Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм осуществления народовластия в РБ

Поиск

1. Фундаментом политического и государственного устройства РБ выступает народовластие. Народовластие в своем высшем проявлении –власть самого народа. Важнейшие вопросы не только политической, но и экономической жизни страны решаются всенародно – путем выборов, референдумов и всебелорусских собраний, а также с участием народно избранных представителей.

Статья 3 Конституции, которая провозглашает народ единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в РБ, существенно расширила поле влияния граждан и их представителей в органах власти на процесс принятия важных государственных решений.

2.Принцип разделения властей является одной из гарантий реализации всех прав и свобод человека. Каждая ветвь власти в пределах своих полномочий независима и самостоятельна, что является необходимым условием построения правового демократического государства. Будучи разделенными, власти должны дополнять друг друга, образуя единый «политический механизм». Решению этой проблемы служит система сдержек и противовесов, т.е. каждая ветвь власти, самостоятельно решая государственные задачи, своими правовыми средствами уравновешивает другие, предотвращая возможность концентрации полномочий верховной власти каким-либо одним органом.

3. «демократия в РБ осуществляется на основе многообразия политических институтов…». Ст. 4

Одно из проявлений непосредственной демократии – важнейшее конституционное право граждан на обращение в государственные органы, в обязанность которых входит рассмотрение обращения и ответ по существу в определенный законом срок.

4.Экономический суверенитет, незыблемые устои народовластия гарантируются:

1. развитым производственным и научно-техническим потенциалом, наличием национальной банковской системы, денежной единицы, проведением единой бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики;

2., собственной моделью социально-экономического развития, которая характеризуется сильной государственной властью, рациональным сочетанием государственной, частной и других форм собственности, прагматическим подходом к приватизации.

Важнейшую роль в обеспечении экономической основы народовластия играет конституционное закрепление положения: «Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства» (ст. 13). Этот и другие факты также не могут не находить отражения в проводимой государством экономической политике.

 

 

17 Дайте характеристику Республики Беларусь как правового государства.

Прав.гос-во = гос-во, кот.во всей своей организации и деят-ти подчиняется праву и главной целью которого является обеспечение прав и свобод чела.

Признаки:

1. Признание прав и свобод чела:

ü Признание, соблюдение и защита всеобщих прав чела и гражданина, их высшей ценности и приоритета (ч.1 ст.2 К РБ)

ü Обеспечение основ механизма гарантирования этих прав и собод (ч.1,3 ст.21)

ü Независимость суда как осн.механизм гарантий прав и собод (ст.110)

2. Верховенство права (ч.1 ст.7 К РБ)

Ø Конст.установление обязанности гос-ва, его органов и должн.лиц действовать строго в рамках К и принятых в соответствии с ней актов зак-ва (ч.2 ст.7 К)

Ø Обеспечение верховенства К по отношению к иным НПА (ч.3 ст.7 К)

Ø Признание приоритета общепризнанных принципов междунар.права по отношению к нормам нац.зак-ва (ч.1 ст.8 К). Но не допускается заключение междунар.договоров, кот.протиовречат К (ч.3 ст.8 К)

3. Разделение властей (ст.6 К) в общем виде означает разграничение зак., исп.,суд ветвей единой гос.власти. Органическое разделение гос.власти на ветви, равные, относительно самостоятельные, взаимодействующие и взаимоограничивающие друг друга, призвано обеспечить в конечном итоге то необходимое равновесие интересов, кот и делает власть действительно цельной и единой. Подобное разделение единой гос.власти по видам деят-ти называется горизонтальное.

 

18 Дайте характеристику Республики Беларусь как социального государства.

РБ как соц.государство.

Соц.государство – гос-во, которое служит обществу и отдельному человеку, стремится минимизировать соц.различия.

Впервые такое определение –в К 1994 года. Были споры, ибо отождествлялись понятия социальное и социалистическое.

Признаки соц.государства:

1. Оно ответственно за сущ-е общества

2. В нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом

3. Это гос-во, кот помогает человеку, обеспечивает его достойное сущ-е

1 из главных характеристик прав.гос-ва – гарантированность каждому достойного прожиточного минимума = К. РБ ч.2 ст.23 + Закон от 6 января 1999г. «О прожиточном минимуме в РБ» + постановление СовМина от 11 августа 1999г. «О мерах по соц.защите малообеспеченных граждан». В последнем критерий для оказания помощи = невозможность по объективным причинам получения среднегодового дохода выше утвержденного бюджета прожиточного минимума гражданами из числа:

ü Инвалидов 1 и 2 групп

ü Одиноко проживающих пенсионеров

ü Многодетных и неполных семей

ü Трудоспособных граждан, осуществляющих уход за инвалидами 1 группы либо за лицами, достигшими 80-летнего возраста, нуждающимися по заключению медико-реабилитационных экспертных комиссий или врач.-консультативных комиссий в пост.посторонней помощи + осуществляющими уход за детьми-инвалидами до 18 лет

ü Безработных граждан, состоящих на учете в гос.службе занятости и соблюдающих обязанности безработных, предусмотренные зак-вом о занятости.

