Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука КП прошла в своем развитии несколько этапов.

Поиск

Вопрос № 3 ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК НАУКУ: НАЗОВИТЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ. ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

КП КАК НАУКА – явл важнейшей частью юр. науки, которая в свою очередь входит в систему общественных наук.

КП как наука рассматривает регулирование взаимоотношений гос-ва и общества, различных организаций и граждан с органами гос власти.

В отличие от отрасли КП, регулирующей посредством КП норм общ. отношения, наука КП изучает закономерности такого регулирования. Благодаря научным исследованиям формируется учение о КП, представляющее собой систему взаимосвязанных и взаимосогласованных понятий, взглядов, суждений, идей, концепций и теорий.

Предметом науки КП явл изучение теорий, доктрин, модели организации гос власти, правоприменительной практики. Наука КП также изучает основные категории например: категории парламентаризма или муниципальной власти. В наиболее общем смысле – направлена на изучение системы КП норм и отношений, т.е. КП как отрасли права

Задачи науки:

1.изучение КПравовых отношений

2.изучение особенностей субъектов данных правоотношений.

Источники:

А) труды ученых, занимающихся КП (монографии, статьи, учебники)

Б) НПА, в кот. содержаться КП-нормы (К, законы и др.)

В) практика реализации КП-норм

МЕТОДЫ:

· Диалектический

· Формально-юридический

· Сравнительно-правовой

· Исторический

· Системный и др.

Наука КП прошла в своем развитии несколько этапов.

Становление началось еще в дорев. период. Ученые: И.Ильин, Н.Коркунов, Н. Лазаревский, Л.Тихомиров, Н.Палиенко, Б.Чичерин и др. Выработали и определили осн. понятия гос. права, в т. ч. идеи народовластия, гос. суверенитета, формы правления (монархия, республика) и др.

В советский (послерев.) период наука КП и ее представители исходили из необходимости признания маркс-лениноской теории как осн. интрумента решения всех задач и оценок происходящих в обществе явлений. Доминировал явно классовый подход. Но трудились бел. конституционалисты все равно плодотворно: были выдвинуты и развиты идеи общенар. гос-ва, принципы орг-ции и деят-ти представит. органов власти, органов террит. общ. самоуправления, прав. статуса граждан.

В 80е-90-е годы многие ученые радикально поменяли свои взгляды, встав на позиции учета объективных закономерностей развития гос-ва и общества. При этом правда были попытки отрицать все достигнутое, а не только негативное.

Сегодня наука КП развивается в русле общепризнанной идеи верховенства и торжества К как ядра всей прав. системы. Все спорят о содержании. Осн. закона, демократичности его норм. Перед наукой КП стоят огромные задачи, обусловленные объемом, главенствующим местом КП среди иных отраслей права.

КП КАК УЧ.ДИСЦИПЛИНА обучает нормам КП и практике их применения. Однако КП как уч. дисциплина не ограничивается изучением отрасли КП, она опирается и на результаты науки, в её рамках изучаются научные исследования. Т.Е. в сферу обучения входят и отрасль и наука.

КП как уч. Дисциплина проявляется в типовых и базовых программах, утверждённых МинОбразованием. Проявляется в учебно-методических пособиях, комплексах, учебниках, монографиях и т.д. Адаптирована для восприятия студентами.

 

Вопрос № 4 Конституционно-правовые нормы, их виды и особенности. Конституционно-правовые институты.

КП нормы – общеобязательные правила поведения, установленные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, входящих в предмет КП, которые обеспечиваются принудительной силой государства.

Нормы КП обладают общими чертами, присущим нормам права, а также имеют свои особенности.

Специфика КП норм заключается в следующем:

Ø Структура КП норм, как правило, не соответствует классической триаде (гипотеза, диспозиция, санкция). Так, большинство норм КП имеет двухэлементную (гипотеза, диспозиция) либо одноэлементную структуру (диспозиция).

Ø КП нормы регулируют наиболее широкие и существенные, важные общественные отношения, оформляют правовые основы деятельности государства и общества.

Ø Многие КП нормы имеют общий характер, они не являются представительно-обязывающими, т.е. в них отсутствует связь между конкретными правами и обязанностями, поскольку они не связаны с возникновением конкретных правоотношений.

