Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура власти Восточных славян

Поиск

Уч г.

 

1. Развитие государственности у восточных славян.

Государство всегда образуется в неоднородном обществе. Развитие государственности у Восточных славян происходило в 12-9 в. На смену родовой общине приходит территориальная община.

 

Родовая община -поселение все члены которого были объединены кровно-родственными связями, вели совместное хозяйство,сообща владели средствами производства –земля и орудие труда.

 

Соседская община - поселения людей не связанных родственными узами, при этом они объединены общностью территории и хозяйственной жизни, коллективно обрабатывают землю.

 

Переход от первобытно - общинного устройства к государству, проходил постепенно, вошла в историю как” период военной демократии”

Характерной чертой стало сосуществование 3х общественных укладов: первобытно-общинный (на стадии размножения),(рабовладельческий (не получил развития из-за не рациональности рабского труда в условиях сурового климата средней русской равнины (находился на стадии зарождения).

Большую роль в становлении государственности славян геополитический фактор – постоянный натиск кочевников на незащищённую равнину заселённую крупными племенными союзами восточных славян.

Структура власти Восточных славян

1)Во главе племени стоял князь он являлся военным предводителем, законодателем и верховным судьёй.

2)Князь осуществлял и некоторые религиозные функции и проводил Полюдье -сбор дани,в ходе которого князь с дружиной самолично объезжал подвластные земли.

3)Должность князя была выборной.

4)Князя окружала дружина т.е профессиональное войско, при этом взаимоотношения их были далеки от отношений подданства.
Это были отношения равных людей,а князь являлся первым среди равных.

Дружина делилась на 2 части:старшая(бояре) и младшая(гриди)

Наиболее уважаемые дружинники (бояре) составляли совет князя (думу).

В совет князя, так же входили и старейшины(старцы градские).Без совета с ними,князь не мог принять не одного решения.

5)Власть князя ограничивалась деятельностью вече.

Вече -собрание всего мужского свободного населения племени.

Вече являлось верховным органом народного самоуправления и суда.

Таким образом, государственность у восточных славян была довольно примитивной. Однако она создала фундамент для возникновения древнерусского феодального государства.

 

2. Образование Древнерусского государства.

Племенные княжения восточных славян объединялись в крупные суперсоюзы обладавшие чертами раннего государства.

3 суперсоюза:Куяба(центром этого союза был город-Киев,Куяба известен с 5ого века,1ым легендарным князем был основатель этого города Кий)

Славия(центр суперсоюза-Новгород,согласно летописи в 9ом веке,этот суперсоюз возглавлял старейшина Гостомысл)

Артания(центр суперсоюза-либо Рязань, либо Чернигов)

На протяжении определённого времени постепенное перерастание этих суперсоюзов славянских племён в феодальное государство.

 

Норманнская теория

Варяги они же норманны- скандинавское племя проживавшее к северо-западу от восточных славян.

В 11ом веке русский летописец Нестор, в своей повести временных лет, выдвинул идею о том, что древнерусское государство образовалось вокруг Киева, племени полян.

Однако, после его смерти его летопись дважды редактировалась. Искусственно вставлена”легенда о призвании варяг”

Суть легенды: в 862 г. Варяжский князь Рюрик по приглашению новгородцев,занял новгородский престол.

Данная легенда в 18ом в. Положена в основу норманнской теории. Авторами которой стали немецкие учёные работавшие в российской академии наук:Байер, Шлёцер, Миллер.

Суть теории:

1)Древнерусского государство было образовано не славянами,а европейцами варягами.

2)Образование государства произошло не на киевском юге(как предполагал Нестор), а на Новгородском севере.

Фактически эта теория ставила под сомнение способность славян самостоятельно образовать государство.

Ярым противником этой теории был Ломоносов.

Дальнейшее развитие ист. Науки подтвердило правоту Ломоносова.

Археологические раскопки показали, что уровень развития славян и варягов в то время, было примерно одинаковым. А значит, варяги не могли принести славянам что-то новое.

