализ эконом условий разв города или района;( позволяет определить развитие и размещение пром производства, демогр состав нас и размеры его прироста, темпы роста доходов нас, места строительства спорт и кул комплексов, административных зданий, вокзалов, жилья) определение необходимой потребности в розничной торговой сети; определение необходимого прироста торговой сети; выбор типов магазинов и их размещение; определение экон эффективности инвестиций в строительство сети.

 

31 Методы определения потребности в торговых площадях

Опред потребности в розничной торговой сети осуществ методами: нормативным, технико-экономических расчетов, экономико-математическими. Нормат метод прим повсеместно из-за своей простоты. Потребность опред по нормативам торговой площади (м2), установ на 1000 жителей.Разрабатывается Белгипроторгом с учетом факторов социально-экономического разв республики. В настоящее время он равен 260 м2 на 1000 жителей.

Метод технико-экономических расчетов испол при планир потреб в торговой сети на основе планиру объема товарооборота в целом по городу или нормативов товарооборота на 1 м2 торговой площади. Испол при стаб экономике, когда объем товарооборота на протяжении ряда лет не подвергается резким колебаниям.

Экономико-математические методы испол для углуб анализа сост розн торг сети. Рассчитыв средние пок-ли темпов разв розн торг сети, численности населения или товарооборота за 5 —10 лет и более и на этой основе устанав формулы математической зависимости, на базе которых можно сделать прогноз потребности на перспективу.

Выбор типов магазинов и их размещ зависят от рез-ов анализа состояния обеспеченности розн торг сети и осуще на основе действующей номенклатуры типов магазинов.

 

Современные направления организации розн. Торговой сети за рубежом

Одной из найболее значим тенденции развития за рубежом явл усиление процесса концентрации капитала в розн торговле. Он прояв в численности магазинов. (в США,ФРГ, где непрерывное вытеснение мелких магазинов). Другая особенность – укрупнение размеров предприятий, что влечет быстрый рост кол-ва торговых центров.

Торговые центры делятся на: МЕЛКИЕ – на обслуживание 40 тыщ человек,проживающих в 10 минутах ходьбы.Это 10-15 магазинов,площадью 5-7м2. СРЕДНИЕ – 40 -100тыщ,10 минут езды на машине,30-40 магазинов,15-30 м2 торг площадь.К РУПНЫЕ -250 тыщ чел,50 магазинов в 30 минутах езды на машине.ТИПИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ: СУПЕРМАРКЕТЫ-тог площадь до 2.5тыщ м2 торгующими всеми продов товарами и непродов товарами повседн спроса.реализуют до 80% товаров. СВЕРХСУПЕРМАРКЕТЫ – ТОРГ ПЛОЩ СВЫШЕ 2.5 м2.Ассортимент насчитыв до 40 тыщ наименований всех видов товаров. «УДОБНЫЕ МАГАЗИНЫ» - ТОРГ ПЛОЩ ДО 300М2.оСнова ассортимента товары повсед спроса и незначит ассорт непродовол товаров. Они дополняют сеть супермаркетов,максим приближ к покупателю.Обслуживают 1-2 работника. БЛОК-СТОРЫ – огранич ассортимент товаров повсед спроса и дешевые товары длит пользования.Товары не имеют фирм марки,худшее качество.Дешевые. МАГАЗИНЫ НИЗКИХ ЦЕН. Универмаги – тог площ не менее 2.5 тыщм2,реализуют до5 разл товар групп. МАГАЗИНЫ-салоны – реализ непродов товары по каталогам. в торгов зале лишь образцы и каталоги.

33 Усп-во, планиовка, основы проектирования магазинов

При план помещений магазина необ соблюдать след требования:

обеспеч норм движения покуп в торговом зале и создание максим удобств для обслуживания; обеспечение хорошей обозримости торгового зала и возможности контроля.

Главным пом магазина явл торг зал, делящийся наследующие функциональные зоны: вход и выход, рас­четный узел, зоны размещения товаров, движения потоков покупателей и оказания дополнительных услуг.Наиболее рац формой планировки торг зала явл прямоугольник с соотношением сторон 1: 1,1: 1,5. Данная форма характерна для новых предприятий универсамов, гипермаркетов - покупатели легко ориентируются, лучшие условия для расстан оборудования, организации кратчайших путей движения покупательских потоков и товаров. На практике преобладают торговые залы с соотношением сторон 1:2,1:3,1:4и более. Высота торгового зала должна быть не менее 3,3 м.

