Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы юридического закрепощения крестьян. Судебник 1497 года.

Поиск

Процесс формирования крепостного права был длительным. Оно порождено феодальным общественным строем и являлось его главнейшим атрибутом. В эпоху политической раздробленности не было общего закона, определявшего положение крестьян и их обязанности. Еще в XV в. крестьяне свободно могли оставлять землю, на которой они жили, и переходить к другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и особую пошлину за пользование двором и земельным наделом − пожилое. Но уже в то время князья стали издавать грамоты в пользу землевладельцев, ограничивая крестьянский выход, то есть право сельских жителей «переходить из волости в волость, из села в село» одним сроком в году − неделей до Юрьева дня.

В процессе становления крепостничества в России можно выделить несколько этапов юридического закрепощения крестьян:

1) Судебник 1497 г.;

2) Судебник 1550 г.;

3) введение заповедных лет в 80-х гг. XVI в.;

4) Указ 1592 г.;

5) введение урочных лет в конце XVI − начале XVII в.;

6) Соборное Уложение 1649 г.

Юридическое оформление крепостного права началось в правление Ивана III с принятием свода законов единого российского государства − Судебника 1497 г. Статья 57 Судебника «О христианском отказе» ограничивала право крестьянского перехода от одного землевладельца к другому одним сроком для всей страны: неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября). Условием перехода была уплата пожилого − компенсация землевладельцу за потерю рабочих рук. Причем, если крестьянин прожил год, он платил четверть этой суммы, если два года, то половину, если три, то три четверти, а за житье в течение четырех лет платилась вся сумма целиком. Пожилое составляло большую, но не одинаковую сумму в лесной и степной зонах. Приблизительно надо было отдать не менее 15 пудов меду, стадо домашних животных или 200 пудов ржи. Виды преступления по судебнику 1550 года:

В Судебнике 1550 г. с бюрократизацией государственного аппарата появляются новые виды преступления:

- подписка(подделка документов, наказывалось смертной казнью);

- против порядка правосудия; лжесвидетельство(наказание - торговая казнь).

Виды наказания по судебнику 1550 года:

Виды наказания:

1) Тюремное заключение (при отсутствии поручителей в сочетании с торговой казнью). Срок от 3х дней до государева указа. Не существовало спец. тюрем. Использовались подвалы церквей и др. зданий.

2) Отрешение от должности (вид адм. Ответственности). Первоначально применялся к низшим судеб. чинам за неправильное хранение документов.

24) судоустройство и судопроизводство по судебникам 1497 и1550г

По судебнику 1497 г. Суд слит с администрацией.Судебная система была представлена: велик. князь; Боярская Дума; местные суды (наместники, кормленщики).

1) Судебник предусматривает вмешательство вышестоящих органов в деятельность нижестоящих органов с помощью института доклада, что свидетельствует о централизации судебной системы.

2) Устанавливается ограничение подсудности кормленщика. Два звена кормленщиков: кормленщики с правом Боярского Суда (сами рассматривали наиболее важные преступления) и кормленщики без права Боярского Суда (обязаны докладывать о всех наиболее важных преступлениях вышестоящему суду). За их деятельностью устанавливался контроль со стороны «лучших людей».

3) Сторонами в процессе являются все свободные люди.

4) Появляются судебные чиновники, доставляющие в суд (недельщики, ездоки, доводчики (в провинции)).

5) Новые виды судеб. доказательств:

- свидетели (Но нельзя свидетельствовать против семьи);

- поле (судебный поединок) только в частных исках;

- крестное целование (присяга в частных исках на небольшую сумму). В Москве - спец. церковь Николая Угодника.

6) Судебное решение выносилось по окончании суда. Способ решения: Ответственность устанавливалась на имущество, если им-ва не было, то ответственность переходила на лицо.

