Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности качества консультационной услугиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одним из основных направлений формирования стратегических конкурентных преимуществ является предоставление консультационных услуг более высокого качества по сравнению с конкурирующими аналогами. Ключевой фактор— предоставление таких консультационных услуг, которые удовлетворяли бы и превосходили ожидания целевых клиентов. Ожидания клиентов формируются на основе уже имеющегося у них опыта, информации, получаемой по прямым (личным) или по массовым (неличным) каналам маркетинговых коммуникаций. Потребители выбирают консультанта, и после предоставления услуг сравнивают представление о полученной услуге с ожиданиями. Если оно не соответствует ожиданиям, клиенты теряют к консультационной фирме всякий интерес, если же соответствует или превосходит их ожидания, они могут вновь обратиться к этому консультанту. Клиент всегда стремится к определенному им соответствию цены услуги и ее качества. Как правило, клиент консультационной услуги реже жалуется на ее высокую цену, чем покупатель физического товара. Если он считает цену завышенной, то просто уходит без покупки. Неудовлетворенность услугой ведет к большим потерям в доле рынка. Именно поэтому консультант должен как можно точнее выявлять потребности и ожидания своих целевых клиентов. К сожалению, о качестве консультационной услуги труднее судить и еще труднее его определить. Очень часто восприятие услуги клиентом происходит через представление о приемлемых сроках ее исполнения. В данном случае для клиента временные рамки оказываются важнее цены и репутации консультанта. При этом восприятие сроков обслуживания оказывается более сложным, нежели упрощенная оценка роли фактора времени. Например, когда клиент включен в очередь из одного-двух человек (но никак не пяти-шести), это ведет к лучшему восприятию качества услуги, чем при полном отсутствии очереди. С одной стороны, клиенты очень чувствительны к ситуациям, в которых им приходится подолгу ожидать исполнения консультационной услуги. Таким образом, у них складывается предвзятое отношение к ее качеству. С другой стороны, неоправданное в глазах клиента сокращение времени обслуживания может далеко не всегда восприниматься ими как благо. Следует также отметить, что фактор времени консультант и клиент воспринимают по-разному. Например, консультанты рассчитывают сроки предоставления услуги с момента подписания договора на консультационное обслуживание, а клиент обычно с момента возникновения проблемы. Первое и очень важное преимущество в качестве — это высокотехничный и стабильный механизм оказания широкого круга консультационных услуг. Клиент должен быть уверен в ежедневной, четкой работе консультанта, связанной с оказанием консультационных услуг. С другой стороны, клиент всегда вправе рассчитывать на персональный подход, на то, что консультационная фирма (консультант) способна идентифицировать именно его проблему, профессионально решить ее, учитывая все детали ситуации. Далеко не все консультанты способны оказывать качественные «штучные» услуги, необходимые именно этому клиенту, именно в этой ситуации, именно в этот момент времени. Отечественный опыт управленческого консультирования показывает, что для различных задач существует предельное качество, которого можно добиться в каждом конкретном случае. На некоторые параметры ситуации не могут влиять ни заказчик, ни консультант. Иногда качество ограничивается ресурсами предприятия или необходимостью быстрого принятия решений. Реальная возможность влияния на задачу существует для заказчика только в части выбора времени консультирования. Консультант «управляет» качеством консультирования во время выполнения задания. Возможности контроля со стороны заказчика на данном этапе невелики. Однако у заказчика существует возможность выбора консультанта для выполнения задания. Личность заказчика определяет качество консультирования в большей степени, чем все остальные факторы. Основные причины отсутствия качества консультационных услуг, которые актуальны для российской практики управленческого консультирования, можно свести к следующему: 1) неправильное определение целей проекта; 2) отсутствие навыков работы с клиентами; 3) перегрузка рабочих команд; 4) плохой подбор персонала на задания; 5) изменение клиентом желаний и потребностей во время проекта; 6) проблемы с отношением к делу и мотивацией; 7) сжатие проектных бюджетов; 8) невозможность доступа к опыту в фирме; 9) неадекватно подготовленный персонал; 10) недостаток стимулов для выполнения качественной работы; 11) убогие методологии; 12) излишнее доверие к стандартным методологиям; 13) неадекватный вспомогательный персонал. Способы реализации услуги существенно зависят от поставщика. Именно они формируют представление клиента о качестве услуги. Ключевые качества консультантов следующие: · широкие общественные интересы; · уверенность в себе — объективность, рассудительность, психическая и интеллектуальная уравновешенность; · гибкость ума — обоснованность и упорство в поиске решений, аналитические способности, тактическое и стратегическое мышление; · технические навыки — академическая подготовка, практические приемы работы; · опыт — от работы на предприятиях, от деятельности как консультанта; · знание отрасли и предмета консультирования — теоретическое и практическое. Выделим некоторые возможности улучшения качества консультационных услуг: 1) найм; обучение во время работы; 2) система обратной связи с клиентом; 3) поведение руководства; 4) создание культуры/климата качества; 5) предложения (качество переговоров); 6) формальное