Площадь торг зала магазина делится на площади под торговым оборудованием, для выкладки товаров, под узлами расчета, для покупателей, для дополнительного обслуживания покупателей.

Площадь для покупателей должна составлять не менее 50—55 % площади торгового зала, что обеспечивает свободное движ покупателей, тележек с товарами. Важное значение здесь имеет определение оптимальной ширины проходов, которые классифицируются на основные (магистральные) и второстепенные (внутренние).

В зависимости от площади и конфигурации торгового зала применяется несколько форм его планировки.

Линейная планировка (решетка) Петлевая планировка - центральный проход, к которому ведут несколько петляющих входов, заставл покупателя обратить внимание на все товары по маршруту его следования и совершить незапланированные покупки. недостаток - покупателю сложно при необходимости повернуть назад, двигаясь против покупательского потока.

Комбинированная планировка - сочетание линейной и островной. Применяется при неправильной форме торгового зала магазина.

Боксовая планировка предусматривает такую расстановку оборудования, при которой образуется замкнутый контур с одним или двумя выходами. Произвольная планировка

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ МАГАЗИНОВ

Технол требования предусматривают беспрепяте движ покупх потоков, выдел помещений или зон в соответствии со стадиями технологического процесса, отсутствие перекрещ покупат потоков и обеспеч наикратчайших путей движения товаров. в магазине выделяется главная зона — торговая, на долю которой должно приходиться 50—80 % всей полезной площади торгового предприятия.

Эргономические требования применения соврем средств механизации и автоматизации торговых процессов и создания комфортных условий для работников магазинов (душевых, моечных, комнат отдыха и др.).

Строительные треб предпол прим совр методов при строительстве торговых зданий, Строительство должно предполагать необходимую прочность, устойчивость и долговечность здания, торговые здания — легко реконструироваться.

Архитектурные требования сводятся к оформл внешнего (экстерьер) и внутреннего (интерьер) вида магазинов. Экономические требования заключ в том, что торгово-технологический процесс должен осущ с наименьшими затратами труда и средств. Санитарно-гигиенические требования должны быть оборудованы современными средствами вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и канализации.

Треб к благоустройству прилегающей территории:

 

 

ПОМЕЩЕНИЯ МАГАЗИНОВ

Помещения маг – торговые помещения и неторговые.к ТОРГ помещ относ торговый зал, включ площадь под торг оборудование, площ для выкладки товаров, площ под узлы расчета, площ для покупателей(до 55 % от всего торг зала),площадь для допол обслуж покупателей(кафе).К неторговым помещениям относ помещ для приемки товоаров(зоны разгруз транс средств,их проверка.размещ со стороны груз двора на одном ур-не с торг залом),помещ для подгот товара к продаже(фасовка,мойка,нарезка),подсобные помещения(для хран тары – долж быть изолированы от тогр зала),администр-бытовые(столовая,душевые – изол от производ помещенийи связаны с торг залом),технич и коммуникационные (вентиляция,водоснабжение,отопление,противопожардные устройства).

Планировка помещений магазинов и ее принципы

Основные типы внутренней компоновки торгового оборудования.

«Грабли» Этот способ помогает макс оптимизировать место. Сущ возможность установки большого кол доп точек продажи, примыкающих к краям основных рядов

«Сетка» Типичное расположение в больших магазинах. Хорошая циркуляция покупателей и максимум мест для дисплеев.

«Диагональ» Фактически это тоже самое что и «Сетка», но с более элегантным видом. Выглядит привлекательно, но место приносится в жертву.

«Фристайл» Такой стиль используют приспосабливаясь к структуре и планировке здания, например к столбам, стенам и т.д. Это напоминает «Диагональ», т.к. много полезной площади потеряно.

Расположение товарных групп.

80-90% покупателей обходят все точки продажи, расположенные по периметру торгового зала и только 40-50% покупателей обходят внутренние ряды;

существуют товарные группы, за которыми приходит основная масса покупателей, остальные товарные группы являются в той или иной степени сопутствующими;

«Золотой треугольник»

Классическая схема организации пространства торгового зала базируется на расположении основной товарной группы. Таким образом, формируется следующий треугольник: вход - молочный отдел – кассы. Изменить можно лишь размеры и конфигурации "золотого треугольника" путем перемещения его вершин.

ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАНИРОВОК

В зависим от системы расстановки оборудования используют разл виды технол планировки торгового зала:

линейная (решетка);

боксовая (трек, петля);

смешанная;

Свободная (произвольная)

Выставочная.

Линейная планировка предполагает схемы размещения товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий. Такая планировка используется в магазинах самообслуживания. По отношению к размещению линий оборудования в торговом зале схема может быть продольной, поперечной и смешанной.

Линейная планировка торгового зала позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает лучший просмотр торгового зала.

Боксовая планировка используется, в крупных, например, универсальных магазинах, где часто торговля ведется через прилавок. В таком случае торговый зал разбит на отделы, секции, павильоны, которые изолированы друг от друга.

Смешанная планировка включает сочетание элементов линейной и боксовой планировок.

Большинству покупателей нравится именно свободная планировка, так как они предпочитают чувствовать себя в магазине непринужденно.

Выставочная планировка в московских магазинах применяется очень часто, это продажа товаров по образцам выставленным в торговом зале.

 

Требования и принципы рац организации технологич пр-сов в магазине.

При организации торгово-технологических пр-сов в магазинах необходимо соблюдать след принципы: создание максимума удобств для покупателей при выборе товаров, экономия их времени и высокая культура обслуживания; рациональное использование торговой площади магазина;

рациональное использование оборудования; создание благоприятных условий труда для работников;

достижение экономичной эффективности работы магазина путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда и расходов на реализацию; создание условий для сохранения физико-химических свойств товаров и товарно-материальных ценностей; обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров; соответствие применяемых технологий торгово-оперативных процессов современному научно-техническому уровню.

 

Учет товаров в магазине

Приемка продукции по кол-ву и кач-ву в РБ осущ на основании Положения о приемке т-ров по кол-ву и кач-ву..
Обяз-сти пок-ля в случае получ товара от перевозчика: а)провер исправность транспорт ср-ва и тарного места;
б) провер соответ наимен т-ра и транспорт маркировки на нем данным;
в)осмотр т-ра; г) принять от перевозчика т-р по кол-ву мест или весу;
Обяз-сти пок-ля: а) правильно и своевременно произвести приемку т-ра, обеспеч сохран; б) следить за исправностью ср-в измер и испытания, использ для опр к-ва товара, а также за своевременностью проверки этих средств в установленном порядке; в)осущ контроль за работой лиц, на которых возложена приемка товара по кол-ву и кач. Должностных лиц, которые будут участвовать в приемке товара по количеству, необходимо предварительно ознакомить с документами: а)Положением о приемке товаров по кол-ву и кач;
б) Положением о поставках т-ров в РБ;
г) договором, на основании кот произведена поставка приним т-ра. Теперь перейдем непосредственно к правилам проверки веса нетто. Их несколько. Во-первых, если взвесить всю партию т-ра без тары невозможно, вес нетто опр путем проверки веса брутто в момент получ т-ра и веса тары после ее освобождения от т-ра. Результаты проверки оформл актами. Во-вторых, не допуск опр веса нетто путем вычета веса тары из веса брутто по данным, указанным в сопроводительных и транспортных д-тах, без проверки фактического веса брутто и веса тары. При получении от перевозчика товара, доставленного несколькими транспортными средствами и упакованного в несколько тарных мест, оформленного единым транспортным или сопроводительным д-том, покупатель обязан проверить кол-во поступившего т-ра в транспортных ср-вах и тарных местах, если обязат для сторон правилами или договором не предусмотрена возможность выборочной проверки.

Фасование товара

Значительная часть продовольственных товаров поступает в розничную сеть неподготовленными к продаже. Учитывая особую трудоемкость этих операций в магазинах, следует их оптимизировать с организационной и технологической позиций. Для этого оборудуют специальные помещения (зоны) площадью не менее 6 м2, где размещаются фасовочное оборудование, инвентарь и упаковочные материалы. Рабочее место фасовщика располагается рядом с зоной хранения товаров и в непосредственной близости к торговому залу.

В основном фасуют сыпучие товары, кондитерские изделия, овощи и фрукты.

Дозирование отвесов производится с учетом спроса населения, сроков реализации, цены. На упаковке или вкладных ярлыках указываются наименование и сорт товара, масса нетто, стоимость, дата фасовки, номер фасовщика или фамилия продавца.

Безусловно, при торговле предварительно расфасованными товарами подготовительные операции сводятся к минимуму, что значительно ускоряет процесс их продажи, увеличивает объемы продаж и повышает культуру обслуживания покупателей.

