Из судебника Ивана III (1497 Г. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из судебника Ивана III (1497 Г. )



Вопросы и задания к документу № 23:

1. Определите, какие новые явления закрепляет Судебник.

2. Выберите факты, характеризующие изменение положения крестьян со времен «Русской правды».

3. Как Судебник определяет условия выхода крестьян и к каким последствиям они приводили? Почему была установлена именно эта дата выхода крестьян от помещиков?

4. Выделите факты изменения положения холопов. Чем это было вызвано?

5. Сопоставьте статьи Судебника со статьями «Русской правды» и сделайте вывод: почему холопство не было ликвидировано?

 

1. Судить суд боярам и окольничьим, а на суде быть у бояр и окольничьих дьякам. Всякому судье посула от суда не иметь никому. А^судом не мстить, не дружить никому. <…>

20. А наместникам и волостелям, которые держат кормления без боярского суда, холопа и рабу без доклада не выдавать.

56. А холопа полонит рать татарская, а выбежит ис полону и он свободен.

57.0 крестьянском выходе. А крестьянам выйти из волости, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего [26 ноября] и неделю после Юрьева дня осеннего. Дворы пожилое платят в полях за двор 1 рубль, а в леса — полтина. А который крестьянин поживет за кем год, да и пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет, полдвора платит; а три года поживет три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит. <… >

61.0 изгородях. А промеж сел и деревень городить изгороди.

О межах. А кто сорет [распашет] межу или грани ссечет из великого князя земли боярина или монастыря, того бить кнутом да истцу взять на нем рубль.

А крестьяне промежду себя кто у кого межу распашет или перекосит, ино волостелям имати на том по два алтына. <…>

66.0 полной грамоте. По полной грамоте холоп. А которые его дети у иного или себе учнут жить, то не холопы. По робе холоп, по холопе роба. По духовной холоп.

Глоссарий:

окольничий — придворный чин, при дворе государя

посул — взятка

наместник —должностное лицо, управляющее уездом (админис­тративная единица, объединяющая несколько волостей)

волостель — должностное лицо, управляющее волостью (самая маленькая административная единица)

кормление — право наместников содержать себя за счет сборов с населения

пожилое — плата за пользованием землей и прочим имуществом

алтын — денежная единица, равная 6 деньгам (деньга — 1 копейка)

полная грамота — документ, оформляющий продажу в полное рабство

по робе холоп — дети рабыни холопы

по холопе роба — жена раба

 

Россия в XVI веке.

Документ №24

Из «Записок о московских делах» С. Герберштейна: о Великом князе Василии III.

Герберштейн Сигизмунд — посол императора Священной Римской империи германской нации в Москве (1517—1526 гг.). Фрагмент цитируется по: Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. VII, гл. III.

Вопросы и задания к документу № 24:

 

1. Выпишите в тетрадь новые понятия, которые вам встретились в документах. Поясните их.

2. Какие факты характеризуют власть великого князя Василия III?

 

<... > жизнь, достояние людей, мирских и духовных, вельмож и граждан, совершенно зависит от его [великого князя] воли. Нет противоречия, и все справедливо, как в делах божества: ибо русские уверены, что Великий князь есть исполнитель воли небесной. Обыкновенное слово их: так угодно Богу и государю; ведает Бог и государь. Великий государь не дает денег ни войску, ни послам и даже берет у них, что они вывозят драгоценного из чужих земель. Так князь Ярославский, возвратясь из Испании, отдал в казну все тяжелые золотые цепи, ожерелья, богатые ткани, серебряные сосуды, подаренные ему императором. Сии люди не жалуются, говоря: Великий князь возьмет, Великий князь и наградит. Не знаю, свойство ли народа требовало для России таких самовластителей или самовластители дали народу такое свойство.

 

Документ №25

Из книги «Домострой» (XVI в.).

«Книга, называемая Домострой, содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам» — свод советов и правил, определявших все стороны жизни русского человека XVI века. Составлена наставником Ивана Грозного, священником Сильвестром. «Домострой» состоит из трех частей: об отношении русского человека к Церкви и царской власти, о внутрисемейном устроении, об организации и ведении домашнего хозяйства.

Вопросы и задания к документу № 25:

1. Сформулируйте основные принципы семейной жизни по «Домострою».

