IV. Право на жилище и его неприкосновенность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Право на жилище и его неприкосновенность.



– Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Никто не может быть произвольно лишен жилья.(ст. 48 КРБ).

 

Свобода передвижения и выбор места жительства. Граждане РБ имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах РБ, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (ст. 30 Конституции). Без свободы передвижения не может быть свободы личности. В данном случае речь идет о свободе граждан Беларуси; иностранцы и лица без гражданства ограничены в праве на иммиграцию в Беларусь.

Право на определение отношения к религии. Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом (ст. 31 Конституции). Каждый человек имеет право принимать религию или убеждения по своему выбору; иметь религию или убеждения; исповедовать религию или убеждения как единолично, так и сообща, публичным или частным порядком; отправлять культы или выполнять религиозные и ритуальные обряды; обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии с убеждениями. Согласно ст. 16 Конституции, религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Помимо Конституции отношения в области свободы вероисповеданий регулируются принятым 17 декабря 1992 г. и изложенным в редакции от 31 октября 2002 г. Законом РБ «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях».

Свобода мнений и убеждений. Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются (ст. 33 Конституции). Свободой слова нельзя злоупотреблять, она не может быть использована во вред правам и свободам других лиц. Поэтому Конституция, международно-правовые документы допускают ее ограничение.

Право на национальную принадлежность, пользование родным языком. В соответствии со ст. 50 Конституции каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения. Под национальностью принято понимать принадлежность лица

к какой-либо нации или народности. Право сохранять свою национальную принадлежность имеют как граждане РБ, так и иностранцы, лица без гражданства. В развитие конституционных норм приняты законодательные и иные нормативные акты. Среди них Закон РБ 1993 г. «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» в редакции Закона от 5 января 2004 г., который создает правовую основу в сфере межнациональных отношений, гарантирует свободное развитие национальных меньшинств в Республике Беларусь, основывается на принципах международного права в области прав человека и национальных меньшинств.

Беларусь — полиэтничное государство.

В Конституции в качестве государственных закреплены два языка — белорусский и русский (ст. 17). Закон РБ «О языках в Республике Беларусь» закрепляет положение о свободном развитии и употреблении всех национальных языков, которыми пользуется население республики (ст. 21), провозглашается защита языков (ст. 6), право на воспитание и получение образования на национальном языке (ст. 21).

Право на судебную защиту. Согласно ч. 1 ст. 60 Конституции, каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Исходя из того, что в Конституции оговорена возможность защиты прав и свобод в определенные законом сроки, может быть установлен срок, в течение которого суд обязан принять к рассмотрению дело по существу.

Право на юридическую помощь. Право на юридическую помощь является одним из основных элементов правового статуса любого человека. Это право гарантируется не только Конституцией, но и рядом международных документов. Профессионально юридическую помощь призвана осуществлять адвокатура. В соответствии с Законом об адвокатуре адвокатом РБ может быть гражданин РБ, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее трех лет или не имеющий такого стажа, но прошедший стажировку сроком от шести месяцев до одного года в адвокатуре, сдавший квалификационный экзамен и получивший лицензию на право занятия адвокатской деятельностью. Адвокаты и стажеры не могут состоять на службе в государственных, общественных и иных организациях, за исключением лиц, занимающихся научной или педагогической деятельностью.

Право на защиту международных организаций. Согласно ст. 61 Конституции, каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными РБ, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Под исчерпанностью всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты следует понимать использование гражданином всех легальных (предусмотренных законом) возможностей для защиты своих прав и свобод внутри государства. К этим средствам следует относить рассмотрение споров в судах либо в административных органах.

ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД

Гарантии - это меры, обеспечивающие возможность реализации человеком принадлежащих ему прав и свобод.

Юридические гарантии - правовые средства реализации и защиты прав человека и гражданина, юридические меры обеспечения выполнения обязанностей, которые закрепляются в нормативных правовых актах и в зависимости от этого могут иметь различный уровень - конституционный, законодательный, подзаконный.

Правовой статус человека и гражданина включает в себя только юридические гарантии.

Политические гарантии - зависят от уровня политического развития страны, организации власти в обществе, её эффективности и осуществляемой ею политики. Включают в себя: демократический характер государства, народовластие, обеспечение соблюдения прав и свобод со стороны государства.

Экономические гарантии - это меры, зависящие от экономического развития государства: его благосостояние, степень предпринимательской свободы, развитие рыночных отношений, уровень налогового бремени, доходов общества, развития социальной инфраструктуры, производственных мощностей и т.д.

Социальные гарантии - относятся непосредственно к жизнедеятельности самого общества, зависят от уровня развития гражданского общества, менталитета граждан.

С точки зрения гарантированности осуществления прав и свобод человека важную роль играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.).

ИЗБИР ПРАВО:

Изб.право в объект.смысле = сов-ть прав.норм, определяющих принципы, пордок и гарантии орг-ции и проведения демократ.выборов. В этом смысле образует институт КП.

Изб.право в субъект.смысле = гарантированное гос-вом право конкр.лица на участие в выборах. В этом случае различают:

· Активное изб.право = установленное законом субъект.право гражданина лично участвовать в выборах; право избирать. Изб-корпус = сов-ть лиц, пользующихся активным изб.правом.

· Пассивное = установленное законом субъект.право гражданина выступать на выборах в качестве кандидата в представит.органы; право быть избранным.

Таким образом, изб.право регулирует изб.систему, что позволяет некоторым учёным поставить знак равенства между понятиями «изб.право» и «изб.система». Др.авторы, признавая тесную связь этих явлений, возражают против их отождествления. Соотношение в таком случае можно охарактеризовать след.образом: под изб.системой следует понимать сам порядок выборов, кот.закреплён в изб.праве. Можно также с некот.долей условности говорить и о том, что изб.право явл-ся формой, а изб.система — содержанием реальных общ.отношений по выборам соотв.органов и должн.лиц.

Изб.система в шир.смысле слова = весь мех-м формирования выборных органов, включая орг-цию и проведение выборов + определение рез-тов голосования и соотв.распределение депут.мандатов.

Изб.система в узком смысле слова = способ распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования.

 

Вопрос 39



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.33.119 (0.024 с.)