С позиций минимизации затрат наиболее эффективной является фасовка на предприятиях промышленности или посредническими звеньями. В магазинах же с учетом специфики продуктов и спроса населения может быть целесообразной фасовка некоторых гастрономических товаров, мяса, птицы и рыбы.

Подготовка товаров к продаже должна выполняться до открытия магазина или в свободное от обслуживания покупателей время. Подготовленные к продаже товары укладывают в тележки, ящики-лотки, тару-оборудование для доставки в торговый зал

55.размещение товаров в торг зале. Размещение товаров — это оптимальное распределение ас­сортимента по всей площади торгового зала с учетом отдельных факторов:частота спроса на отдельные товары;размеры (габариты) продаваемых товаров;широта внутригруппового ассортимента;затраты времени покупателей на осмотр и выбор товаров;психология покупателей.Затраты времени покупателей влияют на размеры площадей для размещения отдельных товаров. Чем больше времени требуется на выбор, особенно товаров сложного ассортимента, тем боль­ше должна быть площадь торгового зала для их размещения.За всеми группами товаров закрепляются постоянные места в торговом зале, покупатель привыкает к ним, что ускоряет процесс продажи.При продаже малоизвестных, новых, модных, сезонных то­варов должны быть выделены наиболее видные места в торго­вом зале.В многоэтажных магазинах на первых этажах размещаются крупногабаритные товары и товары частого спроса. На последу­ющих — товары, требующие длительного времени для выбора.При размещении товаров, безусловно, должна быть учтена психология покупателя, который склонен к импульсивным по­купками, если куплено главное.Принципы размещения:размещение товаров, обеспечивающее их широкий выбор;создание максимальных удобств покупателям при выборе;учет движения покупательских потоков;обеспечение должной обозримости товаров покупателями;обеспечение бесперебойной торговли.Для обеспечения эффективного размещения и пополнения ассортимента товаров в торговом зале магазина создаются соот­ветствующие запасы, которые делятся:на экспозиционные (выставочный) запасы для демонстра­ции товаров покупателям и размещаемый в витринах, на стен­дах, полках и других видах оборудования;рабочие запасы для непосредственного обслуживания по­купателей (на вешалках, стеллажах, горках, кронштейнах, кор­зинах и т.д.);резервные запасы для пополнения при необходимости на складе магазина или в торговом зале.

56. Способы выкладки товаров Выкладка — это определенные способы укладки и показа товаров в торговом зале магазина.При вертикальной выкладке однородные товары выклады­ваются на полках по вертикали, сверху вниз. Такая выкладка способствует хорошей обозримости, лучшей ориентации поку­пателей при выборе товара и ускоряет процесс продажи.При горизонтальной выкладке тот или иной товар полнос­тью занимает 1 —2 полки. Этот способ наиболее эффективен при продаже крупногабаритных товаров, товаров в кассетах; на нижних полках целесообразно выкладывать хорошо известные покупателю товары с устойчивым спросом.В магазинах самообслуживания применяются такие спосо­бы выкладки, как навалом, штабелем, в ряд, стоиками, подве­шиванием и др.Выкладка товаров может быть товарной и декоративной. Товарная выкладка служит одновременно и для показа, и для отпуска товаров, в магазинах самообслуживания она осу­ществляется фронтальным способом, при котором один образец товара выставляется полностью, а остальные (за ним) видны частично или не видны. Декоративная выкладка — это выкладка с применением средств объёмно-пространственной композиции для оформле­ния витрин, стеллажей при продаже через прилавок. Выложен­ные товары выполняют только демонстрационную функцию и не являются товарным запасом для отпуска.Выкладка товаров связана с понятием “точка продаж” —-место в торговом зале, где покупатель может посмотреть товар и принять решение о его покупке, т.е. торговое оборудование, предназначенное для демонстрации и отбора. Наиболее удобной зоной выбора являются полки, находя­щиеся на высоте 110 —160 см над уровнем пола. Планограмма — это составленная из фотографий или вы­полненная на компьютере композиция, показывающая где дол­жен находиться тот или иной вид товаров.

Культура продавца

Увеличению количества продаж способствуют:приятная внешность продавца;культура обслуживания;доскональное знание продавцом товара;его профессионализм и компетентность;настроение продавца;его интеллектуальный уровень;внутренняя культура продавца;индивидуальный подход к каждому покупателю;взаимопомощь продавцов;оформление отдела, витрин.

