Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль финансов в формировании эффективной системы корпоративного управления. Финансовая архитектура компанииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По мере развития и усложнения финансовых систем проблемы управления финансами организации приобретают все большую значимость. В последние годы в российской научной и практической литературе получили распространение вопросы управления корпоративными финансами. В существующих изданиях, посвященных этой проблеме, рассматриваются самые разные аспекты финансового управления: долгосрочное и краткосрочное управление, управление активами и управление пассивами организации и т. п. Все эти аспекты, как правило, имеют отношение к любой коммерческой организации и не отражают специфики корпоративных финансов, взаимосвязи управления корпоративными финансами с корпоративным управлением. В связи с этим необходимо уточнить понятие корпорации и корпоративного управления применительно к российской экономике. Сложности в применении данного подхода к определению корпоративных финансов заключаются в том, что в российском законодательстве отсутствует понятие корпорации. Для его уточнения необходимо выделить ключевые характеристики данного явления и выявить те объекты в российской экономике, которые имеют идентичные черты. Само слово «корпорация» отсутствовало в русском языке до последней четверти XIX века - такого слова нет в словаре Даля, оно отсутствует в Словаре русского языка XI-XVII вв. В современных источниках экономического и правового характера этот термин присутствует, однако трактуется по-разному. Анализ зарубежных и российских источников показывает, что имеются некоторые различия в подходах к определению корпорации. Распространено отождествление корпораций с различного рода интегрированными образованиями в бизнесе. «Современная корпорация - это материнская компания с сетью дочерних компаний и филиалов с различным юридическим статусом и уровнем самостоятельности». Ряд авторов называют корпорациями любые крупные или даже средние коммерческие предприятия. Ряд авторов выделяют в качестве основной черты корпораций статус юридического лица. Ван Хорн: «Корпорация - это обезличенное предприятие, созданное законом; оно может владеть имуществом и брать на себя обязательства.» [3; 11; 12]. Другие авторы считают необходимым при характеристике корпорации включать другие черты, отличающие корпорацию от любых предприятий, имеющих статус юридического лица. Понятие «корпорация» отождествляется с крупными акционерными обществами (компаниями) без уточнения четких количественных и качественных параметров, признаков отнесения организаций к корпорациям. Так, С. Перегудов считает, что современная крупная компания, или корпорация (как правило, так именуемая в отличие от «обычных» средних или мелких компаний), есть прежде всего порождение рыночных отношений и конкуренции, приводящих, с одной стороны, к дифференциации в мире бизнеса, а с другой - к росту, укрупнению и слияниям вплоть до образования гигантских монополистических структур. Еще одна точка зрения на понятие корпорации связана с особенностями формирования капитала и принципиальными особенностями управления в таких образованиях. «Корпорация - широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму» [2]. Весьма плодотворным представляется подход, в котором ключевым признаком корпорации выступает отделение собственности от управления: «Под корпорацией можно понимать предпринимательскую организацию (юридическое лицо, в том числе и акционерное общество, и другие виды хозяйственных обществ), обладающую: развитой организационной структурой; широким диапазоном видов деятельности (...) или занимающую существенное положение на соответствующем рынке; развитой системой хозяйственных связей; штатом профессиональных управляющих». В юридических изданиях термин «корпорация», как правило, отождествляется с «акционерным обществом», «акционерной компанией». Нередко также под корпорацией понимают открытые акционерные общества. В целом же существующие в отечественной литературе точки зрения на содержание термина «корпорация» сводятся к следующим вариантам трактовок: 1) корпорацией считается любая коммерческая организация, основанная на членстве; корпорацией являются организации, образованные в виде хозяйственных обществ и хозяйственных товариществ; 3) корпорацией является акционерное общество или только открытое акционерное общество; 4) к корпорациям относятся только интегрированные структуры, в частности, финансово-промышленные группы; 5) под корпорацией подразумеваются все крупные предприятия реального сектора экономики. Для трактовки понятия «корпорация», адекватного проблемам управления корпоративными финансами, необходимо: а) проанализировать его происхождение, б) рассмотреть современные трактовки, в) определить толкование, в наибольшей степени отражающее понятие, необходимое для разработки подходов к управлению в организации в