Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Александрия – история жизни и военных походов Александра Македонского.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Азбука-пропись. Азбука включает в себя достаточно красочное начертание букв, образцы скорописного письма, текст о жизни и деятельности Александра Македонского, полный царский титул, загадки нравоучительного характера, образцы составления и написания деловых документов. Эти материалы служили для начального обучения письму, а также знакомили детей с античной историей и географией, включали их во взрослую жизнь через усовения правил составления деловых документов. Ниже приведены фрагменты рукописи данной азбуки-прописи. * * * Александрия – история жизни и военных походов Александра Македонского. «В той час вестник из Македонии приеха ко царю Филиппу и поведа о отрочати. Царь же Филипп радости великия наполнися со всеми силами своими в Македонию прииде. Царица же встрете со отрочатем и облобыза, и отдаде в научение Аристотелю. Елико же царевич Александр из утра до обеда ко Аристотелю ходил; после обеда до вечера к Нектанаву египетскому мудрецу; и к уроку приспе у Аристотеля, и витейство испыта, и коло [звездный круг – А.Р.] изведа, и царем прославлен. Куманский царь [собирательный образ – царь кочевых народов – А.Р.] ухищрение сотвори, лукавством скрыт, 12 т[ысяч] куман взя, к Македонии прииде. […] Царнвич же Александр куман поби и 6 т[ысяч] живых взя, и матерь свою отъя, и куманского царя жива взя […] И все страны, и царства восприя, ко своей высокой Македонской деснице присовокупи. И по Усцому [Мраморному – А.Р.] морю в галиях плаваше. И в Кракельском устье Чермнаго моря приста. Ту град сотвори во имя свое, Александрию. И в Девичье царство копие свое посла царствовати. И в Македонию прииде яко победоносец. Войску своему почити повеле; кони и оружие хранити повеле. Слышав же Дарий, царь персский, что в Македонии царь Филипп Умре, и посла в Македонию послов своих Кандаркуса и Оризвана, яко да купно Македониею обладает. […] Любозрительный, велеумный и храбрый царь Александр к Вавилону граду прииде со всеми силами своими. Вавилоняне ж, таковы величеством, за сто верст царю Александру не даваше приступити. Царь ж Александр, ярости и гневу наполнися, повеле Ефрат реку измерити в ширину и глубину; противу реце повеле ров глубок ископати и Ефрат реку от града отвед. И тем местом во град вниде. И Вавилон прия, и сокровища Дариева многа обреете. Дарий же днесь Персский, вавилонскою злобою и фараонскую отяготися, разосла грамоты по всей земли своеи, к Персиполю братися повеле; на Александра царя поиде. [...] Царь же Александр ко Иерусалиму поидеи Иерусамлимляне мирно встретоша царя Александра. И ту царь Александр во Иерусалиме Богу небесному поклонися. Непреборимый, оружием храбрый из Иерусалима на Дариа царя персского поиде. На Арсенарскую реку пришед со всеми силами своими. И послом сам себе наряди, в Персиде в посолстве бысть. Кандаркусом и Оризваном узнан бысть. Две чаши вратарем даде. На Борзе коне сед едино, со светом приспе на Арсинарскую реку, переде по льду цел к воем своим, и поведа воеводам все бывшее в Персиде. Дарий же царь персский совокупи великую силу на царя Александра поиде. Царь же Александр поволе Антиоху воеводе своим полком ударитися, повеле, Птолемею воеводе своим полком скоро напустити повеле. Толь храбро и мужественно ударишася, безчисленно перс много поби. [...] На индейския пределы со всеми силами поиде [...] Хотением возжделе царь Александр видети, и возмездие индейскому царю Пору отдати, со всеми силами вниде в индейския пределы. Слышав же царь Пор индейский, что царь Александр весь свет прия, до Индии доиде, и разосла грамоты к подручным царем и по всем странам земли своей повеле к Липолю, к Инде братися. На Александра царя поиде. [...]
[Титул Царя Алексея Михайловича] Божию милостью Мы Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всеВеликия и Малыя и Белыя Росии Самодержец Владимирский, Московский, Новгородский; Царь Казанский, ЦарьАстраханский, Царь Сибирский; Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий князь Новаграда низовския земли, Черниговский, Резанский, Ростовский, Ярославский, Вологодский и Великопермский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Лифлянский и иных многих царств и великих государств; и Государь Иверские земли, Карталинских и Грузинских Царей и Кабардинские земли; Черкаских и Горских Князей, и всеа Сибирския земли и Северныя страны повелитель и Обладатель. Царь, Государь и Великий Князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержец. Прописи учетельныя. Господи Боже мой, содетелю всея твари, вразуми мя и научи божественнаго писания и сим увем твоя хотения, яко да славлю тя во веки, аминь. [...] Виноград зелен да несладок, млад ум да не кропок. Добро того учити, кои бы внимал, а старого учити, аки конь необуздан водити.[...] Хотети умети и но учитися, а не ленитися. Учение свет, а не учение тьма. Умному тайна явити, яко уголь горящ в воду пустити, а безумному тайна явити, яко искра в сено пустити. Рысь пестра сверху, а человек лукав изнутри. [...] Книжная бо премудрость подобно есть солнечной светлости, но и солнечную светлость мрачный облак покрывает, а книжныя премудрости и вся тварь скрытии не может. Уму доброму учися, а старейшему человеку повинися, а безумному во обиду ся не давай, а за правду вельми постражи. [...] Блюди ум от безумия, а честь блюди от безчестия, а веру блюди от ереси. [...]