Наивно предполагать что государство может быть создано отдельными людьми – героями. В действительности создание государства является результатом длительного и сложного исторического процесса, в ходе которого общество в своём развитии проходит через следующие стадии:

-разделение труда,

-повышение производительности труда,

-накопление богатств,

-социальное расслоение общества, т.е появление бедных и богатых.

Именно в результате такого процесса и образовалось древнерусского государство. Готовность славянского общества к образованию государства и призвание Рюрика совпали по времени.

В 882 г. Новгородский князь Олег, обманным путём захватил Киев, объединил новгородскую и киевскую Русь-(“Куябу и Славию”) и сделал Киев столицей вновь образованного государства.

Таким образом, основатель древнерусского государства является Олег.

Рюрик-основоположник 1ой династии русских правителей.

 

3. Особенности государственного управления в Киевской Руси.

1)Во главе государства стоял князь. Он выполнял функции: военачальника, ему принадлежала верховная, законодательная и исполнительная власть.

Должность князя становится наследственной, власть переходила по прямой нисходящей линии, от отца к сыну.

2)Государственные функции князь осуществлял совместно с дружиной. Дружина жила за счёт княжеских доходов, князь в качестве вознаграждения и поощрения дружинников использовал раздачу богатств и пиры.

На пирах обсуждались гос. проблемы, распределялись служебные полномочия.

3)Несмотря на то, что князь был монархом, он пока нуждался в советах своих подчинённых.

С этой целью при князе действовал не официальный совет или дума князя. В него входили приближённые бояре, а после крещения Руси и свещенослужители. Совет князя собирался ежедневно.

4) “Старцы градские”- родоплеменная знать, продолжали сохранять своё влияние на князя. Они выполняли судебно-административные функции.

5)Киевскому князю подчинялись местные племенные князья с каждым из которых заключался договор.

+В соответствии с этим договором великий князь имел право сбора дани-полюдье, с местных племён, а местные князья были обязаны во время местных походов приводить свои дружины.

На протяжении 9-10 в. Великим князьям приходилось постоянно сталкиваться с сепаратизмом местных князей.

Владимир 1 решил ликвидировать институт местных князей, как явление. Он провёл реформу местного управления.

В соответствии с которой на смену местным племенным князьям стали отправлять либо сыновей князя, либо приближённых к нему бояр(посадников).

С этого момента, титул князь стал распространяться только на чинов великокняжеской династии.

6)Изредка в древнерусском государстве созывались съезды князей, на которых рассматривались междукняжеские споры и обсуждались важные государственные дела.

7)Вече сохраняло свои позиции, как орган самоуправления.Между князем и вече заключался договор, в случае нарушения договора князем, ему могли отказать в занимании престола(князья-изгои).

+Наибольшую активность вече имела в Новгороде и Пскове,где оно обладало высшей судебной и законодательной властью.

8)Суды.

Специальных судебных органов на Руси не существовало, потому что суд. Системы не оформлялись.

Судебные функции выполнялись представителями администрации: великий князь и церковь, “старцы градские”, вече и местные князья.

9)Система сбора налогов. Изначально дань собиралась путём полюдья.

Однако трагическая гибель князя Игоря в 945 г. От рук древлян, заставило его вдову Княгиню Ольгу провести преобразование налоговой системы:

+Она отменила полюдье, ввела уроки(фиксированный размер дани) и погосты (специальные места сбора дани).

10)Церковь

Стала важным элементом политической системы Киевской Руси,тесно связано с государством.

Крещение Руси в 988 г. Было проведено князем Владимиром 1 и помогло окончательно объединить государства: православие обожествляло власть великого князя.

Православие призывало верующих к покорности и смирению.

Во главе русской православной церкви стоял Митрополит, назначавшийся изначально из Византии, где был патриарх; а затем великим князем.

 

4. Законодательство Древнерусского государства.

Развитие древнерусского государства сопровождалось формированием законодательной системой.

Изначально в древней Руси существовало обычного права.