целом и управлению корпоративными финансами, в частности. Правовые аспекты термина «корпорация» были выработаны в Англии еще в средние века. Это понятие характеризовало организации (городские общины, гильдии, церкви и др.), которые были созданы по разрешению Короны и ходатайствовали перед Короной о получении различных льгот и привилегий. Развитие организационных форм предпринимательской деятельности в последующие столетия привели к появлению в ряде стран акционерных компаний, ассоциаций, которые привлекали и увеличивали свой капитал путем продажи акций. Данные образования также зачастую рассматривались как корпорации, поскольку их создание и функционирование регламентировалось государством. В гражданском праве зарубежных стран под корпорацией принято понимать объединение на правах юридического лица юридических и физических лиц, или и тех и других вместе, в котором участники состоят на правах членства. Гражданское право США и Великобритании признает юридическими лицами только корпорации. С конца XIX века наибольшее развитие получают американские корпорации. Это нашло отражение в законодательстве, которое выработало четкие критерии корпорации. До недавнего времени американское право и налоговая практика выделяли пять критериев для идентификации корпораций. Юридическое лицо - корпорациями могут быть только субъекты, признаваемые законодательством в качестве юридических лиц. Ограниченная ответственность - акционеры не несут ответственности по обязательствам корпорации. Данное свойство позволяет распределить предпринимательские риски между акционерами, кредиторами и менеджерами. Бессрочное существование - срок функционирования корпорации не ограничен какими-либо временными рамками и даже физическим существованием ее учредителей и акционеров. Свободная передача акций - акции могут свободно передаваться путем купли- продажи, дарения, наследования. Централизованное управление компанией - управление возлагается на должностных лиц и коллегиальные органы управления (Правление директоров), а не на акционеров. С 1997 г. В США действуют так называемые Final Rules (TD 8697), согласно которым некоторые организации могут выбирать, какой из пяти критериев использовать для определения корпорации. Согласно этому документу, открытое акционерное общество Российской Федерации является корпорацией для целей американского налогообложения. Американские специалисты отмечают некоторую правовую специфику акционерных обществ в РФ - в российском законодательстве несколько иначе формулируются и регламентируются вопросы ограниченной ответственности акционеров, свободной передачи акций, централизованного управления. Тем не менее, можно утверждать, что с точки зрения организационной и юридической практики акционерное общество в РФ является наиболее близкой к англо-саксонским корпорациям организационно-правовой формой. Корпорация - это функционирующее в течение неопределенного срока юридическое лицо, формирующее собственные средства посредством эмиссии и размещения свободно передаваемых долевых ценных бумаг, участники которого несут ограниченную ответственность по обязательствам данной организации, управление которым осуществляют наемные управляющие. В чем преимущество и недостатки корпорации по сравнению с другими формами организации бизнеса? Подобная трактовка понятия «корпорация» применительно к российским условиям позволяет рассматривать специфические проблемы управления, возникающие в корпорациях - проблемы корпоративного управления. В соответствии с определением Организации экономического сотрудничества и развития, под корпоративным управлением понимается система взаимоотношений между руководством компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными сторонами - сотрудниками, клиентами, поставщиками, общественностью, органами надзора, правительством. Корпоративное управление в том значении, что отмечено выше, влияет на широкий круг управленческих решений - относительно стратегии развития организации, основных направлений инвестирования, реинвестирования прибыли, основных источников финансирования, кадровых назначений на ключевые посты и другие. Вместе с тем существуют сферы и аспекты управления, где проблемы корпоративного управления не играют решающей роли. К примеру, в ходе реализации инвестиционного проекта возникают вопросы, связанные с выбором поставщиков, подрядчиков, разработкой маркетинговой стратегии, но все эти вопросы не затрагивают различным образом интересы участников корпоративного управления, а эффективное решение одинаково приемлемо для всех заинтересованных лиц (разумеется, если речь не идет о каких-либо нелегитимных действиях). В связи с этим необходимо определить, каким образом корпоративное управление определяет другие аспекты управления в организации или зависит от них. Для ответа на этот вопрос целесообразно разделить содержание управления предприятием на два больших блока - корпоративное управление и всю остальную управленческую деятельность. Для