Работа с документами на уроках истории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с документами на уроках истории.



Работа с документами на уроках истории.

Изменения, происходящие в современном обществе, предполагают формирование новых направлений совершенствования образования. Одним из таких путей является развитие самостоятельной, социально активной личности, умеющей самостоятельно добывать знания и применять их на практике.

Развитие навыков исследования, умение самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи, признано в настоящее время одним из приоритетных направлений современного образования. Одним из возможных вариантов практической реализации идеи обучения через исследование является формирование исследовательских умений учащихся на уроках истории в процессе организации работы с историческими документами.

С помощью документов реализуется принцип исследования в обучении истории, когда ученики знакомятся с их внешним видом, содержанием, структурой и т.п. Посредством изучения документа у учащихся формируется интерес к истории. Привлечение новых документальных фактов позволяет им почувствовать дух эпохи. При работе с документами у учащихся активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У учащихся вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего, а так же узнают о значимости документов для исторической науки, видят в них след деятельности живших когда-то людей.

Сборник документов по истории России состоит из двух частей. Часть первая включает материалы по русской истории с древнейших времен до конца XIX века; часть вторая содержит документы XX столетия. Документальные материалы расположены по проблемно - хронологическому принципу. Разделы сборника соответствуют тематическим блокам учебного курса.

Представленные источники различны по содержанию и происхождению, по жанрам и стилям. Среди них фрагменты летописей, записки иностранцев, письменные впечатления наших соотечественников — не только очевидцев, но и участников событий. Подобное многообразие и широкий спектр документов позволяют всесторонне рассмотреть тот или иной исторический период с учетом поступков действующих лиц эпохи, понять их реальные устремления и намерения, сопоставить неодинаковые оценки отдельных исторических событий, составить собственное представление о них, аргументировать свой вывод.

К каждому документу, с учетом неодинакового уровня подготовки учащихся, составлены вопросы и задания, направленные на распознание исторических событий, репродуктивную деятельность по образцу, а также развитие исследовательского, творческого подхода. Таким образом, методический аппарат сборника позволяет не просто организовать работу с документом, но и дифференцировать ее и направлен, прежде всего, на овладение навыками работы с историческими источниками, приемами их анализа.

Сборник документов может использоваться не только в процессе изучения нового материала. Он поможет преподавателю и в организации повторения и в осуществлении проверки усвоения материала. Учащимся будет полезен в процессе самообразования и самоподготовки, поскольку развивает историческое мышление, углубляет знания, расширяет кругозор а также формирует многие специфические для истории умения и навыки, привлекает внимание к ряду сложных и дискуссионных проблем истории России.

 

Часть первая.

Древняя Русь. VI—IX вв.

Документ № 1

Документ № 2

Из книги «Война с готами» Прокопия Кесарийского о славянах.

Прокопий Кесарийский (ок. 500 — после 565 г.) — византийский писатель и историк, советник полководца Велисария, сопровождавший его в походах.

Вопросы и задания к документу № 2:

1. Выберите информацию о жизни и верованиях славянских племен.

2. Как можно охарактеризовать их общественное устройство и почему?

3. Определите характер религиозных верований славян.

4. Найдите сходство и различия в описаниях славян, принадлежащих Маврикию Стратегу и Прокопию Кесарийскому. Чем они вызваны?

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают: иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый...Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, безо всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они неплохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами («рассеянными»), думаю потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными поселками. Поэтому-то им и земли надо занимать много. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки.

 

Документ №3.

Документ №4.

Из «Повести временных лет» о расселении славян.

Вопросы и задания к документу № 4:

«Повесть временных лет» - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Написан монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII века. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях

 

1. Дайте характеристику историческому источнику.

2. Изложите главный факт прочитанного летописного фрагмента.

3. Прочтите внимательно первые две фразы и определите источник информации Нестора.

И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. От этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский. Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. Славяне сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и назвались северянами. И так разошелся славянский народ.

 

Документ №5.

Документ № 6

Документ №7.

Документ №8.

Документ №9.

Документ №10.

Документ №11 - 12.

Документ №15

Документ №16

Документ №17

Из «Русской правды».

Вопросы и задания к документу № 17:

1. Что означало появление «Русской правды» и для чего она была необходима?