Устный свод норм обычного права, назывался “закон русский”

Первые письменные, правовые источники, появились лишь в 10 веке, это были уставы князей.

Наиболее крупным памятником древнерусского законодательства стала Русская Правда-1ый письменный свод законов, стал формироваться в 11веке.

Русская правда представляет собой сложный комплекс законов:древнейшая правда(правда Ярослава)-1015-1016г;

дополнение-“Устав мостников”-люди которые мостили улицы.

Правда Ярославичей-1072 г; Устав Владимира Мономаха-1113г;

пространная правда-20-е,30-е годы 12 века.

Из русской правды удалось выявить особенности социальной структуры древнерусского общества.

Древнерусское общество делилось на 2 группы: феодалы и независимые населения.

К феодалам относились: князья, бояре, церковь. Все феодалы являлись крупными землевладельцами. Земельные владения феодалов назывались – вотчины.

Все феодалы обладали правом вотчинного суда, могли судить независимое население проживающее в вотчине.

 

Отличительные черты.

-Располагалось на северо-западе гос-ва.

-Здесь существовала республиканская форма правления (Новгородская республика была уникальным явлением не только на Руси но и для всей Западной Европы)

-Установлению независимости Новгорода от центральной власти способствовали следующие обстоятельства:

1)На территории Новгородской республики почти отсутствовали княжеские земельные владения.

2)Имело место сильно развитое боярское землевладение.

3)Новгород являлся центром торговли Западной Европы.

 

Политический строй:

1)В знак независимости Новгорода от Великокняжеской власти, город стал именоваться ”Господин Великий Новгород”

2)Князь в Новгороде был вторичен к городу. Все князья приглашались со стороны поэтому княжеской династии здесь не существовало.

3)Князья вступая на престол заключали договор с Новгородским вече, по которому князю запрещалось назначать и смещать должностных лиц, принимать участие в управлении города.

 

4)Функции князя:

- возглавлял дружину, которую приводил вместе с собой

-представлял интересы Новгорода на княжеских съездах.

-Князь символизировал единство Новгорода со всей основной Русью.

5)Высшим органом управления в Новгороде было вече.

В Новгороде исключительно на вече собирались бояре(приблизительно 400-500 человек)

Функции вече: оно избирало высших должностных лиц города, принимало законы, решало вопросы войны и мира, решало вопросы призвания или изгнания князей.

Земский собор (1549 г.)

Началом реформ стал созыв первого Земского собора (1549 г.) - совещательного органа, в состав которого входили представители дворянства, духовенства, купцов, посадских людей. На Земском Соборе обсуждались вопросы внешней политики, финансов, выслушива­лись жалобы. Собор принял решение о созда­нии на смену устаревшему Судебнику 1497 г., нового и сформулировал программу реформ.

Причины опричнины

1. Невозможность реализовать полностью реформы, особенно военную, из-за нехватки земель для раздачи.

2. Политическая ревность царя к ближайшему окружению как помехе его единовластию.

3. Стремление ослабить влияние княжеско-боярской аристократии на государственную политику.

4. Неудачи во внешней политике. В 1564 году стала очевидна неизбежность войны и в Ливонии, и с Крымом.

Так как речь шла о войне православного государства с протестантским и мусульманским, то, возглагая ответственность на другое ведение войны на нерадивых бояр, царь получал возможность обвинять их в измене не только государю, но и всему православному христианству

Итоги опричнины очень печальны.

  • В государстве и общественном сознании утвердилось беззаконие и вседозволенность полубольного психа и самодура Ивана Грозного и его ближнего худородного окружения.
  • Внутренняя политика и гражданское право были заменены разбоями и насилием.
  • Экономика и производство оказались в полном упадке.
  • Ни одна из военных задач против Польши, Швеции, Литвы и Крыма не была решена.
  • Укрепление вертикали государственной власти оказалось призрачным. "Вертикаль" треснула и развалилась почти сразу после смерти Ивана Грозного в 1584 году.
  • Иван Грозный полностью удовлетворил свои садистские наклонности и пристрастия к зверствам и насилию над людьми. Получая патологическое удовольствие от страданий и мучений своих жертв, обожал принимать личное участие в пытках.
  • Власть и влияние родовой боярской аристократии были существенно подорваны
  • Учредился класс, заложивший основу будущего служилого дворянства
  • Усилилось и ужесточилось крепостное право

 

 

11. Распад российской государственности в период Смутного времени.