Соц. гос-во должно реализовывать:

1) Право на охрану здоровья, в том числе в местах лишения свободы.

2) Право на безопасный труд, свобода труда (можно и не работать) – ст.41 К.РБ.

3) Право на защиту своей жизни и здоровья, безопасное развитие личности: в условиях нац.согласия, отсутствия насилия на религиозной, расовой, соц. или иной почве.

4) Право собственности. Отчуждение возможно лишь в 2х случаях:

· По мотивам общ.необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, с компенсацией (прим.-снос домов для строительства дороги)

· Согласно постановлению суда в связи с совершением уголовно наказуемого деяния – по УК РБ

5) Соц.равенство. Перед законом (ст.22 К), между государством, предпринимателями и профсоюзами (ст.ст. 13, 14, 41), помощь ветеранам, молодёжи, семьям, имеющим детей (ст.32. 47) и др. Система соц обеспечения должна быть адекватной, ибо в противном случае ущемляются права тех, за счет кого оно осуществляется.

6) Гос-во должно устранять несправедливость, издержки перехода к рыночным отношениям, иначе – коррупция, концентрация собственности у узкого круга людей, неоснованное обогащение одних за счет других.

Соц.защита гос-вом не должна носить стихийный, вспомогательный хаотичный х-р. Велика здесь роль права. Но для гос-ва характерен баланс интересов человека, общества и гос-ва, в том числе возможность их обеспечения не только нормами права, но и др.соц.регуляторами.

 

19 Дайте характеристику Республики Беларусь как светского государства.

РБ как светское государство

Светское гос-во = гос-во, в котором никакая религия не устанавливается в качестве обязательной и где обеспечивается свобода вероисповедания.

Ст.16 К: религии и вероисповедания равны перед законом

Ст.4 К: идеология религ.объединений не может устанавливаться в качестве обязательной.

Ст 31 К: свобода совести и вероисповедания

+ Закон от 17 декабря 1992 г. «2054 ХИ «О свободе совести и религ.организациях» в ред.Закона от 31 окт.2002г. с изменениями и дополнениями

Особенности светского гос-ва:

v Принадлежность к той или иной религии не влияет на статус человека, занятие им той или иной должности в гос-ве;

v Гос-во не регулирует отношение граждан к религии;

v Гос-во не вмешивается в деятельность церкви, за исключением, когда религ.организациями нарушается зак-во;

v Религ.организации не вправе осущ-ть юр.функции (регистрировать или расторгать брак);

v Религ.организации не вмешиваются в деятельность гос.и полит.организаций. В местах богослужений не допускается использование гос.символики, проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и др.мероприятий полит.х-ра+выступления, призывы, оскорбляющие представителей органов ГУ, должностных лиц или отдельных граждан;

v Нац.система образования в РБ носит светский х-р и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии (ст.9 Закона)

Деятельность религ.организаций прекращается если:

§ Нарушаются статьи 3, 7 и 19 Закона

§ Соединение их обрядовой или проповеднической деятельности с посягательством на жизнь, здоровье, свободу и достоинство личности

§ Систематич.нарушение установленных законодательством порядка проведения публичных религ.действий

§ Принуждение граждан к неисполнению своих конст.обязанностей или совершения действий, сопровождающихся грубым нарушением общ.порядка либо посягательством на права и имущество гос, общ., религ.организаций.

В собственности религ.организаций могут находиться здания, предметы культа, объекты производственного, соц. и благотворительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности. Разрешена религ.литература. Предусмотрены праздничные нерабочие дни на некоторые праздники религ.х-ра (Указом Президента от 26 марта 1998г.№ 157 с последующими изменениями).

Влияние религии на развитие гос-ва и общества существенно. Так, в принятом Архиерейским Собором док-те об Основах соц.концепции Русской Православной церкви – принципы взимодействия церкви, общества и гос-ва. Многие идеи стоило бы закрепить и в зак-ве. Например:

Ø О взаимном уважении гос-ва и церкви

Ø О сферах, где церковь не может сотрудничать с гос-вом

Ø О собственности религ. Организаций, основа которой – пожертвования, что должно исключать налогообложение гос-ва в этой сфере

Ø О смертной казни

Ø Об абортах, которые возможны лишь тогда, когда существует прямая угроза жизни матери

Ø О недопустимости клонирования человека

Ø О нравственной ответственности журналиство и СМИ за пропаганду пороков и эксплуатацию чел.инстинктов.

Наряду со светскими (РБ) существуют клерикальные (с гос.религией - Великобритания), теократические (Иран, Саудовская Аравия) и атеистические (СССР в 20-30е годы) гос-ва.

До мая 2006г. контроль за религ.организациями – у Комитета по делам религий и национальностей при СовМине РБ, сегодня это Уполномоченный по делам религий и национальностей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.232 (0.01 с.)