Предложения М. М. Сперанского о реформировании государственной власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложения М. М. Сперанского о реформировании государственной власти.



Вопросы и задания к документам № 52 и 53:

1. Какой принцип просветителей был положен в основу проекта М. М. Сперанского?

2. Какие высшие органы государственной власти предполагалось создать? Как они должны были взаимодействовать?

3. Как в данном документе определялись права и обязанности императора?

4. Какой государственный строй установился бы в России в случае реализации данного проекта?

5. Что из проекта было реализовано? Привлекая знания по истории, объясните, как отнеслось дворянство к проекту и почему?

6. Почему Александр I отверг проект Сперанского?

 

52. Из «Краткого начертания государственного образования» М.М. Сперанского.

Главные принадлежности: Все силы государственные законодательная, судная и исполнительная представляются в 3 сословиях: В Совете действия их соединяются и через него восходят к государю. Государственной Думе вверяется закон. Сенату суд. Министерству управление.

Государственный Совет:...все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются ипотом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению.

IV. Совет составляется из особ, высочайшею доверенностью всословие сие призываемых.

VI. Министры суть члены Совета по их званию.

VII. В Совете председательствует император или лично, или назначением одного из членов.

Государственная Дума: составляется из депутатов от всех свободных состояний по избранию дум губернских. Думе представляются отчеты министров; предоставляется право взыскивать ответа от министров, представляя отчет государю. Никакой новый закон не может быть издан без уважения (одобрения) Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются Думой.

Сенат: составляется из сенаторов по выбору (ГосударственнойДумы) по мере постепенного увольнения членов настоящих).

Губернское управление: везде соединить с казенною палатой подименем губернского правительства.

X. При каждом правительстве находится совет, составленный из депутатов всех состояний, собственность в губернии имеющих.

XI. Совет собирается 1 раз в году...

XII. Губернатор дает отчет совету в сборе и употреблении денег на земские повинности и предлагает смету оных на будущий год.

 

Из «Проекта Уложения государственных законов Российской империи» М. М. Сперанского

1 глава. О державной власти.

Российская империя есть государство нераздельное, монархическое, управляемое державною властью по законам государственным. Державная власть во всем ее пространстве заключается в особе императора.

О власти и преимуществах императора.

Особа императора есть священна. Державная власть в особе императора есть наследственна. По совершенном пресечении всех линий мужеского поколения, наследство престола переходит в поколение женское.

Наследство престола принадлежит единственно детям законным. В случае совершенного пресечения всех линий как мужеского, так и женского поколения последнецарствующий император имеет власть избрать и назначить себе наследника.

Если не будет ни усыновления при жизни, ни завещания по кончине, избрание императора принадлежит по праву Государственной Думе. Империя между тем [пока не выберут] управляется Государственным Советом. Избрание производится представлением Государственному Совету 3 кандидатов в течение одного месяца. При усыновлении, завещании и избрании в особе призываемого к наследству престола полагаются необходимыми:

1. пол мужеский,

2. племя российское,

3. вера греко-российская,

4. лета 21 год от рождения.

Император, по праву рода, усыновления, завещания илиизбрания вступивший на престол, есть глава церкви. При восприии короны император дает в соборной церкви над евангелием ледующую присягу: «Клянусь вверенным мне от Бога народом управлять по законам государственным».

Документ № 54

Высочайше утвержденное Постановление 0 Лицее (Указ 12 августа 1810 г.).

Вопросы и задания к документу № 54:

1. Каковы были главные цели создания лицея? Какие требования предъявлялись к его воспитанникам?

2. Почему, на ваш взгляд, Александр I подписал этот указ именно в период активной реформаторской деятельности?

3. Как сочетались мероприятия в области просвещения с реформаторскими шагами в других сферах общества?

4. Привлекая дополнительные источники знаний, проследите историю Царскосельского лицея. Кто из известных наших соотечественников были его выпускниками? В каких областях они себя проявили?

 

I. Общие распоряжения.

1. Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной.

2. Сообразно сей цели Лицей составляется из отличнейших воспитанников, равно и наставников и других чиновников, знаниями и нравственностию своей общее доверие заслуживающих.

3. В Лицее преподаются предметы учения, важным частям 1осударственной службы приличные и для благовоспитанного Юноши необходимо нужные.

4. Воспитанники принимаются в Лицей не иначе как по предварительному испытанию их в знаниях. Оказавшиеся на "пом, имеющие потребные для вступления в сие учреждение 1 псдения, определяются в оный по Высочайшему повелению, и. прашиваемому Главным Начальником Лицея; не имеющим КС таковых сведений в приеме отказывается.

5. Для вступления в Лицей требуются от воспитанников следующие познания:

а) Некоторое Грамматическое познание Российского и Французского, либо Немецкого языка, б) Знание Арифметики, по крайней мере, до тройного правила, с) Понятие об общих свойствах тел, д) Начальные основания Географии и е) Разделение древней Истории по главным эпохам и периодам и некоторые сведения 0 знатнейших в древности народах.

6. Сверх сих предварительных познаний от воспитанников, вступающих в Лицей, требуется, чтобы они имели несомненные удостоверения об отличной их нравственности и были бы совершенно здоровы.

7. На первый случай полагается принять воспитанников не менее 20 и не более 50, а в последующие времена по соображению с хозяйственным состоянием Лицея.

8. Воспитанники при их приеме должны иметь от роду от 10 до 12 лет и при том представлять свидетельства о своем Дворянстве.

9. Приему воспитанников быть не иначе как пред начатием годичного круга учения, который с 1 Августа продолжается по 1 число Июля следующего года. Июль месяц есть время роздыха.

10. При приеме наставников и других чиновников наблюдается всемерная осторожность в рассуждении их нравственности, сверх прочих требуемых от них по должности их достоинств, дабы они совокупно руководили юношество добрыми своими примерами жизни и наставлением.

11. Наставники и чиновники, составляющие сословие Лицея, суть Профессоры и Адъюнкты: Директор, Надзиратели, Учителя и другие чиновники, в штат Лицея наименованные.

12. Для полного образования юношества в Лицее определяется

шесть лет.

II. Права Лицея.

13. Лицей и Члены оного приемлются под особенное Его Императорского Величества покровительство и состоят под непосредственным ведением Министра Народного Просвещения.

14. Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими Университетами.

15. Директор состоит в 5 классе, если выше чина не имеет; Профессоры в 7-м, Адъюнкты в 8-м, Надзиратели в 8-м же, Учители изящных искусств в 10 классах Государственной службы. Из сих чиновников Директор определяется и увольняется, по представлению Министра, Его Императорским Величеством; а прочих чиновников угверждение в их звания, определение к должностям и увольнение непосредственно зависит от Министра Просвещения.

16. В назначении пенсионов Директору, Профессорам, Адъюнктам, Учителям, Надзирателям и их вдовам и детям, равно и вопределении квартирных денег, не имеющим из них казенных квартир, наблюдается распорядок такой же, как и в отношении к Профессорам, Адъюнктам и Учителям Университетским. Директор же и Надзиратели необходимо должны иметь жительство в доме Лицея.

17. Лицей будет иметь собственный мундир, определяемый Его Императорским Величеством.

18. Воспитанники, по окончании наук в Лицее, поступают в гражданскую службу с чинами и успехами от 14 до 9 классов; а в Военную на том же положении, как и воспитанники Пажеского Корпуса.

 

Документы №55-57.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.008 с.)