Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика, экспресс-диагностика.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Опыт показал, что для того, чтобы консультанты могли оказать эффективную помощь испытывающему финансовые затруднения предприятию, необходима хорошая достоверная исходная информация, на основе которой только и реальна разработка плановой программы оздоровления фирмы. Но обычно в первую очередь проводится экспресс-анализ. Как известно, любая фирма на рынке обязана систематически осуществлять мониторинг своего текущего положения. Иначе она просто не выживет. Среди эффективных способов анализа текущей ситуации выступает экспресс-диагностика — фотография реального положения компании. Она помогает найти и выделить основные проблемы управления предприятием в целом и его финансовыми ресурсами в частности. Это помогает ограничить сферы поиска причин имеющихся проблем и путей их решения. Подобная диагностика требует мало времени для получения предварительных данных. Позже для более масштабного изучения проводятся дополнительные исследования по ключевым направлениям. В этом случае изучаются не магистральные, стратегические, а текущие аспекты деятельности предприятия. Мгновенная диагностика предприятия доступна лишь при наличии всех необходимых исходных данных. Но именно в этом и заключается главная трудность. Руководители предприятий стараются предоставлять информацию о деятельности в таком виде, чтобы не привлекать к себе повышенного со внимания со стороны государственных органов и других заинтересованных лиц и организаций, включая мафиозные структуры. Действующая система бухгалтерского учета строится обычно так, чтобы получить информацию о деятельности предприятия для целей налогообложения. Бухгалтерская отчетность – обобщенная информация для внешнего пользователя, основывается на внутренних данных, которые предоставляются низовыми подразделениями. Получение точных и детальных первичных материалов связано с созданием системы управленческого учета. Управленческая отчетность охватывает планирование, контроль и измерение эффективности. Эта отчетность позволяет руководителям выполнять свои функции эффективнее. Диагностика предприятия, где отсутствует система управленческого учета, заключается в следующем: 1. Сбор информации, выявление ее достоверности на основании данных анализа учетной политики предприятия. Данные бухгалтерии из форм бухгалтерской отчетности за рассматриваемый период времени. 2. Перевод типовых форм бухгалтерской отчетности в аналитическую форму. 3. Анализ структуры отчетов и динамики показателей. 4. Расчеты и группировки показателей по основным направлениям анализа. 5. Анализ групп показателей за исследуемый период. 6. Выявление взаимосвязей между основными показателями и оценка результатов. 7. Подготовка заключения о финансовом состоянии предприятия. Определение «узких мест» и поиск резервов. 8. Разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия. Диагностика проводится для получения ограниченного количества основных показателей, обеспечивающих объективную картину реального положения предприятия, что позволяет выявить проблемы и разрабатывать возможные выходы из критических ситуаций.
3. Бизнес-планирование. Проведенная на основе экспрес-диагностики «разведка боем» является первым шагом в разработке многогранной программы существенного, качественного улучшения деятельности компании на рынке. Предприятия, функционирующие на рынке удовлетворительно, но желающие существенно повысить качество своего предпринимательства, фирмы, испытывающие серьезные финансовые затруднения, равно как и компании, уже совсем утопающие в глубинах рыночного моря, — всем им может быть прописан один рецепт, давно проверенный мировой и отечественной практикой — лучше использовать возможности планирования. Поскольку трудности на рынке и даже непосредственная опасность банкротства почти всегда обусловлены серьезными недостатками управления и в развитой рыночной экономике, и в современной российской, переходной к цивилизованному рынку, имеется практически один путь — использовать специалистов-консультантов по управлению, которые способны столь тщательно проанализировать конкретную ситуацию, все ее потенции, что появляется реальная возможность разработки глубокой строго индивидуализированной программы, практическая реализация которой не только может вывести из беды, но и добиться на рыночном небосклоне больших высот. Деловое планирование призвано объединить в себя: выбор возможных проектов реализации предпринимательского проекта от идеи до воплощения в жизнь. В кризисных условиях бизнес-план должен прежде всего решать задачи улучшения его финансового состояния. Составление бизнес-плана для фирмы может не только привлечь инвесторов, но и помочь ее менеджменту с помощью консультантов изучить все тонкости ситуации. Плановая программа выживания и оздоровления российского предприятия обычно формируется как специальный бизнес-план. Особенностью бизнес-плана как стратегического документа в антикризисном управлении является его сбалансированность по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей фирмы. Бизнес-план должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами. Это в значительной мере определяет характер проектов (концепций), которые изучаются при разработке бизнес-плана по оздоровлению предприятия. Такие проекты должны быть не только инновационными, т.