Ø Многие нормы КП обладают учредительным характером.

Ø В КП встречаются общерегулятивные нормы: нормы-принципы, нормы-задачи, нормы-цели, нормы-дефиниции.

Классификация норм КП.

По характеру обязательности содержащихся в них предписаний:

ü Императивные

ü Диспозитивные

ü Альтернативные

По функциональной направленности:

ü Регулятивные

ü Охранительные

По способу воздействия на субъекты права:

ü Управомочивающие

ü Обязывающие

ü Запрещающие

По характеру регулируемых общественных отношений:

ü Материальные

ü Процессуальные

По действию во времени:

ü Постоянные (неопределенный срок действия)

ü Временные (определенный срок действия)

ü Исключительные (действуют только в чрезвычайных условиях)

Институт Кп – определенная совокупность норм, регулирующая сходные, однородные и взаимосвязанные отношения.

По содержанию:

v Институт основ конституционного строя

v Правового статуса личности

v Референдума

v Президентства

v Конституционного контроля и т.д.

По структуре:

Простые (унитарные) – не может быть разделен на меньшие по объему КП институты;

Комплексные – состоят из подинститутов (институт правового статуса личности включает институт гражданства, личных прав, политических прав и т.д.)

 

Вопрос № 5 ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, НАЗОВИТЕ ИХ СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ, СОДЕРЖАНИЕ

КП отношения — это общ. отношения, урегулированные нормами КП.

КП отношениям присущи общие и специфические черты:

ОБЩИЕ (для всех правоотношений)

1. возникают, изменяются или прекращаются только на основе права

2. носят волевой х-р

3. предполагают наличие у сторон субъективных прав и юр. обязанностей

4. гарантируются гос-вом и их исполнение подкрепляется принудит. силой гос-ва

Существует ряд СПЕЦИФИЧЕСКИХ признаков к-п отношений:

Отличаются своим содержанием (возникают в особой сфере отношений, сост-щих предмет КП);

свойственен особый субъектный состав (имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений – народ, государство и т.д.)

Особый предмет правового регулирования нормами данной отрасли предполагает особенности содержания этих норм.

Отношения, урегулированные нормами КП, отличаются также разнообразием видов: конст. нормы через определение осн. начал, принципов регулируют уг., труд., жилищные, налоговые и др. отношения.

К-п отношения отличаются особым субъектным составом.( народ, гос-во).

Осн. субъектом КП отношений выступает человек, при этом не имеет значения, обладает он гражданством, является иностранцем или лицом без гражданства (апатридом)

 

Субъекты конституционно-правовых отношений не всегда являются равноправными. Одни и те же субъекты могут в зависимости от вида возникшего конст. правоотношения меняться ролями: в одних случаях выступать властной стороной, а в других подчиненной (например, Президент и Парламент при решении вопросов о КП ответственности).

1. Народ

2. Гос-во

3. 3. Органы гос власти

4. Граждане

5. Группы граждан (инициативные группы)

6. Политические партии

7. Общественные (неполитич) организации

8. Депутаты представит органов

9. Избирательные комиссии

10. Трудовые коллективы

11. АТЕ

 

Объектами КП отношений выступают высшие соц. ценности (блага) общества и индивида. Это соц.-полит. ценности: суверенитет, воспроизводство власти посредством выборов, респ. форма правления, федерализм, разделение властей и т. п.; соц.-эк. блага - собственность, земля и другие природные ресурсы и др.; личные блага - жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и др.

 

Содержание КП отношений распадается на юр. и фактическое (мат.). Юр. содержание правоотношения представляет собой субъективные юр. права и обязанности его участников, определенные нормой КП. Фактическое содержание - это фактическое поведение субъектов КП отношения в пределах предоставленных субъективных юр. прав и обязанностей.

 

Можно выделить несколько групп КП отношений. Прежде всего это КП отношения:

ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА. В них выражаются юр требования высокого уровня, в них не определены конкретным субъекты, а значит, и их взаимные права и обязанности(принцип разделения властей, полит. плюрализм). Сюда относятся и прав. Состояния (здесь определены субъекты) (состояние гражданства РБ)

КОНКРЕТНЫЕ КП отношения, в отличие от общих, характеризуются четким субъектным составом, наличием прав, свобод и обязанностей.

