Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Судебник 1497 г. и проблемы законодательной деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте В области права наибольшее значение в допетровской России имели Судебники (сборники законов). Первый русский государственный Судебник 1497 г. был утвержден в разгар политических интриг, связанных с борьбой наследников от двух браков Ивана III. В этих условиях Судебник выполнял функции общегосударственного стабилизатора. Нормы процессуального, гражданского, а отчасти админ6истративного права Московской земли были систематизированы и распространены на всю территорию государства. Существует версия о том, что составителем Судебника был дьяк Владимир Гусев, хорошо знавший Русскую Правду и другие источники права и проделавший масштабную кодификационную работу. Юридический уровень Судебника был достаточно высоким. В 20-е гг. XVI в. содержание сборника законов изучил побывавший в России крупный австрийский дипломат и ученый С. Герберштейн. Выписки из Судебника вошли в его объемный труд о Московии и использовались в европейском уголовном кодексе – германской Каролине (Конституцио криминалис Каролина). Каролина (1532 г.) составлена на основе римского права и достижений эпохи средневековья. В России римское право было известно из византийского законодательства, но широко не применялось. В русских судебниках проявились своеобразные черты. Так, русское право, в отличие от западного, в большей мере учитывало нравственно-моральные ценности своего времени. С целью позволить сословиям сохранить или улучшить свой правовой статус почти в каждое царствование составлялся собственный кодекс: Судебники 1550 г. (правовая основа для реформ 50-х гг. XVI в.), 1589 г., 1606 – 1607 гг., Соборное уложение 1649 г. Такого обилия законодательных актов в Европе не было.
Боярская дума Совещательным органом при великом князе (царе) была Боярская дума (см. схему 3). В XIV – XV вв. Дума приобрела черту постоянно действующего государственного органа с постоянным членством. Она являлась своеобразным аристократическим правительством. До начала XVI в. Дума состояла почти исключительно из бояр и окольничьих. При формировании ее великий князь по традиции отдавал предпочтение знатным фамилиям. Численный состав Думы в начале XVI в. не не превышал 20 человек. Одновременно из нее стала выделяться «ближняя дума» - круг доверенных лиц князя, с которым он советовался в особо важных случаях. Так, Василий III перед смертью в узком кругу обсуждал свое завещание. В распоряжении Думы имелся штат дьяков – образованной прослойки, ведавших документацией, делопроизводством. Строгого регламента в работе Думы не было. В ее компетенцию входили наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики, контроль за административным и судебным аппаратом. Как учреждение, Дума занимала промежуточное положение между монархом и всей системой административных учреждений – приказами и органами местного управления. Формально монарх мог не принимать во внимание решения Думы, но чаще всего обе стороны добивались единогласия. Компетенция Думы выражалась формулой: «государь указал, а бояре приговорили». Роль Думы возросла после смерти Василия III, так как малолетний Иван IV и вдовствующая великая княгиня Елена не могли оказывать серьезного влияния на государственные дела. Власть сосредоточилась в Думе у нескольких боярских фамилий, в результате чего споры за власть обострились. В опричные годы Дума раскололась на опричную и земскую. С началом деятельности Земских соборов высшая власть перешла к ним, и «одворяненная» Дума теряла былое значение. Противостояние боярской аристократии и самодержавия – определяющая черта всех политических конфликтов, начиная с формирования Русского централизованного государства и кончая XVII в. С этой точки зрения понятно стремление верховной власти к изменению первоначального состава Думы за счет менее знатных представителей боярства и дворянства. К концу XVI в. состав Думы увеличился, а во время Смуты в начале XVII в. ее роль вновь возросла. Бояре решали важнейшие государственные дела и руководили страной в отсутствие монарха.
Реформы XVI в. Причины и сущность реформ Создание единого государства требовало масштабных государственных реформ и прежде всего – в управлении. В основе реформ лежало вовлечение всех сословий общества в государственное строительство на основе идеологии национального единства. В.О. Ключевский писал, что дела Москвы усиленно вызывали мысль о народности, о народном государстве. Преобразования в государственном аппарате, в управлении были начаты Иваном III и Василием III. Они велись по трем направлениям.
После венчания на царство Ивана IV усилилась роль правительственной группировки, так называемой Избранной рады. Ее возглавил дворянин из богатого, но не знатного рода А.Ф. Адашев и священник Благовещенского собора Кремля Сельвестр. В состав рады входили знатные князья Д. Курлятьев, А. Курбский, Н. Одоевский, М. Воротынский и др., первый начальник Посольского приказа думный дьяк И.М. Висковатый. Активно поддерживал деятельность этой группировки митрополит Макарий. Не являясь формально государственным учреждением, Избранная рада была по сути правительством России и в течение 13 лет управляла государством от имени царя, последовательно осуществляя серию крупных реформ. По своему содержанию преобразования были направлены на укрепление основ российского государства. Иван IV предпочел путь террора, способствовавший быстрому усилению его личной власти. К концу 50-х гг. реформы постепенно угасают, правительственная группировка попадает в оплату, ситуация в стране резко меняется.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.108 (0.009 с.) |