2. Заполните таблицу

Какие факты свидетельствуют об укреплении княжеской власти? Что указывает на сохранившиеся общинные порядки?
   

3. Подумайте, почему за один вид преступления полагались различные размеры штрафов?

4. Что вы можете сказать о размерах хозяйства князя и боярина? Чей труд в них использовался?

5. Изложите, как вы себе представляете процедуру суда в XI-XII вв. Как вы думаете, о чем свидетельствуют испытания железом и водой, принесение клятвы?

6. Какие виды рабства указывает «Русская правда»? Подумайте, были ли другие виды рабства?

Если кто убьет княжеского мужа как разбойник, а [члены верви] убийцу не ищут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина платить 40 гривен.

Если вервь начнет платить дикую виру, то ей предоставляется отсрочка на несколько лет, потому что им приходится расплачиваться без убийцы. Но если убийца находится в верви, то она должна платить только 40 гривен, а самому убийце, внося свою часть в уплачиваемые вервью 40 гривен.

За убийство княжеских отрока, конюха или повара платить 40 гривен.

За убийство тиуна огнищного или конюшего платить 80 гривен.

А за сельского или пахотного тиуна платить 12 гривен. А за рядовича — 5 гривен. Также и за боярских.

За ремесленника или ремесленницу платить 12 гривен. А за смердьего холопа платить 5 гривен, а за робу 6 гривен.

Если кого-либо обвинят в убийстве, то для своего оправдания он должен выставить семь свидетелей; если подозреваемый в убийстве будет варягом [или другим иноземцем], то ему достаточно двух свидетелей.

Если ответчика обвиняют в убийстве, а свидетелей тяжущиеся не найдут, то подвергнуть их испытанию железом.

Если же сумма иска меньше двух гривен, то подвергнуть его испытанию водой; если же иск еще меньше, то пусть он для получения своих денег принесет клятву.

За украденного коня платить 3 гривны.

Если кто испортит бортную, или перепашет пахотную, или перегородит тыном дворную межу, должен платить 12 гривен.

Если сожгут гумно, то дом виновного отдать на поток и на грабеж, взыскав сначала убытки, а за остаток князю заточить его; так поступить и с тем, кто двор подожжет.

Если закуп убежит от господина [не расплатившись с ним за ссуду], то становится полным холопом;

А [за убийство] холопа или робы виры нет;

Холопство обельное троякого вида: если кто купит [поступающего в холопы] в присутствии свидетелей;

А второе холопство: кто женится на рабе без договора [с ее владельцем], а если с договором, то как договорились, так и будет.

А вот третье холопство: кто поступит в тиуны или в ключники [господина] без договора с ним.

Глоссарий:

вервь — славянская община

вира — денежный взнос в пользу князя за убийство свободного человека

гривна — денежная единица, 204 г серебра или золота

людин — свободный сельчанин или горожанин

дикая вира — вира, уплачиваемая всеми членами верви (дикая — от дивий — общий)

тиун — княжеский или боярский приказчик, управитель

тиун огнищный — управитель дома

сельский тиун — управитель всеми селами, сельскохозяйственными угодьями

пахотный тиун — управитель пахотными работами

рядович — человек, отдавшийся в кабалу по договору

смердий холоп — раб, выполняющий работу общинника — смерда

роба — рабыня — служанка

бортная — приспособление для сбора меда диких пчел

закуп — смерд, находящийся в зависимости от господина за ссуду

холопство обельное — полное рабство

 

Документ №18

Документ №19

Документ №20

Документ №20

Из «Истории монгалов» Плано Карпини (сер. XIII в.)

Карпини Джованни Плано делъ (1182— 1252) — итальянский монах-францисканец, архиепископ Антиварийский, посланник папы римского Иннокентия IV к монгольским ханам. По результатам своего длительного путешествия написал для папы отчет, который известен в русском переводе как «История монгалов, именуемых нами татарами».

Вопросы и задания к документу № 20:

1. Выберите из текста приемы ведения боя монголами.

2. Какие из этих приемов характерны именно для кочевых народов и почему?

3. Какие факты, приведенные в тексте, отражают Нравы и обычаи монголов?

4. Сделайте выводы о причинах побед монголов.

