Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Документы эпохи Александра I по аграрному вопросу.

Поиск

Вопросы и задания к документу № 55:

1. Вспомните, кто имел исключительное право на владение землей?

2. Какам образом указ менял право приобретение земли?

3. О каких новых чертах в жизни России можно говорить на основанииэтого документа?

4. Как в указе определяется цель его принятия? Как вы думаете, могла ли она быть достигнута в результате осуществления данного указа? Свой ответ аргументируйте.

Из Указа императора Александра I от 12 декабря 1801 г.

Желая дать новое поощрение земледелию и промышленности, признали мы нужным право приобретения всяких земель без крестьян и владения всем тем, что на поверхности и в недрах их находится распространить на всех российских подданных, кроме тех, кои причислены к помещичьим владениям.

Предоставляем не только купечеству, мещанству и всем городским правом пользующимся, но и казенным поселянам, к какому бы они ведомству ни принадлежали, и отпущенным на волю от помещиков приобретать покупкою земли и утверждать таковые приобретения за собою совершением купчих каждому от своего имени в собственность их ненарушимо ограждающим.

 

Вопросы и задания к документам № 56 и 57:

1. Почему и с какой целью Александр I издал указ о свободных хлебопашцах?

2. На каких условиях освобождались крестьяне? Какое из них, по вашему мнению, наиболее важное? Почему?

3.. Можно ли считать этих крестьян действительно свободными?

4. Может ли указ рассматриваться как начало ликвидации крепостного права в России? Свой ответ обоснуйте.

5. Сравните документы 9 и 10. В чем их принципиальные различия? Чем они объясняются?

Из Указа о свободных хлебопашцах (20 февраля 1803 г.).

Находим нужным постановить следующее:

1. Если кто из помещиков пожелает отпустить крестьян своих по одиночке, или и целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу; то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении к министр внутренних дел для рассмотрения и представления нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин.

3. Если крестьянин или и целое селение не исполнит своих обязательств: то возвращаются помещику с землею и семейством его во владение по-прежнему.

4. Крестьяне и селения от помещиков по таковым условиям с землею отпускаемые, если не пожелают войти в другие стояния, могу оставаться на собственных их землях земледельцами |и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев.

6. Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землею в собственность, несут подушный казенный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность натурою, и исправляя наравне с другими казенными крестьянами земские повинности, с оброчных денег в казну не платят.

Из Учреждения для эстляндских крестьян (23 мая 1816 г.)

1. Эстляндское рыцарство, отрекаясь от всех доселе принадлежащих ему крепостных наследственных прав на крестьян, предоставляет себе токмо право собственности на земли, так, чтобы впредь уже свободные от крепостной зависимости крестьяне вступать могли в такие токмо с помещиками отношения, которые проистекать могут из взаимных договоров, на согласии основанных и действию гражданских законов подлежащих.

 

Документ № 58

Из журналов Непременного совета (от 12 января 1803 г.): о решении крестьянского вопроса.

Вопросы и задания к документу № 58:

1. Как вы думаете, чем были вызваны эти предложения об освобождении крестьян? Найдите ответ в документе и в предыдущих заданиях.

2. Какие условия освобождения предлагаются и почему Соответствовали ли эти условия интересам крестьян, какие в большей степени и почему?

 

Мнение действительного тайного советника графа С. П. Румянцева:

Многие помещики нашли бы существенную пользу, чтоб крестьян, вместо продажи их, отпускать на волю целыми селеньями, делать с ними условия [заключать договор] и укреплять им в собственность участки земли каждому или целым обществам, испрашивают:

1) даровать помещикам таковое право и нерушимость обоюдного согласия обеспечить законом;

2) из уволенных таким образом крестьян учредить новое в государстве сословие.

Проект указа, содержащий в себе подробные распоряжения:

1) чтоб селения, уволенные от помещиков, не были вынуждаемы к избранию другого состояния, но оставались бы земледельцами, не быв подвержены, как только общим податям;

2) чтоб крестьян, не исполнивших условия, сделанных с их помещиками, по истечении срока отдавать годных в рекруты, а негодных в работу;

3) чтоб условия сего рода вносимы были на рассмотрение Правительствующего Сената, от коего каждый раз должны быть они представляемы на Высочайшее утверждение.

 

Мнение графа 3. В. Стройновского, помещика Подольской и Минской губ.:

Бытописания народов показывают, что в каких странах земледельцы были прежде уволены от подданства, там народы более успели в образовании себя в размноженной людности, в улучшении земледелия, в доставлении себе изобилия и богатства.

Рабы не почитаются гражданами государства и взирают на дворянство, имеющее право угнетать их, как на орудие своего нещастия.

