Этапность работы по внедрению положений документа Базельского комитета по банковскому надзору "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы" (далее - Базель II), состоящего из 3 взаимодополняющих друг друга компонентов, обусловлена его концепцией, предусматривающей возможность выбора надзорным органом различных подходов к расчету величин финансовых и нефинансовых рисков в целях определения показателя достаточности собственных средств (капитала) банков. Базелем II предполагается, что такой выбор зависит от уровня и динамики развития банковской системы и финансовых рынков, на которых работают банки, а также состояния банковского законодательства государства, реализующего Базель II.
Банком России в настоящее время применяется наиболее простой подход к оценке кредитного риска - упрощенный стандартизированный подход 1-го компонента "Минимальные требования к достаточности капитала" Базеля II.
Проводится предварительная работа, направленная на подготовку к внедрению изложенного в 1-м компоненте Базеля II подхода, базирующегося на самостоятельных внутрибанковских оценках параметров кредитного риска (далее - подход, основанный на внутренних рейтингах). Одновременно разрабатываются минимальные требования к внутренним процедурам оценки кредитными организациями достаточности собственных средств (капитала) в рамках 2-го компонента "Процесс надзорной оценки" Базеля II.
Оценка уровня готовности российской банковской системы к внедрению подхода, основанного на внутренних рейтингах, и реализации положений 2-го компонента Базеля II проведена в рамках программы сотрудничества с Европейским центральным банком.
В целях внедрения Базеля II, в том числе подхода, основанного на внутренних рейтингах, а также его 2-го компонента, Правительство РФ и Банк России проведут работу по внесению соответствующих изменений в законодательство РФ.
При этом предполагается, что круг банков, реализующих подход, основанный на внутренних рейтингах, будет весьма ограниченным. Это связано в том числе с высокими требованиями к таким банкам по состоянию баз данных и внутрибанковских систем управления рисками.
Ориентировочно внедрение 2-го компонента Базеля II может начаться не ранее 2014 года, а подхода, основанного на внутренних рейтингах, - после 2015 года.
В рамках реализации новых международных требований к качеству и достаточности капитала, поддержанию необходимого уровня ликвидности, предусмотренных документами Базельского комитета по банковскому надзору, принятыми в 2010 году (далее - Базель III), предполагается:
пересмотр структуры регулятивного капитала путем выделения его ключевого компонента - базового капитала (суммарный показатель акционерного капитала и нераспределенной прибыли);
дополнительно к минимальным требованиям к достаточности базового капитала установление требования к формированию буферов капитала (дополнительных элементов капитала, представляющих собой надбавки к минимальным регулятивным требованиям по базовому капиталу), в частности буфера консервации и контрциклического буфера, являющихся источником покрытия убытков банков в условиях кризиса;
введение в дополнение к показателю достаточности капитала, рассчитываемому с учетом уровня рисков, принимаемых банками, показателя "леверидж", определяемого как отношение величины капитала к совокупной величине активов и внебалансовых позиций без учета уровня риска по ним;
введение 2 нормативов ликвидности, определяемых с учетом возможностей возникновения негативных условий как в деятельности банка, так и на финансовых рынках в целом, - показателя краткосрочной ликвидности, определяемого как отношение ликвидных активов к чистому оттоку денежных средств в ближайшие 30 дней в случае возникновения общерыночной напряженной ситуации с ликвидностью (стрессовая ситуация), и показателя чистого стабильного фондирования, определяемого как отношение имеющихся в наличии стабильных источников фондирования к необходимому фондированию (исходя из характеристик ликвидности активов и внебалансовых позиций банка и проводимых им операций) на один год.
| Форма реализации
| Срок реализации
| Ответственные исполнители
|
I. Повышение конкурентоспособности банковского сектора. Развитие финансовой инфраструктуры. Снижение издержек банковской деятельности
|
1.
| Разработка законодательства РФ о национальной платежной системе
| проекты федеральных законов
| приняты Государственной Думой Федерального Собрания РФ в 1-м чтении
| Минфин России
Минэкономразвития России
ФСФР России
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Банка России
|
2.
| Реализация мероприятий, направленных на внедрение универсальной электронной карты гражданина
| нормативные правовые акты
| в соответствии с планоммероприятий, необходимых для реализации Федерального закона"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", утвержденнымраспоряжением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. N 1433-р
| Минэкономразвития России
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти,
Банка России, органов государственной власти субъектов РФ, федеральной уполномоченной организации
|
3.
| Обеспечение иммунитета центральных банков иностранных государств и принадлежащего им имущества
| проект федерального закона
| 2012 год
| Минфин России
Минэкономразвития России
МИД России
с участием Банка России
|
4.
| Установление запрета на открытие филиалов иностранных банков
| проект федерального закона
| в соответствии со сроками вступления РФ во Всемирную торговую организацию
| Минфин России
Минэкономразвития России
МИД России
с участием Банка России
|
5.
