Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принцип разделение властей и его реализация в РБ.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Разделение власти является основным мех-м функционирования всех видов полит.и неполит.власти. В полит.системе общества, где субъектами власти выступают учреждения, орг-ции, разделение власти означает принятие решений и их исполнение, распределение труда, разделение ф-ций. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формир-я гос-ва и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов. Первое крупное разделение власти развело полит.и религ.(дух., жреческую) власти, власть гос-ва и церкви. Проекты разделения единой гос.власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга, появились в XVII веке. 1й проект такого рода принадлежал Дж.Локку (сер. XVII в.), разделившему власть на зак., исп.(она же и суд.) и федеративную, ведающую междунар.отн-ми. Впоследствии Ш.Монтескье уже в XVIII веке создал теорию разделения властей в ее совр.виде: на зак., исп.и суд. Принцип разделения властей закрепленв ст.6 К РБ. В ней отмечается, что гос-во основывается на принципе разделения властей: зак., исп.и суд. Гос.органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Особое место в системе гос.власти занимает Президент РБ, который является Главой гос-ва. Он обеспечивает, в частности, преемственность и взаимодействие органов гос.власти, осущ-т посредничество между органами гос.власти (статья 79 К). В наст.время Президентом РБ является Лукашенко. Органы зак.власти занимают центр.место в структуре гос.аппарата. Осн.назначением этих органов является зак.деят-ть.Органы зак.власти обладают верховенством, поскольку именно зак.власть устанавливает прав.начала гос.и общ.жизни, осн.направления внутр.и внешней пол-ки страны, а следовательно, определяет в конечном счёте прав.организацию и формы деят-ти исп.и суд. властей. Главенствующее положение зак.органов в механизме гос-ва обуславливает высшую юр.силу принимаемых ими законов, придаёт общеобяз.х-р нормам права, выраженных в них. Однако верховенство зак.власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, ест.правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и спец.конст.органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей К. Согласно К РБ, «Парламент РБ – Нац.собрание = представительный и зак.орган. Состоит из 2х палат - Палаты представителей и Совета Республики.» Состав Парламента РБ -174 чела. Из них: 110 – Палата представителей, 64 - Совет Республики. Срок полномочий Парламента -4 года. Срок полномочий Парламента может быть продлен, но только в случае войны (ст. 93 К РБ). По решению Президента РБ полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно в след.случаях: - при отказе в доверии Прав-ву; - двукратном отказе в даче согласия на назначение Президентом ПМ; - на основании Заключения Конст.Суда РБ Парламент не может быть распущен: - в период чрезвычайного или военного положения; - в последние 6 месяцев полномочий Президента; - в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении и смещении Президента с должности; - в течение года со дня первых заседаний Парламента. Обе палаты Парламента согласно могут принять закон, принимаемый 50 % голосов депутатов от полного состава палат, и делегировать Президенту полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять как предмет регулирования, так и срок полномочий Президента на издание декретов. Закон принимается по предложению Президента РБ. Однако Президенту РБ не могут быть делегированы полномочия на издание декретов, предусматривающих: - изменение и дополнение К РБ; - толкование К; - изменение и дополнение программных законов; - утверждение респ.бюджета и отчета о его исполнении; - изменение порядка выборов Президента и Парламента; - ограничение конст.прав и свобод граждан; - право изменения закона о полномочиях на издание декретов; - право принимать нормы, имеющие обратную силу; В силу особой необходимости Президент по своей собственной инициативе, либо по предложению Прав-ва РБ может издавать врем.декреты, также имеющие силу законов. Однако эти врем.декреты в 3-дневный срок должны быть представлены на рассмотрение в обе палаты парламента. Врем.декреты могут быть отменены депутатами палат не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат. Органы исп.власти (органы ГУ) - это исп.-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по ГУ общ.процессами в интересах общества или его части (полит.силами, стоящими у власти). Предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами зак.власти. Во исполнение законов ей предоставлено право акт.действий, а также право принятия подзак.НПА. В зависимости от характера, объема и содержания полномочий органы ГУ подразделяются на органы общей, отраслевой и спец.(функциональной) компетенции. Органы общей компетенции (например, СовМин) объединяют и направляют работу по рук-ву всеми или большинством отраслей ГУ. Органы отраслевой и спец.компетенции (мин-ва, различные гос.комитеты, спец.