![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление парламентаризма в РоссииСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Первым подобием парламента в России были законосовещательные органы - Боярская Дума XVI-XVII вв., совет сподвижников Петра I, "круг молодых друзей императора" при Александре I. В результате земской реформы Александра II появились своеобразные губернские парламенты-земства, обладавшие законосовещательным правом. Но император был категорически против создания общероссийского земства, видя в том ограничение принципов самодержавия. Однако из-за усиления террора Александр II, считавший, что земства лояльны к государственной власти, издал распоряжение о присоединении собрания земских представителей к Государственному совету. Это собрание должно было иметь только законосовещательный характер, но впоследствии оно могло стать полноценным парламентом. Задуманным планам помешало убийство Александра II в марте 1881 года. Следующий император Александр III проводил политику контрреформ с целью укрепления самодержавия. Пришедший к власти в 1894 году Николай II продолжал политику отца. Однако в январе-феврале 1905 г. в России началась первая русская революция (1905-1907 гг.). Она продемонстрировала, что самодержавный период в истории Российского государства завершается и начинается период практической конституционализации и парламентаризации страны. Первые, вначале умеренные, шаги к парламентаризации были связаны с принятием Николаем II документов от 6 августа 1905 года: "Высочайшего Манифеста об учреждении Государственной Думы", "Закона об учреждении Государственной Думы" и "Положения о выборах в Государственную Думу". Однако этими актами устанавливался статус Государственной думы как законосовещательного органа при монархе. Кроме того, в документах 6 августа 1905 г. о выборах содержалась масса ограничений, цензовых требований, которые препятствовали широким кругам русского общества принять участие в работе даже такой бесправной Думы. В тандеме с Государственной думой должен был функционировать Государственный совет. Статус законосовещательного органа при монархе Государственному совету был придан еще в момент его создания — в 1810 году. Манифестом от 6 августа 1905 г. этот статус был лишь подтвержден. Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, подписанный царем Николаем II 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и целый ряд актов, развивающих положения Манифеста и также утвержденных указами императора, изданных в 1905-1906 гг.: Указ от 11 декабря 1905 г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную думу (от 6 августа 1905 г.) и изданных в дополнение к нему узаконении", Манифест от 20 февраля 1906 г. "Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы", Указ от 20 февраля 1906 г. "Учреждение Государственной Думы" (новая редакция) и др.
Манифест 17 октября 1905 г. занимает особое место среди этих документов. В нем говорилось: "Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей". Это означало, что Государственная дума из законосовещательного органа преобразовывалась в законодательный. Расширялись права в законодательной деятельности не только Государственной думы, но и Государственного совета. Он, как и Государственная Дума, также наделялся уже не законосовещательными, а законодательными полномочиями. ================================================= · Открытие первой гос. Думы состоялось в конце апреля 1906г., законодательное учереждение было провазглашено Манифестом 6 августа 1905г. Сначала дума рассматривалась как совещательный орган при царе и называлась Булыгинской, по фамилии своего руководителя.Она получила право обсуждать и давать заключения по основным законопроектам и бюджету. Дума избиралась на 5 летний срок, до истечения которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы. Сначала количественный состав депутатов был определен в 524 человека,а затем сокращен до 442 чел. Дума имела право обсуждения и принятия законодательных предположений, гос. Росписи доходов и расходов (бюджет), могла обращаться с запросами к министрам. После принятия думой закон утверждался гос.советом и подписывался императором.Центральным вопросом был аграрный. Думе было предложено два проекта его решения: проект “42-х” – кадетский и проект “104” – трудовой группы.Третий проект “33-х” был наиболее радекален и требовал полного уничтожения частной собственности на землю. Царским указом от 8 июля 1906г дума была распущена.
· Вторая гос. Дума заседала с 20 февраля по 2 июня 1907 года, в ее работе участвовали 518 депутатов. Среди них 104 трудовика (крестьяне), 98 кадетов, 65– социал-демократов. Главным в думе по-прежнему оставался аграрный вопрос. По своему составу Провительственную линию поддерживали только правые и октябристы. Закончив обсуждения по аграрному вопросу, дума передала все законопроекты в комиссию. Правительство распустило и эту думу. 3 июня 1907г был опубликован царский манифест о роспуске 2ой думы и об изменении избирательного закона.