обозначения последней будем использовать термин «бизнес-управление». В российских исследованиях предложенное разделение сфер управленческой деятельности практически не встречается, однако в современных западных источниках есть примеры подобного подхода, при этом термин «бизнес-управление» используется именно в таком контексте, как указано выше. В результате предложенного разделения сфер управленческой деятельности место корпоративного управления в общей системе управления предприятием (корпоративного менеджмента) может быть представлено следующим образом (рисунок 1.1). Разграничение сфер корпоративного управления и бизнес-управления позволяет четко обозначить основные элементы этих сфер управления, определить проблемы и возможные варианты их решения. Различаются состав участников и цели корпоративного управления и бизнес-управления. Рисунок 1.1 - Сферы управления на предприятии Бизнес-управление связано с исполнительной деятельностью на предприятии, направлено на создание стоимости и эффективное использование ресурсов. Корпоративное управление предполагает определенное согласование интересов всех заинтересованных лиц, обеспечение ответственности и страхования защиты этих интересов. Управление корпоративными финансами затрагивает обе сферы управления предприятием. Управление финансами является той функциональной сферой управления, где вопросы бизнес-управления в наибольшей степени пересекаются с вопросами корпоративного управления, поскольку именно в сфере управления корпоративными финансами решаются проблемы разделения доходов между предприятием и собственниками, привлечения финансовых ресурсов. Поэтому при оценке эффективности управленческих решений в области финансов следует принимать во внимание специфические аспекты корпоративного управления, связанные с разделением собственности и контроля в корпорации. Для определения корпоративных финансов следует обратиться к содержанию финансов как экономической категории. При наличии ряда разногласий в понимании этого феномена большинство специалистов считают, что финансы как экономическая категория - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения вновь созданной стоимости и части национального богатства на основе одностороннего движения стоимости в связи с формированием и использованием денежных ресурсов преимущественно в фондовой форме для целей воспроизводства и развития государства, хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств. Финансовые отношения возникают между различными субъектами. Материальным носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы. Все эти характеристики финансов как экономической категории приобретают специфические черты в зависимости от субъектов финансовых отношений, в качестве которых могут выступать государство, хозяйствующие субъекты различных форм собственности, организационно-правовых форм, сфер деятельности, а также домашние хозяйства, персонал хозяйствующих субъектов и др. В соответствии с выявленными чертами корпораций, можно утверждать, что они также являются субъектами финансовых отношений. Отмеченные выше признаки корпорации (бессрочно функционирующее юридическое лицо, ограниченная ответственность участников, свободная передача акций, отделение собственности от управления) как особого вида хозяйствующего субъекта, обусловливают специфические черты корпоративных финансов. Эти черты проявляются в формировании капитала корпорации, в процедурах увеличения и уменьшения уставного капитала, в принятии управленческих решений по существенным событиям финансового характера, в характере воздействия фондового рынка на деятельность организации и др. Корпоративные финансы как самостоятельное явление имеют общие черты с финансами организаций, и одновременно корпоративные финансы обладают специфическими чертами, отличающими это явление от финансов других организаций. К общим чертам относятся базовые характеристики, свойственные финансовым отношениям организации. Это - денежный характер отношений, распределительный характер отношений, основанный на одностороннем движении стоимости, формирование и использование финансовых ресурсов преимущественно в фондовой форме. Управление финансами в любой организации предполагает решение таких задач, как обеспечение хозяйственной деятельности организации необходимыми финансовыми ресурсами, формирование рациональной структуры источников финансовых ресурсов, эффективное использование финансовых ресурсов. Особенности корпоративных финансов определяются специфическими чертами корпораций. Под влиянием основных характеристик корпорации определяется содержание корпоративных финансов, формируются финансовые потоки. Применительно к корпорациям участниками финансовые отношения возникают не только между организацией, с одной стороны, и государством, партнерами, финансовыми институтами, с другой стороны, а также в рамках самой организации в связи с формированием и использованием фондов денежных средств. Подобного рода финансовые