7) Появляется розыскной процесс. Истцом выступает гос-во. Розыск осуществлялся только гос. лицом. Появляется опрос добрых людей (Ст. 12-13). Показания добрых людей = доказательство. Добрые люди - свободные люди, дети боярские; крестьяне черных земель. Повальный обыск - допрос местного населения с целью выявить очевидцев преступления и провести процедуру «облихования»; собственное признание; пытка. Отсрочка смертной казни: беременные женщины (6 недель после рождения ребенка). Сбор доказательств осуществлялся гос-вом.

В судебнике 1550 г. более широкое применение пытки для получения собственного признания, применение без оговора; усиливается инквизиционный характер.

25) Правовое положение феодалов по соборному уложению 1649

Согласно Соборному уложению 1649 года частновладельческие, дворцовые и государственные крестьяне окончательно лишились права крестьянского выхода, а розыск и возврат беглых крестьян должны были производиться вне зависимости от сроков давности. Землевладельцы получили право распоряжаться собственностью и личностью крестьянина. Завершилось оформление государственной системы крепостного права в России. В 1-ой половине 17 в. началась фактическая, а в последней четверти 17 в. и юридически санкционированная продажа крестьян без земли. В 1649-52 были отписаны в посад «белые» слободы и подтвержден запрет на самовольный переход посадских людей из одного города в другой, им также было запрещено «закладываться», т. е. вступать в личную зависимость от феодалов и тем самым избегать значительной части государственных повинностей. Торговля была объявлена привилегией посадских людей, крестьянам запрещалось иметь лавки в городах. В законодательстве Петровской эпохи ссылки на Бога уже не могли скрыть вполне светский характер правосознания законодателя. Попытки принять новое Уложение, начавшиеся уже в царствование Петра I и продолжавшиеся на протяжении всего 18 века (всего было создано 8 «уложенных комиссий»), не увенчались успехом. Будучи принятым в 1649 году, Соборное уложение вошло в Полное собрание законов Российской Империи 1830г, в значительной мере было использовано при составлении 15 тома Свода законов Российской Империи (в этом томе были собраны законы уголовные) и Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845г.

26)Правовое положение феодально – зависимого населения по соборному уложению 1649 г

По Соборному Уложению 1649 г. крестьяне были окончательно прикреплены к земле, а не к личности помещика.

В отношении посадского населения наиболее важным было то, что Соборное Уложение 1649 г. упраздняло «белые» слободы, т. е. городские территории освобожденные от налогообложения.

Продолжается процесс социальной дифференциации посадского (городского) населения. В самом привилегированном положении были так называемые гости – купцы, имевшие право торговать с иностранными государствами, а также входившие в состав гостиной и суконной сотен. В Соборном Уложении 1649 г. даже отдельно говорится об особой государственной защите «именитых людей» – купцов Строгановых.

Российские посадские люди в XVII в. делились на лучших, середних и молодших. На них возлагалось выполнение таких тяглых служб, как подводная повинность, постоялая повинность, постройка и ремонт городских укреплений, «ямская гоньба» и др.

Среди городского (посадского) населения следует также особо выделить служилых людей «по прибору» – стрельцов, казаков, пушкарей и др. Стрельцы селились в слободах, жили совместно с семьями, получали государево жалованье и, помимо военного дела, занимались промыслами, огородничеством и даже торговлей.

27) Преступление и наказание по соборному уложение 1649 г

Под преступлением (П) Соборное Уложение (СУ) считает деяния, опасные для феодального общества. П, как и в Судебниках, именуются лихим делом. Ярче проявляется классовая сущность П: за одно и то же П назначались различные наказания в зависимости от принадлежности преступника к определенной социальной группе.

По субъектам П СУ различает как отдельное лицо, так и группу лиц.

По ролям субъекты делятся на главных и второстепенных и причастных к совершению П, что свидетельствует о развитии института соучастия.

По субъективной стороне СУ делит все П на умышленные, неосторожные и случайные. Мера наказания за неосторожное и умышленное П одинаковая, т. к. наказание следует не за мотив П, а за его результат.

По объективной стороне СУ выделяет смягчающие (состояние опьянения, аффект) и отягчающие обстоятельства (неоднократность, размер вреда, совокупность).