Причины:

1. Династически кризис – Прежде всего необходимо учесть ситуацию, сложившуюся с престолонаследием после смерти Ивана 4. В 1584 году началось царствование его слабоумного сына Федора. По существу власть принадлежала его шурину Борису Годунову. В 1591 г – при невыясненных обстоятельствах пропал младший сын Ивана Дмитрий. По официальной версии во время игры с ножом у него случился эпилептический припадок. Но в обществе пошли слухи о причастности к смерти мальчика Годунова, поскольку с его воцарением он бы потерял власть. Так, например историк Карамзин тоже разделял версию о причастности Годунова в смерти царевича. После смерти Федора Земский собор избрал царем Бориса Годунова. В массовом сознании возникло представление что беды связаны с тем что Годунов не является законным царем, потому что Борис был избран собором, но по крови не был Рюриковичем.

Экономическая обстановка. Запустели наиболее развитые в экономическом отношении центр (Москва) и северо-запад (Новгород и Псков) страны. Часть населения разбежалась, другая — погибла в годы опричнины и Ливонской войны. Более 50% пашни (а местами до 90%) оставались необработанными. Резко возрос налоговый гнет, цены выросли в 4 раза. В 1570-1571 гг. по стране прокатилась эпидемия чумы. Крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, в стране начался голод. Помещики в этих условиях не могли выполнить свои обязанности перед государством, а у последнего не доставало средств для ведения войны и управления державой. Народ бедствовал, а в это же время знать делила богатства и привилегии. Запасов зерна, припрятанных многими боярами, хватило бы всему населению на несколько лет. Доходило до людоедства, а спекулянты удерживали хлеб, предвкушая повышение цен на него.

2. В обострении социальных, сословных отношений. Фактически произошло закрепощение крестьян. В 1581 г. впервые были введены «заповедные лета» — годы, в которые запрещался переход крестьян даже в Юрьев день (от слова «заповедь» — запрет). До сих пор не совсем ясно, вводились ли заповедные годы на территории всей Руси или в отдельных землях. Неясна также периодичность их введения. На 80-90-е годы XVI в. приходится составление писцовых книг. Все население к 1592 г. было включено в специальные книги, и появилась возможность установить, кому из феодалов принадлежали крестьяне. Тогда, по мнению ряда историков, и был издан специальный указ о запрещении крестьянских переходов, что означало установление крепостного права. В 1597 г. впервые был принят указ о сыске беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие после составления писцовых книг 1592 г. (срок сыска 5 лет),, должны были возвращаться прежнему владельцу. В 1607 г. по «Уложению» царя Василия Шуйского срок сыска беглых устанавливался в 15 лет. Те, кто принимал беглых крестьян, подвергались штрафу в пользу государства и выплачивали компенсацию старому владельцу. В 1597 г. кабальные холопы (люди, попавшие в рабство за долги), лишались права стать свободными после выплаты долга и закреплялись за своими владельцами-кредиторами. Добровольные холопы (люди, служившие по вольному найму) превращались после полугода работы в полных холопов. И кабальные, и вольные холопы становились свободными только после смерти господина. Введение государственной системы крепостного права привело к резкому обострению социальных противоречий в стране и создало базу для массовых народных выступлений. Обстановка в России накалилась.

Причиной смуты стало: распространие слуха, что официальное сообщение об обстоятельствах смерти Дмитрия ложно. Что настоящему Дмитрию удалось бежать. В 1602 г. в Литве объявился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия.

