ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления развития инструментария финансового управления в корпорациях



Управление финансами предприятия осуществляется с помощью финансового механизма.

 

Финансовый механизм предприятия – это система управления финансами предприятия через финансовые инструменты с помощью финансовых методов.

Система управления финансами включает в себя: финансовые методы, финансовые инструменты, правовое и нормативное обеспечение, информационно-методическое обеспечение управления финансами.

Финансовые методы – это методы финансового управления, к которым относятся: финансовый учет, анализ, планирование и прогнозирование, финансовый контроль, финансовое регулирование, система расчетов, кредитование, налогообложение, материальное стимулирование и ответственность, страхование, залоговые операции, трансфертные операции, трастовые операции, лизинг, аренда, факторинг и др.

Составным элементом перечисленных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты и займы, процентные ставки, дивиденды, котировки валютных курсов и др.

Под финансовым инструментом в самом общим виде понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одной фирмы и финансовых обязательств – другой.

К финансовым активам относятся:

· денежные средства;

· контрактное право получить от другой фирмы денежные средства или любой другой вид финансового актива;

· контрактное право обменяться финансовыми инструментами с другой фирмой на выгодных условиях;

· акции других предприятий;

К финансовым обязательствам относятся:

· контрактное обязательство выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другой фирме;

· контрактное обязательство обменяться финансовыми инструментами с другой фирмой на потенциально невыгодных условиях (например, вынужденная продажа дебиторской задолженности).

Таким образом, финансовые инструменты – это документы, имеющие денежную стоимость (или подтверждающие движение денежных средств), с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные (производные). К первичным относятся: денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям и др.

Становление активной рыночной среды обусловливает становление, формирование и использование в предпринимательской деятельности производных финансовых инструментов, т.е. производных от базовых инструментов, применяемых в банковской сфере, в финансовых отделах промышленных и торговых фирм. В первую очередь это фьючерсные контракты, процентные свопы, валютные свопы, финансовые опционы, форвардные контракты.

 

Правовое обеспечение финансового управления составляет действующее законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Сложность финансовой деятельности предпринимательских фирм в условиях становления рыночной экономики вызывает необходимость ее государственного регулирования, которое осуществляется по следующим направлениям:

· регулирование финансовых аспектов создания предпринимательских организаций;

· налоговое регулирование;

· регулирование порядка амортизации основных средств и нематериальных активов;

· регулирование денежного обращения и форм расчётов между фирмами и организациями;

· регулирование валютных операций, осуществляемых фирмами;

· регулирование инвестиционной деятельности фирм;

· регулирование кредитных операций;

· регулирование процедур банкротства фирм.

Законодательство, регулирующее финансовую деятельность фирмы, включает в себя: законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, инструкции, методические указания и др. Современное отечественное финансовое право насчитывает свыше тысячи законодательных и иных нормативных актов. В силу специфики переходного периода эти акты подвержены частой корректировке, тем не менее, в целом они создают основу государственного регулирования различных аспектов финансовой деятельности предпринимательских фирм.

Информационное обеспечение финансовой деятельности фирмы представляет собой процесс целенаправленного непрерывного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности фирмы.

Формирование системы информативных показателей для конкретной предпринимательской организации связано с её организационно-правовой формой, отраслевыми особенностями, объёмом, степенью диверсификации хозяйственной деятельности и другими условиями. Поэтому вся совокупность показателей, включаемых в информационную базу финансового механизма, группируется по видам источников информации и требует уточнения по каждой группе применительно к практической деятельности конкретной фирмы.

Первая группа – это показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Эти показатели предназначены для прогнозирования возможных изменений во внешней среде функционирования фирмы при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности. Формирование системы показателей первой группы основывается на публикуемых данных государственной статистики. К данной группе относятся следующие показатели:

· темп роста внутреннего валового продукта и национального дохода;

· объём бюджетного дефицита;

· объём эмиссии денег в рассматриваемом периоде;

· денежные доходы населения;

· вклады населения в банках;

· индекс инфляции;

· учётная ставка ЦБ.

Ко второй группе относятся основные информативные показатели, характеризующие отраслевую принадлежность фирмы, такие, как:

· общая сумма используемого капитала, в том числе собственного капитала фирмы;

· общая сумма активов фирмы, в том числе оборотных;

· сумма прибыли по основной деятельности фирмы;

· объем произведенной (реализованной) продукции;

· ставка налогообложения прибыли по основной деятельности;

· индекс цен на продукцию отрасли и др.

Данные показатели необходимы для принятия управленческих решений по вопросам оперативной финансовой деятельности фирмы. Источником их формирования служат публикации отчетных материалов в прессе, соответствующие рейтинги, платные бизнес-справки, предоставляемые на рынке информационных услуг.

Третья группа- это показатели , характеризующие конъюнктуру финансового рынка. Система информатиных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых вложений и других операций. К данной группе относятся следующие показатели:

· виды основных котируемых фондовых инструментов, обращающихся на биржевом фондовом рынке;

· котируемые цены спроса и предложения основных видов фондовых инструментов;

· объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов;

· сводный индекс динамики цен на фондовом рынке;

· кредитная ставка отдельных банков;

· депозитная ставка отдельных банков;

· официальные курсы отдельных валют;

· курсы покупки-продажи отдельных валют, установленные банками.

Формирование системы показателей этой группы основывается на публикациях периодических изданий, фондовой и валютной биржи, а также на соответствующих электронных источниках информации.

Последняя, четвертая группа- это показатели, формируемые из внутренних источников информации фирмы по данным управленческого и финансового учета. Система показателей данной группы составляет основу информационного обеспечения финансовой деятельности фирмы и включает в себя:

· показатели, характеризующие финансовое состояние и результаты финансовой деятельности фирмы в целом;

· показатели, характеризующие финансового состояния и результаты финансовой деятельности отдельных структурных подразделений фирмы;

· нормативно- плановые показатели, связанные с финансовой деятельностью фирмы.

На основе этой системы показателей производятся анализ, прогнозирование, планирование и принятие оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности фирмы.

Информационное обеспечение для управляющей подсистемы финансового механизма имеет большое значение, так как при принятии управленческих решений в области финансов от качества используемой информации в значительной степени зависят объем затрат финансовых ресурсов, уровень прибыли, рыночная стоимость предпринимательской фирмы, правильность выбора инвестиционных проектов и финансовых инструментов инвестирования и другие показатели. Чем больший размер капитала используется фирмой, тем важнее качество информации, необходимой для принятия финансовых решений, направленных на повышение эффективности деятельности фирмы.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.113.182 (0.006 с.)