 

Глава 6

Документ №21

Документ №22

Документ №23

Документ №24

Документ №25

Документ №26

Из Судебника* Ивана IV.

Вопросы и задания к документу № 26:

1. Сравните статьи Судебника 1497 г. (см. Документ № 33) о суде с приведенным фрагментом. Что изменилось в организации суда? Найти не менее двух отличий.

2. О чем свидетельствуют эти изменения? Укрепляло ли это законность?

Как эти изменения характеризуют государя Ивана IV?

 

1. Суд царя и великого князя судити боярам и окольничим, и дворецким и казначеем, и дьякам; судом не дружить и не мстить никому, и посула в суде не имать.

2. А который боярин, или окольничий, или дворецкий, или казначей, или дьяк в суде посул в суде возьмет и обвинит кого не по суду: и на том взять истцов иск, а пошлины на царя и великого князя, и езд [транспорт], и пересуд взять в трое, а в пене [штраф], что государь укажет.

 

Документ №26

Документ №27

Документ №28

Документ №28

Документы №29 и 30.

Указы о беглых крестьянах

Вопросы и задания к документам № 29 и 30:

1. Сопоставьте фрагменты двух указов 1597 г. и определите общий для них смысл.

2. Чем было вызвано появление царских указов?

3. К каким изменениям в положении основной массы населения России привели эти указы?

 

Из указа «О холопах» (1597)

«От которых бояр полные холопы, и кабальные, и жены, и дети побежали, и боярам имена своих холопей, и на них крепости прислать в Холопий приказ записывать в книги.

Всяким людям холопьи имена и на них крепости всякие записывать бессрочно.

В том кабальном холопстве у кого родится сын или дочь, и те их дети тем своим государям в холопы».

 

Документы №31 -34.

Документ №35.

Документ №36.

Документ №37.

Документ №38.

Указ о порядке наследования движимого и недвижимого имущества. Вопросы и задания к документу № 38:

1. Определите причины издания указа.

2. Внесите в таблицу вредные последствия раздела имущества:

Для интересов семьи Для интересов государства
   

3. Составьте таблицу «Последствия указа»

Для положения семьи Для государства
   

 

Поскольку разделение имений после отцов детям великий есть вред в государстве нашем, как интересам государственным, так и подданным и самим фамилиям падение.

1. Кто имеет сыновей единому из них дать недвижимое через духовную [завещание]. А если при жизни не определит, тогда определится указом недвижимое по первенству старшему сыну в наследие, а движимое другим равною частью разделено будет; то же разумеется и о дочерях.

 

Документ №39.

Документ №40.

Документ №41.

Документ №42.

Из «Записок 1743-1810 годов» президента Российской академии Е. Р. Дашковой.

Дашкова Екатерина Романовна (1743—1810) — подруга и сподвижница Екатерины И, первый директор Российской Академии наук.

Вопросы и задания к документу № 42:

1. О ком пишет в своих «Записках» Е. Р. Дашкова? На каком основании вы сделали такой вывод?

2. Разделяете ли вы оценку, данную историческому деятелю в «Записках»? Обоснуйте свою позицию («за» или «против»).

3. Перечислите основные преобразования Петра I в экономике и социальной политике. К чему они привели?

Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными все терпеть; <...> некоторые реформы, насильственно введенные им, со временем привились бы мирным путем в силу примера и общения с другими нациями. Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный, самобытный характер наших предков... <...> желая заслужить славу создателя, торопил постройку Петербурга весьма деспотичными средствами...

<...> время монарха слишком драгоценно, чтобы тратить его на работы простого мастерового... мог привлечь к себе не только плотников и строителей, но и адмиралов...

 

 

Эпоха дворцовых переворотов.

 

Документ №43.

Отрывки из «Кондиций».

Вопросы и задания к документу № 43:

 

1. Вспомните, когда и при каких обстоятельствах появились «Кондиции»? Кем они были составлены? С какой целью?

2. Можно ли, на ваш взгляд, рассматривать «Кондиции» как попытку ограничения самодержавия? Свое мнение обоснуйте.

3. Удалось ли реализовать этот документ? Какова его судьба и судьба его составителей?

