Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ибн русте. Об обычаях и образе жизни славян

Поиск

Вопросы и задания к документу № 2

Ибн. Русте Абул-Али-Ахмед ибн-Омар — арабский писатель начала X века.

1. Дайте характеристику данному документу: когда был написан? кем? в чем историческая ценность этого источника?

2. Выберите информацию о славянах X в. и впишите ее в таблицу.

Природные условия Быт Занятия Верования, обряды и культура
       

 

3. Сравните данные таблицы с информацией документа № 1 и сделайте выводы о развитии славян и их связях.

 

В самом начале границы страны славян находится город по имени Куяб. Путь в их страну идет по степям, по землям бездорожным, через ручьи и дремучие леса. Страна славян -- страна ровная и лесистая; в лесах они и живут. Они не имеют ни виноградников, ни пашен. Из дерева выделывают они род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается. Это называется у них сидж, и один кувшин заключает в себе около 10 кружек его. Они пасут свиней наподобие овец. Когда умирает кто-либо из них, они сжигают труп его. Женщины их, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На следующий день по сжигании покойника они являются на место, где оно происходило, собирают пепел и кладут в урну, которую ставят затем на холм. Через год по смерти покойника берут кувшинов двадцать меду, иногда несколько больше, иногда несколько меньше и несут их на тот холм, где собирается семейство покойного, едят, пьют и затем расходятся. Если у покойного было три жены и одна из них утверждает, что она [особенно] любила его, то приносит она к трупу его два столба, и вбивают их стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, она становится на скамью и конец этой веревки завязывает вокруг своей шеи. Когда она так сделала, скамья принимается из-под нее, и она остается повисшею, пока не задохнется и не умрет, а по смерти ее бросают в огонь, где она и сгорает. Все они идолопоклонники. Более всего сеют они просо. Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: «Господи, ты, который снабжал нас пищей [до сих пор], снабди и теперь нас ею в изобилии».

Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиною в два локтя, лютня же их осьмиструнная. Хмельной напиток приготовляют из меду. При сжигании покойников предаются шумному веселью, выражая тем радость свою милости, оказанной ему [покойнику] богом. Рабочего скота у них мало, а верховых лошадей имеет только один упомянутый человек. Вооружение их состоит из дротиков, щитов и копий; другого оружия не имеют...

Холод в их стране бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу, наподобие [крыши] христианской церкви, и на крышу накладывает земли. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, зажигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же раскалятся камни до высшей степени, наливают их водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают уже одежду. В таком жилье остаются до весны. Царь их объезжает их ежегодно. Если у кого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из ее платьев в год; если есть сын, то царь берет себе также по одному из его платьев в год. У кого нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из платьев жены или служанки в год. Поймает царь в государстве своем разбойника, велит или задушить его, или же отдает его под надзор кого-либо из правителей на отдаленных окраинах своих владений.

Документ №4.

Из «Повести временных лет» о расселении славян.

Вопросы и задания к документу № 4:

«Повесть временных лет» - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Написан монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII века. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях

 

1. Дайте характеристику историческому источнику.

2. Изложите главный факт прочитанного летописного фрагмента.

3. Прочтите внимательно первые две фразы и определите источник информации Нестора.

И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. От этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский. Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. Славяне сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и назвались северянами. И так разошелся славянский народ.

 

Документ №5.

Из «Повести временных лет»: об основании Киева.

Вопросы и задания к документу № 5 :

1. Определите, что преобладает в летописном рассказе: исторические факты или художественное описание? Подумайте, почему так произошло?

2. Какой рассказ о возникновении Киева ближе к исторической правде и почему? Как это можно установить?

3. Почему, по-вашему мнению, в летописи не указаны время и место возникновения Киева?

4. Как можно установить точную дату основания Киева? Можно ли?

 

И были три брата: одному имя Кий, другому — Щек, а третьему — Хорив, и сестра их Лыбедь. И жил Кий на горе, где теперь подъем Боричев, Щек жил на горе, которая теперь зовется Щековица, а Хорив — на третьей горе, которая от него получила название Хоривицы. И срубили городок во имя своего старшего брата и дали ему имя Киев. Этот Кий княжил в роде своем. И когда он приходил к царю [в Царьград], то, как говорят, большую честь получил от царя. Когда он шел обратно, пришел к Дунаю, полюбил место и срубил малый городок, где хотел жить с родом своим, но не позволили ему живущие там вблизи. Еще и теперь называют на Дунае городище Киевец. Кий же вернулся в свой город Киев и тут окончил жизнь свою. И братья его Щек и Хорив и сестра Лыбедь тут скончались.

 

Документ № 6

Из «Повести временных лет»: о путешествии апостола Андрея.

Вопросы и задания к документу № 6:

1. Изложите кратко основные события, описанные в летописи.

2. Проследите по карте путь апостола Андрея. Как вы думаете, возможно ли было таким путем попасть в Рим?

3. Что и почему больше всего заинтересовало апостола в Новгороде?

Андрей [апостол] проповедовал в Синопии, а когда пришел в Корсунь, узнал, что рядом с Корсунем находится устье Днепра, и захотел пойти в Рим; пришел он в устье Днепра и оттуда пошел по Днепру вверх. Случилось, что однажды он остановился под горами на берегу. И встав утром, сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли эти горы? На этих горах воссияет благодать Божияг будет здесь большой город и много церквей воздвигнет здесь Бог». И взошел на эти горы, благословил их, поставил крест, помолился Богу, сошел с этой горы, где потом встал Киев, и пошел по Днепру вверх. И пришел к словенам, где нынче Новгород, видел живущих там людей, их обычаи, как они моются и хлещутся, и удивился этому. И пойдя к варягам, пришел в Рим, рассказал, скольких научил и что видел, и сказал им: «Удивительно было в земле словен, когда шел сюда. Видел деревянные бани: вот натопят их докрасна, раздеваются, и голые обливаются дубильным квасом, берут молодые прутья и хлещут себя, и до того дохлещут, что вылезают еле живы, а чтобы ожить, обливаются холодной водой. И так делают каждый день, никем не понуждаемы к муке, но сами себя так мучают, однако не мучаются, а моются». И слушая об этом, все удивлялись.

 

Документ №7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.241 (0.01 с.)