отношения существуют практически у всех хозяйствующих субъектов. Для корпорации характерно, что участниками финансовых отношений выступают акционеры, у корпорации возникают финансовые отношения с инвесторами фондового рынка по поводу формирования собственного капитала, возникают также специфические финансовые отношения в рамках самой корпорации в связи с распределением прибыли, принятием инвестиционных решений. Эти аспекты финансовых отношений реализуются в рамках корпоративного управления. В финансовой науке сложилась определенная терминология, которую мы будем использовать в дальнейшем. При этом в современной отечественной и зарубежной учебной литературе при характеристике управления финансами организации в рыночной экономике применяется термин «финансовый менеджмент». Мы также будем использовать этот термин, отмечая, в случае необходимости, те элементы финансового менеджмента, которые характерны для управления корпоративными финансами и отличаются от финансового управления в иных формах организации бизнеса. Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и включающих формирование и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками, страховщиками и пр. Финансы включают в себя формирование денежных фондов, их распределение, анализ и контроль за их использованием и коммуникативные финансовые отношения. В состав финансов входят государственные финансы, корпоративные (отраслевые) финансы, рынок ценных бумаг (фондовый рынок), страхование, а также кредит и денежное обращение. Финансы подразделяются на общегосударственные, территориальные, хозяйствующих субъектов и финансы граждан. Рыночные преобразования в России способствовали повышению роли корпоративных финансов, превращая их в важнейший оценочный показатель хозяйственной эффективности, что привело к росту значимости управления финансами. К основным функциям финансов хозяйствующего субъекта относятся: 1) аккумулирующая (мобилизация доходов, финансовых ресурсов, формирование капитала); 2) распределительная (оптимизация финансовых пропорций, надлежащее осуществление расходов, превращение финансовых ресурсов в целевые фонды денежных средств); 3) аналитико-контролирующая; 4) коммуникационная (финансовые отношения с контрагентами, государством и пр.). Финансовый механизм — это способы использования финансовых ресурсов, а также форма организации финансов предприятия. Для использования финансовых ресурсов применяются финансовые методы, приемы, рычаги, инструменты, принципы и соответствующее правовое, нормативное и информационное обеспечение. Финансовые методы — это форма осуществления финансовых отношений, их взаимосвязь с производственно-хозяйственным процессом. К ним относятся: финансовое планирование, инвестирование, ценообразование, кредитование, страхование, налогообложение, стимулирование, авансирование, финансовый анализ и др. В свою очередь, методы складываются из приемов. Это виды планирования, формы кредитования, способы инвестирования, порядок, виды стимулирования и пр. Формой осуществления финансовых приемов являются так называемые финансовые рычаги. Финансовый рычаг — совокупное воздействие на уровень прибыли за счет собственного капитала и заемного финансирования. В европейской модели финансовый рычаг рассчитывается как отношение общей задолженности предприятия к общей сумме собственного капитала. В американской модели финансовый рычаг определяется как отношение изменения чистой прибыли на акцию к изменению нетто-результата среднерыночного дохода от инвестиций. Финансовые инструменты представляют собой рыночные финансовые обязательства, финансовые ресурсы, формы авансирования и инвестирования капитала. Финансовые инструменты соответствуют трем сегментам финансового рынка. Основными группами этих инструментов являются денежные средства, их заменители (чеки, векселя, золото и др.), инструменты рынка капитала, его заменители и производные (кредитные инструменты, долговые ценные бумаги, акции и пр.). Главное отличие финансовых инструментов от различных платежных, расчетных и других финансовых документов состоит в их рыночном обороте на финансовом рынке. Традиционные финансы сосредоточивались на контроле за доходами и расходами, за движением денежных средств методами финансового, преимущественно сметного планирования и бухгалтерского учета. И в современных условиях управления эти методы и приемы сохранили свое значение, но на первый план выдвигается финансовая функция. Эта функция в компании существует для того, чтобы менеджеры могли успешно управлять бизнесом. Финансовая функция — совокупность целей, компетенций, процедур и систем компании, которая призвана решать задачу оптимальной организации финансово-экономического управления бизнесом и эффективного использования ресурсов. Грамотно организованная финансовая функция позволяет компании своевременно реагировать на изменения рынка и бизнеса. Как правило, под оптимально выстроенной финансовой функцией понимается такая организация работы