ведомства) осущ-т рук-во лишь отдельными отраслями ГУ. «Исп.власть в РБ осущ-т Прав-во – СовМин РБ – центр.орган ГУ» Прав-во РБ в своей деят-ти подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Стр-ру Прав-ва определяет Президент (ст. 84 К) Президент назначает на должность: -ПМ; -заместителей ПМ, министров и других членов Прав-ва. Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Прав-ва. Прав-во слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент РБ имеет право председательствовать на заседаниях Прав-ва РБ. Прав-во обязано информировать Президента об осн.направлениях деят-ти Прав-ва и о всех его важнейших решениях. Прав-во несет ответственность перед парламентом. Парламент дает: -согласие на назначение Президентом ПМ в лице Палаты представителей; - в течение 2 месяцев после своего назначения ПМ обязан представить для обсуждения Парламенту программу деят-ти Прав-ва, а в случае ее отклонения представить повторную в течение 2 месяцев (вопрос об ответственности Прав-ва не может быть поставлен в течение года после одобрения программы). - Парламент в лице Палаты представителей может отклонить или одобрить программу деят-ти Прав-ва. Причем повторное отклонение программы означает выражение вотума недоверия Прав-ву (вотум недоверия Прав-ву инициируется не менее I /3 депутатов палаты от полного ее состава). В этом случае Прав-во заявляет Президенту о своей отставке. Нац.собрание РБ правом отмены актов Прав-ва не наделено, однако оно может обратиться по этому поводу к Президенту, имеющему право отменять постановления Прав-ва, а также в Конст.Суд, который может принять заключение о частичном или полном несоответствии К» Исп.власть на местах осущ-ся посредством либо назначаемых центром местных органов исп.власти (местной администрации), либо выборных органов местного самоуправления. Важное место в стр-ре гос.аппарата занимает система суд.органов, основной соц.функцией которых является осущ-е правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Органы, осущ-е правосудие – третья власть гос.власти, которая играет особую роль и в механизме гос.власти и в системе сдержек и противовесов. Особая роль органов суд.власти определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. Только суд.власть, но никак не зак.или исп., отправляет правосудие. Роль суд.власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конст.законности и права прежде всего путем осущ-я конст.надзора и суд.контроля за ветвями власти. Систему органов правосудия могут составлять суд.органы, действующие в сфере конст., общей, хоз., админ.и др.юрисдикций. Суд.власть в РБ осущ-ся посредством конст., гражд., админ.и уг.судопроизводства, это отражено. К РБ предусмотрены: а) Конст.Суд; б) Верх.Суд; в) Высший Хоз.Суд. Верх.суд является высшим суд.органом по гражд., уг., админ.и др. делам. Важное значение в системе разделения власти имеет выделение в сфере суд.власти конст.суда, играющего роль арбитра в отношениях между властями. Отн-я между разделенными властями рег-ся законами, положениями К, традициями полит.культуры общества. Однако эти отношения не всегда складываются гармонично. Особенно это х-но для стран, которые только начинают осваивать систему разделения властей. К таким странам можно отнести и Беларусь. Согласно ст. 116 К и разделу II Закона, 6 судей из 12 назначаются Президентом РБ, 6 судей избираются Советом Республики. Причем Председатель Конст.Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. С уведомлением Совета Республики Президент РБ в любое время может освободить от должности Председателя Конст.Суда РБ. Опыт истории показывает, что попытки одной из ветвей власти доминировать ослабляют гос-во и сводят разделение властей к чисто формальной процедуре. В таком случае реальной правящей силой может оказаться какая-либо иная сила, стоящая вне офиц.структуры власти. Следует иметь в виду, что власть разделяется не только между лег.стр-рами, хотя здесь могут быть негласные распоряжения, приказы, закулисная борьба, законспирированные орг-ции типа органов безопасности, разведки, контроля. Могут существовать в обществе и нелег-полит.и неполит.структуры, реально владеющие властью, теневые и противоправные структуры. В периоды кризисов все формы скрытого разделения власти могут стать крайне опасными, ибо создают условия для криминализации пол-ки, давления на общество, его дестабилизации, полит.заговоров и переворотов. Вопрос 36 Назовите особенности конституционных прав, свобод и обязанностей. Раскройте теоретические основы и дайте характеристику таких понятий, как конституционные права, свободы, обязанности, долг, единство прав и обязанностей, равноправие и равенство. Особенности: 1. Имеют повышенную значимость для общества 2. Составляют ядро других прав, получают своё развитие в правах, установленных другими отраслями права 3. Обеспечиваются повышенной правовой охраной
Конституционные (основные)права и свободы составляют сердцевину конституционно-правового статуса личности. В конституции применяются термины «права» и «свободы».
