Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из информационной сводки колхозцентра СССР и рсфср о перегибах в раскулачивании (не ранее 25 февраля 1930 Г. )

Поиск

Вопросы и задания к документу № 47:

5. Что объединяет эти документы? Какие события в них отражены?

6. Раскройте содержание понятия «раскулачивание». Против кого оно было направлено?

7. Как проводилось раскулачивание?

8. О каких грубых перегибах говорится в документах? Почему, на ваш взгляд, они стали возможными?

9. Чем завершилось раскулачивание? Какие последствия для развития сельского хозяйства оно имело?

 

<...>Б. По РСФСР

1. Северный край

В Чебоксарском районе «сгоряча» раскулачили несколько середняков и даже бедняков. Раскулачивание происходило без участия бедняцко-середняцкого схода и при игнорировании сельсовета. Это раскулачивание кончилось тем, чти один из раскулаченных середняков в Чебоксарском районе наложил на себя руки («Правда Севера», 10 февраля).

В Грязовецком районе некоторые сельсоветы допустили раскулачивание середняков. Герцемский сельсовет отбирал имущество, скот и дома у тех, например, кто продал воз своих лаптей или несколько пар рукавиц («Правда Севера», 19 февраля).

2. Московская область

В Тверском округе, где раскулачивание в основном проходит правильно, есть отдельные случаи, когда при раскулачивании задели середняка, а некоторые кулаки остались нетронутыми. У рабочих, имеющих в деревне имущество, отбирали дома и сено. У кулаков отбирали мелочи домашнего обихода: часы – ходики, лампы, одеяло и другое «барахло».

В Кимрском округе в Фоминском и Перловском районах отобрали у кулаков все мелочи, вплоть до грибов; все делили среди колхозов и отдельных хозяйств, а в то же время кулаков на учет не взяли и куда они ушли — никому неизвестно. Нераскулаченные кулаки под шумок распродали свое имущество («Рабочая Москва», 19 февраля).

3. Иваново-Вознесенская область

В четырех сельсоветах проводились опись, обыск и конфискация имущества у крестьян, имеющих только по одной лошади и по одной корове, никогда не пользовавшихся наемным трудом и не лишенных избирательных прав («Рабочий край», 11 февраля). <...>

4. Средняя Волга

В Пономаревском районе при раскулачивании были допущены грубые перегибы. В Наурузове опись была произведена у бедняка, который до 1925 г. был пастухом, а сейчас состоит в колхозе. В Терентьевке увлекшиеся сельсоветчики выселили из дома середняка за неуплату семенной ссуды. Вся подготовительная работа проводилась строго конспиративно. Широкие массы батрачества, бедноты и середняков остались в стороне от раскулачивания. Политическое значение раскулачивания смазано, ему придан сугубо фискальный («взыскание недоимок») характер («Волжская коммуна», 11 февраля).

 

Документ № 48

Из Справки о стахановском движении по Ленинскому району

Вопросы и задания к документу № 48:

4. Что вам известно о А. Г. Стаханове и его трудовом рекорде?

5. В чем суть стахановского движения? Почему ему придавалось в те годы большое значение?

6. На основании справки определите, за счет чего часто достигалась более высокая производительность труда.

7. Почему не все рабочие приняли стахановское движение?

8. Каково ваше отношение к социалистическому соревнованию, ударничеству, коммунистическим субботникам?

9. Когда, на ваш взгляд, рекорды экономически оправданы, а в каких случаях вредны для экономики?

10. Почему, по вашему мнению, сегодня практически не говорят о крупных производственных рекордах? С чем это связано?

 

Слесарь завода «Красный пролетарий» тов. Филатов (беспартийный, 20 лет производственного стажа, на заводе с 1928 г.) работает на станке ДИП-500 [расшифровывается как «догнать и перегнать». — Прим. сост.] Свое задание, вместо установленной нормы в 68 часов, делает в 14 часов. Что он сделал для ускорения процесса работы? Прежде всего он расчистил от хлама свое рабочее место. Привел в порядок инструменты. Раньше у него часть инструментов... лежали в ящике на полу около станка... были разбросаны. Тов. Филатову приходилось часто отрываться от станка, чтобы найти нужный ему инструмент. Сейчас по его заказу ему сделали специальный ящик, где все инструменты им заранее укладываются в нужном порядке. Ящик этот он устанавливает прямо на станок, так что любой инструмент всегда под рукой... Затем он полностью уплотнил свой рабочий день. Работает 420 минут без отрыва.

 

Документ № 49

Рабочие о социалистическом соревновании

Вопросы и задания к документу № 49:

4. Эти рассказы записаны в начале 1930-х гг. На основе их сделайте выводы об отношении рабочих к труду, о мотивах их трудовой деятельности.