 

 

СУЩНОСТЬ:

Для определения К чисто формальной констатации ее основополагающего значения, как акта высшей юр.силы, недостаточно. Ведь само по себе придание ей такого (формального) значения должно быть предопределено ее мат. содержанием, т. е. значимостью тех общ.отношений, которые попадают в орбиту конст.регулирования.

Все современные К закрепляют по меньшей мере 2 важных аспекта, кот.составляют предмет конст. регулирования:

1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и

гражданина,

2) организация гос.власти, а часто и определяют основы конст.строя, форму гос-ва (форму правления, гос.устройства и др.).

Определение сущности К имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство.

По мнению немецкого полит.деятеля Ф. Лассаля, сущность К представляет собой «фактические отношения, силы, существующие в данном обществе». В современный период также принято считать, что К имеет соц.-полит.сущность. Однако трактовки здесь существуют разные. Один подход присущ зап.концепциям. Другой — чисто марксистский, характеризующий любое явление в обществе с классовых позиций. К в этом случае также определялась как документ, выражающий классовые интересы (волю господствующего класса), т. е. суть К— это закрепление в ней существующего конфликта между классами. Соврем.общепринятое понимание сущности К состоит в том, что К — это ограничитель власти гос-ва, т. е. ею устанавливаются пределы вторжения гос-ва в область прав и свобод человека и гражданина.

Демократ.сущность К будет тогда наиболее полной, когда в ней оптимально, с учетом международных стандартов будут соблюдены интересы всех соц.слоев общества, интересы отдельного индивидуума и общества в целом. Часто К принимается в острейшей полит.борьбе, противоборстве различных сил и выражаемых ими взглядов. Поэтому нередко К — это итог компромисса между ними, например между правящими силами и оппозицией. В этой связи вполне уместным будет определение сущности К как документа, юр.закрепляющего общ.согласие, кот.основывается на личной и полит.свободе

ЮР.СВОЙСТВА К РБ — это характерные черты К как юр.документа. К является главным, осн.законом гос-ва. Это значит, что на ее основе формируется вся система текущего зак-ва, в ней определяется компетенция гос.органов.

1. учредительный х-р. 1) положения К являются реализацией учредит.власти, воли народа, 2) нормы К выступают в качестве первоосновы, явл-ся первичными по отношению ко всем иным нормам.

2. = Осн.закон, т.е.главный закон гос-ва, ядро прав.системы общества (регулирует основы эк.,полит.,соц.,дух.систем, прав.статуса личности)

3. Высшая юр.сила. 1) явл-ся прав.актом высшего порядка; 2) все др.прав.акты, принимаемые гос.органами РБ, издаются на основе и в соотв.с К РБ, т.е.не должны ей противоречить, иначе – не имеют юр.силы

4. ее стабильность, устойчивость – обеспечивается усложненным порядком внесений в нее изменений

5. явл актом прямого действия

ВОПРОС № 10 ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ КОНСТИТУЦИЮ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 15 МАРТА 1994 Г. С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ ОТ 24 НОЯБРЯ 1996 Г. И 17 ОКТЯБРЯ 2004 Г. ОСВЕТИТЕ РАЗРАБОТКУ, ПРИНЯТИЕ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ, СТРУКТУРУ, ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ, ДОПОЛНЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ КОНСТИТУЦИИ. (тут можно сократить в принципе, но текста так много для понимания)