е. отличаться научно-технической новизной, но и быть тщательно проработанными, показывать, какие затраты необходимы на их реализацию и что это экономически даст. Степень инновационности и рискованности проекта определяет способы привлечения капитала. В то же время включение самого проекта в бизнес-план становится возможным лишь в том случае, если определены источники его финансирования. Санационный бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие: — обоснование экономической целесообразности применяемых направлений оздоровления фирмы (стратегий, концепций, проектов); — точные расчеты ожидаемых результатов финансовой деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал; — определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии выживания фирмы, т.е. способы концентрирования необходимых финансовых ресурсов; — подбор таких работников (команды), которые способны практически реализовать данный план. Каждая задача подобного плана может быть решена только во взаимосвязи с другими. Центр любого бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов. Процесс составления плана позволяет тщательно проанализировать все аспекты оздоровления предприятия во всех деталях. Бизнес-план служит основой для подбора новых хозяйственных партнеров, он играет важную роль при приглашении на работу необходимых для улучшения положения фирмы специалистов. Наиболее эффективно бизнес-план может быть подготовлен специалистом по управленческому консультированию или консалтинговой организацией. В бизнес-плане, прежде всего, нужно охарактеризовать основные особенности и преимущества проекта по санации предприятия. После краткого общего введения в бизнес-плане обычно приводятся подробные сведения о фирме, которые в концентрированном виде содержат все детали, нужные для трансформации управления компанией и ее рыночной переориентации. Правильно составленный бизнес-план должен вызвать интерес у его адресата. Информация, которая предоставляется в нем, излагается в логической последовательности, причем обычно выделяют следующие основные подразделы такого материала. I. Данные об образовании фирмы: 1. Дата создания и расширения (регистрация, место расположения, где и кем зарегистрирована фирма). 2. Организационно-правовая форма фирмы. 3. Структура капитала фирмы (количество разрешенных к выпуску акций, количество выпущенных и находящихся в обращении акций, их номинальная стоимость и биржевая цена). 4. Основной банк, в котором открыты счета фирмы. 5. Руководство фирмы — председатель, генеральный директор. 6. Бухгалтер фирмы. 7. Юрист фирмы. 8. Действующие менеджеры, их квалификация, образование, стаж работы. II. Организационная структура фирмы с указанием основных организационно-производственных и управленческих подразделений. III. Характеристика, имидж фирмы — представления о ней у партнеров, потребителей продукции. В этом подразделе обычно отвечают на вопросы: 1. Чем известна данная фирма. 2. Чем она отличается от других подобных фирм (того же профиля). 3. Кто в основном покупает товар или пользуется услугами фирмы. 4. Где известен торговый знак фирмы. 5. Какова устойчивость клиентуры. 6. Каков характер товаров или услуг фирмы. 7. Кто основные покупатели продукции фирмы. IV. Анализ специфики условий деятельности фирмы. Здесь рассматриваются также причины ухудшения положения фирмы на рынке, возникновения у нее финансовых затруднений. Условия деятельности разделяются на внешние (изменения вкусов потребителей, конъюнктуры рынка, наличия необходимой рабочей силы, жизненный цикл изделия (продукции, услуг), цикл деловой активности т.