финансового блока компании, при которой: - определены цели и задачи финансового блока, роль финансового директора в компании; - организационно-функциональная структура финансового блока отвечает требованиям бизнеса; - финансовая служба эффективно выполняет полный цикл управления финансами: планирование, учет, контроль и отчетность, в том числе, четко организована система получения информации для составления бюджета и формирования управленческих отчетов; - четко реализуется взаимодействие финансовых служб с другими подразделениями компании; - оптимизирован документооборот финансового блока; - оптимизирована численность персонала финансовых служб, распределены функции сотрудников, определены мотивационные схемы и планы развития персонала. Правильно сформулированная финансовая функция необходима для успешной работы в условиях жесткой деловой конкуренции и позволит предприятию добиться ощутимых материальных результатов. Правильно организованная финансовая функция предприятия минимизирует возможности злоупотреблений на рабочем месте и мошенничества. В современной компании от финансовой службы требуется постоянно увеличивать стоимость бизнеса, предоставлять своевременную и качественную информацию и обеспечивать эффективность механизмов контроля в условиях постоянно меняющихся требований корпоративного управления. Вместе с тем руководство компании обычно стремится сократить расходы, связанные с финансовой функцией. Современные требования к системе управления финансами существенно меняют традиционную контролирующую роль финансовой службы в компании, смещая ее приоритеты с поиска виновных в неисполнении планов на конструктивное решение проблем выполнения этих планов. Контроль прошлого представляется менее эффективным, чем стремление ориентироваться на будущее и правильно его планировать. Происходит переход от контроля к контроллингу. Характерным изменением в финансовой сфере является стремление к внутреннему партнерству, а основной задачей становится предоставление другим структурным подразделениям компании (внутренним клиентам) услуг, ориентированных на максимизацию обшей рыночной стоимости бизнеса. Таким образом, контроллинг — это больше образ мышления и способ осуществления управленческой деятельности, чем набор и применение отдельных контрольных инструментов. Актуальность нового понимания роли финансов связана и с формулировкой критериев эффективности их использования и, в конечном счете, с формулировкой требований к компетенции сотрудников финансовых служб. Для уяснения современной роли финансов рассмотрим общий процесс управления бизнесом в виде так называемого цикла Деминга — планирование — реализация — контроль — коррекция (Р1ап—Оо—СЬеск—Ас1). На этапе стратегического и текущего планирования роль финансов заключается в методическом и организационном сопровождении этого процесса. В рамках стратегии планирования определяется модель бизнеса для долгосрочного планирования, а также ключевые критерии для оценки исполнения стратегических задач и постановки задач в рамках ежегодного текущего планирования. Организация бюджетирования должна быть оформлена нормативно-распорядительными документами, иметь график с закрепленными сроками, ответственными лицами, а также контрольными мероприятиями и корректирующими решениями руководства компании. На этапе планирования возможно возникновение следующих проблем. Во-первых, отсутствие в компании стратегии и стратегического планирования часто приводит к хаотичности в принимаемых курсах развития, к смене текущих задач. Необходимо принять стратегию развития и закрепить стратегическое планирование за конкретным подразделением компании. Во-вторых, отсутствие четко разграниченных зон ответственности, в том числе финансовой, затрудняет управление на основе ключевых критериев и бюджетирования. Эту проблему можно решить через утверждение организационно-функциональной структуры компании и закрепление роли и ответственности функциональных подразделений во внутренних (корпоративных) нормативных документах. В-третьих, недостаток компетенции линейных и функциональных подразделений для стратегического и текущего планирования может привести к срыву сроков подготовки планов. Эта проблема решается с помощью централизованного планирования и последующего сметного бюджетирования линейных и функциональных подразделений на основе утвержденных базовых нормативов и обучения персонала. В процессе реализации планов роль финансов заключается в создании условий для достижения финансовых показателей и обеспечение линейных и функциональных подразделений финансовыми ресурсами, отчетностью и аналитикой, необходимыми для достижения ключевых показателей плана. При этом возможны следующие проблемы. Во-первых, отсутствие понимания у линейных и функциональных подразделений методов управления ключевыми показателями может привести к ошибкам в их отчетности. Во избежание этого необходимо закрепить формат отчетности в регламентных документах компании. Во-вторых, из-за низкой значимости (релевантности) предоставляемой в отчетности информации для целей управления могут быть приняты неверные или запоздалые управленческие решения, что приведет к неэффективному управлению. В свою очередь, причинами этого могут быть: - несвоевременное выполнение обязанностей по предоставлению надлежаще оформленных первичных документов; - некорректная работа с базами данных (пропуски обязательных к заполнению полей, ошибки при вводе, отражение операции вне установленных процедур и т.