Итоги:

1. Россия обрела новую династию

2. Но положение в стране было тяжелым:

- хозяйственное разорение: опустевшие города и села

- увеличение количества бобылей – крестьян, имевших ничтожно маленькие наделы или вообще не владевших пахотной землей.

- разорение поместий служилых людей, в результате чего обедневшие дворяне ухолили в казаки, становились кабальными холопами у бояр, а именно на них держалась обороноспособность страны.

Таким образом, смута стала временем кризиса Российского государства, привела к тяжелым социально-экономическим и внешнеполитическим последствиям.

 

12. Восстановление российской государственности в XVII в. Укрепление самодержавия.

Смута начала XVII в. привела к полному развалу российской государственности, подрыву авторитета боярской и дворцовой знати (как заметил современник, «оскудеша премудрые старцы и изнемогоша чудные советники»), тяжелые психологические по­следствия имел массовый террор со стороны всех соперничав­ших группировок. Экономика была разрушена, а страна обезлю­дела. Предельно сложной оставалась геополитическая обстанов­ка. XVII в. — время усиления мобилизационного характера раз­вития России. Восстановление народного хозяйства, постоянные войны, восстания и бунты как ответ на закрепощение, финансо­вые трудности и злоупотребления администрации, стремитель­ное расширение территории (присоединение Украины, Восточ­ной Сибири и Дальнего Востока, продвижение на Кавказ и др.), следствием чего стало превращение России в крупнейшую кон­тинентальную империю мира, требовали концентрации нацио­нальных сил, привели к завершению установления крепостного права. Наряду с этим развиваются мелкотоварное производство, мануфактуры, начинает формироваться всероссийский нацио­нальный рынок, в Россию активно проникают европейские куль­турные и цивилизационные достижения. Династия Романовых не обладала реальными собственными материальными, силовыми средствами и механизмами для ут­верждения власти, обретения легитимности и прочности. Как уже говорилось, Смута представляла не просто угрозу независимос­ти, утраты территориальной целостности, но и потери православ­ной самоидентификации русского народа. Поэтому возрождение самодержавия и восстановление государственности проходило и только и могло проходить на основах, приближенных к канони­ческим представлениям о государстве как «симфонии властей», двуединстве светской и духовной власти, автономно существую­щих, но в равной степени своими средствами обеспечивающих защиту и торжество православия. Первая половина XVII в. стала наиболее полной реализацией этих идей. В идеале «симфония властей» противостояла как кон­цепциям теократии (папацезаризм), так и абсолютной тирании, деспотии. Восстановление государственности на православных духов­но-нравственных основах облегчалось тем, что патриарх Фила­рет (1619—1633 гг.) — в миру Федор Никитич Романов — был отцом царя. Ф.Н. Романов, выдающийся и влиятельный боярин во времена царя Федора Ивановича, даже соперничал с Борисом Годуновым за власть, что завершилось для него поражением и пострижением в монахи. С его возвращением из польского пле­на после Деулинского перемирия и избрания патриархом, соб­ственно, и начинается процесс возрождения России. Колеблющаяся, неустойчивая политика боярской Думы сме­няется твердой властью. Царь и патриарх в равной степени пользо­вались титулом «великий государь». Фактически власть сосредо­точилась в руках патриарха Филарета, который энергично исполь­зовал ее для укрепления как государственной, так и духовной власти.

13. Установление абсолютизма в России. Преобразования Петра I в сфере власти и управления.

Развитый абсолютизм – политическая форма государства, характеризующаяся неограниченной властью монарха, опирающейся на централизованную систему бюрократического управления, регулярную армию, единую систему налогов, подчиненную государственному аппарату церковь, постоянные органы суда, полиции, контроля. Разумеется, ни одного из перечисленных элементов абсолютизма в России XVIIв. не было.