е. те обстоятельства, на которые фирма не способна оказывать существенное влияние), и внутренние (характеристики используемых технологий, оборудования, качества товара (продукции, услуг) и издержек производства). Должны быть четко сформулированы основные цели развития фирмы, которые призваны полностью корреспондироваться с целями бизнес-плана. Это позволяет рассмотреть возможность достижения новых целей в зависимости от действия внутренних и внешних факторов. Аналитический раздел является одним из наиболее важных разделов такого плана. Главное здесь — объективный анализ сложившейся ситуации, реальные и обоснованные предложения о возможностях расширения объемов и ассортимента продукции (услуг). Очень важно продемонстрировать преимущества или даже уникальность возможных изменений в технологии, внедрения более эффективных торговых приемов, которые позволят стать конкурентоспособными на рынке. В выводах намечается предлагаемый объем дополнительного финансирования и излагается система мер, которые нужно предпринять для того, чтобы фирма могла полностью перейти на самофинансирование. Первым шагом в составлении плана оздоровления предприятия является определение целей (генеральных направлении) развития фирмы. Обычно в такой ситуации основными целями являются: — изменение структуры производимых товаров (услуг); — увеличение общего объема продаж; — наращивание доли фирмы на сложившихся рынках; — освоение новых рынков; — снижение удельных затрат на единицу продукции; — повышение качества продукции; — увеличение доли сервисных и сопутствующих услуг. В том случае, если фирма задумала изменить ассортимент своей продукции, ее цели будут преимущественно ориентированы на снижение срока освоения новых видов продукции а также отказ от производства ранее производимых товаров. Для каждого раздела плана выбирается своя стратегия и определяются конкретные мероприятия по ее реализации с указанием исполнителя (подразделения фирмы и конкретного менеджера). На основе стратегии разрабатывается план конкретных мероприятий с их перечнем, сроком выполнения и конкретными исполнителями, т.е. для каждого раздела и стратегии по существу необходим свой мини-бизнес-план. Обычно оздоровление бизнеса связано с планированием производства новых, более качественных продуктов и услуг, на которые имеется достаточный спрос на рынке. Поэтому в следующем разделе дается подробная характеристика предлагаемых к выпуску продуктов и их потенциальных рынков сбыта. Здесь описывается сфера бизнеса и продукты, которые фирма будет предлагать к продаже, характер отрасли и конъюнктура рынка для производимого товара. Подробно освещается текущее состояние и перспективы развития фирмы, причины, повлекшие трудности, и возможные пути их преодоления. Как правило, описываются новые продукты, новые рынки и покупатели, новые потребности рынка, другие экономические и социально-политические тенденции и факторы, способные оказать позитивное или негативное влияние на коренное улучшение положения фирмы. Учитывается также возможность выхода обновленного бизнеса на внешний рынок. Обязательно предлагается характеристика сферы, в которой действует фирма или в которую она намеревается войти; показывается, кто может стать ее главными покупателями. Важно указать связь между продуктом (услугой) — объектом бизнес-плана и всей предшествующей деятельностью фирмы. Необходимо далее детально охарактеризовать товары (продукцию, услуги), их отличительные особенности, позволяющие получить наибольший эффект. Важнейшим вопросом является также описание полезного эффекта для потенциального потребителя. Особое значение в бизнес-плане имеют: - Проведение рыночных исследований - Предложение новой стратегии маркетинга - Потенциальные заказчики продукции или услуг - Факторы, воздействующие на рост сбыта - Характеристики конкурентов - Оценка сферы распространения и продаж - Выбор ценовой политики - Выбор правильной тактики продаж, обслуживания и гарантий - Возможности географического положения - Реальный потенциал компании - Характеристика производственного процесса. План должен представлять четкую систему основных намерений и программ развития фирмы, обеспечивающую выход последней из прорыва. На фирмах, терпящих бедствие или испытывающих длительные затруднения, обычно плохо организовано не только перспективное, но и текущее планирование. Консультанту, разрабатывающему план стабилизации важно помочь коллективу и руководству предприятия устранить этот существенный пробел. В данной части немаловажное значение имеет составление календарного плана (делового расписания), представляющего существенную часть плана. В нем указываются время и взаимосвязь главных событий, способствующих внедрению программы и реализующих ее цели. Кроме того, в этом разделе отмечаются плановые цели и обращается внимание на те моменты, которые наиболее важны для успеха общего плана. Хорошо составленный календарный план может быть исключительно эффективен для получения дополнительных средств от потенциальных инвесторов, а также демонстрирует способность руководителей проекта и консультантов планировать работу и сводить к минимуму риск. Отдельно подготавливается как часть календарного плана помесячное расписание (с указанием ответственных лиц), показывающее время работ по внедрению инноваций, новых продуктов. Обычно указываются события, являющиеся самыми значительными или наиболее тревожными для достижения высоких результатов: — Учреждение программы (для нового дела); — завершение планирования и разработки; — определение ключевой даты (ее достижение реально свидетельствует о способности фирмы к работе); — начало деятельности торговых представительств; — придание продукции товарного вида; — начало работы дилеров и дистрибьюторов; — заказ материалов в необходимом для производства количестве; — начало производства и выпуска продукции; — получение первых заявок; — первые продажи и заказы (наиболее важная дата, прямо показывающая состоятельность фирмы и необходимость финансирования); — оплата первых счетов. Рабочее расписание должно показывать динамику таких показателей, как численность управленческого, производственного и обслуживающего персонала, наличие станков и оборудования и т.д. Обязательно необходимо отметить причину возможных неточностей в календарном плане, особенно, если они могут потребовать корректировки материальных и денежных потребностей. Календарный план должен быть строго реалистичен. В предлагаемой программе обязательно должно найтись место для характеристики точек критического риска и возможных проблем. В фирме, испытывающей серьезные затруднения, обычно неизбежно возникают новые неожиданные проблемы, чаще приходится рисковать. Принимая на себя инициативу в определении риска, разработчики оздоровительной программы, руководство фирмы дают понять инвестору, что они об этом знают и намерены преодолевать любые трудности. Определение и анализ главных проблем и рискованных моментов, безусловно, служат успеху проекта. Поэтому в программе имеет место описание опасных ситуаций в отрасли, на рынке сбыта, в сроках и финансировании начального этапа программы. Среди рискованных моментов обычно отмечают: — конкурентов, снижающих цены; — некоторые потенциально неблагоприятные промышленные тенденции; — завышенную стоимость разработки планов и производства; — недостижимость торговых планов; — невыполнение графика внедрения продуктов; — сложности и задержки в приобретении необходимого сырья и материалов; — трудности, возникающие при получении требующихся банковских кредитов; — более высокую, чем планировалось, стоимость внедрения и развития персонала. Весьма существенно определить, какие из потенциальных проблем наиболее опасны для фирмы, и подготовить предложения по минимизации влияния неблагоприятных обстоятельств в каждой рискованной части программы. Ключевым моментом является финансовый план. В данном разделе рассматриваются потенциал программы и график ее финансирования. Он может также служить оперативным планом для финансового управления проектом. Управление финансовой работой, непосредственно связано с коммерческой и производственной деятельностью фирмы. В обосновании финансового плана должны быть подготовлены сроком на 3—5 лет три базисных прогноза: 1. прогноз прибыли и убытков; 2. проект распределения денежных потоков; 3. проекты бухгалтерского баланса на начало и конец работ каждого года. Необходим также проект специального счета капитальных вложений, указание на имеющийся капитал, охарактеризованы балансовые отчеты и установленные на данный момент и два последующих года приоритетные финансовые планы. Первую скрипку играет прогноз прибылей и убытков, причем важнейшим из разрабатываемых прогнозов является прогноз динамики реализации (продаж). Одновременно должны предусматриваться ассигнования на покрытие производственных издержек (или затрат на выполнение услуг). Уровень производства или управления определяется прогнозами сбыта, а также выполнением требований инвесторов. Материальные, трудовые, производственные потребности должны быть уточненными и переведенными в стоимостную форму. При этом весьма желательно разделение этих затрат на постоянные и переменные. При определении эффекта от продаж учитываются производственные расходы и затраты на приобретение оборудования. Торговые издержки включают как известно, расходы по транспортировке, хранению), рекламе и продаже в кредит. Общие и административные расходы охватывают зарплату управленческого персонала, представительские расходы, затраты на юридическую и бухгалтерскую помощь со стороны консультантов. В производственные или рекламные расходы входят арендная плата, коммунальные услуги, страховые взносы, телефонные переговоры и т.