5. Какие различия вы можете выделить? Как, на ваш взгляд, связаны мотивы трудовой деятельности и высокая производительность труда?

6. Как поощряли в 1930-х гг. ударников? Можно ли утверждать, что материальные поощрения являлись главным стимулом в 1930-е гг.? Свой ответ аргументируйте.

7. В чем, по мнению рабочих, состояло значение соцсоревнования?

 

А я и понятия не имею о соцсоревновании. Да я и не слыхал таких вопросов, не задавали мне этого вопроса. Не было собрания по этому вопросу. А может быть, и было, а мне время не позволяет быть. Я не могу больше ничего объяснить, зачем и к чему. Прихожу и работаю, и на этом я себя исчерпал.

(Рабочий, не ударник, 26 лет, из крестьян, на заводе работает 9 месяцев, раньше был ломовым извозчиком.)

Социалистическое соревнование — это не есть конкуренция просто. И оно тогда пойдет, если все будут работать заедино и сознательно, как в одной семье родные братья, тогда мы дойдем до сплоченности всего рабочего класса земного мира.

(Рабочий листопрокатного цеха завода «Серп и молот».)

Вот у отсталых рабочих, у них взгляды мелкособственные. Все взгляды на то, чтобы сколотить мошну, а на остальное ему наплевать. Вот у нас один такой подкулачник. «Я, ребята, за власть»,— а между прочим наутро затевает разговор на разные темы: о китайских событиях, о продовольственных затруднениях, почему раньше было всего вдоволь, а теперь затруднения; начинает доказывать, почему раньше все было, а теперь все не хватает. Во время работы дурачит инженера, старается представить Перед рабочими его, что он ни черта не знает. Вырабатывает больше нормы, рубль в час. Излишки припрятывает на следующую получку, если работа будет плохая. Сознательно не снижает себе

расценков, у него всегда чем у всех больше.

(Бывший бригадир рессорного цеха завода АМО, сейчас пионервожатый, комсомолец, 18 лет.)

Я назначил свидание себе с ударницей и спросил, как у нее насчет производства. Она <...> за ударничество получила две простыни, 12 носовых платков, радио с одним наушником, который молчит... Работает она на производстве 16 лет, и вот трудно другим, которые пришли с биржи, за ней тянуться. А другие работницы на этой работе зарабатывают рубль с четвертью. А вот она зарабатывает 140-160 в месяц. Хожу к ней и критикую ее на 100%, потому что она неправильную линию ведет. В общем: пожиже бы немножко надо бы напирать на соревнование.

(Рабочий-обрубщик сталелитейного цеха завода «Серп и молот», 30 лет; 7 лет работает здесь, а раньше — у Эйнема, кондитером. Числит себя крестьянином. «Не хочу ударять, не к чему. Торопиться мне некуда. Я свое заработал, мне хватит».)

В недалеком будущем будут построены коллективы, делящие поровну общий заработок. Они будут объединять людей не только производственной установки, но и товарищеской. Они будут подбираться не случайно, и бригады будут по своему характеру подбирать людей.

Я мыслю себе весь завод состоящим из таких коллективов - бригад, и результаты от этого будут колоссальные и в производстве и в классовом отношении. Ибо, бесспорно, пойдет это и к бытовому объединению и переходу от производственных коллективов на бытовые. По-моему, это уже и будет социализм.

Я люблю завод. С какой радостью слежу, как растут новые цеха.

И работая у станка, я горжусь, что являюсь мелкой гайкой в этом большом механизме. И мне всячески хочется не быть последней гайкой, а хочется лучше работать. Добросовестное отношение к своей работе — это еще меня мало удовлетворяет, мне хочется, чтобы все рабочие так кипели. Мне хочется, чтобы как можно скорей пришло то время, когда завод будет выпускать тысячами машины.

(Сверловщик механического отдела завода АМО, 26 лет. Сюда прибыл из армии чернорабочим и здесь поднял квалификацию.)

 

Документы № 50-52

Переписка академика И. П. Павлова и В.М. Молотова (1934-1935 гг.)

Вопросы и задания к документам № 50-52:

5. Что вам известно об авторах этих писем?

6. В чем суть писем И. Павлова? Какие обстоятельства обусловили их появление?

7. Как И. П. Павлов характеризует обстановку, сложившуюся в стране в 30-е годы? Против каких тревожных, на его взгляд, явлений он особенно резко выступает?

8. Обратите внимание на слова «не один же я так чувствую и думаю». Был ли, на ваш взгляд, в те годы академик одинок в своих взглядах и выводах? Какие вам известны формы оппозиции, существовавшие в 1930-е годы?

9. Почему, по вашему мнению, за столь смелые и резкие высказывания И. П. Павлов не был подвергнут репрессиям? О каких других судьбах вам известно?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.90 (0.007 с.)