Память приставу. Дати ему на поруки Вологодцкого уезду, тое и тое волости, того и того боярина, крестьянина его, того и того именем и чей сын с прозвищем, деревни тое и той, Вологодцкаго ж уезду, тое и тое волости, того и того боярина, крестьянина его, деревни тое и тое, от того и того именем и чей сын с прозвищем, в бою и в увечье, да в срыве в полуторе денге с полтиною, по челобитной. [Форма челобитной]. Царю Государю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержцу, бьет челом сирота твой, Вологодцкого уезду, тое и тое волости, того и того боярина, крестьянина его деревни, тое и тое, того и того именем и чей сын с прозвищем. Жалоба, Государь, мне Вологодцкаго ж уезду, тое и тое волости, того и того боярина, крестьянина его деревни, тое и тое, на того и на того именем. В нынешнее, Государь, во [7]175, году, ходил я, сирота твой, из деревни в город, из домишку своего, для соляной покупки и как я, сирота твой, купя соли,пошел из ряду на подворье, где я стою и буду как на старой площеди, у Николы Чудотворца, в отдачу денных часов, и тот имрек меня, сироту твоего, бил и увечил и бьючи сорвал с меня, сироты твоего, полторы денги с полтиною денег и, бив меня, сироту твоего, покинул за мертва. Милосердый Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержец, пожалуй меня, сироту твоего, вели Государь, мне на него имрека в том дать свой царьской суд и управу, а в бою и в увечье моем, что ты Великий Государь, укажешь. Царь, Государь, смилуйся [...]».
РГБ ОР. Ф.178. Музейное собрание. Оп.1. Д.1373. Азбука пропись 1667 г. Л. 2-10, 15-16, 18. Сводная ведомость об издании азбук, учебных псалтырей и часословцев на Московском печатном дворе (1622 – 1697 гг.).
РГАДА. Ф. 1182. Оп.1. Д. 34, 39, 47, 52, 57, 58, 64, 70, 75, 81, 91.; Сия книга глаголема по гречески арефметика, а по немецки алгоризма, а по руски цифирная счетная мудрость.
[…] «Статия численная о великих долех указ. Будите ведомо как вся пишут доли в цыфирном счете. По немецким землям властине и во француской земле указуети два числа: одно число наверху, а другое внизу, а промеж ими черта. Верхнее число сказует сколко долей взятии, а исподнее число насколко раздробится долей золотник или денга или что ниесть велико или мало. Сице ¾, то есть исподнее число раздробило на 4 доли, а взяти из них 3 доли, ино то станет 3 чети, сице 3/4, а иные потому ж смотри здесь. ½ - половина, 2/3 – две трети, ¼ - одна четь, 4/5 – четыре пятин, 5/6 – пять шестин, 6/7 – шесть седмин, 7/8 – семь осмин, 8/9 – восемь девятин, 9/10 – девять десятин. Уменшение долей. Когда прилучатся доли в великих числах в верхних и в нижних, а мощно их убавити. И ты убавити пооднаку верхние числа и нижние. Скрозь делову строку сице 168/336 и ты дели на 2. Верхние и нижние числа ино станет 84/168 и ты еще дели на 2. Станет 42/84, и ты еще дели на 2. Станет 21/42, и ты еще дели на 7. Станет 3/6, и ты еще дели на 3. Станет ½. Или сице доли 33/44 раздели. Станет ¾ сице всегда умалива и доли всякие в числех. Указ складу. 24 25 24 1 4_5_25 4 Станет 1 19 5 ^ 6 49 3 30 […]». РГБ ОР Ф.310. Д. 681. Лл.59-60. Син. тип., 1899. – С. 29-35 (Рукопись № 28). Лечебник 1650 г. «Оглавление книги сей: Часть I. О рождении младенческом: 1. Которым обычаем плод в животе матери лежит и коликими перепонками бывает оберчан; 2. Которое время младенец из утробы материной изходит; 3. О легком, тяжелом и сугубом рождении и знаменах их. 8 причин тяжкаго рождения; 4. Лекарства добрыя делаючи легкое рождение и пособлюют женам от этих причин; 5. Как секундина выняти, аще собой не выйдет; 6. Сказание паки о рождении и еже после него нажжен приходят многия болезненныя причины и какими лекарствами их лечить; 7. Когда у родильницы кишка задним проходом выйдет; 8. О притчах различных извержения младенческаго, сиречь недоношения плода, лекарства к тым случаям и о знамении отхождения плода из живота матернаго; 9. Извержение и изхождение чим познати можем и тому знамения суть сии, Авицена; 10. О запирании матки; 11. Почему познати плод мертвый и чим его изгнати; 12. Како мертвый плод выгнати, чтоб матерь не вредити; 13. Како дитя новородившееся беречь