Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» (17 октября 1905 г.)

Поиск

Вопросы и задания к документу № 16:

5. Какие события обусловили появление Манифеста 17 октября 1905 г.? Как в документе объясняются причины его принятия?

6. В чем суть главных положений Манифеста?

7. Какие изменения вносил Манифест в политический строй России? В чем значение этого документа?

 

Божией милостью Мы, Николай Вторый, Император и Самодержец Всероссийский, царь Польский, великий князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая.

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо Российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы нашей.

Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешнейшего выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной воли нашей:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действия постановленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Дан в Петергофе, в 17-й день октября, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое, царствования же нашего одиннадцатое.

 

Документы № 17-18

О Государственной думе

Вопросы и задания к документам № 17-18:

4. Привлекая знания по истории, укажите, когда была учреждена Государственная дума? С какой целью?

5. Назовите права и полномочия членов Думы. Охарактеризуйте порядок ее работы.

6. В. И. Ленин призвал партию большевиков бойкотировать выборы в I Думу. Позднее он признал это ошибкой. Можно ли на основании приведенных документов обосновать ошибочность бойкота Думы?

7. О чем свидетельствует статья 86 документа? Какие изменения в политическом устройстве России она отражает?

 

Из Высочайшего Указа от 20 февраля 1906 г. о Государственной думе

1. Государственная дума учреждается для обсуждения законодательных предположений.

2. Государственная дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на 5 лет.

3. Государственная дума может быть, до истечения 5-летнего срока полномочий ее членов, распущена указом Императорского Величества. Тем же указом назначаются новые выборы и время ее созыва.

4. Продолжительность ежегодных занятий и сроки перерыва в течение года определяются указами Императорского Величества.

7. Для законного состава заседаний Думы требуется присутствие не менее одной трети всего числа данного состава членов Думы.<...>

32. Государственная дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов.

33. Государственная дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями с запросами по поводу установлений, кои представляются незакономерными.

О членах Государственной думы

<...>14. Члены Думы пользуются полной свободой суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями.

 

Из Основных государственных законов (23 апреля 1906 г.)

86. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Думы и воспринять силу без утверждения Государя Императора.

106. Государственный Совет и Дума пользуются равными в делах законодательства правами.

 

Документы № 19-22

Обсуждение аграрного вопроса в I Государственной думе

Вопросы и задания к документу № 19:

4. В чем, по мнению кадетов, состояла необходимость решения аграрного вопроса?

5. Каким образом кадеты предлагали решить аграрный вопрос?

6. Почему царское правительство отвергло эти предложения?

 

Предложения фракции кадетов

(Проект 42-х) (8 мая 1906 г.)

Считая неотложно необходимым приступить теперь же к решению земельного вопроса, мы находим, что будущий законопроект должен взять за основу следующие положения:

1. Увеличение площади землепользования населения, обрабатывающего землю личным трудом, как-то: безземельных и малоземельных крестьян и других разрядов земледельцев — государственными, удельными, кабинетскими, монастырскими, церковными землями и путем обязательного отчуждения за счет государства частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой оценке, то есть сообразно с нормальной для данной местности доходности.

2. Отчуждаемые земли поступают в государственный земельный запас. Признавая руководящим началом земельной политики передачу земли в руки трудящихся, мы считаем:

I. Там, где существует особый класс безземельных сельскохозяйственных рабочих, последние подлежат обеспечению землей на тех же основаниях. Особыми правилами также должен быть определен отвод земли семьям, прекратившим хозяйство вследствие малоземелья, если они пожелают восстановить собственное хозяйство.

II. Для каждой местности должен быть установлен нормальный размер земельного обеспечения, до которого должно быть доводимо количество земли у земледельческого населения. <...>

V. При отчуждении частновладельческих земель надлежит установить следующие правила:

а) без всяких ограничений подлежат отчуждению все земли, обычно сдававшиеся 1 января 1906 г. в аренду, и земли впусте лежащие, но признанные годными для обработки. Кроме того, для каждой местности закон должен определить высший размер землевладения при условии ведения собственного хозяйства, то есть определить, больше чего никто не может владеть землей, и все, что окажутся больше этого размера, также подлежит отчуждению без каких-либо ограничений <...>

Не подлежат отчуждению:

1) небольшие участки, не превышающие трудовой нормы;

2) городские выгонные земли, а равно земли, принадлежащие городам, местечкам, земствам, учебным и благотворительным учреждениям, поскольку они непосредственно служат для общественно - санитарных, учебных и т. д. целей; <...>

4) земли, на которых расположены фабрично-заводские или сельскохозяйственные промышленные заведения.

VI. Земли из государственного земельного запаса передаются в долгосрочное пользование на срок, установленный подлежащими учреждениями, без права переуступки. <...>

VIII. В местностях, изобилующих лесами, под земельное обеспечение землевладельцев могут быть обращены леса, не имеющие защитного и водоохранного значения.

 

Вопросы и задания к документам № 20—22:

5. Чем была обусловлена острота аграрного вопроса в России начала XX в.? Какие пути его решения предлагались?

6. Почему П. А. Столыпин выступил против проекта, предложенного кадетами?

7. Какой вариант решения аграрного вопроса предложил П. А*.. Столыпин?

8. В чем смысл предложений трудовика С. В. Аникина? Какше требования крестьян отражены в его выступлении?

9. Чьи предложения, по вашему мнению, наиболее отвечали интересам крестьян?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 830; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.123.41 (0.012 с.)