СУ выделяет стадии П: умысел, покушение и совершение П.

Появляется понятие рецидива, крайней необходимости, необходимой обороны.

Объектами П СУ называет церковь, государство, семью, личность, имущество и нравственность.

В порядке значимости система П строилась следующим образом:

П против религии (богохульство); государственные П (измена, посягательство на жизнь и здоровье царя, бунт);

П против порядка управления (подделка печатей, ложное обвинение);

П против личности (убийство, побои, оскорбление чести);

должностные П (взятка, фальсификация служебных документов, воинские П);

имущественные П (татьба, грабеж, мошенничество);

П против нравственности (непочитание детьми родителей).

Целями наказания были устрашение и возмездие. Для наказания характерны: индивидуализация, сословный принцип, принцип неопределенности в способе, мере и сроке наказания, применение нескольких видов наказания за одно П.

Видами наказания были:

смертная казнь (квалифицированная (четвертование, сожжение) и простая (повешение, отрубание головы));

членовредительство (усечение руки, отрезание носа, уха);

болезненные наказания (сечение кнутом);

тюрьма (срок заключения от 3 дней до бессрочного);

ссылка (назначалась как дополнительный вид наказания).

Высшие сословия наказывались лишением чести и прав (превращение в холопа, объявление ≪опалы≫, лишение должности, права обращаться с иском в суд).К имущественным наказаниям относились штрафы, конфискация имущества. Существовали церковные наказания (ссылка в монастырь, епитимья).

28) гражданское право по соборному уложению 1649 г.

Развитие земельных отношений характеризуется полным исчезновением самостоятельной общинной собственности на землю. Общинные земли переходили в руки вотчинников и помещиков. Окончательно складывается вотчинное и поместное землевладение. Вотчина - безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское, монастырское)

По субъекту землевладения вотчины делились на:

дворцовые - первоначально формировались из свободных земель или из личных земель князей и делились на земли, принадлежащие князю, и казенные, затем,с усилением централизации государственной власти, стали делиться на государственные черные земли и дворцовые земли;

церковные - земли, принадлежащие монастырям и церквям. Источником пополнения церковного фонда земель были захват пустошей, пожалования от государства, дарение, завещание, вклады при уходе в монастырь.

Государство постепенно ограничивает процесс концентрации земель в руках церкви и ограничивает церковное землевладение (секуляризация);

общинные - принадлежали городской общине;

частновладельческие - земли, принадлежащие частным лицам (белолистцы).

По способам приобретения вотчины делились на:

родовые - земли, солидарно принадлежащие всему роду. Сделки с землями, входящими в родовое имущество, требовали согласия всех членов рода. В дальнейшем родовое право на землю ограничивается правом родового выкупа и правом родового наследования;

жалованные (выслуженные) - земли, передаваемые государством во владение лицу в качестве средства поощрения;

купленные - земли, выкупленные у рода семьей (мужем и женой) совместно на общие средства;

С XV в. широко распространяются поместья, т.е. условные (даваемые за государственную службу) землевладения. Сам термин "поместье" впервые употреблен в Судебнике 1497.

Особым образом рассчитывался поместный оклад, определявшийся, прежде всего объемом возложенных на помещика государственных обязанностей. Объектом поместного землевладения являлись не только пахотные земли, но и рыбные, охотничьи угодья, городские дворы и т.п.