и кормить и строить его ко здравию; 14. О млеке и о мамке како выбирать их и коль долго дитя кормити; Вещи млекомножащии сии суть Часть II. О елейках, как составлять к чему которая угодна будет, 50 глав. Часть III. О кменях драгих, 38 глав. Часть IV. О зверех, 30 глав; Часть V. О птица и насекомых и пр., 32 главы; Часть VI. О рыбах и земноводных 24 главы Часть VII. О различных болезнях человеческих 47 глав. Болезни головы начиная с падения волос. Болезни шеи, горла, гортани, рта, зубов. Немочь и жесточь печени, селезенки, плючи, сухота болезни костей. Залегание дыхательных жил, ияжкое дыхание, кашель, асма сухотная, отток, блевание гноем и кровью. Болезни почек, течение мокротное из мозга, разслабление и безпамяти. Желтость, водяная, суставныя болезни, судороги. Болезни утробныя, сворачивание ея, кровавый понос, о запиранию водяном и что урину движет. Унятие кровавой утробы, крови носовой, уриной и менстриковой. О немочах мастриковых, выпадении в истах и пр. Скорчение и ворчание внутри, немочи утробныя, грыжа, кила. Кои [лекарства] ментрову движут, запирают, послеродовыя болезни легчат, вытягнению не живаго отрочате помогут, урину пропущают. Камени в мехире или в почках. [...]».
Библиотека Великого Князя Василия IV Иоанновича и Царя Иоанна IV Васильевича. //Журнал Министерства Народного Просвещения. 1834. Часть 2. Июнь. СПб.: Тип. Имп. Академии Наук. – С. 412-414. Азбука-пропись. Азбука включает в себя достаточно красочное начертание букв, образцы скорописного письма, текст о жизни и деятельности Александра Македонского, полный царский титул, загадки нравоучительного характера, образцы составления и написания деловых документов. Эти материалы служили для начального обучения письму, а также знакомили детей с античной историей и географией, включали их во взрослую жизнь через усовения правил составления деловых документов. Ниже приведены фрагменты рукописи данной азбуки-прописи. * * * Александрия – история жизни и военных походов Александра Македонского. «В той час вестник из Македонии приеха ко царю Филиппу и поведа о отрочати. Царь же Филипп радости великия наполнися со всеми силами своими в Македонию прииде. Царица же встрете со отрочатем и облобыза, и отдаде в научение Аристотелю. Елико же царевич Александр из утра до обеда ко Аристотелю ходил; после обеда до вечера к Нектанаву египетскому мудрецу; и к уроку приспе у Аристотеля, и витейство испыта, и коло [звездный круг – А.Р.] изведа, и царем прославлен. Куманский царь [собирательный образ – царь кочевых народов – А.Р.] ухищрение сотвори, лукавством скрыт, 12 т[ысяч] куман взя, к Македонии прииде. […] Царнвич же Александр куман поби и 6 т[ысяч] живых взя, и матерь свою отъя, и куманского царя жива взя […] И все страны, и царства восприя, ко своей высокой Македонской деснице присовокупи. И по Усцому [Мраморному – А.Р.] морю в галиях плаваше. И в Кракельском устье Чермнаго моря приста. Ту град сотвори во имя свое, Александрию. И в Девичье царство копие свое посла царствовати. И в Македонию прииде яко победоносец. Войску своему почити повеле; кони и оружие хранити повеле. Слышав же Дарий, царь персский, что в Македонии царь Филипп Умре, и посла в Македонию послов своих Кандаркуса и Оризвана, яко да купно Македониею обладает. […] Любозрительный, велеумный и храбрый царь Александр к Вавилону граду прииде со всеми силами своими. Вавилоняне ж, таковы величеством, за сто верст царю Александру не даваше приступити. Царь ж Александр, ярости и гневу наполнися, повеле Ефрат реку измерити в ширину и глубину; противу реце повеле ров глубок ископати и Ефрат реку от града отвед. И тем местом во град вниде. И Вавилон прия, и сокровища Дариева многа обреете. Дарий же днесь Персский, вавилонскою злобою и фараонскую отяготися, разосла грамоты по всей земли своеи, к Персиполю братися повеле; на Александра царя поиде. [...] Царь же Александр ко Иерусалиму поидеи Иерусамлимляне мирно встретоша царя Александра. И ту царь Александр во Иерусалиме Богу небесному поклонися. Непреборимый, оружием храбрый из Иерусалима на Дариа царя персского поиде. На Арсенарскую реку пришед со всеми силами своими. И послом