обучение; 7) система рецензирования работы коллег — во время проектов; 8) система рецензирования работы коллег — по окончании проектов; 9) система вознаграждения — для старших консультантов; 10) система вознаграждения — для младших консультантов; 11) процесс продвижения по карьерной лестнице; 12) управление проектами; 13) процедуры мониторинга; 14) развитие и улучшение методологий. Можно выделить следующие ключевые элементы, определяющие качество консультирования: • задача (само предприятие, микро- и макросреда, конкретная сложившаяся ситуация); • консультант (его личный опыт, квалификация, личностные качества, цели и мотивы); заказчик (его мировоззрение, опыт, личностные качества). Для формального описания качества консультационной услуги может использоваться модель SERVQUAL. В современном виде она включает в себя пять измерений (quality dimensions), которые представлены в табл. 1. Таблица1 Измерения качества услуг в модели SERVQUAL
Характеристики качества, кроме пяти измерений, указанных в табл. 1, оцениваются и с другой позиции: получают ли клиенты равный доступ к качественной услуге за те же деньги. Наконец, необходимо говорить о целостности качества. Чтобы вызвать неудовлетворенность клиентов качеством, хватит и одной негативно воспринятой характеристики консультационной услуги. Достижение качества консультационной услуги связано с выполнением следующих трех условий. 1. Качество услуги и удовлетворенность клиента. Качество познается только в сравнении с ценой, которую приходится платить. Человек, ограниченный в средствах, но желающий быстро решить проблему, будет счастлив, если заплатит за консультационную услугу минимальную цену. 2. Удовлетворенность клиента и сила отношений. Существуют барьеры для выхода из отношений. Кто-то будет обращаться к одному консультанту, потому что он «надежнее» или потому, что вообще не любит перемен, в том числе структуры отчетов. Иногда отношения будут сдерживать внешние барьеры: экономические, географические и т.д. 3. Сила отношений и их длительность. Очень часто отношения длительны по причине существующих барьеров для выхода из них. Но если говорить о качестве, то отношения всегда чреваты неожиданностями. Всего один критический эпизод может привести к разрыву отношений и испортить успехи, достигнутые в прочих эпизодах, называемых рутинными. Например, неправильно поставленный диагноз проблемы консультантом убьет желание консультироваться у него клиенту. Хотя в другой вечер тот же клиент может просто не обратить внимания на это. Консультационную услугу нельзя заменить на стадии эксплуатации, как это можно делать с товарами. Тем не менее контроль над качеством через маркетинговые исследования позволяет выявить источники будущих проблем с тем, чтобы упредить их появление. Вежливость сотрудника в общении, умение вызвать доверие к себе и другие качества его работы, связанные с измерениями «уверенность» и «сопереживание» (по модели SERVQUAL), упираются в индивидуальные характеристики человека. Побуждать человека проявлять свои качества будет господствующая в консультационной организации сервисная культура. Добиваться появления и поддерживать ее можно тремя способами: • большую роль играет подход к найму людей, готовых поддержать ценности и нормы сервисной культуры; • немаловажно и мотивирование — воздействие санкциями культуры на соблюдение людьми этих ценностей и норм; • ценности и нормы должны быть донесены до сотрудников в процессе обучения и коммуникации. Соблюдение норм сервисной культуры зависит не от приобретенной квалификации, а от личностных качеств сотрудника. Главным же из них выступает мораль, соответствующая культурным нормам. Профессиональная этика преследует своей целью сформировать у консультантов понятие своего профессионального долга и чести привить навыки культуры общения как с клиентами, так и со своими коллегами и т.п. Без возрождения духовности невозможны выходы из экономического кризиса и развитие России как великой державы. Для этого необходимо разработать программу приобщения консультантов к высшим духовным истинам и знаниям. Качество услуги в значительной степени зависит от правильно построенных взаимоотношений в процессе консультационного обслуживания. Консультант и клиент ожидают друг от друга определенного поведения и предполагают наличие друг у друга определенных качеств. Клиент, собираясь посетить консультационную фирму, предполагает, что там его встретят высококвалифицированные консультанты, которые смогут быстро и с высоким качеством выполнить заказ. Зная о такой убежденности клиентов, консультанту не следует демонстрировать свое превосходство над ними. Консультант ожидает, что клиент сможет четко и ясно изложить свои пожелания, на что, однако, способны не все клиенты. Клиентам, испытывающим затруднения в общении, должна быть оказана необходимая помощь. Бывает случай, когда ожидания клиента получить высококачественную услугу не сбываются. Важнейшим залогом успешной деятельности и показателем мастерства консультанта служит умелое исполнение им своей социальной роли, воплощающейся в его профессиональном поведении. Консультант должен правильно взаимодействовать с так называемыми трудными клиентами. При их обслуживании консультант должен быть дипломатичен, не поддаваться иллюзиям. Например, некоторые клиенты начинают отыскивать недостатки в консультационном обслуживании. В этом случае консультант, оставаясь деловым и спокойным, может предложить ему другие варианты разрешения проблем. А. Парасурман, В. Зейтамль и Л. Берри составили также перечень показателей качества консультационных услуг, обнаружив, что потребители пользуются в основном простыми критериями независимо от вида услуг. Эти