 

Понеже, по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа, мы, по представлении всепресветлейшего, державнейшаго великаго государя Петра Втораго, императора и самодержавна, нашего лебезнейшего государя-племянника, императорский престол восприяли и, следуя божественному закону, правительство свое таким образом вести намерены и желаю, дабы оне в начале к прославлению Божеского имени и к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могло.

Того ради, чрез сие наикрепчайшее обещаемся, что наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и о крайнем и всевозможном распространении православной нашей веры греческого исповедания, такожде, по принятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника ни при себе, ни по себя никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восми персонах всегда содержать и без онаго Верховнаго тайнаго совета согласия:

Ни с кем войны не всчинять.

Миру не заключать.

Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.

В знатные чины, как в стацкие, так и военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного совета.

У шляхетства живота и имения, и чести без суда не отымать.

Вотчины и деревни не жаловать.

В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.

Государственные доходы в расход не употреблять.

И всех верных подданных в неотменной своей милости содержать. А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.

Документ №44.

Документы №45 и 46.

Документы №47

Из книги А. В. Суворова*«Наука побеждать»

Суворов Александр Васильевич (1730—1800), граф Рымникский, князь Италийский — великий русский полководец, генералиссимус, не имел ни одного поражения на поле брани. Автор военно-теоретических работ «Полковые учреждения» и «Наука побеждать»

Вопросы и задания к документу № 74:

1. Для кого, на ваш взгляд, была создана книга «Наука побеждать»? Почему она относительно легко запоминалась?

2. Какую практическую пользу могло принести знание солдатами этой «Науки»?

3. Каковы, по вашему мнению, отличительные особенности и нравственная направленность этого документа? Его главная идея?

4. Могла ли, на ваш взгляд, «Наука побеждать» помочь солдатам — вчерашним крепостным — почувствовать себя личностью, поверить в собственные силы? Если да, то какое значение это могло иметь на войне?

X. Баталия полевая.

Три атаки: в крыло, которое слабее. Крепкое крыло закрыто лесом — это немудрено: солдат проберется и болотом. Тяжелее через реку — без мосту не перебежишь. Шанцы всякие перескочишь. Атака всередину невыгодна, разве кавалерия хорошо рубить будет, а иначе самих сожмут. Атака в тыл очень хороша, только для небольшого корпуса, а армиею заходить тяжело.

Баталия в поле: линиею против регулярных; кареями против басурман. Колонн нет. А может случиться и против турков, что пятисотному карею надлежать будет прорвать пяти- и семи-тысячную толпу с помощью фланговых кареев. На тот случай бросится он в колонну. Но в том до сего нужды не бывало. Есть безбожные, ветреные, сумасбродные французишки. Они воюют на немцев и иных колоннами. Если бы нам случилось против них, то надобно нам их бить колоннами же. Баталия на окопы — на основании полевой. Ров не глубок* вал не высок — бросься в ров, скачи через вал, ударь в штыки, коли, гони, бери в полон! Помни — отрезывать тут подручнее коннице. В Праге отрезала пехота, да тут были тройные и большие окопы и целая крепость, для того атаковали колоннами. <...>

II. Три воинские искусства.

Первое — глазомер: как в лагерь стать, как идти, где атаковать, гнать и бить.

Второе — быстрота. Поход полевой артиллерии от полу до версты впереди, чтобы спускам и подъемам не мешала. Колонна сблизится — оная опять выиграет свое место. Под гору сошед, на равнине — на рысях.

Поход по рядам или по четыре для тесной улицы, для узкого мосту, для водяных и болотных мест, по тропинкам; и только, когда атаковать неприятеля — взводами, чтобы хвост сократить. У взводов двойные интервалы на шаг.

Не останавливайся, гуляй, играй, пой песни, бей барабан, музыка, греми! Десяток [верст] отломал — первый взвод, снимай ветры, ложись! За ним второй взвод, и так взвод за взводом. Первые задних не жди. Линия в колонне на марше растянется: коли по четыре, то в полтора [раза], а по рядам — вдвое. Стояла на шагу — идет на двух; стояла на одной версте, растянется на две; стояла на двух — растянется на четыре; то досталось бы первым взводам ждать последних полчаса по-пустому.