Первоначально обязательным условием пользования поместьем была реальная служба, начинавшаяся для дворян с 15-летнего возраста. Поступивший на службу сын помещика "припускался" к пользованию землей, но при отставке отца поместье поступало к нему же на оброк вплоть до его совершеннолетия. С середины XVI в. этот порядок изменился - поместье оставалось в пользовании отставника-помещика до тех пор, пока его сыновья не достигали нужного возраста; вместе с тем, к наследованию поместья стали допускаться и родственники по боковой линии. Женщины не участвовали в наследовании поместий. Они наделялись землей только в форме пенсионных выплат, размеры которых поначалу устанавливались государством произвольно, а с XVI в. - нормировано. Не следует отождествлять бояр и вотчинников, а также, соответственно, дворян и помещиков. В основной своей массе, действительно, бояре владели вотчинами, а дворяне - поместьями, но уже в XV в. появляются бояре-помещики, в последующем их становится все больше, и, напротив, немало дворян получают вотчины. В XVI-XVII вв., в период сословно-представительной монархии, происходит сближение правового режима поместья и вотчины, а в результате этого и правового положения дворянства и боярства, хотя определенные различия все еще сохраняются в Соборном Уложении 1649 (до периода петровских преобразований). Вопросы феодального землевладения подробно регламентировались главой XVI (о поместьях) и главой XVII (о вотчинах) Соборного Уложения 1649. Так, устанавливалось, что владельцами поместий могли быть и бояре, и дворяне; поместье передавалось сыновьям по наследству в определенном порядке; часть земли после смерти владельца получали его жена и дочери; разрешалось давать поместье дочери в качестве приданого и обменивать поместье на поместье и на вотчину. Однако помещики не получили права свободной продажи земли (только по специальному царскому приказу), не могли они ее и заложить. Правда, ст.3 главы XVI Соборного Уложения 1649 допускала обмен большего поместья на меньшее, и тем самым давала возможность под прикрытием этой сделки продавать поместные владения. На содержание этой и других статей Соборного Уложения 1649 воздействовали "челобитные" дворян, требовавших увеличения прав на поместные земли.

29) Возникновение и развитие абсолютной монархии в России

К концу XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия. Ее возникновение не произошло сразу же после образования централизованного государства, после установления самодержавного строя. Самодержавие еще не есть абсолютизм. Для последнего требуется целый ряд условий и предпосылок.

Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности. Однако это не единственный признак — сосредоточение власти осуществлялось египетскими фараонами, римскими императорами и диктатурами XX в. И все же это не было абсолютной монархией. Для возникновения последней необходима ситуация перехода от феодальной к капиталистической системе. В разных странах этот переход происходил в различные исторические периоды, сохраняя при этом общие черты.

Для абсолютной монархии характерно наличие сильного, разветвленного профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Все признаки были присущи и российскому абсолютизму.

Однако у него были свои существенные особенности:

1. если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;

2. если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался почти исключительно на крепостническое дворянство, служилое сословие.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Экспансионистские устремления выразились прежде всего в стремлении к расширению своей территории и выходу к морям. Другим направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения: наиболее жестокие формы этот процесс принял именно в XVIII в. Наконец, усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось сословие дворянства.

Идеология абсолютизма может быть определена как "патриархальная". Глава государства (царь, император) представляется как "отец нации", "отец народа", который любит и хорошо знает чего хотят его дети. Он вправе их воспитывать, поучать и наказывать. Отсюда стремление контролировать все даже малейшие проявления общественной и частной жизни: указы первой четверти XVIII в. предписывали населению когда гасить свет, какие танцы танцевать на ассамблеях, в каких гробах хоронить, брить или не брить бороды и т.п.

30)Изменение в системе высших органов первой четверти XVIII века

Характерным для абсолютизма является стремление рационально регламентировать правовое положение каждого из существующих сословий. Такое вмешательство могло носить как политический, так и правовой характер. Законодатель стремился определять правовой статус каждой социальной группы и регулировать ее социальные действия.

Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько последствий:

1. юридическое слияние таких форм земельной собственности как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия "недвижимая собственность". На ее основе произошла консолидация сословия. Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственника, стабилизации обязательственных отношений;

2. установление института майората (наследования недвижимости только одним старшим сыном), не свойственного русскому праву. Его целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности. Реализация нового принципа приводила, однако, к появлению значительных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или по гражданской линии. Это положение Указа вызвало наибольшее недовольство со стороны дворян (оно было упразднено уже в 1731 г.);

3. превратив поместье в наследственное землевладение, Указ вместе с тем нашел новый способ привязать дворянство к государственной службе — ограничение наследования заставляло его представителей служить за жалование. Очень быстро стали формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.

Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах (1722 г.). Ее принятие свидетельствовало о целом ряде новых обстоятельств:

1. бюрократическое начало в формировании государственного аппарата несомненно победило начало аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими критериями для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются: вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность. Отрицательными — его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость;

2. сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей, юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина и он мог передавать титул по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократический;

3. Табель о рангах уравнивала службу военную со службой гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими пятнадцатилетнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была, несомненно, обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии;

4. подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификаций определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей осуществлялось часто в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак).

Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур.

31) Сословные реформы Петра I

До Петра I в России не было четких правовых разграничений между различными сословиями. Более всего реформированию Петра I подверглись высшие сословия. В 1714 петровским указом "О единонаследии" был введен майорат, т.е. вся помещичья (и вотчинная) земля по наследству могла отходить только старшему сыну. Этим же указом окончательно был уравнен правовой статус поместий и вотчин. Если вся недвижимость отходила старшему сыну, т.е. движимое имущество умершего помещика (вотчинника) подлежало разделу поровну между его сыновьями. Запрещались продажа и иное отчуждение (кроме наследования) земельных имений, которые отныне в праве именовались вотчинами, а в быту и обыденной жизни - поместьями. Поместья теперь предоставлялись только за реальные заслуги перед государством, прекратилась раздача земли направо и налево. Т.о. сформировалось единое служилое помещичье землевладельческое сословие ("шляхетство"). Продолжается усиление личной зависимости крестьян от дворянства, этому, в частности, способствовал указ Петра I "О запрете продажи крестьян без земли" Окончательно сливаются воедино правовые статусы крестьян и холопов (особенно после изменения налогового законодательства - введения подушной подати). Теперь крестьянам даже для вступления в брак требовалось соответствующее разрешение помещика. Т.о. окончательно оформилось крепостное право. В крестьянстве выделились следующие группы: посессионные крестьяне, прикрепленные к частным промышленным предприятиям; государственные (бывшие черносошные) крестьяне; дворцовые (принадлежащие царскому двору); церковные (находились в ведении специально учрежденной Коллегии экономии); частновладельческие. Изменяется статус духовенства (как и Русской православной церкви в целом), православные священники фактически стали государственными чиновниками, а Русская православная церковь - одним из государственных учреждений. Городское население было разделено на 3 гильдии: первая гильдия - богатые привилегированные городские жители (банкиры, ювелиры, судовладельцы, богатые купцы и пр.); вторая гильдия - более мелкие купцы и ремесленники; третья гильдия - все остальное городское население.