критерии следующие: • доступность — консультационную услугу легко получить в удобном месте, в удобное время, без излишнего ожидания ее предоставления; • коммуникабельность — описание консультационной услуги выполнено на языке клиента и является точным; • компетентность — обслуживающий персонал и консультанты обладают требуемыми навыками и знаниями; • обходительность — консультанты и персонал приветливы, уважительны и заботливы; • доверительность — на компанию и ее служащих можно положиться, так как они действительно стремятся удовлетворить любые запросы клиентов; • надежность — консультационные услуги предоставляются аккуратно и на стабильном уровне; • отзывчивость — служащие отзывчивы и творчески подходят к решению проблем и удовлетворению запросов клиентов; • безопасность – предоставляемые консультационные услуги не несут с собой никакой опасности или риска; • осязаемость – осязаемые компоненты консультационной услуги верно отражают ее качество; • понимание/знание клиента – служащие стараются как можно лучше понять нужды клиента и каждому из них уделяют внимание. Отметим решение проблемы восприятия качества товаров и услуг, предложенное Н. Кано, который выделил три основные группы характеристик. Первая группа — это характеристики обязательные. Люди считаю! само собой разумеющимися, если они есть. В данном случае восторга это ни у кого не вызывает, но вот если их нет, то возмущению и недовольству нет границ. Другими словами, выполнение требований клиентов в отношении обязательных характеристик почти не способствует увеличению потребительской ценности консультационного продукта, а вот их невыполнение — резко снижает. Вторая группа — характеристики количественные. В этом случае удовлетворенность клиента (т.е. осознанная потребительская ценность) растет по мере количественного улучшения соответствующего показателя. Третья группа — характеристики сюрпризные. Отсутствие соответствующих свойств у продукта не отпугивает клиента — он просто их не ожидает. Большинству превосходно управляемых компаний свойственны две общие черты в отношении качества предоставляемых услуг. 1. Наличие стратегических концепций. Для достижения целей в области качества консультационных продуктов необходима система их эффективного управления. Следует четко определить общую и конкретную ответственность и полномочия всего персонала, чья деятельность оказывает влияние на качество услуги. Сюда же относится обеспечение эффективных отношений между консультантом и клиентом во всех случаях их непосредственного взаимодействия в рамках и вне сервисной организации. Определенные ответственность и полномочия должны согласовываться со средствами и методами достижения соответствующего качества услуги. У лучших консультационных компаний имеется отличное представление о своем целевом рынке и потребительских нуждах, которые им приходится удовлетворять. Они обладают четкой стратегией по удовлетворению этих нужд, что помогает им завоевывать прочную приверженность клиентов. 2. Постоянное внимание высшего руководства фирмы к качеству. Исходя из положений международного стандарта, высшее руководство консультационной организации принимает на себя ответственность за политику качества, касающуюся: • уровня качества консультационных продуктов; • благоприятного образа консультационной организации, ее репутации в области качества; • целей обеспечения качества консультационных продуктов; • подхода для достижения целей в области качества; • роли персонала компании, ответственного за реализацию политики в области качества. Первоочередные задачи в области установки высоких стандартов качества включают: • последовательную удовлетворенность потребителя с точки зрения профессиональных стандартов и этики; • непрерывное повышение качества консультационной услуги; • учет требований общества и защиты окружающей среды; • эффективность в предоставлении консультационной услуги. • четкое определение потребностей клиентов и соответствующих мер в области качества; • предупреждающее действие и управление с целью избежать неудовлетворенности клиента; • оптимизация затрат, связанных с качеством, с целью достижения требуемого исполнения услуги и уровня качества; • достижение коллективного обязательства по качеству в рамках консультационных организации; • непрерывный анализ требований, предъявляемых к консультационной услуге, и достижений, чтобы определить возможности по повышению качества услуги; • предупреждение неблагоприятных воздействий консультационной организации на общество и окружающую среду. Политика консультационной фирмы в области качества предполагает проведение контрольных мероприятий. Первое место отводится мониторингу результатов обслуживания, который должен состоять из хорошо продуманных и всеобъемлющих оценок, базирующихся на соответствующих источниках информации, включая: 1) выводы анализа по исполнению консультационной услуги, т.е. информацию о всесторонней эффективности и результативности процесса предоставления услуги в достижении требований к услуге и удовлетворенности клиентов; 2) результаты внутренних проверок (аудитов) применения и эффективности всех элементов системы качества в достижении установленных целей обеспечения качества консультационной услуги; 3) изменения, вызванные новыми технологиями, концепциями качества, стратегиями рынка, а также социальными или экологическими условиями. Внутренние аудиты качества следует проводить регулярно для проверки применения и эффективности системы качества, а также соблюдения спецификации консультационной услуги, спецификации предоставления услуги и спецификации управления качеством.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.238 (0.009 с.) |