Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инвестиции в основной капиталСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
в отрасли промышленности (в % к итогу)
Среди отраслей, где возросла доля инвестиций в основной капитал, следует отметить топливную промышленность(соответственно 11,6 и 22,1%), цветную металлургию и пищевую промышленность. Несмотря на то, что в 2001 г. инвестиционная активность возросла на 18,7%, она составила лишь 1/3 от уровня инвестиций в 1990 г. В настоящее время большую часть объема инвестиций в основной капитал осуществляют предприятия (83%), в том числе на 20% за счет привлеченных средств. Более половины этих вложений приходится на федеральные естественные монополии (ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России»). Это означает, что обрабатывающая промышленность деградирует, испытывая острейший недостаток инвестиций при отсутствии внутренних источников накоплений. Один из методов насыщения реального сектора инвестиционными ресурсами – введение новых норм амортизации. С 1 января 2002 г. все имущество предприятий и организаций распределяется по 10 разрядам в зависимости от сроков полезного использования. Нормы амортизации по активной части имущества увеличены на 30%, по пассивной - на 10 (по сравнению с ранее действовавшими). В итоге общий объем начисленной амортизации увеличился на 30-40%. Одновременно отменяется инвестиционная льгота по налогу на прибыль, позволяющая выводить из-под налогообложения значительную часть прибыли, направляемой на развитие производства. Как известно, одним из условий расширенного воспроизводства является обязательное инвестирование освобождаемой от налогов прибыли. В действительности амортизационные отчисления предприятий используются на развитие производства только на 50%. Даже при новом порядке, когда предприятия будут, по сути, поощряться путем сокращения налога на прибыль за наращивание основных фондов, нет уверенности в целевом расходовании средств (на расширение производства). Сегодня возможности государственных инвестиций (около 17%) крайне ограничены и к тому же их эффективность низка. Требуются частные инвестиции – отечественные и иностранные. Но для них надо создать благоприятный инвестиционный климат с тем, чтобы Россия могла конкурировать на международных рынках капиталов и, что особенно важно, прекратить отток капиталов из страны. В настоящее время инвестиционный климат в стране весьма неблагоприятен: приток прямых иностранных инвестиций примерно в 5 раз меньше оттока капитала. В целом приток иностранных инвестиций в российскую промышленность с учетом масштабов и потенциала российской экономики является весьма скромным – в 2000 г. в промышленность было привлечено 4,7 млрд дол. иностранных инвестиций (43% общего объема иностранных инвестиций в российскую экономику). Серьезную проблему составляют не только их малые объемы, но и структура - значительные диспропорции наблюдаются в их распределении по отраслям. Так, в 2000 г. наиболее крупными были' иностранные инвестиции в пищевую промышленность - 1,79 млрд дол., в черную металлургию – 662 млн, в нефтедобывающую промышленность – 563 млн, в машиностроение и металлообработку – 470 млн, В цветную металлургию - 432 млн.,дол. Таким образом, иностранные инвестиции сосредоточены главным образом в пищевой промышленности. Приоритет для иностранных инвесторов также остаются отрасли добывающей промышленности, что приводит к закреплению неэффективной структуры российской экономики. Важными предпосылками увеличения притока иностранных инвестиций в промышленность являются расширение участия иностранных инвесторов в капитале предприятий, создание новых предприятий с иностранным участием. Однако количество таких предприятий весьма незначительно: в 1998 г. - 2 316, в 1999 г. - 2 496, в 2000 г. – 2424. Удельный вес предприятий с участием иностранного капитала в общем числе промышленных предприятий не превышает 0,7%, но в них занято 4,7% общей численности промышленно производственного персонала и производится 9,8% от общепромышленной продукции. Следовательно, иностранные инвестиции в промышленность ограничены небольшим кругом:крупных промышленных предприятий. До недавнего времени делался акцент на патронировании и предоставлении льгот крупным и известным в мире компаниям. Остальные инвесторы оставались вне поля зрения правительства и были лишены достаточной правовой защиты и помощи. Тем самым упускалась возможность масштабного привлечения среднего и малого мобильного и частного технически передового предпринимательского капитала. Ниже приведены данные об иностранных инвестициях в экономику России (таблица 6).