В отличие от Западной Европы он оформлялся на базе феодальной системы и имел многие особенности:

1. падала роль Земских Соборов (с 20-х годов), 1653г. – последний;

2. падение значения Боярской Думы, выделение из нее более узких и работоспособных органов;

3. усиливалось влияние приказной системы (стержень госаппарата). Складывалась стихийно и хаотично. Осложнялась постоянным ростом территорий и недостатком финансирования;

4. формировалась бюрократия:

1. Светская власть доказала свое верховенство над духовной (конфликт Алексея Михайловича и патриарха Никона);

2. Реформа вооруженных сил (рейтарские и драгунские полки регулярного строя вместо терявшего боеспособность дворянского ополчения и стрелецкого войска). Пожизненная профессиональная служба;

3. Создание Свода Законов (Соборное Уложение);

4. Усиление самодержавной власти царя;

Россия в начале XVII в. по форме правления была сословно-представительной монархией.

 

 

· Абсолютная монархия

Рубеж 15-16 веков в ряде европейских стран формируются национальные государства в виде абсолютных монархий

Предпосылки:

-развитие ремесла торговли городов

-поддержка горожан усилила королевскую власть.

 

· Сословно-представительная монархия

-Земские соборы, реформы. Отмена кормлений повысили эффективность управления и означали начало становления сословно-представительной монархии

 

· Монархи обретают полновластие.
-В России

Абсолютизм формируется при Петре 1...достигается

Высшая степень централизации

Создается резвлетвленный бюрократический аппарат

Постоянная армия и полиция.

Деятельность сословно-представительных органов фактически прекращается

Абсолютизм тип государственной власти, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.

 

· Монарх нуждается в поддержке сословий.



ВЫВОД. В социально-экономическом и политическом развитии России рассматриваемого времени прослеживаются две линии. Одна из них связана с укреплением феодальной собственности на землю, расширением помещичьего землевладения, усилением эксплуатации крестьян, укреплением дворянских привилегий, формированием абсолютной монархии. Другая линия проявлялась в зарождении нового способа производства. Она находилась в тесной связи с развитием крупной промышленности и началом формирования классов капиталистического общества — предпролетариата и буржуазии. Купеческий капитал начинает проникать в производство, бурно развивается промышленность. В первой четверти XVIII в. в России шла борьба двух этих тенденций. Победа оказалась на стороне крепостнических порядков, достаточно сильных, чтобы деформировать ростки нового капиталистического способа производства. И тем не менее можно отметить три важнейших следствия преобразований, обеспечивших нашей стране новое качественное состояние: во-первых, значительно сократилось отставание экономической и культурной жизни России от стран Европы; во-вторых, Россия превратилась в могущественную державу с современной сухопутной армией и могучим Балтийским флотом; в-третьих, Россия вошла в число великих держав, и отныне ни один вопрос межгосударственных отношений в Европе не мог решаться без ее участия.

 

 

14. Развитие государственного управления в эпоху Дворцовых переворотов (вторая четверть XVIII в.).

Итак, дворцовые перевороты – это смена монархов в результате какого-либо заговора или подобного действия. Отличительными особенностями являются: активное участие гвардии, то есть на чьей стороне в итоге оказывается военная мощь, тот обычно и побеждает, а также участие в переворотах узкого круга лиц. То есть агитация была максимально уменьшена. Что же касается причин, то их несколько. Основная - издание Петром Великим указа о престолонаследии. Его суть заключалась в том, что монарх, который правит, может сам без какого-либо давления со стороны обнародовать имя своего преемника. Эпоха дворцовых переворотов, краткое содержание которой можно найти в любом учебном пособии, берет свое начало именно с того момента, когда первый император умирает, не назвав имени следующего монарха. Это стало основополагающей составляющей всех остальных последующих событий.