32) гражданское право в период абсолютизма

Сохранялось право родового выкупа, срок которого был сокращен в 1737 г. с сорока до трех лет. Положение Указа о единонаследии, касающееся нераздельности имущества с вытекающими отсюда последствиями для оставшихся без земли дворян, стесняло свободу распоряжения недвижимостью Договор купли-продажи регулировал перемещение любых объектов собственности (движимой и недвижимой). Ограничения, налагаемые монополистической политикой государства, касались как предмета договора (запреты продавать родовую недвижимость, некоторые виды полезных ископаемых), так и его условий (установленные сроки для выкупа родовых имуществ, ограничение круга субъектов, приобретающих недвижимость и крестьян). Обман, заблуждение и принуждение, допущенные при заключении договора, являлись основаниями для его аннулирования. Предусматривалась купля-продажа с рассрочкой платежа ("в кредит"), выплатой аванса или предоплаты ("деньги вперед"). Общие положения договора купли-продажи распространялись на договор поставки. Договор поклажи на движимое имущество заключался любыми субъектами, кроме монахов, которым Духовный регламент запрещал брать на хранение деньги и вещи. Договор займа с развитием денежной системы и корпуса ценных бумаг (закладных, акций, купчих, векселей и пр.) приобретает новые черты. Закон формально запрещал взимать проценты по займам, только в 1754 г. официально устанавливаются шесть процентов годовых. На практике же проценты взимались и раньше. Займ часто связывался с залогом, когда гарантией уплаты долга становился заклад земли или движимого имущества. Создается кредитная (заемная) система учреждений во главе с заемным банком. С 1729 г. развивается система частного кредита, купцы получили право обязываться векселями. Вексель (по Вексельному уставу) становился ценной бумагой на предъявителя, включающейся в денежный оборот. Законодатель, ориентируясь на западный правовой опыт, пытался внедрить принцип майората, при котором наследовал старший сын. Русская традиция стояла на стороне младшего сына, по обычаю наследовавшего отцу. Практика избрала компромиссный путь - наследование одного сына по выбору завещателя. Остальные дети получали доли движимого имущества в рамках завещательного распоряжения. Дочери наследовали недвижимость по завещанию и только при отсутствии сыновей. При отсутствии детей вообще недвижимое имущество по завещанию могло быть передано родичам (родственникам, носящим ту же фамилию, что и наследодатель, т.е. в прежней терминологии - "в род"). Движимое имущество в любых долях могло быть разделено между любыми претендентами, завещатель дает его "кому захочет". Индивидуальная свобода завещания заметно увеличилась по сравнению с порядком наследования в предыдущий период.

33) Преступление и наказание по воинским артикулам

1. В XVII—XVIII вв. суды при разборе уголовных дел руководствовались Соборным уложением 1649 г., Новоуказными статьями о разбойных, татебных делах и убийствах 1669 г. и последующим законодательством. Новая систематизация уго ловно-правовых норм была произведена Петром I в 1715 г. при создании Артикула воинского. Кодекс состоял из 24 глав, разделенных на 209 артикулов (статей), и был включен в качестве части 2 в Воинский устав. Артикулы содержали основные принципы уголовной ответственности, понятие преступления, цели наказания, положения о необходимой обороне и крайней необходимости, перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств. 2. Преступлением являлось общественно опасное деяние, причинявшее вред государству. Государство же защищало интересы дворян. Преступления разделялись на умышленные, неосторожные и случайные. Уголовная ответственность наступала только при совершении умышленных или неосторожных преступлений. 3. Преступление делилось на стадии: умысел, покушение на преступление и законченное преступление. В ряде случаев законом устанавливалось наказание уже за умысел (например, государственные преступления). Покушение на преступление могло быть оконченным и неоконченным. 4. К смягчающим обстоятельствам относились: состояние аффекта; душевная болезнь; малолетство преступника; служебное рвение, в пылу которого совершено преступление; неведение и давность. Состояние опьянения, прежде бывшее смягчавшим вину обстоятельством, стало относиться к отягчающим обстоятельствам. Законодатель вводил понятия крайней необходимости и необходимой обороны. Преступления, совершенные в этих условиях, не наказывались. 5. Институт соучастия в преступлении был недостаточно разработан. Соучастники обычно наказывались одинаково независимо от степени виновности каждого. 6. Артикулы включали следующие виды преступлений: • религиозные преступления: чародейство, идолопоклонство, богохульство, несоблюдение церковных обрядов, церковный мятеж; • государственные преступления: умысел убить или взять в плен царя, оскорбление словом монарха, бунт, возмущение, измена и др.; • должностные преступления;. ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО, казнокрадство, неплатежи налогов и др.; • воинские преступления: измена, уклонение от службы или вербовки, дезертирство, неподчинение воинской дисциплине и т. д.; • преступления против порядка управления и суда: срывание и истребление указов, подделка печатей, фальшивомонетничество, подлог, лжеприсяга, лжесвидетельство; • преступления против благочиния: укрывательство преступников, содержание притонов, присвоение ложных имен и прозвищ с целью причинения вреда, распевание непристойных песен и произнесение нецензурных речей; • преступления против личности: убийство, дуэль, нанесение увечий, побои, клевета, оскорбление словом и др.; •имущественные преступления: кража, грабеж, поджог, истребление или повреждение чужого имущества, мошенничество; • преступления против нравственности: изнасилование, мужеложство, скотоложство, блуд, кровосмешение, двоеженство, прелюбодеяние, занятие проституцией. 7. Главными целями наказания по артикулам являлись устрашение, возмездие, изоляция преступников и эксплуатация труда преступников. Основные виды наказаний: смертная казнь; телесные наказания, подразделявшиеся на членовредительные, клеймение и болезненные; каторжные работы; тюремное заключение; лишение чести и достоинства; имущественные наказания (конфискация имущества, штраф, вычет из жалованья). Артикулы также предусматривали церковное покаяние — наказание, заимствованное из церковного права. Наказания назначались в соответствии с классовой принадлежностью преступника. Казни совершались публично, о них предварительно объявлялось.