На первом десятке [верст] отдых час. Первый взвод вспрыгнул, надел ветры, бежит вперед десять—пятнадцать шагов; а на походе, прошед узкое место, на гору или под. гору — от пятнадцати и до пятидесяти шагов. И так взвод за взводом, чтобы задние между тем отдыхали.

Второй десяток — отбой! Отдых — час и больше. Коли третий переход мал, то оба пополам, и тут отдых три четверти часа, или полчаса, или и четверть часа, чтобы ребятам поспеть скорее к кашам. Это — для пехоты.

Конница своим походом вперед. С коней долой! Отдыхает мало и [когда] свыше десятка [верст пройдет], чтобы дать коням в лагере выстояться.

Кашеварные повозки впереди с палаточными ящиками. Братцы пришли — к каше поспели. Артельный староста [кричит] — «К кашам!» На завтраке отдых четыре часа. То же самое к ночлегу, отдых шесть часов и до осьми, какова дорога. А сближаясь к неприятелю, котлы с припасом сноровлены к палаточным ящикам, дрова запасены на оных.

По сей быстроте и люди не устали. Неприятель нас не чает, считает нас за сто верст, а коли издалека, то в двух и трехстах и больше. Вдруг мы на него, как снег на голову. Закружится у него голова. Атакуй, с чем пришли, с чем Бог послал! Конница, начинай! Руби, коли, гони, отрезывай, не упускай! Ура! Чудеса < творят братцы!

Третье — натиск. Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет. В пальбе много людей гибнет. У неприятеля те же руки, да русского штыка не знает.

Вытяни линию, тотчас атакуй холодным ружьем! Недосуг вытягивать линии — подвиг из закрытого, из тесного места — коли, > пехота, в штыки! Конница тут и есть. — Ущелья на версту нет, [атакуй], картечь через голову — пушки твои.

Обыкновенно конница врубается прежде, пехота за ней., бежит. Только везде строй! Конница должна действовать всюду,как пехота, исключая зыби; там кони на поводах. Казаки везде пролезут. В окончательной победе, конница, гони, руби! Конница займется, пехота не отстанет.

В двух шеренгах сила, в трех полторы силы: передняя рвет, вторая валит, третья довершает.

XIII. Бойся богадельни!

Немецкие лекарства издалека, тухлые, всплошь бессильные и вредные. Русский солдат к ним не привык. У вас есть в артелях корешки, травушки, муравушки. Солдат дорог. Береги здоровье! Чисти желудок, коли засорится. Голод — лучшее лекарство. Кто не бережет людей — офицеру арест, унтер-офицеру и ефрейтору палочки, да и самому палочки, кто себя не бережет. Жидок желудок — есть хочется — на закате солнышка немного пустой кашки с хлебцем, а крепкому желудку буквица в теплой воде или корень коневого щавелю. Помните, господа, полевой лечебник штаб-лекаря Белопольского! В горячке ничего не ешь хоть до двенадцати дней, а пей солдатский квас: то и лекарство. А в лихорадке не пей, не ешь: штраф! — За что себя не берег.

В богадельне первый день мягкая постель, второй день — французская похлебка, третий день ее братец — домовище [гроб] к себе и тащит. Один умирает, а десять товарищей хлебают его смертельный дых. В лагере больные, слабые? Хворые в шалашах, [а] не в деревнях — воздух чище.

Хоть без лазарета и вовсе быть нельзя. Тут не надобно жалеть денег на хорошие лекарства, коли есть где купить сверх своих и на прочие выгоды без прихотей. Да все это неважно! Мы умеем себя беречь. Где умирает ото ста один человек, а у нас и от пятисот в месяц меньше умирает: Здоровому — воздух, еда, больному же — воздух, питье, еда.

XIV. Богатыри! Неприятель от вас дрожит. Да есть неприятель больше и богадельни: проклятая немогузнайка, намека, догадка, лживка, лукавка, красное ловка, краткомолвка, двуличка, веж-ливка, бестолковка, кличка, что бестолково и выговаривать: хрой, прикак, афох, вайрках, рок, ад и проч. и проч. Стыдно сказать! От немогузнайки много, много беды.

За немогузнайку офицеру арест, а штаб-офицеру от старшего штаб-офицера арест квартирный.

Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву. Молись Богу! От Него победа. Чудо-богатыри! Бог нас водит — Он нам генерал!

Ученье — свет, неученье — тьма. Дело мастера боится. И крестьянин, [коли] не умеет сохой владеть, [так] хлеб не родится. За ученого трех неученых дают. Нам мало трех! Давай нам шесть! Нам мало шести, давай нам десять на одного! Всех побьем, повалим, в полон возьмем! [В] последнюю кампанию неприятель потерял счетных семьдесят пять тысяч, только что не сто тысяч. Он искусно и отчаянно дрался, а мы и одной полной тысячи не потеряли. Вот, братцы, воинское обучение! Господа офицеры — какой восторг! По окончании сего разговора фельдмаршал сам командует: к паролю! С обоих крыл часовые вперед! Ступай! На караул! <... >

XV. Слава, слава, слава!

 

 


РОССИЯ В 1-Й ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА

 

Документ № 1

Документы № 49 и 50.

Мнение графа В. П. Кочубея

Отложить преобразование Сената до того времени, «когда новое законоположение российское к окончанию приведено будет», «не касаться теперь ни до каких коренных по Сенатуперемен...» (Одобрено Александром I.)

 

Документ № 51

Документы № 52 и 53

Документ № 54

I. Общие распоряжения.

1. Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной.

2. Сообразно сей цели Лицей составляется из отличнейших воспитанников, равно и наставников и других чиновников, знаниями и нравственностию своей общее доверие заслуживающих.

3. В Лицее преподаются предметы учения, важным частям 1осударственной службы приличные и для благовоспитанного Юноши необходимо нужные.

4. Воспитанники принимаются в Лицей не иначе как по предварительному испытанию их в знаниях. Оказавшиеся на "пом, имеющие потребные для вступления в сие учреждение 1 псдения, определяются в оный по Высочайшему повелению, и. прашиваемому Главным Начальником Лицея; не имеющим КС таковых сведений в приеме отказывается.

5. Для вступления в Лицей требуются от воспитанников следующие познания:

а) Некоторое Грамматическое познание Российского и Французского, либо Немецкого языка, б) Знание Арифметики, по крайней мере, до тройного правила, с) Понятие об общих свойствах тел, д) Начальные основания Географии и е) Разделение древней Истории по главным эпохам и периодам и некоторые сведения 0 знатнейших в древности народах.

6. Сверх сих предварительных познаний от воспитанников, вступающих в Лицей, требуется, чтобы они имели несомненные удостоверения об отличной их нравственности и были бы совершенно здоровы.

7. На первый случай полагается принять воспитанников не менее 20 и не более 50, а в последующие времена по соображению с хозяйственным состоянием Лицея.

8. Воспитанники при их приеме должны иметь от роду от 10 до 12 лет и при том представлять свидетельства о своем Дворянстве.

9. Приему воспитанников быть не иначе как пред начатием годичного круга учения, который с 1 Августа продолжается по 1 число Июля следующего года. Июль месяц есть время роздыха.

10. При приеме наставников и других чиновников наблюдается всемерная осторожность в рассуждении их нравственности, сверх прочих требуемых от них по должности их достоинств, дабы они совокупно руководили юношество добрыми своими примерами жизни и наставлением.

11. Наставники и чиновники, составляющие сословие Лицея, суть Профессоры и Адъюнкты: Директор, Надзиратели, Учителя и другие чиновники, в штат Лицея наименованные.

12. Для полного образования юношества в Лицее определяется

шесть лет.

II. Права Лицея.

13. Лицей и Члены оного приемлются под особенное Его Императорского Величества покровительство и состоят под непосредственным ведением Министра Народного Просвещения.

14. Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими Университетами.

15. Директор состоит в 5 классе, если выше чина не имеет; Профессоры в 7-м, Адъюнкты в 8-м, Надзиратели в 8-м же, Учители изящных искусств в 10 классах Государственной службы. Из сих чиновников Директор определяется и увольняется, по представлению Министра, Его Императорским Величеством; а прочих чиновников угверждение в их звания, определение к должностям и увольнение непосредственно зависит от Министра Просвещения.