п.); - отсутствие согласованных алгоритмов формирования показателей в отчетности; - отсутствие закрепленного перечня форм отчетов для использования в определенных целях. Для устранения этих причин необходимо регламентировать процесс работы с базами данных с обязательным закреплением ответственных и сроков, установить формы отчетов, сроки их представления и условия использования. Необходим постоянный контроль представления отчетов от структурных подразделений и их достоверности. Роль финансов в осуществлении контроля заключается: 1) в контроле сохранности активов компании посредством организации учета, участия в проверке физического наличия (инвентаризациях); 2) в оценке степени достижения тех ключевых показателей, которые были поставлены перед финансовыми службами, и в выявлении причин отклонений; 3) в обеспечении линейных и функциональных подразделений отчетностью и аналитикой, необходимой для понимания причин отклонений от запланированных значений ключевых показателей и проработки корректирующих мероприятий; 4) в участии в формировании контрольных процедур исполнения ключевых показателей других подразделений, их нормативном закреплении в компании. В процессе контроля могут возникать следующие проблемы. Во-первых, отсутствие понимания у линейных и функциональных подразделений методов управления ключевыми показателями так же, как и на этапе реализации планов, может привести к ошибкам в отчетности. Для устранения этой причины необходима регламентация отчетности и процедуры контроля, а также обучение. Во-вторых, отсутствие реальных полномочий у финансового директора на участие в формировании контрольных процедур исполнения ключевых показателей работы других подразделений, их нормативном закреплении в компании. Эта проблема может быть решена закреплением порядка управления отдельными ключевыми показателями в общем регламенте управления. Еще один важный момент — выдача эксклюзивных прав финансовым менеджерам на осуществление отдельных контрольных действий в рамках принимаемых процедур, например, право доступа в базы данных. Вместе с тем чрезмерная централизация контрольной функции и ее закрепление за финансовыми службами опасны и могут привести к снижению уровня ответственности руководителей линейных и функциональных подразделений за результаты своей деятельности. Обычно подобная проблема возникает в компаниях с низким уровнем культуры управления. Без нормально работающего управления добиться корректного распределения ответственности и полномочий практически невозможно. Эффективность — это идеология всей организации бизнеса. Роль финансов в осуществлении корректирующих действий заключается: 1) в организации работы службы управления расходами (бюджетного комитета); 2) в инициации изменений в регламентных документах; 3) в обосновании и инициации бюджетных значений ключевых показателей, оценке влияния изменения последних на результирующие показатели деятельности компании. На этапе коррекции плана могут возникать следующие проблемы. Во-первых, отсутствие реальных полномочий у финансового директора может вызвать ту же проблему, что при контроле исполнения планов. Во-вторых, отсутствие понимания взаимодействия финансовых потоков и ключевых показателей (отсутствие финансовой модели бизнеса) может привести к потере управляемости. Единственное решение — построение финансовой модели бизнеса и ее использование для оценки последствий корректирующих действий. В современных концепциях стратегического управления компанией одну из основных ролей играют динамика ее развития и поведение во внешней среде. И здесь финансовый менеджмент выступает одним из главных факторов организации системы коммуникаций. Коммуникационная функция финансового менеджмента состоит в осуществлении финансовых взаимоотношений с федеральными, субфедеральными и муниципальными органами, контрагентами, клиентами, кредиторами, заемщиками, инвесторами, учредителями и т.