74 Методика определения культуры обслуживания

Уровень культуры обслуживания магазина может быть определен по методике, разработанной УкрНИИтоп, рекомендованной Министерством торговли Республики Беларусь для оценки деятельности магазинов. Согласно ей, уровень культуры обслуживания определяется по четырем показателям:

Коэффициент устойчивости ассортимента (Ку)

Ку = (А1/А + А2/А +…+ Аn/А) / n

Коэффициент дополнительного обслуживания покупателей (Кд)

Кд=((У1/У+У2/У+…+Уn/У)/n1+(У01/Уn1+У02/Уn2+…+У0n/Уnn))/n2)

Коэффициент затрат времени наожидание обслуживания (Ко)

Ко = Зо / Зф

Коэффициент культуры обслуживания по мнению покупателей (Км)

Км = Мп / Мв

Обобщающий коэффициент культуры обслуживания определяется по формуле:

Кобобщ. = [(З1*Ку)+(З2*Кд)+(З3*Км)] / 2

Содержание подготовительных и заключительных операций при продаже товаров.

Подготовительные операции. Наиболее сложной и трудоемкой операцией торгового и технологического процесса в продовольственных магазинах является подготовка товаров к продаже, в частности их фасовка. При торговле предварительно расфасованными товарами подготовительные операции сводятся к минимуму, что позволяет значительно ускорить процесс их продажи. Подготовкой товаров к продаже занимается товаровед, который ставит розничную цену, с учетом необходимой наценки, пишет ценники, где указывает наименование товара, сорт, расфасовку, изготовителя.Подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал. Товары доставляют в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи.

Заключительные операции

Для продуктов Продавцы должны в совершенстве владеть техническими приемами отпуска товаров: нарезка, взвешивание, отмеривание, упаковка и др.

При продаже непродовольственных товаров с гарантийным сроком продавцы при оформлении покупок заполняют документы, подтверждающие место и время покупки (товарные чеки, заводские паспорта, инструкции и т.д.).

Характер, структура и содержание элементов процесса продажи отдельных товаров определяются в зависимости от используемых форм и методов продажи.

Также могут предоставляться услуги по упаковке товаров.

Продажа товаров в кредит

продажа товаров, принятых от населения, кооперативов, лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, —сезонные базары и ярмарки аукционы и конкурсы.

Методы продажи товаров

Под методами продажи понимается совокупность определенных способов и приемов, с помощью которых осуществляется процесс продажи.В зависимости от выполняемых продавцом операций они делятся на прогрессивные и традиционные.К прогрессивным методам продажи можно отнести самообслуживание, продажу товаров по предварительным заказам, продажу товаров по образцам. К традиционным — продажу то­варов в форме индивидуального обслуживания, в том числе с открытой выкладкой, продажу товаров на дому у покупателей.

81 Самообслуживание — это метод продажи, сущность которого состоит в том, что покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары в узел расчета.это магазин, продающий товары, стоимость которых составляет не менее 70 % товарооборота магазина. Самообслуживание не исключает возмож­ности отпуска товаров, требующих нарезки, отмеривания, взвешивания продавцами,

82 Методы расчёта эффективности самообслуживания Эффективность самообслуживания как метода продажи состоит в следующем:освобождает покупателей от необходимости общаться с продавцом, наводить у него справки, просить показать товар, затем расплачиваться в кассе, с чеком возвращаться к продавцу и ожидать подготовки товара к отпуску;предоставляет покупателям полную возможность свободно отбирать любые, заранее подготовленные и выложенные на соответствующем оборудовании товары. Только один раз покупателю приходится встретиться с работником магазина, чтобы расплатиться за отобранный товар;

В магазине самообслуживания вместо кассира-оператора вводится специальность кассира-контролера. По сравнению с прежней эта новая специальность требует более высокой квали­фикации: от кассира-контролера требуется не только отличное знание кассовых аппаратов и умение быстро на них работать, но и знание ассортимента, цен на товары, умение быстро ориентироваться в проверяемых покупках, знать психологию покупателей, уметь их отлично обслуживать;

 

83 Продажа товаров по предварительным заказам, получившая существенное развитие в 1970—80-е гг., в продовольственной торговле в настоящее время осуществляется отдельны­ми крупными магазинами (особенно мебельными, стройматериалов), автомагазинами, потребительской кооперацией, развозной торговлей. Основными элементами торгово-технологи-ческого процесса при этом являются прием и оформление заказа (по почте, телефону, непосредственно агентом в устной или письменной форме), комплектование заказанных товаров, доставка, расчет и выдача заказов. Расчет может осуществляться путем предварительной оплаты в магазине, посредством почтового перевода или непосредственно в момент получения заказа. Срок исполнения заказа по продовольственным товарам — 4—8 часов, но непродовольственным товарам устанавливается от вида товара и возможности его исполнения.