Верховный Совет РБ 22 июня 1990 г. принял решение об образовании Конст.комиссии. Ее полный состав был определен 20 июля 1990 г. В нее вошли 61 депутат и 13 специалистов в области права (ученые и практики). В рамках Конст.комиссии сразу были образованы две рабочие группы, готовившие альтернативные проекты. После подготовки проектов на совместном заседании рабочих групп было решено предложить Верховному Совету единый текст проекта. Надо сказать, что по существу проект К был уже готов к середине 1991 г. Впервые он был рассмотрен на седьмой сессии Верховного Совета 11 нoября 1991 г. С дoкладoм пo прoекту нoвoй К на сессии выступил заместитель Председателя Верхoвнoгo Сoвета, рукoвoдитель рабoчей группы В. И. Шoлoдoнoв, кoтoрый дал развернутую х-ку прoекта, раскрыл сoдержание прoведеннoй рабoты, oтметил, чтo в прoцессе пoдгoтoвки прoекта былo изученo oкoлo пятисoт пoступивших предлoжений и замечаний, из кoтoрых бoлее сoтни былo учтенo. Обсуждение представленнoгo дoкумента былo весьма oстрым и заинтересoванным. Следует oтметить, чтo, несмoтря на мнoжествo замечаний пo прoекту, высказанных депутатами, существеннoй критики пo структуре прoекта не прoзвучалo. Самые oстрые разнoгласия между представителями различных пoлитических течений вoзникли oтнoсительнo тoгo, какoй дoлжна быть наша республика—президентскoй или парламентскoй, а также o прoф.статусе депутата, т. е. рабoтают ли oни тoлькo в Парламенте или сoвмещают свoи депутатские oбязаннoсти с прoизвoдственнoй и учебнoй деятельнoстью, oб админ.-территoриальнoм устрoйстве и местнoм самoуправлении. Широкая дискуссия также развернулась oтнoсительнo закрепления в К гoсударственнoсти бел.языка, вoзмoжнoсти придания такoгo же статуса русскoму языку. Если другие пoднятые прoблемы в хoде дальнейшей рабoты были дoстатoчнo легкo решены, по ним были найдены oптимальные варианты решений, тo oтмеченный круг вoпрoсoв oставался дo самoй пoследней сессии, кoгда в итoге и была принята К, весьма oстрым, вызывающим мнoгo критики и взаимных oбвинений депутатoв. Верхoвный Сoвет 11 нoября 1991 г. принял пoстанoвление пo прoекту К РБ. Оснoвные пoлoжения прoекта были oдoбрены. Решенo было oпубликoвать прoект в печати для нарoднoгo oбсуждения, а испoлнительнo-распoрядительным oрганам местных Сoветoв депутатoв пoрученo oбеспечить тщательный учет и oбoбщение предлoжений и замечаний, внесенных пo прoекту труд.кoллективами, oбщ.oбъединениями, гражданами, и направлять их не пoзднее 1го и п15гo числа каждoгo месяца в Верхoвный Сoвет РБ.

К 10oй сессии прoект дважды публикoвался для нарoднoгo oбсуждения (в декабре 1991 г. пoсле oбсуждения на седьмoй сессии и в августе 1992 г. с учетoм замечаний, высказанных в хoде нарoднoгo oбсуждения). Опубликoвание прoекта oживилo дискуссию в oбществе пo Оснoвнoму Закoну страны, в Кoнст.кoмиссию к десятoй сессии пoступилo бoлее семи тысяч предлoжений и замечаний граждан, высказавших их в печати, пo радиo, телевидению, на сoбраниях и в письмах. Несмoтря на oтдельные критические замечания, бoльшинствo лиц и oрганoв в целoм oдoбрительнo oтнеслись к прoекту. Пo сравнению с седьмoй сессией прoект, представленный на десятую сессию, претерпел существенные изменения. Бoлее четкое сoдержание пoлучил разд. I «Оснoвы кoнст.стрoя» и прежде всегo пoлoжения, связанные с закреплением гoс.суверенитета, нарoдoвластия, некoтoрых иных институтoв демoкратии, статуса бел.языка. В разд. II «Личнoсть, общество, гoсударствo» с учетoм Междунар.пакта o гражданских и пoлит.правах, Междунар.пакта oб эк., сoц. и культ.правах, Всеoбщей декларации прав челoвека, сoбственнoгo истoр.oпыта были утoчнены фoрмулирoвки, oтнoсящиеся к правам, свoбoдам и oбязаннoстям граждан. Уделенo oсoбoе внимание не тoлькo личным, пoлит.правам и свoбoдам, нo и сoц.-Эк.правам, oсoбеннo тем, кoтoрые вызвали наибoльшую заинтересoваннoсть граждан в прoцессе oбсуждения прoекта, праву на труд, жилище, oбразoвание, мед.oбслуживание. Претерпели сущ.изменения другие разделы и главы прoекта, при этoм хoтелoсь бы oбратить внимание на два аспекта. Не oтказываясь oт прoвoзглашеннoгo принципа разделения властей, Кoнст.кoмиссия представила на десятую сессию прoект, где предусматривалась парлам.республика (Президент — Глава гoсударства, при этом oн не oсуществляет рукoвoдствo исп.властью).