· Председатели: Хомляков, Гусков, Родзянко Деятельность III думы Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты, мирно обновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская группа, депутаты от Польши. -рабочий: было рассмотрено 4 законопроекта комиссии Минфина. (о страховании, о конфликтных комиссиях, о сокращении рабочего дня, о ликвидации закона карающего за участие в забастовках). Приняты в 12 году в ограниченном виде. -национальный вопрос: холмский (вражда между основным населением - православными и господствующим классом - католики), о земствах в западных губерниях (вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку; закон был принят относительно 6 губерний из 9), финляндский вопрос (попытка политических сил добиться независимости от России, принят закон об уравнивании прав русских граждан с финскими, закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской повинности, закон об ограничении прав финского сейма), еврейский вопрос (не было принято законов, толчок - дело Бейлиса 1911) -аграрный вопрос: связан со столыпинской реформой
· Неудачный ход военных действий вызвал острую критику правительства со стороны Думы. Большинство фракций потребовало создания кабинета министров и передачи власти в его руки. Вокруг этой идеи объединилось не только думское большинство, но и представители Государственного Совета. В августе 1915 г. в парламенте был создан «Прогрессивный блок», состоящий из 236 депутатов, в который вошли представители октябристов, прогрессистов, кадетов, и представителен Государственного Совета. Не поддержали блок меньшевики и трудовики. Таким образом, возник оппозиционный правительству парламентский блок. 27 февраля 1917 г., собравшись на внеочередном заседании, группа депутатов организовала Временный комитет Государственной Думы, который в ночь на 28 февраля постановил взять власть в свои руки и создать правительство. 2 марта 1917 г. было создано Временное правительство, которое своим решением от 6 октября распустило 4 Думу.
Подведем итоги За время существования Государственной Думы были приняты прогрессивные по тем временам законы об образовании, об охране труда на производстве; благодаря последовательной линии думцев выделены значительные бюджетные ассигнования на перевооружение армии и флота, серьезно пострадавших во время русско-японской войны. Но дореволюционные Думы так и не смогли решить многие насущные вопросы своего времени, в частности, земельный вопрос.
В России это было первое представительное учреждение парламентского типа.
23. Становление советской системы управления (1917-1920 гг.). Формирование новой системы государственного устройства в России началось на Всероссийском съезде советов, открывшимся в Петрограде 25 октября 1917 г. Съезд сформировал новые органы власти: - Верховным органом власти объявлялся Всероссийский съезд советов, который состоял из представителей городских и губернских Советов (выборных органов государственной власти на местах). - Между съездами его функции возлагались на Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), председателем которого был избран Л.Б. Каменев. По своему составу это был многопартийный орган (большевики, левые эсеры, меньшевики; после июля 1918 г. – только большевики). В него входило не более 200 человек. - Советское правительство получило название Совет народных комиссаров. В его состав вошли представители большевиков и левых эсеров (после июля 1918 г. – только большевики). Председателем СНК стал В.И. Ленин. Народные комиссары: по делам национальностей – И.В. Сталин, по иностранным делам – Л.Д. Троцкий, народного просвещения – А.В. Луначарский и др. (всего 15 человек). В функции Совнаркома входило «общее управление делами» советской республики, а также издание декретов, распоряжений и инструкций. К началу 1918 г. старые органы власти и управления были распущены. Вместо них в основном были сформированы народные комиссариаты (наркоматы). 2 декабря 1917 г. при СНК был образован Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), который был призван руководить хозяйственно-экономической жизнью страны.). В октябре 1917 г. была создана Рабоче-крестьянская милиция, которая подчинялась местным Советам и НКВД. При СНК была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), председателем которой стал Ф.Э. Дзержинский. В январе 1918 г. Ленин подписал Декрет «О рабоче-крестьянской Красной Армии» (РККА). Первоначально РККА строилась на добровольных началах, но уже в июле 1918 г. был осуществлен переход ко всеобщей воинской повинности. В ноябре 1917 г. вместо прежних органов юстиции были учреждены выборные народные суды, состоявшие из председателя и народны заседателей. Для рассмотрения преступлений, особо опасных для советской власти, вводились революционные трибуналы. Упрочение советской власти на большей части территории России привело к необходимости принятия Конституции, которая должна была юридически закрепить сложившиеся общественные отношения и фактически сформировавшуюся структуру власти – «диктатуру пролетариата» (политическая власть рабочего класса, осуществляемая в союзе с крестьянством и другими слоями трудящихся).
Конституция РСФСР была принята на V Всероссийском съезде советов в июле 1918 г. В ней провозглашалось: - федеративный характер республики;
- отделение церкви от государства; - права и обязанности граждан (свобода слова, мнений, собраний, обязанность всех граждан трудиться и защищать республику); - избирательное право (его получили все трудящиеся, солдаты и нетрудоспособные граждане. Лица, использовавшие наемный труд, частные торговцы, священнослужители и бывшие служащие полиции лишались этого права.). - закреплялась уже сложившаяся система государственного управления: Всероссийский съезд советов, ВЦИК, СНК, Советы рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов на местах – как форма диктатуры пролетариата. Это была первая в истории России Конституция. За годы Гражданской войны в государственном управлении произошли следующие изменения: - В 5 раз возросла численность управленческого аппарата (причина – замена прежних рыночных механизмов саморегулирования многочисленными непрофессиональными отрядами новых управленцев). - Произошел процесс сращивания партийных и государственных структур. РКП(б) распространила свое влияние на все сферы жизнедеятельности общества – политику, экономику, культуру, семью. В этих условиях любая попытка воспрепятствовать ее контролю расценивалась как саботаж. *** За годы установления советской власти большевикам удалось реализовать идею Ленина о создании государства диктатуры пролетариата, в котором былликвидирован принцип разделения властей и через посредство Советов установлено полновластие большевистской партии.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.0.42 (0.014 с.) |