16. В назначении пенсионов Директору, Профессорам, Адъюнктам, Учителям, Надзирателям и их вдовам и детям, равно и вопределении квартирных денег, не имеющим из них казенных квартир, наблюдается распорядок такой же, как и в отношении к Профессорам, Адъюнктам и Учителям Университетским. Директор же и Надзиратели необходимо должны иметь жительство в доме Лицея.

17. Лицей будет иметь собственный мундир, определяемый Его Императорским Величеством.

18. Воспитанники, по окончании наук в Лицее, поступают в гражданскую службу с чинами и успехами от 14 до 9 классов; а в Военную на том же положении, как и воспитанники Пажеского Корпуса.

 

Документы №55-57.

Из Учреждения для эстляндских крестьян (23 мая 1816 г.)

1. Эстляндское рыцарство, отрекаясь от всех доселе принадлежащих ему крепостных наследственных прав на крестьян, предоставляет себе токмо право собственности на земли, так, чтобы впредь уже свободные от крепостной зависимости крестьяне вступать могли в такие токмо с помещиками отношения, которые проистекать могут из взаимных договоров, на согласии основанных и действию гражданских законов подлежащих.

 

Документ № 58

Документы № 59 и 60

О реформе образования в царствование Александра I.

Вопросы и задания к документам № 59 и 60:

1. Что объединяет эти документы?

2. Чем, на ваш взгляд, объясняется внимание Александра I к развитию просвещения?

3. Можно ли утверждать, что в этих документах проявились личные качества Александра I, особенности его образования и воспитания? Поясните свой ответ.

4. В чем заключался смысл открытия университетов? Какие отличительные черты этих учебных заведений отражены в Университетском уставе?

5. С какой целью в едином министерстве были объединены народное просвещение и «духовные дела»? Привлекая знания по истории, проиллюстрируйте конкретными фактами утверждение, что в России при Александре I появилась система народного образования. В чем ее значение для дальнейшего развития российского общества?

Из Университетского устава (5 ноября 1804 г.)

Глава I. Об Университете вообще

§ I. Императорский Московский Университет есть высшее ученое сословие, для преподавания наук учрежденное. В нем приуготовляется юношество для вступления в различные звания Государственной службы.

§ 2. Университет, пользуясь Высочайшим покровительством, состоит под главным Начальством Министра Народного Просвещения и в особом ведении того из Членов Главного училищ Правления, на которого о нем попечение возложено.

§ 3. Университет составляют:

1) преподающие в науках наставления Ординарные и Экстраординарные Профессоры, которые по различию наук разделяются на факультеты или отделения;

2) Адъюнкты;

3) Магистры;

4) Студенты, пользующиеся Университетскими наставлениями; и

5) Учители языков, приятных искусств и гимнастических упражнений.

§ 4. Профессоры всех отделений и Адъюнкты под председательством Ректора составляют Совет, или общее собрание Университета. Оно располагает учебною частию Университета и его Округа.

§ 5. Университет имеет собственное Правление; Председатель оного есть Ректор, а Члены — Деканы Факультетов. К ним присоединяется назначаемый Попечителем из Ординарных Профессоров непременный Заседатель. Правлению вверяется вся хозяйственная часть Университета.

§ 6. Правлению препоручается суд и расправа между чинами к Университету принадлежащими, и при решении тяжеб присутствует еще чиновник, избираемый Университетом из своего сословия, с названием Синдика.

§ 7. При Университете должны быть:

1) Учебные пособия

2) Учительский или Педагогический Институт;

3) Медицински! Клинический Институт;

4) Хирургический Клинический Институт;

5) Институт Повивального искусства.

§ 8. Университет имеет Типографию и собственную Цензуру для всех издаваемых Членами его и в Округе его печатаемы) [мнений, также для книг, выписываемых им для своего употребления из чужих краев.

§ 9. Сверх сего Университету не воспрещается содержатьхозяйственной суммы Академическую Гимназию, в первом содержанииУниверситета к нему присоединенную, так же как и благородный пансион, впоследствии учрежденный, в котором воспитываются благородные юноши на иждивении родителей.

 

Глава XIII. О правлении Университета

<...> § 137. Правление заключает в себе исполнительную иметь Университета, занимается внутренним устройством Университетаи благочинием, сносится с другими Государственными деламипо Делам, до Университета касающимся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 848; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.189 с.)