Право – мера возможного поведения субъекта правоотношений. Существенных различий в содержании этих терминов нет. Считается, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, призван ограждать личность от вмешательства государства в ее внутренний мир (свобода совести, свобода мысли и слова), а «право» предполагает участие личности в делах общества и государства (право избирать и быть избранным, право а забастовку). Наряду с правами и свободами Конституция РБ устанавливает также основные обязанности граждан. Обязанность – мера должного поведения гражданина. В конституции РБ закреплено 6 обязанностей личности: 1. Обязанность соблюдать Конституцию, законы и уважать нац традиции (статья 52 К РБ) 2. Обязанность уважать достоинство, права и свободы других лиц (ст 53 К РБ) 3. Обязанность принимать участие в финансировании гос расходов путем уплаты гос налогов, пошлин и иных платежей (ст 56 К РБ) 4. Обязанность защищать РБ (ст 57 К РБ) 5. Обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие нац ценнсти (ст 54 К РБ). Конституционному праву известны два сходных понятия: равенство и равноправие. Первое означает одинаковое юридическое положение граждан (и неграждан) перед законом, т.е. совпадение всего комплекса прав и обязанностей у всех лиц. Второе – совпадение объема только прав (в Конституции это понятие выражено также термином «равенство прав и свобод»). Но оба эти понятия употребляются как синонимы для обозначения одинаковой меры свободы каждого человека. Содержание равенства и равноправия предполагает отсутствие неузаконенных привилегий и запрет дискриминации по любым основаниям. Провозглашение прав и свобод человека и гражданина имеет смысл только в том случае, если государство гарантирует равенство и равноправие, поэтому во всех конституциях главы о правах и свободах начинаются с закрепления гарантий равенства и равноправия. Конституционное право правового государства обеспечивает только юридическое, т.е. формальное, равенство между людьми. Коммунистическая идея фактического уравнения людей по сути своей противоречит свободе человека, к тому же носит утопический и противоестественный характер. ЕДИНСТВО ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ — важнейший принцип, выражающий гармоничное сочетание личных и общественных интересов, взаимную ответственность и взаимные социальные требования, притязания гражданина и правового государства. Тезис о том, что «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав», получает здесь реальное воплощение. Наряду с правами и свободами обязанности являются составной частью правового статуса личности, выступая как две неразделимые категории диалектического единства. Добиваться реализации обязанностей граждан можно и нужно не только кнутом, но и осознанием авторитета власти, от которой указание этих обязанностей исходит. Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей. Долг — внутренне принимаемое (добровольное) моральное обязательство, например: Воинский долг
Конституционные долги законодателем устанавливаются для обеспечения интересов других людей, государства и общества, самих носителей обязанностей. Вопрос 37 1.Традиционно права и свободы делят на 2 группы: А) естественные права человека – они принадлежат человеку от рождения и не могут быть дарованы или отчуждены государством (право на жизнь, свобода совести, неприкосновенность личности и др.); Б) позитивные права гражданина – они предоставляются государством и могут быть им ограничены (право избирать и быть избранным, право на труд и др.). 2. по времени возникновения выделят 3 поколения прав: - первое поколение – права, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций. Это личные (гражданские) и политические права. Эти права выражали так называемую «негативную свободу»: они обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни. - второе поколение – социально-экономические и культурные права (т.н. «позитивные права») - третье поколение – коллективные права. Они стали формироваться после 2 Мировой. 3. По содержанию права и свободы делятся на: - личные (гражданские) права и свободы – они принадлежат всем лица, независимо от гражданства: право на жизнь, право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, право свободно передвигаться и выбирать место жительства, свобода совести, свобода мнений и убеждений, право на нац принадлежность, право на судебную защиту, право на юр помощь, право на защиту международных организаций. Политические права и свободы, закреплённые в Конституции Республики Беларусь. Согласно статье 33 Основного Закона, каждому гарантируется свобода взглядов, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принуждён к высказыванию своих убеждений или отказу от них. Специально оговорено, что не допускается монополизация средств масовой информации государством, общественными объёдинениями или отдельными гражданами, а также цензура. Социально-экономические права и свободы, закреплённые в Конституции РБ: Социально-культурные права и свободы, закреплённые в Конституции РБ: Личные права относятся к негативным, не требующим вмешательства со стороны государства, а экономические, социальные и культурные – к позитивным, реализация которых возможна только с помощью государства. 4. В зависимости от субъекта прав и свобод они делятсяы на: - права и свободы человека - права и свободы гражданина.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.115 (0.011 с.) |