 

Из Проекта графа П. С. Мордвинова:

Дарование свободы тогда токмо не сопровождается никакими ощутительными неудобствами, ни вредными последствиями, когда бывает с некоторою постепенностью; когда свободными делаются не все вместе и единовременно, без воззрения на степень просвещенности, но когда благо сие представляется в виде награды трудолюбию и приобретаемому достатку с установлении законом меры выкупа для освобождения от крепостной зависимости. Тихое, мирное прохождение из зависимого состояния в свободное никакому другому сословию не навлечет неприятности и потерей. Крестьяне получат свободу; помещики останутся владетелями полными земли своей, и с денежным еще капиталом, столь нужным для возвышения доходов от своих достояний...

 

Документы № 59 и 60

О реформе образования в царствование Александра I.

Вопросы и задания к документам № 59 и 60:

1. Что объединяет эти документы?

2. Чем, на ваш взгляд, объясняется внимание Александра I к развитию просвещения?

3. Можно ли утверждать, что в этих документах проявились личные качества Александра I, особенности его образования и воспитания? Поясните свой ответ.

4. В чем заключался смысл открытия университетов? Какие отличительные черты этих учебных заведений отражены в Университетском уставе?

5. С какой целью в едином министерстве были объединены народное просвещение и «духовные дела»? Привлекая знания по истории, проиллюстрируйте конкретными фактами утверждение, что в России при Александре I появилась система народного образования. В чем ее значение для дальнейшего развития российского общества?

Из Университетского устава (5 ноября 1804 г.)

Глава I. Об Университете вообще

§ I. Императорский Московский Университет есть высшее ученое сословие, для преподавания наук учрежденное. В нем приуготовляется юношество для вступления в различные звания Государственной службы.

§ 2. Университет, пользуясь Высочайшим покровительством, состоит под главным Начальством Министра Народного Просвещения и в особом ведении того из Членов Главного училищ Правления, на которого о нем попечение возложено.

§ 3. Университет составляют:

1) преподающие в науках наставления Ординарные и Экстраординарные Профессоры, которые по различию наук разделяются на факультеты или отделения;

2) Адъюнкты;

3) Магистры;

4) Студенты, пользующиеся Университетскими наставлениями; и

5) Учители языков, приятных искусств и гимнастических упражнений.

§ 4. Профессоры всех отделений и Адъюнкты под председательством Ректора составляют Совет, или общее собрание Университета. Оно располагает учебною частию Университета и его Округа.

§ 5. Университет имеет собственное Правление; Председатель оного есть Ректор, а Члены — Деканы Факультетов. К ним присоединяется назначаемый Попечителем из Ординарных Профессоров непременный Заседатель. Правлению вверяется вся хозяйственная часть Университета.

§ 6. Правлению препоручается суд и расправа между чинами к Университету принадлежащими, и при решении тяжеб присутствует еще чиновник, избираемый Университетом из своего сословия, с названием Синдика.

§ 7. При Университете должны быть:

1) Учебные пособия

2) Учительский или Педагогический Институт;

3) Медицински! Клинический Институт;

4) Хирургический Клинический Институт;

5) Институт Повивального искусства.

§ 8. Университет имеет Типографию и собственную Цензуру для всех издаваемых Членами его и в Округе его печатаемы) [мнений, также для книг, выписываемых им для своего употребления из чужих краев.

§ 9. Сверх сего Университету не воспрещается содержатьхозяйственной суммы Академическую Гимназию, в первом содержанииУниверситета к нему присоединенную, так же как и благородный пансион, впоследствии учрежденный, в котором воспитываются благородные юноши на иждивении родителей.

 

Глава XIII. О правлении Университета

<...> § 137. Правление заключает в себе исполнительную иметь Университета, занимается внутренним устройством Университетаи благочинием, сносится с другими Государственными деламипо Делам, до Университета касающимся.

 

Учреждение Министерства духовных дел и народного просвещения (24 октября 1817 г.)

Желая, дабыхристианское благочестие было всегда основанием истинного просвещения, признали мы полезным соединить и по Министерству народного просвещения с делами всех вероисповеданийв состав одного управления, под названием Министерства духовных дел и народного просвещения...

§ I. Министерство духовных дел и народного просвещения может в круге своих действий дела духовные всех вероисповеданий в России и дела, касающиеся до учебного образования исовершенствования познаний.

§ 2. По сему двоякому предназначению своему Министерство сиесостоит в сношении и определенной связи: А. По части иной: I) Со святейшим правительствующим Синодом. 2) Сдуховных училищ. 3) С Римско-католическою духовною. 4) С юстиц-коллегиею лифляндских и эстляндских5) Со всеми местами и лицами, от упомянутых здесь мест.

Б. По части народного просвещения: 1)С университетами и учебными округами. 2) С академиями и другими по ученой иучебной части заведениями. <...>

 

Документы № 61 и 62.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.111 (0.008 с.)