Продажа товаров по образцам. В повышении культуры торговли важное место отводится такому прогрессивному методу продажи, как продажа товаров по образцам, когда в торговом зале магазина выставляются только образцы товаров, имеющихся в продаже.

Продажа товаров в кредит

Предприятия, организации и учреждения могут приобретать товары как за безналичный, так и за наличный расчет (только для собственного потребления);

продажа товаров в кредит — осуществляется по ограниченному кругу товаров, перечень которых определяется самим магазином. В кредит могут продаваться в основном товары длительного пользования: мебель, телевизоры, мотоциклы, швейные изделия и др. Порядок продажи товаров в кредит регулируется Инструкцией о порядке продажи товаров в кредит;

продажа товаров, принятых от населения, кооперативов, лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, — осуществляется сетью комиссионных или коммерческих магазинов, главная задача которых — оказание помощи в продаже ненужных вещей, за что лица, сдавшие вещи на комиссию (комитенты), оплачивают стоимость услуг, связанных с продажей товаров. Порядок комиссионной продажи регулиру­ется Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами;

8 6 Внемагазинные формы продажи товаров

К вне магазинным формам относятся: мелкорозничная торговля сезонной торговли овощами и фруктами, безалкогольными напитками, мороженым, табач­ными изделиями, сувенирами, печатными изданиями, цветами и

продажа товаров через автоматы Посылочная торговля электронная продажа — метод

 

Функции складов.

•получение товаров от поставщиков и контроль за выполнением договоров поставки;

• хранение товарных запасов (важнейшая функция скла­дов). Хранение свойственно и магазинам, но их основная функ­ция — это розничная продажа и обслуживание покупателей. В магазинах хранятся в основном текущие товарные запасы, тогда как на складах — концентрированные, средне- и долго­срочного хранения;

• накопление и преобразование товарного ассортимента применительно к требованиям розничной торговой сети. По ха­рактеру накопления товарные запасы могут быть текущими, сезонными, резервными, досрочного завоза и т.д. Накопление больших партий товаров на складах позволяет более оператив­но маневрировать ими, ускорять процесс обращения товаров, создавать необходимые государственные резервы.

Классификация складов

В связи с особенностями технологич., технич. и организац. х-ра сущ. огромное разнообразие складов, что требует их четкой классификации.

1)По х-ру выполняем. функций:

-на подсортировочно-распределителън. Задача — накопл. текущ. запасов и товароснабж. рознич. сети т-ми с макс. степенью готовн. к продаже;

-транзитно-перевалочн.— принятие грузов с целью перегрузки их на др. виды транспорта без вскрытия тары;

-сезон. и долгосрочн. хран. Долгосроч. хран. т-ов сезон. пр-ва и закладку их в госрезерв;

• накопит. —приемка мелк. партий в районах пр-ва и дальнейш. отправку крупн. партиями в р-ны потреб.

2)По ассортиментному профилю: универсальные, специализированные, узкоспециализированные, смешанные.

3)По режиму хран. и техническому устройству: общетоварные — не треб. особых условий хран; специальные — треб. особых режимов хран.

4)По степени механизации технологич. процессов:автоматизир., с комплексн. механ-й и с примен. отдел. ср-в механизации.

5)По особенностям технического устройства: открытые, полузакрытые, закрытые.

6)По этажности: одноэтажн. и многоэтажн..

7)По наличию внешних транспортных связей: с причалами;с рельсовыми подъездными путями; не имеющ. подъезд. путей; с автомобильными подъездными путями;с комбинированными подъездными путями.