Кoнст.кoмиссии и ее рабoчей группе по итогам обсуждения постановлением Верховного Совета от 5 февраля 1993 г. былo пoрученo дoрабoтать прoект К с учетoм предлoжений и замечаний, высказанных депутатами.

Этим же пoстанoвлением был утвержден oдин из важнейших дoкументoв, пoзвoливших дисциплинирoвать рабoту над прoектoм Осн.Закoна и ввести ее в единoе руслo, — «Пoрядoк завершения рабoты над прoектoм нoвoй К РБ». Пo существу, пoсле двух с пoлoвинoй лет рабoты был принят спец.регламент деятельнoсти Кoнст.кoмиссии, нoрмы кoтoрoгo были выше пo свoей значимoсти, чем нoрмы Временнoгo регламента Верх.Сoвета. В дальнейшем все депутаты неукoснительнo придерживались тoй прoцедуры, кoтoрая была закреплена в нем.

Завершила рабoту над прoектoм Осн.Закoна тринадцатая сессия Верхoвнoгo Сoвета, начавшаяся в нoябре 1993 г. К этoму мoменту бoльшинствo статей уже былo принятo неoбхoдимым квалифицирoванным бoльшинствoм, выявленo oтнoшение депутатoв к oрганизации гoс.власти как на респ., так и местнoм урoвне, хoтя еще некoтoрые вoпрoсы в этoй части oставались. Истoри.решение — принятие нoвoй К, к кoт.oчень труднo шли депутаты на прoтяжении пoчти четырех лет, сoстoялoсь 15 марта 1994 г. Закoнoм o пoрядке вступления в силу К РБ ее пoдписание было пoрученo Председателю Верхoвнoгo Сoвета. Состоялось это событие в тoржественнoй oбстанoвке 28 марта 1994 г. на заседании Президиума Верх.Сoвета. В респ.газетах К была oпубликoвана 30 марта 1994 г. и с этoгo момента вступила в действие. День принятия К—15 марта—oбъявлен праздничным.

 

СТРУКТУРА К. (см. К)

Форма к — это способ фиксации конст.материала (текста), т. е. в данном случае речь идет о внешнем проявлении К (внешней форме). Внутр. форма — это ее структура, т. е. последовательное расположение ее статей, обеспечивающее юр.связь между ними. Конст.нормы составляют содержание разделов и глав. Структура К РБ является стандартной: она имеет преамбулу, осн.часть и заключительные, переходные положения. Значение текста преамбулы состоит в том, что ее положения имеют фундаментальное (базовое) значение для уяснения смысла других норм К. Преамбула имеет нормат.содержание. Осн. часть К состоит из 8 разделов; третий, четвертый и шестой разделы состоят из глав (всего восемь глав).

Заключительные и переходные положения помещаются в разд. IX К. Данный раздел позволяет прав.средствами обеспечить переход к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены сразу с введением в действие К.

РБ как соц.государство.

Соц.государство – гос-во, которое служит обществу и отдельному человеку, стремится минимизировать соц.различия.

Впервые такое определение –в К 1994 года. Были споры, ибо отождествлялись понятия социальное и социалистическое.

Признаки соц.государства:

1. Оно ответственно за сущ-е общества

2. В нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом

3. Это гос-во, кот помогает человеку, обеспечивает его достойное сущ-е

1 из главных характеристик прав.гос-ва – гарантированность каждому достойного прожиточного минимума = К. РБ ч.2 ст.23 + Закон от 6 января 1999г. «О прожиточном минимуме в РБ» + постановление СовМина от 11 августа 1999г. «О мерах по соц.защите малообеспеченных граждан». В последнем критерий для оказания помощи = невозможность по объективным причинам получения среднегодового дохода выше утвержденного бюджета прожиточного минимума гражданами из числа:

ü Инвалидов 1 и 2 групп

ü Одиноко проживающих пенсионеров

ü Многодетных и неполных семей

ü Трудоспособных граждан, осуществляющих уход за инвалидами 1 группы либо за лицами, достигшими 80-летнего возраста, нуждающимися по заключению медико-реабилитационных экспертных комиссий или врач.-консультативных комиссий в пост.посторонней помощи + осуществляющими уход за детьми-инвалидами до 18 лет

ü Безработных граждан, состоящих на учете в гос.службе занятости и соблюдающих обязанности безработных, предусмотренные зак-вом о занятости.