д. Эти отношения как минимум должны быть бесконфликтными, а в идеале — должны способствовать развитию компании и решению его стратегических целей. Управление финансами в бизнесе должно быть адекватным требованиям внешней среды. Финансовая архитектура. Концепция финансовой архитектуры компании была предложена С. Майерсом в 1998 году. Финансовая архитектура означает изменяющийся «финансовый дизайн бизнеса, охватывающий собственность, организационно-правовую форму, стимулы, способы финансирования и распределения рисков между инвесторами». Концепция финансовой архитектуры подразумевает комплексный подход, объединяющий различные структурные характеристики компании. Данный термин был введен в научный оборот с несколькими целями: Во-первых, для демонстрации необходимости отказа от так называемых стилизованных моделей финансовых решений компании, выделяющих отдельный вид структурных характеристик как самостоятельный объект анализа, и поэтому для переноса акцента на интегрированный подход к анализу комплекса финансовых решений компаний и их влияния на ее результаты. Согласно Майерсу, «финансовая архитектура охватывает собственность (концентрированную или распыленную), организационно-правовую форму, стимулы, способы финансирования и распределения рисков между инвесторами». Во-вторых, финансовая архитектура как новый срез взгляда на компанию, по замыслу автора термина, фокусирует внимание на динамическом характере процессов в современной компании, их неизбежном ускорении при переходе к экономике знаний. Поэтому синонимом данного понятия, по мнению Майерса, является финансовый дизайн, или финансовая организация, что предполагает приспособление к изменяющимся условиям в конку; рентной среде и на рынке капитала. В-третьих, финансовая архитектура как особая системная конструкция не может быть реализована без учета комбинации финансового и интеллектуального капиталов. Первый отражает стилизованных подход к анализу финансовых решений компании, а второй требует отхода от упрощенных трактовок структуры собственности, контроля, вознаграждения, политики финансирования и ее результата - структуры капитала. В качестве ключевых компонентов финансовой архитектуры компаний, способных служить инструментами управления эффективностью, выделены структура собственности, структура капитала и качество корпоративного управления как характеристика системы мотивов и стимулов стейкхолдеров компании. 1. Структура собственности как компонент финансовой архитектуры необходимо рассматривать сквозь призму агентских конфликтов. Агентские конфликты рассматриваются как конфликты между: 1) менеджерами и акционерами; 2) мажоритариями и миноритариями; 3) государством и частными собственниками. 2. В концепцию финансовой архитектуры структура капитала входит как компонент, задающий распределение рисков между инвесторами. Исследования структуры капитала как второго компонента финансовой архитектуры обуславливается его влиянием на стратегическую эффективность с точки зрения классической теории иерархии, компромиссной и агентской теорий. Несовершенства рынка (налоги, транзакционные и агентские издержки) приводят к зависимости эффективности от структуры капитала, что позволяет предположить негативное влияние уровня долговой нагрузки компании на стратегическую эффективность. 3. В качестве отдельного компонента финансовой архитектуры, определяющего стимулы и мотивацию экономических агентов в компании, в модель эффективности деятельности компании вводится качество корпоративного управления. Одна из основных задач корпоративного управления – минимизация транзакционных издержек, связанных с разграничением прав и обязанностей менеджеров, а также агентских издержек, связанных с разнонаправленностью интересов менеджеров и риска акционеров. Рассматривая совет директоров в качестве основного органа корпоративного управления, созданного как для принятия стратегических решений, так и для смягчения последствий агентских проблем между топ-менеджментом и акционерами, необходимо использовать показатели структуры совета директоров как прокси-переменные для качества корпоративного управления компанией. Помимо ключевых компонентов финансовой архитектуры в модель должны быть введены следующие составляющие: - размер компании, - средний исторический темп ее роста, - уровень ее рисков. Таким образом, можно сделать вывод, что современной компании свойственны несколько структурных характеристик. Во-первых, это касается структуры собственности и голосов, формирующих фундамент контроля над компанией. Во-вторых, структура капитала, отражающая политику финансирования ее долгосрочного развития (тестируются теоретические концепции мотивов выбора такой политики, выявляются ключевые факторы (детерминанты), определяющие соотношение заемного и собственного капиталов в определенных экономических условиях). Третья характеристика охватывает структуру реализации внутрикорпоративного контроля через механизм корпоративного управления, ядро которого формирует деятельность совета директоров. Сюда же относятся исследования систем вознаграждения менеджмента и членов совета директоров, изменений в структурах компенсационных пакетов. Структуры корпоративного управления, как и самого совета директоров, составляют отдельную область исследований, внимание к которой растет в последние годы благодаря постановке задачи оценки влияния корпоративного управления на корпоративную эффективность. В каждой из отм
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.104.192 (0.014 с.) |