Эпоха дворцовых переворотов: кратко о сменяющихся монархах Преемницей Петра Великого становится его жена - Екатерина. Она была не очень сильно озабочена государственными проблемами, именно для этого и создала специальный орган – Верховный тайный совет. Находилась у власти Екатерина недолго - всего два года. На смену ей пришел внук Петра Первого - Петр Второй. Борьба за его окружение велась нешуточная, и победили в ней князья Долгорукие. Но и это молодое создание умирает. Теперь наступает время Анны Иоанновны. На десять лет страна впадает в «бироновщину» – это период времени, когда фактически управляли государством немецкие фавориты императрицы. В самом начале она рьяно разорвала кондиции и распустила орган управления, созданный Екатериной Первой. После нее трон переходит в руки весьма сомнительных личностей, так называемой Брауншвейгской династии. Анна Леопольдовна являлась регентшей при малолетнем Иване, но не смогла задержаться там более чем на 9 месяцев. Как следствие – очередной переворот. И вот на престол восходит Елизавета Петровна. Гвардия обеспечила новой императрице громадную поддержку, и она на 20 лет прочно заняла престол: это время можно назвать расцветом русского общество во всех пониманиях. После нее власть получает Петр ІІІ, малохольный молодой человек, который был поклонником всего прусского. Не случайно именно к эпохе дворцовых переворотов относится тот, который был совершен в 1762 году, когда Россией стала править Екатерина Вторая. Вот кто действительно задержался там надолго и вывел страну на новый уровень своей просвещенной политикой.

Выводы:

Дворцовые перевороты и полицейская регламентация государственной системы сказались на изменениях структуры и функций как высших и центральных властных учреждений, так и местных. На вершине пирамиды органов власти и управления Российской империи стоял император (императрица). В 20–60-е годы XVIII в. за ним следовали подчиненные высшие государственные учреждения: Верховный тайный совет, Кабинет министров, Конференция при высочайшем дворе – действовавшие в разное время. Что касается Сената во главе с генерал-прокурором, то его положение несколько раз менялось. Этот орган власти должен был подчиняться только императору, но, как уже отмечалось, в определенные периоды зависел от высших государственных учреждений. В системе местного государственного аппарата складывалась иерархия учреждений и занятых в них чиновников. Централизация системы государственного управления снизу доверху, формирование служилой аристократии преимущественно из среды дворян укрепляли самодержавную власть. Период после Петра I и до царствования Елизаветы Петровны в исторической литературе традиционно рассматривался в духе контрреформ, причем 1727–1730-е и 1730–1741 годы представлялись реакционными. Это аргументировалось тем, что ряд петровских законов был отменен или скорректирован, а внешняя политика не отвечала интересам России. Оценки послепетровского периода требуют уточнения. По ряду реформ прослеживается преемственность с петровским курсом. Отмена некоторых законов императора вполне объяснима, поскольку его преобразования носили радикальный характер и не опирались на сословный консенсус. К тому же результаты реформ стали проявляться в полной мере в 1725–1762 гг., и власть корректировала их в соответствии с требованиями времени. В целом преобразования эпохи дворцовых переворотов носили умеренный характер.

15. Государственное управление в эпоху «просвещенного абсолютизма» (вторая половина XVIII в.).

Государственное управление.

Екатерина II, развивая и дополняя государственно-правовые реформы Петра Великого,сначала с делала попытку улучшить государственное управление. Она предложила регламентировать процедуру выражения верховной власти. Императрица хотела сделать так, чтобы устные царские распоряжения не ломали установленную систему государственного управления. Например, распоряжения Сенату предполагалось передавать только через сенаторов, и эти устные распоряжения не могли отменить прежние решения императора, облеченные в письменную форму. Очевидно, это предлагалось с благой целью: исключить путаницу в управлении высшими органами власти со стороны монарха.

 

Указом Екатерины II от 15 декабря 1763 г. была проведена реформа Сената, высшего органа государственного управления. Как абсолютный монарх, она не могла мириться с возросшей ролью Сената в государственном управлении, который, по ее мнению, имел претензии на верховную власть в империи. Поэтому цель реформирования Сената заключалась в принижении его роль в государстве, низведении его значения к обычному бюрократическому ведомству, каких в то время было великое множество.

