Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы решения транспортной задачиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Транспортную задачу можно решить и симплекс-методом, но в данном случае этот метод неэффективен, так как используются ограничения специального вида. Поэтому обычно решают задачи транспортного типа с помощью алгоритма последовательного улучшения плана. Алгоритм последовательного улучшения плана предусматривает два этапа решения задачи: · определение исходного опорного решения; · последовательное улучшение опорного решения и приближение к оптимальному плану. Для определения опорного решения обычно используют метод северо-западного угла. В этом случае исходные данные записываются несколько в ином виде (таблица 3).
Таблица 3. Поиск опорного решения
Заполнение таблицы начинаем с клетки (1,1), которая находится в северо-западном углу таблицы, отсюда и название метода. и первый столбец закрыт, потребности строительного объекта удовлетворены. Переходим к клетке (1,2). , закрыта первая строка, исчерпаны мощности завода . Переходим ко второй строке. , закрыт 2-й столбец, потребности строительного объекта удовлетворены. Переходим к третьему столбцу. , закрыта вторая строка, мощности завода исчерпаны. Переходим к третьей строке. , закрыт 3-й столбец, потребности строительного объекта удовлетворены. Переходим к четвертому столбцу. , закрыты все строки и столбцы. Получили опорное решение. Этому решению соответствуют затраты: Опорное решение является допустимым, так как значения управляемых переменных неотрицательны и выполнены ограничения на объемы производства и потребления. Опорный план транспортной задачи должен содержать не больше чем отличных от нуля компонент (заполненных клеток таблицы). Если их количество равно , то такой план называют невырожденным. Если количество заполненных клеток таблицы меньше , то план является вырожденным. Для избавления от вырожденности опорного плана вводят нулевые поставки в необходимом количестве в незаполненные клетки таблицы. При этом объемы поставщиков и потребителей не изменяются, а клетки с нулевыми поставками считаются заполненными. В рассматриваемом примере и Опорный план (таблица 3) имеет 6 заполненных клеток, т.е. выполняется условие и опорный план невырожденный. Кроме того, опорный план должен быть ацикличным, т.е. в таблице нельзя построить замкнутый цикл, все вершины которого лежат в занятых клетках, а стороны расположены под прямым углом друг к другу. Поэтому нулевые поставки для избавления от вырожденности плана нельзя вводить в клетки таблицы, образующие цикл балансового перерасчета. Так как в таблице 3 нет замкнутых циклов, то опорное решение ацикличное. Так как при выборе опорного решения не обращали внимание на стоимости перевозок, то полученный план закрепления потребителей за поставщиками скорее всего неоптимальный и его можно улучшить. Поставим задачу: как можно больше перевозить с минимальной стоимостью. Эта идея заложена в методе минимальной стоимости. В этом случае на каждом шаге заполняют клетку таблицы с наименьшей стоимостью доставки единицы продукции. При этом необходимо учитывать это обстоятельство для всех поставщиков. Расчет выполнен в таблицах 4-6. Начинаем заполнение таблицы 4 с клетки (1,4), затем переходим к клетке (1,1), потом к клетке (2,1) и т.д., при этом каждый раз фиксируем остатки на заводах и объектах. В итоге такого распределения получим транспортные расходы:
Таблица 4. Вариант 1 улучшенного плана
Таблица 5. Вариант 2 улучшенного плана
Таблица 6. Вариант 3 улучшенного плана
Планы, полученные в таблицах 4-6 допустимы, невырождены и ацикличны. Как видим, расходы уменьшаются, но нет уверенности в том, что полученные планы оптимальны. При большой размерности задачи поиск плана методом минимальной стоимости усложняется. В этом случае используют другие методы поиска опорного плана (метод двойного перевеса, метод аппроксимации Фогеля).
Метод потенциалов В теории линейного программирования доказывается, что любая транспортная задача имеет оптимальный план. Возникает вопрос: как проверить план на оптимальность и будет ли единственным оптимальный план? Существует простая методика проверки планов на оптимальность. В основу ее положен метод потенциалов. Смысл его заключается в следующем. Каждому заводу поставщику присваивают некоторую величину которую называют потенциалом завода, а каждому строительному объекту – величину - потенциал строительного объекта. Эти величины связаны между собой соотношениями: · для переменных заполненных клеток (базисных переменных) (5) · для переменных незаполненных клеток (свободных переменных) (6) Здесь - стоимость доставки единицы продукции от -го завода к - му строительному объекту заполненных клеток, - стоимость доставки для незаполненных клеток. Алгоритм метода потенциалов 1. Устанавливают вид модели транспортной задачи (открытая или закрытая). При необходимости делают модель закрытой. 2. Определяют первый опорный план с учетом стоимости доставки продукции. 3. Проверяют опорный план на вырожденность. При необходимости вводят нулевые поставки. 4. Проверяют опорный план на оптимальность. Для чего определяют потенциалы поставщиков и потребителей по выражениям (5) для базисных переменных и анализируются неравенства (6) для свободных переменных: · если хотя бы одно из неравенств не выполняется, то план неоптимальный и для его улучшения изменяют значение свободной переменной невыполняемого неравенства; · если все неравенства выполняются и среди неравенств имеются равенства, то план оптимальный и не единственный. Проверим алгоритм метода на примере 1. Исходная модель транспортной задачи является закрытой. В качестве первого опорного плана возьмем вариант 2 (таблица 5). Вариант 2. Базисные переменные (заполненные клетки): Количество заполненных клеток на единицу меньше суммы количества поставщиков и потребителей, т.е. опорный план невырожденный. Для нахождения значений потенциалов составляем систему равенств: Так как равенств 6, а неизвестных 7, то система является неопределенной. Поэтому для определенности системы считаем значение одного из потенциалов известным, например, , тогда: Составляем неравенства для незаполненных клеток и анализируем их Одно из неравенств не выполняется, следовательно, план неоптимальный. Это неравенство соответствует переменной т.е. для улучшения плана необходимо эту переменную ввести в басис, присвоив ей некоторую величину Переход к новому базису осуществляется с помощью построения цикла и перераспределения перевозимой продукции. Строим цикл с вершинами в занятых клетках (1,1), (2,1), (2,3) и незанятой клетки (1,3), в которой не выполняются условия оптимальности. Для определения величины в незанятую клетку (1,3) поставим знак «+», а другие вершины цикла отметим чередованием знаков «-» и «+» (см. таблицу 5). Затем определяем где - количество продукции в клетках вершин цикла, отмеченных знаком «-»: Так как суммы значений неизвестных по строкам и столбцам должны оставаться неизменными, то следует произвести балансовый перерасчет (см. таблицу 5). В итоге перерасчета приходим к варианту 1 (см. таблицу 4). Выполним анализ варианта 3 (таблица 6). Вариант 3. Базисные переменные: Опорный план невырожденный. Составляем систему равенств, определяемых базисными переменными: Так как равенств 6, а неизвестных 7, то полагаем , тогда: Составляем неравенства для незаполненных клеток Все неравенства выполняются и среди неравенств имеются равенства, следовательно, план оптимальный и не единственный. Равенства соответствуют переменным Изменяя значения этих переменных, можно получить новые оптимальные планы. Один из них приведен в таблице 4.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.3 (0.011 с.) |