Попытки реформ государственного строя.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Попытки реформ государственного строя.



1801г. – начало деятельности Негласного комитета («молодые друзья» царя – своеобразное «теневое правительство»: Чарторыжский, Строганов, Новосильцев, Кочубей), разработка проектов реформ, в т.ч. проекта Жалованной грамоты российскому народу (предоставление всему населению гражданских прав) – рассматривалась как введение к будущей Конституции.)

Итог: не опубликована.

1802г. – министерская реформа, замена коллегий министерствами (указать причины), которые мыслились как будущая исполнительная ветвь власти.

1809г. – конституционный проект Сперанского (краткая характеристика с точки зрения принципа разделения власти).

Итог: не реализован, за исключением создания Госсовета (1810 г.), который, однако, не стал верхней палатой Парламента, как предполагал Сперанский.

Ответьте на вопрос: какая форма правления установилась бы в России, будь реализован проект Сперанского?

1818-1820гг. – проект Уставной грамоты Российской империи (Новосильцев), сравнить с проектом Сперанского.

Далее следует подробнее рассказать об изменениях в структуре государственного управления в годы правления Александра 1, сути министерской реформы.

Общий вывод: большинство реформ окончилось неудачей, кроме реформ в области образования. Причины этого:

а) отсутствие социальной базы, дворянство реформы не поддержало;

б) личные качества Александра I (слабая воля, постоянные колебания, боязнь дворцового переворота);

в) Россия вела постоянные войны, в этой обстановке было не до реформ.

Второй период: 1820-25 гг. – постепенный отказ от реформ, переход к консервации сложившихся отношений. Назвать причины изменения политики (революционная волна в Европе 1820-х гг., разочарование Александра I в силе реформ, которые предотвратили бы революцию), отметить роль Аракчеева, организации «военных поселений» (проанализировать двойственность этой политики : с одной стороны – попытка решить проблему финансирования армии, с другой стороны –один из косвенных способов решения крестьянского вопроса – через 25 лет службы военные поселяне получали свободу), повлекших взрыв возмущения (почему?) как со стороны простого народа (восстания в Чугуеве и под Новгородом в 1819 г. и в Семеновском полку в 1820 г.), так и со стороны просвещенного дворянства.

Характерная черта внутренней политики – консерватизм, курс на стабилизацию и консервацию сложившихся отношений. Во внутренней политике Николая 1 можно четко выделить три основных направления: курс на усиление самодержавия и централизацию управления; попытки решения крестьянского вопроса; курс на подавление любых проявлений инакомыслия.

- Курс на укрепление самодержавия и централизацию управления.

Выразился в усилении влияния Собственной Его Императорского Величества Канцелярии (назвать количество отделений и их функции), которая фактически подменила собой официальные органы государственной власти. Необходимо отметить стремление Николая I к максимальной централизации управления и регламентации и милитаризации всех сторон общественной жизни (ориентировался на Петра I и своего отца, Павла I). Рассказать о реорганизации системы государственного управления в этот период. Отметить специфические черты, проявившиеся в местном управлении.

19. Реформы государственного управления Александра II (60-70-х гг. XIX в.).

Земская реформа

После крестьянского «Положения» в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января 1864 года. Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли . Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых . Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов. Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земствам. В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний.


Городская реформа

16 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное самоуправление – городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума (распорядительный орган) избирала свой постоянно действующий исполнительный орган – городскую управу, состоявшую из городского головы (так же избираемого на четыре года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имуществом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков). В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую – более мелкие, уплачивающие другую треть налогов, в третью – все остальные. Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении. Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, развитие торговли, налогообложение).
Судебная реформа

В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит судебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредственное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. Она внесла в нее совершенно новые, давно ожидавшиеся принципы – полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства. Страна была разделена на 108 судебных округов. Сущность судебной реформы сводится к следующему: · суд делается устным и гласным; · власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без всякого участия административной власти; · основной формой судопроизводства является процесс состязательный; · дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий же суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела.
Военная реформа

Военное управление подверглось также преобразованиям. Уже в начале царствования уничтожены были военные поселения. Были отменены унизительные телесные наказания. Обращено было особое внимание на поднятие уровня общего образования офицеров армии посредством реформ военных учебных заведений. Были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий. В январе 1874 года была провозглашена всесословная воинская повинность. В Высочайшем манифесте по этому поводу говорилось: «Защита престола и Отечества есть священная обязанность каждого русского подданного….». По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также, если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте – 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу – до 3-х лет, гимназию – до полутора лет, а имевших высшее образование – до полугода. Таким образом, результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.

 

20. Контрреформы государственного управления Александра III (1881-1894 гг.).

1.​ Апрель 1881 г. – «Манифест о незыблемости самодержавия». (К.П. Победоносцев)

2.​ Август 1881 г. – «Положение о чрезвычайной охране.»

- право властей высылать без суда нежелательных лиц

- закрывать предприятия

- рассматривать судебные дела в военном суде, вместо гражданского

- закрывать учебные заведения



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.62.49 (0.012 с.)