Соц. гос-во должно реализовывать:

1) Право на охрану здоровья, в том числе в местах лишения свободы.

2) Право на безопасный труд, свобода труда (можно и не работать) – ст.41 К.РБ.

3) Право на защиту своей жизни и здоровья, безопасное развитие личности: в условиях нац.согласия, отсутствия насилия на религиозной, расовой, соц. или иной почве.

4) Право собственности. Отчуждение возможно лишь в 2х случаях:

· По мотивам общ.необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, с компенсацией (прим.-снос домов для строительства дороги)

· Согласно постановлению суда в связи с совершением уголовно наказуемого деяния – по УК РБ

5) Соц.равенство. Перед законом (ст.22 К), между государством, предпринимателями и профсоюзами (ст.ст. 13, 14, 41), помощь ветеранам, молодёжи, семьям, имеющим детей (ст.32. 47) и др. Система соц обеспечения должна быть адекватной, ибо в противном случае ущемляются права тех, за счет кого оно осуществляется.

6) Гос-во должно устранять несправедливость, издержки перехода к рыночным отношениям, иначе – коррупция, концентрация собственности у узкого круга людей, неоснованное обогащение одних за счет других.

Соц.защита гос-вом не должна носить стихийный, вспомогательный хаотичный х-р. Велика здесь роль права. Но для гос-ва характерен баланс интересов человека, общества и гос-ва, в том числе возможность их обеспечения не только нормами права, но и др.соц.регуляторами.

 

19 Дайте характеристику Республики Беларусь как светского государства.

РБ как светское государство

Светское гос-во = гос-во, в котором никакая религия не устанавливается в качестве обязательной и где обеспечивается свобода вероисповедания.

Ст.16 К: религии и вероисповедания равны перед законом

Ст.4 К: идеология религ.объединений не может устанавливаться в качестве обязательной.

Ст 31 К: свобода совести и вероисповедания

+ Закон от 17 декабря 1992 г. «2054 ХИ «О свободе совести и религ.организациях» в ред.Закона от 31 окт.2002г. с изменениями и дополнениями

Особенности светского гос-ва:

v Принадлежность к той или иной религии не влияет на статус человека, занятие им той или иной должности в гос-ве;

v Гос-во не регулирует отношение граждан к религии;

v Гос-во не вмешивается в деятельность церкви, за исключением, когда религ.организациями нарушается зак-во;

v Религ.организации не вправе осущ-ть юр.функции (регистрировать или расторгать брак);

v Религ.организации не вмешиваются в деятельность гос.и полит.организаций. В местах богослужений не допускается использование гос.символики, проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и др.мероприятий полит.х-ра+выступления, призывы, оскорбляющие представителей органов ГУ, должностных лиц или отдельных граждан;

v Нац.система образования в РБ носит светский х-р и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии (ст.9 Закона)

Деятельность религ.организаций прекращается если:

§ Нарушаются статьи 3, 7 и 19 Закона

§ Соединение их обрядовой или проповеднической деятельности с посягательством на жизнь, здоровье, свободу и достоинство личности

§ Систематич.нарушение установленных законодательством порядка проведения публичных религ.действий

§ Принуждение граждан к неисполнению своих конст.обязанностей или совершения действий, сопровождающихся грубым нарушением общ.порядка либо посягательством на права и имущество гос, общ., религ.организаций.

В собственности религ.организаций могут находиться здания, предметы культа, объекты производственного, соц. и благотворительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности. Разрешена религ.литература. Предусмотрены праздничные нерабочие дни на некоторые праздники религ.х-ра (Указом Президента от 26 марта 1998г.№ 157 с последующими изменениями).

