Методология проектирования и внедрения системы управления документами
8.4 Методология проектирования и внедрения системы управления документами
При проектировании и внедрении системы управления документами особое значение имеет методология ее проектирования и внедрения, включающая нижеперечисленные этапы. Методология, описываемая в перечислениях а)-h), не является линейной. Эти задачи допускается выполнять на различных стадиях, многократно, частично или полностью, в соответствии с организационными потребностями, официальными требованиями и изменениями организационной среды или среды управления документами.
a) Предварительное обследование включает в себя: - сбор информации на основе анализа документальных источников и путем интервьюирования; - изучение целей и задач организации, ее структуры, нормативной, деловой и политической среды, критических факторов и недостатков, связанных с управлением документами.
b) Анализ деловой деятельности включает в себя: - сбор информации из документальных источников и путем интервьюирования; - идентификацию и документирование каждой функции, вида деловой деятельности и операции; - установление их иерархии; - моделирование процессов и составляющих их операций.
c) Определение требований к документам включает в себя: - сбор информации из документальных источников и путем интервьюирования; - выявление каждой функции и вида деловой деятельности, реализуемых с помощью документов (эти требования могут быть выполнены на основе анализа нормативной среды организации в соответствии с разделом 5); - определение степени риска в случае, если документы не были созданы и (или) не сохранены; - определение того, как каждое требование может быть выполнено в рамках процессов управления документами; - четкое формулирование и документальное оформление требований к документам; - выбор подходящей структуры документов, наилучшим образом соответствующей каждой функции, виду деловой деятельности или операции.
d) Оценка существующих систем управления документами представляет собой: - идентификацию и анализ существующих систем управления документами и других информационных систем в целях оценки их эксплуатационных характеристик на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к документам.
e) Обеспечение соблюдения требований к документам включает в себя: - определение и формулирование требований к документам; - установление принципов политики, стандартов, процедур и практических действий; - проектирование новых систем управления документами и внедрение их таким образом, чтобы соблюдались установленные требования к документам. Стратегия может быть применена к каждому требованию к документам отдельно или в комбинации. Стратегия должна быть выбрана на основе степени риска в случае невыполнения требования либо в рамках функции (для поддержания которой предназначена система управления документами), существующей системной среды или корпоративной культуры, в которой применяют стратегию, согласно разделу 7.
f) Проектирование системы управления документами включает в себя: - разработку стратегии, процессов и принципов практики, описываемых в настоящем стандарте; - обеспечение того, чтобы система управления документами поддерживала процессы деловой деятельности, а не мешала им; - оценку и, в случае необходимости, перепроектирование процессов деловой деятельности, а также используемых информационно-коммуникационных систем для включения в них процессов по управлению документами.
g) Внедрение системы управления документами Внедрение системы управления документами следует проводить системно с использованием проектного планирования и методологий, подходящих для данной ситуации, а также с целью интеграции работы этой системы в процессы деловой деятельности и другие связанные с ней системы.
h) Обследование после внедрения представляет собой: - неотъемлемый и непрерывный процесс сбора информации о работе системы управления документами. Это может быть проведено путем интервьюирования работников и основных исполнителей с помощью анкет, наблюдения за системой в действии, изучения процедурных инструкций, учебных материалов и другой документации, а также путем проведения выборочных проверок качества документов, использования контрольных мер; - сопровождение системы управления документами путем проверки и оценки ее работы; - поддержка работы системы управления документами путем инициирования и мониторинга корректирующих действий; - контроль функционирования системы управления документами путем установления режима непрерывного мониторинга и регулярной оценки.
|