Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление парламентаризма в России↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Первым подобием парламента в России были законосовещательные органы - Боярская Дума XVI-XVII вв., совет сподвижников Петра I, "круг молодых друзей императора" при Александре I. В результате земской реформы Александра II появились своеобразные губернские парламенты-земства, обладавшие законосовещательным правом. Но император был категорически против создания общероссийского земства, видя в том ограничение принципов самодержавия. Однако из-за усиления террора Александр II, считавший, что земства лояльны к государственной власти, издал распоряжение о присоединении собрания земских представителей к Государственному совету. Это собрание должно было иметь только законосовещательный характер, но впоследствии оно могло стать полноценным парламентом. Задуманным планам помешало убийство Александра II в марте 1881 года. Следующий император Александр III проводил политику контрреформ с целью укрепления самодержавия. Пришедший к власти в 1894 году Николай II продолжал политику отца. Однако в январе-феврале 1905 г. в России началась первая русская революция (1905-1907 гг.). Она продемонстрировала, что самодержавный период в истории Российского государства завершается и начинается период практической конституционализации и парламентаризации страны. Первые, вначале умеренные, шаги к парламентаризации были связаны с принятием Николаем II документов от 6 августа 1905 года: "Высочайшего Манифеста об учреждении Государственной Думы", "Закона об учреждении Государственной Думы" и "Положения о выборах в Государственную Думу". Однако этими актами устанавливался статус Государственной думы как законосовещательного органа при монархе. Кроме того, в документах 6 августа 1905 г. о выборах содержалась масса ограничений, цензовых требований, которые препятствовали широким кругам русского общества принять участие в работе даже такой бесправной Думы. В тандеме с Государственной думой должен был функционировать Государственный совет. Статус законосовещательного органа при монархе Государственному совету был придан еще в момент его создания — в 1810 году. Манифестом от 6 августа 1905 г. этот статус был лишь подтвержден. Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, подписанный царем Николаем II 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и целый ряд актов, развивающих положения Манифеста и также утвержденных указами императора, изданных в 1905-1906 гг.: Указ от 11 декабря 1905 г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную думу (от 6 августа 1905 г.) и изданных в дополнение к нему узаконении", Манифест от 20 февраля 1906 г. "Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы", Указ от 20 февраля 1906 г. "Учреждение Государственной Думы" (новая редакция) и др. Манифест 17 октября 1905 г. занимает особое место среди этих документов. В нем говорилось: "Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей". Это означало, что Государственная дума из законосовещательного органа преобразовывалась в законодательный. Расширялись права в законодательной деятельности не только Государственной думы, но и Государственного совета. Он, как и Государственная Дума, также наделялся уже не законосовещательными, а законодательными полномочиями. ================================================= · Открытие первой гос. Думы состоялось в конце апреля 1906г., законодательное учереждение было провазглашено Манифестом 6 августа 1905г. Сначала дума рассматривалась как совещательный орган при царе и называлась Булыгинской, по фамилии своего руководителя.Она получила право обсуждать и давать заключения по основным законопроектам и бюджету. Дума избиралась на 5 летний срок, до истечения которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы. Сначала количественный состав депутатов был определен в 524 человека,а затем сокращен до 442 чел. Дума имела право обсуждения и принятия законодательных предположений, гос. Росписи доходов и расходов (бюджет), могла обращаться с запросами к министрам. После принятия думой закон утверждался гос.советом и подписывался императором.Центральным вопросом был аграрный. Думе было предложено два проекта его решения: проект “42-х” – кадетский и проект “104” – трудовой группы.Третий проект “33-х” был наиболее радекален и требовал полного уничтожения частной собственности на землю. Царским указом от 8 июля 1906г дума была распущена.
· Вторая гос. Дума заседала с 20 февраля по 2 июня 1907 года, в ее работе участвовали 518 депутатов. Среди них 104 трудовика (крестьяне), 98 кадетов, 65– социал-демократов. Главным в думе по-прежнему оставался аграрный вопрос. По своему составу Провительственную линию поддерживали только правые и октябристы. Закончив обсуждения по аграрному вопросу, дума передала все законопроекты в комиссию. Правительство распустило и эту думу. 3 июня 1907г был опубликован царский манифест о роспуске 2ой думы и об изменении избирательного закона.