сам себе наряди, в Персиде в посолстве бысть. Кандаркусом и Оризваном узнан бысть. Две чаши вратарем даде. На Борзе коне сед едино, со светом приспе на Арсинарскую реку, переде по льду цел к воем своим, и поведа воеводам все бывшее в Персиде. Дарий же царь персский совокупи великую силу на царя Александра поиде. Царь же Александр поволе Антиоху воеводе своим полком ударитися, повеле, Птолемею воеводе своим полком скоро напустити повеле. Толь храбро и мужественно ударишася, безчисленно перс много поби. [...] На индейския пределы со всеми силами поиде [...] Хотением возжделе царь Александр видети, и возмездие индейскому царю Пору отдати, со всеми силами вниде в индейския пределы. Слышав же царь Пор индейский, что царь Александр весь свет прия, до Индии доиде, и разосла грамоты к подручным царем и по всем странам земли своей повеле к Липолю, к Инде братися. На Александра царя поиде. [...]
[Титул Царя Алексея Михайловича] Божию милостью Мы Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всеВеликия и Малыя и Белыя Росии Самодержец Владимирский, Московский, Новгородский; Царь Казанский, ЦарьАстраханский, Царь Сибирский; Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий князь Новаграда низовския земли, Черниговский, Резанский, Ростовский, Ярославский, Вологодский и Великопермский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Лифлянский и иных многих царств и великих государств; и Государь Иверские земли, Карталинских и Грузинских Царей и Кабардинские земли; Черкаских и Горских Князей, и всеа Сибирския земли и Северныя страны повелитель и Обладатель. Царь, Государь и Великий Князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержец. Прописи учетельныя. Господи Боже мой, содетелю всея твари, вразуми мя и научи божественнаго писания и сим увем твоя хотения, яко да славлю тя во веки, аминь. [...] Виноград зелен да несладок, млад ум да не кропок. Добро того учити, кои бы внимал, а старого учити, аки конь необуздан водити.[...] Хотети умети и но учитися, а не ленитися. Учение свет, а не учение тьма. Умному тайна явити, яко уголь горящ в воду пустити, а безумному тайна явити, яко искра в сено пустити. Рысь пестра сверху, а человек лукав изнутри. [...] Книжная бо премудрость подобно есть солнечной светлости, но и солнечную светлость мрачный облак покрывает, а книжныя премудрости и вся тварь скрытии не может. Уму доброму учися, а старейшему человеку повинися, а безумному во обиду ся не давай, а за правду вельми постражи. [...] Блюди ум от безумия, а честь блюди от безчестия, а веру блюди от ереси. [...]
Память приставу. Дати ему на поруки Вологодцкого уезду, тое и тое волости, того и того боярина, крестьянина его, того и того именем и чей сын с прозвищем, деревни тое и той, Вологодцкаго ж уезду, тое и тое волости, того и того боярина, крестьянина его, деревни тое и тое, от того и того именем и чей сын с прозвищем, в бою и в увечье, да в срыве в полуторе денге с полтиною, по челобитной. [Форма челобитной]. Царю Государю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержцу, бьет челом сирота твой, Вологодцкого уезду, тое и тое волости, того и того боярина, крестьянина его деревни, тое и тое, того и того именем и чей сын с прозвищем. Жалоба, Государь, мне Вологодцкаго ж уезду, тое и тое волости, того и того боярина, крестьянина его деревни, тое и тое, на того и на того именем. В нынешнее, Государь, во [7]175, году, ходил я, сирота твой, из деревни в город, из домишку своего, для соляной покупки и как я, сирота твой, купя соли,пошел из ряду на подворье, где я стою и буду как на старой площеди, у Николы Чудотворца, в отдачу денных часов, и тот имрек меня, сироту твоего, бил и увечил и бьючи сорвал с меня, сироты твоего, полторы денги с полтиною денег и, бив меня, сироту твоего, покинул за мертва. Милосердый Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержец, пожалуй меня, сироту твоего, вели Государь, мне на него имрека в том дать свой царьской суд и управу, а в бою и в увечье моем, что ты Великий Государь, укажешь. Царь, Государь, смилуйся [...]».
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.117 (0.013 с.) |