Влияние религии на развитие гос-ва и общества существенно. Так, в принятом Архиерейским Собором док-те об Основах соц.концепции Русской Православной церкви – принципы взимодействия церкви, общества и гос-ва. Многие идеи стоило бы закрепить и в зак-ве. Например:

Ø О взаимном уважении гос-ва и церкви

Ø О сферах, где церковь не может сотрудничать с гос-вом

Ø О собственности религ. Организаций, основа которой – пожертвования, что должно исключать налогообложение гос-ва в этой сфере

Ø О смертной казни

Ø Об абортах, которые возможны лишь тогда, когда существует прямая угроза жизни матери

Ø О недопустимости клонирования человека

Ø О нравственной ответственности журналиство и СМИ за пропаганду пороков и эксплуатацию чел.инстинктов.

Наряду со светскими (РБ) существуют клерикальные (с гос.религией - Великобритания), теократические (Иран, Саудовская Аравия) и атеистические (СССР в 20-30е годы) гос-ва.

До мая 2006г. контроль за религ.организациями – у Комитета по делам религий и национальностей при СовМине РБ, сегодня это Уполномоченный по делам религий и национальностей

Материальные.:

1) Наличие прир.ресурсов (гос.собственности)

2) Территория гос-ва

3) Эк.система

4) Гос.бюджет

Организац.: в сув.гос-ве создаются и функционируют органы гос.власти, способные обеспечить сув-т и охрану террит.целостности гос-ва, незыблемость гос.границы и охрану водного и возд.пространств. Это выполняют органы Мин.обороны, вооруж.силы,органы погран.службы, тамож.органы, МВД и гос.безопасности.

Юрид.: наличие нац. нормат-правовой основы, рег-щей сферу правоотношений, связанную с заключением междунар.договоров, проведение собств.междунар.и внешней пол-ки, соблюд-е норм и принципов междунар.права.

Правовое регулирование гос. символов РБ осуществляется Законом РБ "О государственных символах Республики Беларусь" (№301-3) с изм и доп. от 5 июля 2004 года

Гос.флаг РБ

Гос.флаг РБ является символом гос.суверенитета РБ, представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней - красного цвета шириной в 2/3 и нижней - зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Около древка вертикально расположен белорусский нац. орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине - 1:2. Флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.

Красный цвет на современном флаге Беларуси символизирует штандарты победоносной Грюнвальдской битвы белорусских полков с крестоносцами, цвет знамён Красной Армии и белорусских партизанских бригад, Зеленый цвет - надежду, весну и возрождение, леса и поля. Белорусский орнамент - древнюю культуру народа, духовное богатство, единство.

После опубликования результатов референдума Президент 7 июня 1995 года издал Указ №214, утвердивший Положение о Государственном флаге. Ныне второе воскресенье мая считается Государственным праздником - Днём Государственного флага. 5 июля 2004 года Законом РБ "О государственных символах Республики Беларусь" (№301-3) государственный флаг был подтвержден. Описание флага содержится в статье 4 Главы 2 этого Закона

Гос.герб РБ

Гос.герб РБ представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева - цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова "Рэспубліка Беларусь". Земной шар - знак того, что Республика Беларусь воспринимает все народы Земли как равноправных друзей и партнеров. Единение Земли и Солнца - главный знак жизни. Красная звезда - символ человека и человечества, знак мужества и высоких помыслов. В изображении герба запечатлены основные национальные и духовные ценности белорусов: гражданское единство, труд, миролюбие.

После опубликования результатов референдума Президент 7 июня 1995 года издал Указ №213 "Об утверждении эталона Государственного герба Республики Беларусь и Положения о Государственном гербе Республики Беларусь". Государственный гимн РБ утвержден указом Президента РБ от 2 июля 2002 года №350. 5 июля 2004 года Законом РБ "О государственных символах Республики Беларусь" (№301-3) государственный герб был подтвержден. Описание герба содержится в статье 9 Главы 3 этого Закона.

Гос.гимн РБ представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом РБ от 5 июля 2004 г. № 301-З "О гос.символах РБ" и иными зак.актами РБ.

Словы М. Клімковіча, У. Карызны

Музыка Н. Сакалоўскага

Вопрос 23: Раскройте понятие и политико-правовое значение суверенитета. Охарактеризуйте суверенитет народа, нации.

Совет глав государств.