· Председатели: Хомляков, Гусков, Родзянко Деятельность III думы Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты, мирно обновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская группа, депутаты от Польши. -рабочий: было рассмотрено 4 законопроекта комиссии Минфина. (о страховании, о конфликтных комиссиях, о сокращении рабочего дня, о ликвидации закона карающего за участие в забастовках). Приняты в 12 году в ограниченном виде. -национальный вопрос: холмский (вражда между основным населением - православными и господствующим классом - католики), о земствах в западных губерниях (вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку; закон был принят относительно 6 губерний из 9), финляндский вопрос (попытка политических сил добиться независимости от России, принят закон об уравнивании прав русских граждан с финскими, закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской повинности, закон об ограничении прав финского сейма), еврейский вопрос (не было принято законов, толчок - дело Бейлиса 1911) -аграрный вопрос: связан со столыпинской реформой
· Неудачный ход военных действий вызвал острую критику правительства со стороны Думы. Большинство фракций потребовало создания кабинета министров и передачи власти в его руки. Вокруг этой идеи объединилось не только думское большинство, но и представители Государственного Совета. В августе 1915 г. в парламенте был создан «Прогрессивный блок», состоящий из 236 депутатов, в который вошли представители октябристов, прогрессистов, кадетов, и представителен Государственного Совета. Не поддержали блок меньшевики и трудовики. Таким образом, возник оппозиционный правительству парламентский блок. 27 февраля 1917 г., собравшись на внеочередном заседании, группа депутатов организовала Временный комитет Государственной Думы, который в ночь на 28 февраля постановил взять власть в свои руки и создать правительство. 2 марта 1917 г. было создано Временное правительство, которое своим решением от 6 октября распустило 4 Думу.
Подведем итоги За время существования Государственной Думы были приняты прогрессивные по тем временам законы об образовании, об охране труда на производстве; благодаря последовательной линии думцев выделены значительные бюджетные ассигнования на перевооружение армии и флота, серьезно пострадавших во время русско-японской войны. Но дореволюционные Думы так и не смогли решить многие насущные вопросы своего времени, в частности, земельный вопрос. В России это было первое представительное учреждение парламентского типа.
23. Становление советской системы управления (1917-1920 гг.). Формирование новой системы государственного устройства в России началось на Всероссийском съезде советов, открывшимся в Петрограде 25 октября 1917 г. Съезд сформировал новые органы власти: - Верховным органом власти объявлялся Всероссийский съезд советов, который состоял из представителей городских и губернских Советов (выборных органов государственной власти на местах). - Между съездами его функции возлагались на Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), председателем которого был избран Л.Б. Каменев. По своему составу это был многопартийный орган (большевики, левые эсеры, меньшевики; после июля 1918 г. – только большевики). В него входило не более 200 человек. - Советское правительство получило название Совет народных комиссаров. В его состав вошли представители большевиков и левых эсеров (после июля 1918 г. – только большевики). Председателем СНК стал В.И. Ленин. Народные комиссары: по делам национальностей – И.В. Сталин, по иностранным делам – Л.Д. Троцкий, народного просвещения – А.В. Луначарский и др. (всего 15 человек). В функции Совнаркома входило «общее управление делами» советской республики, а также издание декретов, распоряжений и инструкций. К началу 1918 г. старые органы власти и управления были распущены. Вместо них в основном были сформированы народные комиссариаты (наркоматы). 2 декабря 1917 г. при СНК был образован Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), который был призван руководить хозяйственно-экономической жизнью страны.). В октябре 1917 г. была создана Рабоче-крестьянская милиция, которая подчинялась местным Советам и НКВД. При СНК была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), председателем которой стал Ф.Э. Дзержинский. В январе 1918 г. Ленин подписал Декрет «О рабоче-крестьянской Красной Армии» (РККА). Первоначально РККА строилась на добровольных началах, но уже в июле 1918 г. был осуществлен переход ко всеобщей воинской повинности. В ноябре 1917 г. вместо прежних органов юстиции были учреждены выборные народные суды, состоявшие из председателя и народны заседателей. Для рассмотрения преступлений, особо опасных для советской власти, вводились революционные трибуналы. Упрочение советской власти на большей части территории России привело к необходимости принятия Конституции, которая должна была юридически закрепить сложившиеся общественные отношения и фактически сформировавшуюся структуру власти – «диктатуру пролетариата» (политическая власть рабочего класса, осуществляемая в союзе с крестьянством и другими слоями трудящихся). Конституция РСФСР была принята на V Всероссийском съезде советов в июле 1918 г. В ней провозглашалось: - федеративный характер республики;
- отделение церкви от государства; - права и обязанности граждан (свобода слова, мнений, собраний, обязанность всех граждан трудиться и защищать республику); - избирательное право (его получили все трудящиеся, солдаты и нетрудоспособные граждане. Лица, использовавшие наемный труд, частные торговцы, священнослужители и бывшие служащие полиции лишались этого права.). - закреплялась уже сложившаяся система государственного управления: Всероссийский съезд советов, ВЦИК, СНК, Советы рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов на местах – как форма диктатуры пролетариата. Это была первая в истории России Конституция. За годы Гражданской войны в государственном управлении произошли следующие изменения: - В 5 раз возросла численность управленческого аппарата (причина – замена прежних рыночных механизмов саморегулирования многочисленными непрофессиональными отрядами новых управленцев). - Произошел процесс сращивания партийных и государственных структур. РКП(б) распространила свое влияние на все сферы жизнедеятельности общества – политику, экономику, культуру, семью. В этих условиях любая попытка воспрепятствовать ее контролю расценивалась как саботаж. *** За годы установления советской власти большевикам удалось реализовать идею Ленина о создании государства диктатуры пролетариата, в котором былликвидирован принцип разделения властей и через посредство Советов установлено полновластие большевистской партии.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.240.101 (0.008 с.) |