Таблица 6 Объем инвестиций, поступивших От иностранных инвесторов в экономику России, По странам
Большая часть инвестиций в экономику России (60,2%) приходится на долю 5 стран – США, Германии, Кипра, Нидерландов и Швейцарии. Причем основной приток инвестиций возрос за счет Германии, Кипра и Нидерландов. Правительство Российской Федерации принимает ряд мер по содействию притока иностранных инвестиций в промышленность. Установлено, что основными направлениями в области политики привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России является: ü совершенствование нормативно-правовой базы деятельности иностранных инвесторов; укрепление специального инвестиционного режима, который служит важным фактором конкуренции за привлечение капитала с мировых рынков; ü стимулирование благоприятной для России отраслевой структуры прямых иностранных инвестиций; выравнивание условий налогообложения сырьевого сектора и обрабатывающей промышленности; ü улучшение инвестиционного климата путем нормализации макроэкономической ситуации в стране, проведения реформ на микроуровне, совершенствования политики в отношении иностранных инвестиций; ü активное участие в международном регулировании прямых иностранных инвестиций; принятие срочных мер в области законодательства и обеспечения условий для его реализации на практике, а также повышения эффективности институтов, связанных с привлечением прямых иностранных инвестиций, создания системы экономических стимулов для всех инвесторов; ü проведение политики привлечения прямых иностранных инвестиций в регионы, включая вопросы координации регулирования прямых иностранных инвестиций на федеральном и региональном уровнях; учет региональных особенностей и различий в инвестиционном климате при выработке российской стратегии в отношении прямых иностранных инвестиций.
Приватизация промышленности
Масштабная приватизация предприятий государственной и муниципальной собственности привела к многократному сокращению государственного сектора и к значительному уменьшению его роли в экономике страны. В настоящее время удельный вес предприятий государственной и муниципальной собственности в общем числе хозяйствующих субъектов в российской экономике не превышает 11 %. По состоянию на 1 января 2001 г. государственный сектор промышленности и включал в себя около 4300 государственных унитарных предприятий и 850 хозяйственных обществ с долей государственной собственности, превышающей 50%. По результатам 2000 г. вклад предприятий государственного сектора в общий объем промышленного производства составил более 10%. Несмотря на относительно невысокую долю предприятий государственной собственности в промышленности (4,5% всех организаций) проблемы ее реструктуризации и дальнейшей приватизации остаются весьма актуальными. Сокращение масштабов приватизации в последние годы связано не столько с «исчерпанием» запаса государственной собственности, сколько с необходимостью изменить концепцию и законодательную базу приватизации (таблица 7). Важным шагом в развитии приватизационных процессов стало принятие нового Закона «O приватизации государственного и муниципального имущества». Вместе с тем он не решает всех проблем реформирования государственного сектора в промышленности. Весьма сложной является проблема государственных унитарных предприятий. Концепция управления государственным имуществом предполагает выделение из всей совокупности государственных унитарных предприятий «казенных» предприятий и акционирование остальных с возможностью полной или частичной приватизации впоследствии. Данный процесс идет довольно медленно и законодательная база, регламентирующая создание, функционирование и ликвидацию (реорганизацию) этой формы собственности, практически отсутствует. В настоящее время ведется работа по доработке и принятию закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Непосредственно с проблемой государственных унитарных предприятий и их предполагаемым акционированием связана еще одна задача – организация эффективного управления пакетами акций, находящимися в государственной собственности, Количество которых при акционировании государственных унитарных предприятий может возрасти в несколько раз. В связи в этим дорабатывается проект закона об управлении находящимся в федеральной собственности акциями акционерных обществ. Таблица 7 Приватизация предприятий (объектов) промышленности
К 2004 г.в ходе приватизации планируется сократить государственный сектор экономики до 1,5-2,5 тыс. пред приятий. Это должно привести к полной приватизации отраслей (за исключением объектов, обеспечивающих национальную безопасность), имеющих потенциал выживания и роста (пищевая промышленность, металлургия, нефтяная промышленность, подотрасли машиностроения, производящие продукцию для конечного потребления населением). Решение задач, связанных с совершенствованием управления государственным имуществом в промышленности, акционированием унитарных предприятий, приватизацией, станет важным фактором изменения структуры собственности в промышленности в ближайшие годы и расширения возможности привлечения эффективных собственников. Глава 5 СЫРЬЕВЫЕ И ТОПЛИВНОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 861; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.152 (0.011 с.) |