как высший орган Содружества обсуждает и решает любые принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств-участников, а также рассматривает любые вопросы в рамках заинтересованных государств-участников без ущерба интересам других членов Содружества

собирается на заседания два раза в год. Внеочередные его заседания могут созываться по инициативе одного из государств-членов.

Совет глав правительств

координирует сотрудничество органов исп.власти в эк., соц. и иных сферах общих интересов.

Совета глав правительств собирается на заседания четыре раза в год, внеочередные заседания могут созываться по инициативе правительства одного из государств-членов.

Совет министров иностранных дел.

Совет министров иностранных дел СНГ (СМИД) создан Решением Совета глав государств Содружества от 24 сентября 1993 года для осуществления координации внешнеполит.деятельности.

Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ).

Создан Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.

Является коллегиальным органом Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств по вопросам координации охраны внешних границ Содружества и экономических зон государств- участников СНГ

Межпарламентская Ассамблея.

была образована 27 марта 1992 года на основе Алма-Атинского соглашения, подписанного главами парламентов Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Ассамблея была учреждена как консультативный институт для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, представляющих взаимный интерес. В 1993 - 1995 годах членами Межпарламентской Ассамблеи стали парламенты Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Молдова. В 1999 году к Алма-Атинскому соглашению присоединилась Украина.

Наибольшее значение в деятельности Межпарламентской Ассамблеи имеют вопросы, связанные со сближением и гармонизацией законодательных актов государств СНГ. Это направление осуществляется на основе принимаемых МПА модельных законодательных актов и рекомендаций.

Экономический Суд СНГ.

образован в соответствии со статьей 5 Соглашения Совета глав государств Содружества Независимых Государств о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.

2. Специализированные органы СНГ.

Экономический Совет.

Органы отраслевого сотрудничества.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА

Вопрос № 31 Охарактеризуйте правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Назовите особенности правового положения беженцев в Республике Беларусь. (пишу из даунки по КП Масловской)

Правовое положение иностранных гр-н и лиц без гр-ва регулируется Конституцией РБ (ст. 11), Законом «О правовом положении иностранных гр-н и лиц без гр-ва в РБ».

Иностранный гр-н – это лицо, не являющееся гр-ном РБ и имеющее док-ва своей принадлежности к гр-ву др гос-ва.

Лицо без гр-ва – это лицо, не являющееся гр-ном РБ и не имеющее док-в своей принадлежности к гр-ву другого гос-ва.

Вышеуказанный Закон выделяет 3 категории иностранцев:

1) временно пребывающий в РБ иностранец – лицо, прибывшее в РБ на срок не более 90 суток со дня въезда в РБ на основании визы, и не имеющее разрешение на временное проживание в Республике Беларусь или разрешения на постоянное проживание

2) временно проживающий в РБ иностранец – лицо, полувшее, в порядке, установленном законодательством РБ, разрешение на временное проживание

3) постоянное проживающий в РБ иностранец – лицо, получившее в порядке, установленном законодательством РБ, разрешение на постоянное проживание

 

Разрешение на временное проживание выдается иностранцам, прибывшим в РБ на срок более 90 суток в год:

· для обучения в УО РБ – на срок учебы, но не более 1 года

· к супругу (супруге), близким родственникам, которые являются гр-ми РБ и постоянно проживают в РБ, - на срок пребывания, но более 1 года

· для занятия трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на территории РБ в порядке, установленном законодательством - на срок пребывания, на не более 1 года

· если они в порядке, установленном законодательством обратились с ходатайством о признании их беженцами или предоставлении им убежища в РБ либо подали заявление о выдаче им разрешения на постоянное проживание – на срок рассмотрения их ходатайства или заявления

· если у них имеется на праве собственности недвижимость в РБ – на срок пребывания, но не более 180 суток в год

· по иным основаниям, предусмотренным законодательством РБ, в т.ч. международными договорами РБ

 

Разрешение на постоянное проживание выдается иностранцам, которые:

· Являются супругами, близкими родственниками гр-н РБ, постоянное проживающий в РБ

· Заключили брак с иностранцами, постоянное проживающими в РБ

· Признаны беженцами или являются лицами, которым предоставлено убежище в РБ

· Имеют право на воссоединение семьи

· Прожили на законных основаниях в РБ последние 7 и более лет

· Имеют основания для приобретен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.79 (0.013 с.)