В ходе осуществленной реорганизации Сенат был разделен на 6 департаментов. Каждый из них обладал определенной самостоятельностью и был наделен конкретными полномочиями административного характера. Так, первый департамент Сената занимался следующими вопросами: управлением госимуществом и финансами; осуществлением финансового контроля; надзором за деятельностью сенатской Тайной экспедицией (полицией) и Канцелярии по конфискации; обнародованием законов и указов императрицы и др. Законосовещательные функции (подготовка и обсуждение проектов законодательных актов) были изъяты. Сенат уже не мог представлять собственные законопроекты на утверждение монарха.

Таким образом, итогом проведенной реформы Сената стало снижение его роли в управлении делами государства, лишение его права законодательной инициативы. У него остались только функции контроля над администрацией и функции высшего судебного органа.

Стремясь еще более ограничить самостоятельность Сената в принятии государственных решений, Екатерина II расширила функции генерал-прокурора Сената. Теперь он стал блюстителем законов и обладал единоличным правом вносить повестку дня заседаний Сената. Пользуясь особым доверием императрицы, генерал-прокурор Сената фактически являлся главой государственного аппарата, высшим государственным чиновником. С 1764 г. в течение почти 30 лет на посту генерал-прокурора находился умный и всесторонне образованный человек князь А.А.Вяземский.

 

При Петре I огромную роль в системе государственного управления играли военные. Знаменитая «Табель о рангах» приравнивала гражданских чиновников к армейским чинам, не делая большого отличия гражданской службы от военной. При Екатерине II армия стала выводиться из управления и заменяться полицией. Во всех крупных городах были введены новые полицейские должности и полицейские учреждения: управа благочиния,должность городничего с полицейскиминадзорными функциями. В уездах учреждалась постоянно действующая полиция во главе с капитаном-исправником.

Хотя Екатерина II и декларировала принцип невмешательства царской особы в систему управления и судопроизводства, однако при ней пышным цветом расцвели фаворитизм, коррупция и произвол власть предержащих.

Вопреки провозглашенным идеям «просвещенного абсолютизма», установкам на разделение властей, обеспечение взаимных обязанностей власти и народа, императрица на деле стремилась управлять страной самодержавно и не допускала попыток ограничить власть монарха конституцией или даже совещательным императорским советом, который предложил ввести граф Никита Иванович Панин, которому Екатерина обязана восшествию на престол.

Под руководством Екатерины II Сенат и другие центральные ведомства проводят курс на дальнейшее укрепление абсолютизма, централизацию и бюрократизацию управления. В 1768 – 1778 гг. при императрице функционировал Совет при высочайшем дворе. На него возлагались задачи по координированию военных действий против Турции, обеспечению вооруженных сил всем необходимым для войны. После завершения русско-турецкой войны этот Совет продолжал свою работу, но уже в новом качестве. В рамках Совета при высочайшем дворе проходили консультации просвещенной императрицы со своими ближайшими советниками по вопросам внутренней политике, в том числе по подавлению вооруженного восстания под руководством Емельяна Пугачева.

Наряду с Советом при высочайшем дворе и Сенатом существовала еще и личная канцелярия при монархе. Через нее императрица сносилась с высшими и центральными государственными учреждениями, отдавала им свои распоряжения и указания, контролировала ход их выполнения. Личная канцелярия существовала и при Петре I, на которого Екатерина II хотела быть похожей. При Екатерине II это учреждение было преобразовано в канцелярию статс-секретарей, назначаемых из проверенных и преданных престолу людей. Эта канцелярия статс-секретарей оказывала огромное, а иногда просто решающее влияние на формирование государственной политики.

Особенность государственного управления Екатерины II подметил знаменитый историк Н.М.Карамзин. Он писал в одном из своих трудов, что императрица предпочитала опираться не на какие-то совершенные государственные учреждения, а на способных, честолюбивых, лично преданных ей помощников. Им она предоставляла большой простор для действий, с ними она чаще всего советовалась.

 

16. Павловская контрперестройка государственного управления.

Павел I пытался “исправить” все, что, по его мнению, было приведено в беспорядок мат



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 7065; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.69 (0.016 с.)