д. Разрабатываемые планы подготавливаются помесячно на первый год и поквартально на второй и третий годы. Важно четко сформулировать способы сокращения производственных излишков и торговых затрат. В целях обеспечения финансовой привлекательности программы для потенциальных инвесторов нужно, чтобы спорные положения были полностью раскрыты и документально оформлены. Подобные положений могут включать размеры долгов и процентные ставки торговых издержек, общие административные расходы, составляющие фиксированный процент от стоимости или продаж. Особо следует подчеркнуть главные рискованные моменты, способные воспрепятствовать достижению прибыльности и рыночного успеха программы и меры чувствительности последнего к таким моментам. Сюда может быть включено рассмотрение такого рода ситуаций, как эффект от сокращения объема продаж или задержка с достижением запланированного уровня производительности труда. Немаловажно указать специальные виды страхования, охватывающие кредитный риск. Для качества программы прогноз денежных потоков может быть более важен, чем прогноз прибылей, поскольку в нем детально рассматриваются величина и время максимального денежного притока и оттока. Обычно уровень прибыли, особенно в начальные этапы осуществления программы не является определяющим при рассмотрении непосредственных финансовых нужд. Доходы, как правило, не превышают расходы в отдельные периоды времени. Прогноз денежных потоков и определит эти условия. Отмечая планируемый уровень продаж и капитальных затрат в тот или иной период, прогноз подчеркивает необходимость и время дополнительного финансирования, определяет пиковые требования к рабочему капиталу. Должно быть согласовано, как это дополнительное финансирование может быть получено, в какие сроки и как будет обеспечен возврат средств. Такого рода информация является частью прогноза денежных потоков. Если проект разрабатывается в сезонной или циклической отрасли, или в отрасли, где хозяйственные партнеры требуют от новой фирмы наличных выплат (или где необходимо новое капитальное строительство), прежде чем продукт будет готов к продаже и начнет приносить доход, прогноз денежных потоков является важнейшим фактором для принятия решения об эффективности продолжения данного бизнеса. Детализированный прогноз, который представляется руководству, потенциальным инвесторам, спонсорам может помочь привлечь внимание их к программе, несмотря на возникающие денежные кризисы. Прогнозы денежных потоков предусматриваются на каждый месяц первого года и по кварталам второго и третьего годов. Когда денежные потоки сформированы, необходимо выявить противоречия между денежными потребностями и их возможным удовлетворением в критических точках, например при низком накоплении средств и при предполагаемых снижениях продаж. Это дает возможность проверить чувствительность бюджета, базирующегося на различных предположениях о факторах бизнеса и дающего те или иные результаты. Нельзя не сказать об огромном значении бухгалтерского баланса. Баланс детализирует использование и вложение финансовых ресурсов, требуемых для поддержания проектируемого уровня производства. Инвесторы изучают обычно планируемый бухгалтерский баланс, оценивая, не превышают ли долги допустимых объемов, рабочий капитал, текущие издержки, товарный оборот и т.д. Еще один ключевой момент — составление графика безубыточности, показывающего уровень продаж (производства), необходимый для покрытия затрат. Он включает расходы, как зависящие от уровня производства (производственный труд, материалы, торговые издержки), так и не зависящие от него (арендная плата, уплата процентов, жалование служащим и т.д.). Уровень продаж, при котором покрываются все расходы, является уровнем безубыточности программы. Для инвесторов, руководителей очень важно знать точку безубыточности и определить трудности ее достижения. Реализация планов по доходам будет зависеть от способности осуществлять управление и контроль за ценами. По этой причине инвесторы обычно хотят знать тип системы управления ценами, который собираются использовать в деле финансового оздоровления фирмы. Поэтому финансовый план должен включать краткое описание того, как будет достигаться и поддерживаться уровень цен, кто будет контролировать колебания элементов стоимости, сколь часто будут представлять соответствующую информацию и как это будет влиять на бюджет. Особую значимость имеет венец программы — перечень предложений, выдвигаемых консультантом или консультационной фирмой по коренному улучшению финансового положения фирмы. Фиксируется необходимый объем средств на разработку проектов, виды и размеры гарантий, предоставляемых инвесторам, проводится анализ перспектив увеличения капитала. Формулировка поставленных целей подкрепляется конкретными финансовыми предложениями. Суммируя плановые денежные потоки за три года, нетрудно установить требуемый объем финансирования, после чего важно определить, какие суммы могут быть получены по представленным предложениям, в том числе по кредитам, срочным займам и из других источников. Очень существенны гарантийные предложения.
Тема 14. Аудитинг и управленческое консультирование. – 2 часа. Роль аудитинга на российском рынке. Бухгалтерский учет как основной информационный материал аудитора. Управленческий и финансовый учет. Цель аудиторской деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.22 (0.015 с.) |