Судебник 1497 г. и проблемы законодательной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебник 1497 г. и проблемы законодательной деятельности



В области права наибольшее значение в допетровской России имели Судебники (сборники законов). Первый русский государственный Судебник 1497 г. был утвержден в разгар политических интриг, связанных с борьбой наследников от двух браков Ивана III. В этих условиях Судебник выполнял функции общегосударственного стабилизатора. Нормы процессуального, гражданского, а отчасти админ6истративного права Московской земли были систематизированы и распространены на всю территорию государства.

Существует версия о том, что составителем Судебника был дьяк Владимир Гусев, хорошо знавший Русскую Правду и другие источники права и проделавший масштабную кодификационную работу. Юридический уровень Судебника был достаточно высоким.

В 20-е гг. XVI в. содержание сборника законов изучил побывавший в России крупный австрийский дипломат и ученый С. Герберштейн. Выписки из Судебника вошли в его объемный труд о Московии и использовались в европейском уголовном кодексе – германской Каролине (Конституцио криминалис Каролина). Каролина (1532 г.) составлена на основе римского права и достижений эпохи средневековья.

В России римское право было известно из византийского законодательства, но широко не применялось. В русских судебниках проявились своеобразные черты. Так, русское право, в отличие от западного, в большей мере учитывало нравственно-моральные ценности своего времени. С целью позволить сословиям сохранить или улучшить свой правовой статус почти в каждое царствование составлялся собственный кодекс: Судебники 1550 г. (правовая основа для реформ 50-х гг. XVI в.), 1589 г., 1606 – 1607 гг., Соборное уложение 1649 г. Такого обилия законодательных актов в Европе не было.

 

Боярская дума

Совещательным органом при великом князе (царе) была Боярская дума (см. схему 3). В XIV – XV вв. Дума приобрела черту постоянно действующего государственного органа с постоянным членством. Она являлась своеобразным аристократическим правительством. До начала XVI в. Дума состояла почти исключительно из бояр и окольничьих. При формировании ее великий князь по традиции отдавал предпочтение знатным фамилиям. Численный состав Думы в начале XVI в. не не превышал 20 человек. Одновременно из нее стала выделяться «ближняя дума» - круг доверенных лиц князя, с которым он советовался в особо важных случаях. Так, Василий III перед смертью в узком кругу обсуждал свое завещание. В распоряжении Думы имелся штат дьяков – образованной прослойки, ведавших документацией, делопроизводством.

Строгого регламента в работе Думы не было. В ее компетенцию входили наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики, контроль за административным и судебным аппаратом. Как учреждение, Дума занимала промежуточное положение между монархом и всей системой административных учреждений – приказами и органами местного управления. Формально монарх мог не принимать во внимание решения Думы, но чаще всего обе стороны добивались единогласия. Компетенция Думы выражалась формулой: «государь указал, а бояре приговорили». Роль Думы возросла после смерти Василия III, так как малолетний Иван IV и вдовствующая великая княгиня Елена не могли оказывать серьезного влияния на государственные дела. Власть сосредоточилась в Думе у нескольких боярских фамилий, в результате чего споры за власть обострились.

В опричные годы Дума раскололась на опричную и земскую. С началом деятельности Земских соборов высшая власть перешла к ним, и «одворяненная» Дума теряла былое значение.

Противостояние боярской аристократии и самодержавия – определяющая черта всех политических конфликтов, начиная с формирования Русского централизованного государства и кончая XVII в. С этой точки зрения понятно стремление верховной власти к изменению первоначального состава Думы за счет менее знатных представителей боярства и дворянства.

К концу XVI в. состав Думы увеличился, а во время Смуты в начале XVII в. ее роль вновь возросла. Бояре решали важнейшие государственные дела и руководили страной в отсутствие монарха.

 

Реформы XVI в.

Причины и сущность реформ

Создание единого государства требовало масштабных государственных реформ и прежде всего – в управлении. В основе реформ лежало вовлечение всех сословий общества в государственное строительство на основе идеологии национального единства. В.О. Ключевский писал, что дела Москвы усиленно вызывали мысль о народности, о народном государстве.

Преобразования в государственном аппарате, в управлении были начаты Иваном III и Василием III. Они велись по трем направлениям.

  1. Создание централизованной приказной системы.
  2. Совершенствование управления городами. (К началу XVI в. управление городами унифицировалось. В городах появились должности городовых приказчиков – ставленников центральной власти, в руках которых сосредотачивались управление обороной города, командование гарнизоном, сбор денежных средств, полицейская служба и т.д.).
  3. Ограничение срока деятельности кормленщиков одним-двумя годами, численности из аппарата и нормы податей. (Судебник 1497 г. наделял рядовое население правами контроля за наместниками. Он предписывал старостам и «лучшим людям» присутствовать на суде у наместников).

После венчания на царство Ивана IV усилилась роль правительственной группировки, так называемой Избранной рады. Ее возглавил дворянин из богатого, но не знатного рода А.Ф. Адашев и священник Благовещенского собора Кремля Сельвестр. В состав рады входили знатные князья Д. Курлятьев, А. Курбский, Н. Одоевский, М. Воротынский и др., первый начальник Посольского приказа думный дьяк И.М. Висковатый. Активно поддерживал деятельность этой группировки митрополит Макарий. Не являясь формально государственным учреждением, Избранная рада была по сути правительством России и в течение 13 лет управляла государством от имени царя, последовательно осуществляя серию крупных реформ.

По своему содержанию преобразования были направлены на укрепление основ российского государства. Иван IV предпочел путь террора, способствовавший быстрому усилению его личной власти. К концу 50-х гг. реформы постепенно угасают, правительственная группировка попадает в оплату, ситуация в стране резко меняется.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.172.86 (0.006 с.)