34) Абсолютизм во второй четверти XVIII в

В политической жизни России вторая четверть XVIII в. характеризуется борьбой внутри дворянства и дворцовыми переворотами. Петр I скончался 28 января 1725 г. и не успел перед смертью назначить себе преемника. Вельможи, выдвинувшиеся при Петре I, хотели видеть на престоле жену умершего императора — Екатерину; у старой знати был свой кандидат — сын казненного царевича Алексея, малолетний Петр. Спор о преемнике решили гвардейские полки, ставшие с этого времени основным орудием борьбы за власть. Выдвинувшиеся при Петре I Меншиков, Толстой, Апраксин и другие представители новой знати, заручившись поддержкой вызванных ко дворцу гвардейских полков, возведи на престол Екатерину (1725—1727). Противоречия между старой и новой знатью привели к созданию Верховного тайного совета, в состав которого вошел Меншиков и другие сторонники Екатерины. При таком составе этого учреждения императрица находилась в полной зависимости от Меншикова, сосредоточившего в своих руках фактическую власть в государстве. Чтобы ослабить влияние временщика, а также достичь компромисса со старой знатью, в Верховный тайный совет был введен представитель родовитой аристократии, князь Д. М. Голицын. Верховный тайный совет стал высшим органом, ему непосредственно подчинялись три «первые» коллегии — Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел, а Сенат потерял титул правительствующего и стал называться высоким. После смерти Екатерины императором согласно ее завещанию был провозглашен внук Петра I, сын казненного царевича Алексея, — Петр II, а к Верховному тайному совету перешли функции регента. В действительности Верховный тайный совет явился послушным орудием Меншикова. Чтобы еще больше укрепить свое влияние, Меншиков собирался женить малолетнего императора на своей дочери Марии. Но всесилие Меншикова и его неограниченное честолюбие вызвали недовольство даже у его недавних союзников. Еще накануне смерти Екатерины I против него возник заговор, возглавлявшийся Толстым. Победу одержал Меншиков, заговорщики поплатились ссылкой, но число сторонников временщика уменьшилось, что подготовило его падение. В 1727 г. Меншикова сослали в Березов. Это было равнозначно дворцовому перевороту: в Верховном тайном совете большинство получили теперь аристократические фамилии Голицыных и Долгоруких. Последние ввели в его состав своих родственников. Добившись преобладающего влияния в Верховном тайном совете, аристократическая группировка стремилась восстановить порядки, существовавшие в России до проведения преобразований. «Верховники» перенесли столицу из Петербурга в Москву, произвели ломку областной администрации, восстанавливая учреждения, существовавшие в XVII в.

35)губернская реформа 1775 г

Реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло 50. Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам. В основу деления был положен чисто количественный критерий - численность населения. На территории губернии проживало около 400 тысяч душ, на территории уезда - около 30 тысяч душ. Старые территориальные органы после ряда преобразований (изменения в статусе воеводств проводились в 1728, 1730 и 1760 гг.) ликвидировались. Упразднялись провинции как территориальные единицы. Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя). Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. 1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года. Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных императором председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей. 2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года. 3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники. 4. В губер



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 2348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.55.184 (0.021 с.)