2. Что лежало в основе воспитания юношей? Почему? Выделите те правила, которые вы считаете необходимыми и для современной молодежи, и объясните почему.

3. На основании фрагмента «Домостроя» сделайте выводы о положении женщины в России в конце XV — начале XVI в. Что вам кажется и сегодня актуальным? Почему?Какую роль играл «Домострой» в жизни общества?

 

Казни [наказывай] сына своего от юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придает красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия.

Ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Казни сына своего из млада и порадуешься о нем в мужестве; и посреди злых похвалишься; и зависть приимут враги твои. <...>

Василия Кесарийского поучение юношам. Следует оберегать душевную чистоту и телесное бесстрастие, имея походку кроткую, голос тихий, слово благочинно, пищу и питье не острые; при старших молчание, перед мудрейшим — послушание, знатным — повиновение, к равным себе и к младшим — искреннюю любовь; поменьше говорить да побольше смекать, не дерзить словами, не бесчинствовать смехом, стыдливостью украшаться, избегать прекословия и ничего не желать, кроме чести от всех. <...>

Как научать мужу жену свою, как угодить Богу и мужу своему, как хорошо устроить дом, завести в хозяйстве порядок, рукоделие всякое знать и самой делать. Мужья должны поучать жен своих с любовью и разумно. Жены должны спрашивать мужей своих, как Богу и мужу угодить, дом свой устроить. Они должны им во всем покоряться. Они должны иметь страх Божий и соблюдать чистоту телесную.

Когда она делает все как следует, то заслуживает любви и жалования; если же она не живет по наставлению, сама не исполняет своих обязанностей и слуг не учит исполнять, то пусть муж накажет и постращает ее наедине, а наказав, пожалует и скажет доброе слово. Должно наказывать с любовью; не следует мужу сердиться на жену, а жене на мужа, но жить им в любви и откровенности. Со слугами и детьми поступать так же: наказать по вине и побить, потом пожаловать. <...>

Тем, кто старше тебя, честь воздавая и кланяйся: Славы земной ни в чем не желай, вечного блаженства проси у Бога, всякую скорбь и притеснение с благодарностью терпи, если обидят — не мсти, если хулят — извинись, злом за зло не воздавай, согрешающих не осуждай — помни свои грехи, думай прежде всего о них. Отвергайся общения с дурными людьми, подражай живущим праведно, их деяния запечатлей в сердце своем и сам поступай также. <...>

А пошлет Бог кому детей — сыновей или дочерей, нужно заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром научении; учить страху Божию и вежливости и всякому порядку: любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а по обстоятельствам и сечь. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей.

Если дочери у тебя, будь с ними строг, тем сохранишь их от греха: чтобы не посрамила лица своего, пусть в послушании ходит, а не по своей воле, а то по глупости осквернит девство свое, будет всем знающим тебя в посмешище, и осрамишься пред множеством людей. Если отдашь замуж свою дочь невинной, то великое дело сделаешь и в любом обществе похвалишься, и при конце жизни не будешь плакать о ней...

Чада, слушайтесь заповедей Господних, любите отца своего и мать свою; слушайте их, и повинуйтесь им по-божески во всем, и старость их чтите, и немощи их и скорби на себя берите, и благо вам будет, и долго будете жить. Если же кто злословит или оскорбляет своих родителей, или клянет их, или лается, тот пред Богом грешен, а от людей проклят...

 

Документ №26

Из Судебника* Ивана IV.

Вопросы и задания к документу № 26:

1. Сравните статьи Судебника 1497 г. (см. Документ № 33) о суде с приведенным фрагментом. Что изменилось в организации суда? Найти не менее двух отличий.

2. О чем свидетельствуют эти изменения? Укрепляло ли это законность?

Как эти изменения характеризуют государя Ивана IV?

 

1. Суд царя и великого князя судити боярам и окольничим, и дворецким и казначеем, и дьякам; судом не дружить и не мстить никому, и посула в суде не имать.

2. А который боярин, или окольничий, или дворецкий, или казначей, или дьяк в суде посул в суде возьмет и обвинит кого не по суду: и на том взять истцов иск, а пошлины на царя и великого князя, и езд [транспорт], и пересуд взять в трое, а в пене [штраф], что государь укажет.

 

Документ №26



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.178.60 (0.025 с.)