| Закрепление транспарентных процедур, связанных с регистрацией (аккредитацией) представительств иностранных банков на территории РФ и возложение на Банк России полномочий по их регистрации (аккредитации) в установленном им порядке
| проект федерального закона
| 2013 год
| Минюст России
Минфин России
Минэкономразвития России
МИД России
ФАС России
с участием Банка России
|
6.
| Совершенствование залогового законодательства РФ в части создания системы регистрации уведомлений о залоге
| проект федерального закона
| 2011 год
| Минфин России
Минэкономразвития России
ФСФР России
с участием Банка России
|
7.
| Предоставление банкам возможности заключать с вкладчиком, являющимся физическим лицом, договор банковского вклада на условиях, не предусматривающих права вкладчика на досрочное востребование суммы вклада или ее части или не предусматривающих его права на досрочное предъявление к оплате сберегательного (депозитного) сертификата
| проект федерального закона
| 2011 год
| Минфин России
ФСФР России
Минэкономразвития России
с участием Банка России
|
8.
| Введение в законодательство РФ понятия "металлический счет", в том числе для физических лиц
| проект федерального закона
| 2011 год
| Минфин России
Минэкономразвития России
ФСФР России
с участием Банка России
|
9.
| Совершенствование правового регулирования деятельности бюро кредитных историй и Центрального каталога кредитных историй
| проект федерального закона
| 2012 год
| Минфин России
Минэкономразвития России
ФСФР России
с участием Банка России
|
10.
| Установление минимальных стандартов оказания финансовых услуг
| проект федерального закона
| 2011 год
| Минфин России
Минэкономразвития России Минздравсоцразвития России
ФСФР России
ФАС России
с участием Банка России
|
11.
| Совершенствование регулирования вопросов ответственности должностного лица кредитной организации за невыполнение обязанностей по контролю за выполнением хозяйствующими субъектами порядка ведения кассовых операций
| проект федерального закона
| 2012 год
| Минфин России
Минэкономразвития России
с участием Банка России
|
II. Совершенствование качества банковских услуг
|
12.
| Совершенствование законодательства РФ о потребительском кредитовании
| проект федерального закона
| 2011 год
| Минфин России
Минэкономразвития России
с участием Банка России
|
13.
| Совершенствование законодательства РФ, направленного на защиту прав заемщиков от возможных злоупотреблений со стороны субъектов деятельности по взысканию задолженности
| проект федерального закона
| 2012 год
| Минэкономразвития России
Минфин России
ФАС России
с участием Банка России
|
14.
| Внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части унификации подхода к установлению административного воздействия за нарушение прав потребителей финансовых услуг
| проект федерального закона
| 2011 год
| Минздравсоцразвития России
Минфин России Минэкономразвития России
ФАС России
с участием Банка России
|
III. Совершенствование банковского регулирования и надзора
|
15.
| Совершенствование подходов к определению перечня операций, подлежащих обязательному контролю, совершенствование механизмов риск-ориентированного подхода при идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, расширение оснований, по которым кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) и выполнения распоряжения клиента о проведении операции, а также предоставление кредитным организациям права отказываться от исполнения договора банковского счета (вклада) и уточнение полномочий надзорных органов по контролю за соблюдением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, отдельных требований законодательстваРФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
| проекты федеральных законов
| 2012 год
| Росфинмониторинг
Минфин России Минэкономразвития России
ФСФР России
с участием Банка России
|
16.
| Совершенствование законодательства РФ в части конкретизации требований к руководителям и учредителям (участникам) кредитной организации, предоставление Банку России полномочий по контролю за соответствием указанных лиц установленным требованиям, осуществлению сбора информации об их деловой репутации, ведению соответствующих баз данных, обработке и ведению персональных данных, а также сокращение круга руководителей филиалов кредитных организаций, требующих согласования с Банком России
| проект федерального закона
| 2011 год
| Минфин России
Минэкономразвития России
с участием Банка России
|
17.
| Совершенствование законодательства РФ в части расширения полномочий Банка России по применению мер воздействия к кредитным организациям за выявленные недостатки в системах их корпоративного управления, применения мер воздействия к руководителям и собственникам кредитных организаций, включая меры, рекомендованные Базельским комитетом по банковскому надзору
| проект федерального закона
| 2012 год
| Минфин России
Минэкономразвития России
ФСФР России
с участием Банка России
|
18.
| Обеспечение правовых условий организации консолидированного банковского надзора и раскрытия кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности в соответствии с международным опытом в этой области, включая надзор за рисками, возникающими при взаимоотношениях кредитных организаций со связанными с ними лицами
| проект федерального закона
| внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ
| Минфин России
Минэкономразвития России
ФСФР России
с участием Банка России
|
19.
| Обеспечение унифицированных надзорных требований к оценке устойчивости кредитных организаций и требований к участию в системе страхования вкладов на основе международных принципов надзора и применения мер воздействия
| проект федерального закона
| 2012 год
| Минфин России
Минэкономразвития России
с участием Банка России
|
20.