 

Требования, предъявляемые к строительству складов

Не маловажную роль в организации склада играют технологические и общетехнические требования к устройству склада. В связи с этим при разработке проектов и строительстве складов необходимо соблюдать ряд требований:

технологические – определяют соответствие площади и емкости складских помещений характеру, особенностям, содержанию и объему складских операций;

экономические - сводятся к определению стоимости строительства и эксплуатации складов с тем, чтобы приведенные затраты были минимальными;

санитарно-гигиенические - заключаются в обеспечении надлежащих условий хранения товаров и работы складских работников;

противопожарные и общетехнические – требования к конструкции здания склада и его помещений, к освещению, отоплению, вентиляции, электроснабжению, пожарной безопасности;

эстетические – определяют внешний и внутренний вид складских сооружений.

Формы складских зданий.

Наиболее удобной с точки зрения этого требования для большинства видов складов является прямоугольная форма здания, которая позволяет рационально расположить по-грузочно-разгрузочные рампы и подъездные пути и в значительной степени избежать пересечения внутрискладских товарных потоков.

Часто форма участка бывает очень сложной формы, это в большинстве случаев усложняет конфигурацию здания и уменьшает возможный коэффициент застройки. Н аиболее простым и удобным можно считать участок прямоугольной формы, с соотношением длинны и ширины близким к 1-1,5.

Характеристика.

Основными конструктивными элементами складского здания являются: фундамент, стены, опорные колонны, междуэтажные перекрытия, полы, кровля, рампы и козырьки над ними, двери и окна..Фундамент сооружается из прочных и долговечных материалов. Его конструкция должна выдерживать определенную нагрузку. Для строительства фундамента широко применяются железобетонные

блоки.

Стены могут быть кирпичными, из железобетонных панелей и блоков. Они должны быть достаточно прочными и выдерживать необходимую нагрузку, обладать минимальной массой, быть огнестойкими и способными поддерживать необходимый режим температуры и влажности воздуха.

Опорные колонны являются одним из несущих элементов складского здания, они могут быть кирпичными, железобетонными и металлическими. Полы складских помещений также должны выдерживать большие нагрузки, обладать высокой прочностью. Для покрытия полов в основном используются асфальт и бетон. Кровля складских зданий должна быть из огнестойких материалов, способных надежно защищать помещения от атмосферных осадков. Для удобства проведения погрузочно-разгрузочных работ вдоль складов устраивают рампы, представляющие собой платформы шириной от 2,5 до 6 м. Их высота зависит от вида транспортных средств, в которых поступают или отправляются грузы. Над рампами делаются козырьки для защиты грузов от атмосферных осадков.

Двери складских помещений могут иметь различные размеры. Их ширина и высота в основном зависят от вида транспортных средств, применяемых для внутрискладского перемещения грузов..Для естественного освещения складских помещений служат окна..

Содержание организации складского технологического процесса

Технологический процесс на складе представляет собой со­вокупность последовательно выполняемых операций, связан­ных с подготовкой к приемке и приемкой товаров, размещени­ем их на хранение и хранением, подготовкой к отпуску и отпус­ком товара.

Технологические процессы на складах должны быть построе­ны на определенных принципах. Важнейшими из них являются:

• планомерность, которая предусматривает разработку чет­кого календарного плана поступления и отпуска товаров по не­делям и дням;

• равномерность и непрерывность — предполагает распре­деление операций технологических процессов по дням и часам с целью бесперебойной работы склада;

• рациональная организация грузопотока — сводится к оп­ределению наикратчайших путей движения товара на складе с наименьшими затратами труда и средств;

• максимально возможная механизация технологического процесса в целом или его отдельных частей;

• эффективное использование площади, емкости складов и оборудования;

• обеспечение сохранения качества товаров;

• четкое разделение и кооперирование труда на складах;

• ускорение времени обращения товаров и снижение издер­жек по хранению.

Складской технологический процесс должен быть четко спла­нирован, для чего разрабатываются календарные планы и гра­фики поступления и отпуска товаров.

 

Складские операции

Все операции складского технологического процесса можно условно разделить на

3 группы:

1. операции по поступлению товаров;

2. операции по хранению товаров;

3. операции по отпуску товаров.

Операции, связанные с поступлением товаров на склад выполняются в следующей последовательности:

• разгрузка транспортных средств, в которых поступили товары;

• перемещение товаров на участок приемки;

• распаковка товаров;

• приемка товаров по количеству и качеству.

Хранение товаров предполагает осуществление таких операций, как:

• доставка товаров в зону хранения;

• размещение товаров в стеллажах и их укладка в штабеля;

• создание оптимальных условий хранения товаров

учетом их физико-химических свойств.

Операции по отпуску товаров в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.106 с.)