ТОП 10:

Оценка петровских реформ в истории



Отношение к личности Петра I и его преобразованиям далеко не однозначное. В научном мире не прекращается спор о закономерности петровских преобразований, их прогрессивности и целесообразности.

Сторонником оценки реформ Петра I как продолжения предшествующего хода истории был С.М. Соловьев: «Народ поднялся и собрался в дорогу, но кого-то ждали: ждали вождя, вождь явился». Как выдающегося государственного деятеля, понимавшего назревшие потребности страны, оценивают Петра I историки М.М. Богословский, Б.И. Сыромятников, Е.В. Тарле, В.В. Мавродин и др. Иной взгляд на реформы Петра I, означавшие разрыв преемственности, предложил В.О. Ключевский и резко сформулировал П.Н. Милюков.

Противоречивость оценок Петровских реформ имеет вполне реальную основу, ибо реформы Петра I знаменовали начало процесса модернизации европеизации в мировом масштабе.

Для России главное отличие петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что они носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа. Преобразования Петра I касались государственного устройства в центре и на местах, организации дипломатической службы, вооруженных сил, создания флота, промышленности, организации торговли и финансов, строительства городов, крепостей, портов и каналов, развития культуры и образования. Новая система учреждений, созданная в России в первой четверти XVIII в., означала радикальный разрыв с предшествующей практикой управления государством. Преобразования были столь значительны, что их сразу заметили за рубежом. Сторонний наблюдатель Гейнс свидетельствовал: «Царь совершил за последнее время ряд чудес: сравните его Россию со старой – разница та, что между днем и ночью».

 

Предпосылки реформ Петра I

Россия была подготовлена к реформам всем ходом предшествующего развития и особенно мерами правительства во второй половине XVII в.

О предпосылках Петровских реформ свидетельствует сложившаяся в XVII в. определенная система отношений в обществе и государстве, при которой каждый выполнял определенную функцию. Сущность преобразований, задуманных Петром I, состояла в радикальном реформировании страны, проведенном сверху, без участия и даже при сопротивлении общества.

Программа преобразований Петра I неоднократно претерпевала изменения, но вела к намеченной им цели.

Начало создания флота и взятие Азова в 1696 г. явились крупным успехом Петра I, укрепившим его веру в правильность избранного пути. Следующим шагом, уникальным для восточных правителей, стало «Великое посольство» - путешествие в Западную Европу (1697 – 1698 гг.). Там он не только учился кораблестроению, морскому делу, артиллерии, но и проявил живой интерес ко всем сторонам жизни европейцев. Царь своими глазами увидел колоссальную разницу между Европой и Россией.

В то время как в Европе бурно развивалась промышленность, процветали кораблестроение, наука и культура (издавались газеты, работали театры и т.д.), в России в конце XVII – начале XVIII в. было всего несколько железнодорожных заводов, 20-30 мануфактур, по существу, не было современной армии, светского образования, национальной научной медицины. По всем позициям Россия уступала цивилизованному Западу. Многие смотрели на Россию как на будущую колонию Европы, но Петр I не хотел такой судьбы для страны.

Возвратившись из Европы, он решил модернизировать Россию, сделать ее более открытой, придать ей динамизм и сблизить с Западом. Для этого Петр I заимствовал у каждого государства то, что считал для России лучшим 1.

 

Цели и задачи реформ

Главной целью реформ Петра I было создание сильного европейского государства, обладающего современной армией и флотом, имеющего морские выходы в соседние страны и Мировой океан.

Основным инструментом проведения реформ было законодательное регулирование всех сторон жизни государства и общества.

Начиналось с малого. Петр I приказал по-европейски брить бороды и носить короткие

 

 

кафтаны, курить, танцевать и веселиться на ассамблеях. В 1700 г. он перенес празднование Нового года с 1 сентября на 1 января. Построение рационального управляемого государства путем реформ было, несомненно, осознанной целью Петра I.

Поэтому нельзя говорить о бессистемности реформ, о проведении их лишь под влиянием военной необходимости.

Некоторые исследователи сравнивают действия Петра I с утопистами, мечтавшими создать современный город, регламентируя до мелочей жизнь его обитателей. Царь лично руководил проектированием и строительством Санкт-Петербурга, в котором он видел «Северную Венецию». Петр I хотел создать процветающее, рациональное, или, по его выражению, «регулярное», обороноспособное государство, с которым должны были считаться ведущие европейские страны. И в этом государстве должны были действовать хорошо продуманные законы, обеспечивающие бесперебойное функционирование всего механизма управления.

В качестве прообраза идеального государства Петр I видел военный корабль – наивысшее достижение науки и техники своего времени. В нем все продумано до мелочей и управляется он по воле одного человека – капитана.

Петр I огромное значение роли государства в жизни российского общества. Он искренне верил в то, что «правильный» закон, вовремя изданный и последовательно осуществленный, может сделать почти все, начиная со снабжения народа хлебом и кончая исправлением нравов. При этом себя он считал слугой Отечества и получал жалованье в соответствии с воинским званием, которое ему присвоил Сенат. Не случайно преобразования Петра Великого сравнивали со школой, где человек воспитывается для общественной деятельности, посредством которой общество получает способность воспитывать человека.

Идея государственного блага лежала в основе петровского законодательства, которое охватывало все стороны общественной жизни: экономику, политику, культуру, социальные отношения. Эти преобразования диктовались тремя важнейшими обстоятельствами:

· общественно-политическими процессами, которые начали развиваться в стране со второй половины XVII в.;

· неудачами России в первые периоды ее войн с Турцией и Швецией;

· привязанностью Петра I к европейским идеям, порядкам и образу жизни (примечательно, что «Утопия» Томаса Мора была известна Петру Великому и его соратникам).

Главным в модернизации России Петр I считал внедрение в стране рыночных отношений, предпринимательства, соответствующей им светской культуры и образования. При этом в проведении реформ он опирался не столько на инициативу людей, сколько на государственный механизм, что усиливало централизацию, крепостной гнет и укрепляло абсолютную власть монарха.

 

 

 


[1] 20% годового дохода платилось с «двора» и 120 руб. – с меры пахотной земли – «сохи».

[2] Писцовые книги описывают население, земли, торговые и промышленные заведения, повинности и размер тягла. От царствования Михаила их осталось более 500.

[3] Особенно выделялись Строгановы, которые внесли в казну 40 тыс. руб. вместо положенных 13 тыс.

[4] Сумма, эквивалентная 20-кратному чрезвычайному (запросному) сбору с крестьянского двора, взимавшемуся во время войны.

[5] Это понятие было уничтожено в петровскую эпоху.

[6] Окончательно сословная система сформировалась и получила законодательное оформление во второй половине XVIII в.

[7] Оформились в XVI в. и уже во второй половине XVII в. теряют свое значение и прекращают созываться.

1 Западное влияние сыграло большую роль в реформаторском движении Петра I. В результате его политики в Россию хлынула волна иноземцев, а россияне отправились учиться в Европу. Источники свидетельствуют, что только в 1717 г. в Амстердаме находилось 69 российских навигаторов (так называли тогда специалистов по морскому делу).







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.01 с.)