| Создание законодательных основ внедрения рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору, включая предоставление Банку России права устанавливать для кредитных организаций правила управления рисками и капиталом, применения внутрибанковских методов оценки рисков, а также установление ответственности членов исполнительных органов и совета директоров (наблюдательного совета) за деятельность кредитных организаций, в том числе в области управления рисками
| проект федерального закона
| 2012 год
| Минфин России
Минэкономразвития России
ФСФР России
с участием Банка России
|
21.
| Внесение изменений в законодательство РФ в части упрощения процедуры эмиссии ценных бумаг кредитными организациями, а также обеспечения контроля за крупными приобретателями акций (долей) кредитной организации со стороны Банка России в соответствии с международным опытом
| проект федерального закона
| 2011 год
| Минфин России
Минэкономразвития России
ФСФР России
с участием Банка России
|
22.
| Совершенствование процедур реорганизации кредитных организаций
| проект федерального закона
| 2012 год
| Минэкономразвития России
Минфин России
ФСФР России
с участием Банка России
|
23.
| Установление требований к аффилированным лицам кредитных организаций о предоставлении сведений о себе и порядка раскрытия информации об указанных лицах
| проект федерального закона
| 2013 год
| Минэкономразвития России
Минфин России
ФСФР России
с участием Банка России
|
24.
| Установление в законодательстве РФ норм, предусматривающих обязанность владельцев акций и лиц, оказывающих косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, включая третьи лица, предоставлять кредитной организации сведения для раскрытия структуры собственности, в том числе в случае если акции кредитной организации находятся у номинального держателя
| проект федерального закона
| 2012 год
| Минфин России
Минэкономразвития России
ФСФР России
с участием Банка России
|
25.
| Создание правовых условий взаимодействия Банка России и аудиторских организаций
| проект федерального закона
| 2011 год
| Минфин России
Минэкономразвития России
ФСФР России
с участием Банка России
|
26.
| Внесение изменений в федеральные законы в части закрепления за государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" на постоянной основе функций по финансовому оздоровлению банков и уточнения механизмов их осуществления, совершенствования процедур предупреждения банкротства и ликвидации кредитных организаций, повышения ответственности руководителей банков за неправомерные действия при банкротстве, а также установление законодательных норм, направленных на защиту средств фонда обязательного страхования вкладов от недобросовестных действий
| проект федерального закона
| 2011 год
| Минэкономразвития России
Минфин России
с участием Банка России
|
27.
| Установление уголовной ответственности за внесение в бухгалтерские, иные учетные и отчетные документы, отражающие экономическую деятельность кредитной организации, существенных изменений, искажающих их действительное содержание, ложных сведений, а равно представление неполных либо заведомо ложных сведений в целях сокрытия информации о фактическом финансовом положении кредитной организации
| проект федерального закона
| 2012 год
| Минэкономразвития России
Минфин России
МВД России
с участием Банка России
|
28.
| Установление возможности назначения служащих Банка России уполномоченными представителями в кредитные организации, значимые для банковской системы и экономики РФ
| проект федерального закона
| 2011 год
| Минфин России
Минэкономразвития России
с участием Банка России
|
29.
| Совершенствование законодательства РФ в части повышения минимального размера уставного капитала и собственных средств (капитала) банков
| проект федерального закона
| 2011 год
| Минфин России
Минэкономразвития России
с участием Банка России
|
30.
| Совершенствование законодательства РФ в части установления обязанности кредитных организаций раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о профессиональной квалификации и деловом опыте руководителей
| проект федерального закона
| 2012 год
| Минфин России
Минэкономразвития России
с участием Банка России
|
Внедрение новых регулятивных стандартов Базеля III в области капитала и ликвидности предполагается начать в 2011 году (период наблюдения ряда стандартов) и завершить в 2018 году. Таким образом, новые регулятивные стандарты в полной мере будут действовать с 1 января 2019 г.
При этом предусматриваются согласованные на международном уровне этапы внедрения, которые в том числе включают:
в части требований к капиталу - поэтапное введение требований к достаточности базового капитала и основного капитала (2013 - 2015 годы);
в части буфера консервации капитала - поэтапное введение требования к формированию указанного буфера (2016 - 2018 годы);
в части показателя "леверидж" - период мониторинга (2011 - 2012 годы), период параллельного расчета показателя, в течение которого показатель "леверидж" и его компоненты будут сопоставляться с требованиями к капиталу, рассчитанными с учетом уровня рисков (2013 - 2017 годы). В рамках параллельного расчета показателя предполагается раскрытие информации о его значении и компонентах с 1 января 2015 г. Введение показателя "леверидж" в качестве обязательного планируется с 1 января 2018 г.;
показатель краткосрочной ликвидности - период наблюдения за уровнем показателя (2011 - 2014 годы). Введение показателя краткосрочной ликвидности в качестве обязательного планируется с 1 января 2015 г.;
показатель чистого стабильного фондирования - период наблюдения за уровнем показателя (2012 - 2017 годы). Введение показателя чистого стабильного фондирования в качестве обязательного планируется с 1 января 2018 г.