Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свободные экономические зоны (СЭЗ) и их роль в развитии внешнеэкономических связей

Поиск

 

В мировой практике под СЭ3-ми пони мается совокуп­ность территориальных формирований, где устанавлива­ются беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов стра­ны. Отметим, что свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) стра­на в целом.

При создании СЭ3 правительство учитывает следующие факторы:

ü уровень экономического развития страны;

ü текущие и перспективные задачи экономической по­литики;

ü возможности развития внешнеэкономических связей;

ü особенности отраслевой структуры местной экономики;

ü специфики географического положения территории, где предполагается создание СЭЗ.

Свободные экономические зоны принимают различные организационные формы и характеризуются различным целевым назначением. Так можно выделить:

ü свободные таможенные зоны (СТ3), включающие беспошлинные торговые и складские зоны, которые, яв­ляясь частью национальной территории, одновременно рас­сматриваются как находящиеся за пределами государствен­ных границ с точки зрения финансового режима. Как пра­вило, СТ3 создаются в международных аэропортах, морс­ких и речных портах, на главных транспортных магист­ралях, а также в отдельных промышленных районах. Их площадь обычно не превышает нескольких квадратных километров. В СТ3 производится доработка экспортируе­мых промышленных изделий; погрузка, разгрузка и пере­валка импортных товаров; складирование товаров, не прошедших таможенный контроль; снабжение транспортны­ми средствами;

ü промышленно-производственые зоны и, прежде всего зоны экспортного производства, ориентирующиеся на вне­шние рынки;

ü научно-технические и научно-внедренческие зоны, создаваемые на базе технологических парков и также ори­ентированные на внешние рынки; к ним в первую очередь относятся так называемые «технополисы»;

ü сервисные зоны, представляющие собой разного рода финансово-банковские центры (оффшорные зоны), функци­онирование которых основано на привлечении иностран­ного капитала на льготных условиях.

Довольно часто создаваемым СЭЗ предоставляется ре­жим, позволяющий использовать преимущества зон раз­ных типов. Они получают названия зоны свободного предпринимательства», «специальной. или «особой экономи­ческой зоны», «территории особого режима., но зачастую различие между комплексными СЭЗ проявляется только в определении и в конкретных целях создании, а инстру­ментарий их функционирования остается схожим.

Первая в мире свободная экономическая зона появи­лась в ирландском городе Шеннон. В 1959 г. правитель­ство Ирландии организовало на территории аэропорта зону, свободного международного предпринимательства. Данная экспортная промышленно-производственная зона и по сей день является одной из самых эффективных по критериям объема привлеченных инвестиций и числа работающих предприятий.

Во всем мире, по некоторым оценкам, сейчас насчиты­вается около тысячи свободных экономических зон, раз­личающихся особенностями режима функционирования и формами хозяйствования. Большая часть СЭЗ сосредото­чена в Америке и Юго-Восточной Азии.

Мировой опыт показывает, что эффективность функци­онирования СЭЗ определяется: политической стабильнос­тью; инвестиционными гарантиями; качеством инфраструк­туры; квалификацией рабочей силы; простотой админист­ративных структур.

Опыт функционирования различных видов СЭЗ в стра­нах с развитым уровнем экономического развития интере­сен для анализа возможностей развития подобных зон в России. К сожалению, до сих пор выгоды, предоставляе­мые отдельным территориям путем создания зон экономи­ческого благоприятствования, реализуются у нас в стране далеко не полностью.

В 1990-1991 гг. по России прокатилась волна создания всевозможных СЭЗ. 3а этот период появилось 12 зон действия режима экономического благоприятствования. Кроме зон, которые получили название свободных эконо­мических зон, были созданы свободные предприниматель­ские зоны в Санкт-Петербурге, Выборге Ленинградской об­ласти, а также технополис в 3еленограде. Массовость орга­низации СЭ3 в начале 90-х годов объясняется тем, что для свободных экономических зон предусматривались пер­воочередность осуществления государственной про граммы приватизации, а также льготные условия предоставления бюджетных кредитов для финансирования развития реги­ональной инфраструктуры.

В последующие годы было создана еще 10 свободных экономических зон. Они значительно различались не только механизмом действия льготного экономического режима, но и высокой неоднородностью по характеристикам зани­маемой территории. Так, режим ряда зон распространил­ся на целые субъекты Федерации (Калининградская и Са­халинская области), территорией других зон становился отдельный населенный пункт или отдельный район регио­на (СЭЗ «Находка» занимает территорию Партизанского района Приморского края), зона свободной торговли «Шереметьево» - муниципальную территорию Москвы, при­легающую к аэропорту.

Если говорить о выживании СЭЗ, то многие из тех, что закладывались непосредственно в регионах, действуют и в настоящее время. Этого нельзя сказать о СЭ3 дея­тельность которых регулируется на федеральном уровне. С определенной долей уверенности можно утверждать, что сейчас реально функционируют лишь СЭ3 в Калинин­градской и Магаданской областях.

Таким образом, подавляющее большинство из создан­ных на территории России свободных экономических зона казались нежизнеспособными. Факторами, обусловившими слабость подобных образований, стали следующие.

1. Отсутствием адекватного правового регулирования.

2. Слишком большие размеры территории СЭЗ.

3. Нахождение большинстваСЭ3 во внутренней части страны.

4. Отрицательное воздействие СЭ3 на экономику ре­гиона.

5. Отсутствие четкого контроля со стороны государ­ственных органов, сделавшее возможными злоупотребления на территории СЭ3.

6. Недостаточное использование возможностей, предос­тавляемых режимом экономического благоприятство­вания.

Поэтому не все из существующих видов СЭЗ однозначно применимы в российских условиях. В рамках федерально­го государства наиболее спорным и даже опасным являет­ся создание какого-либо приоритетного режима для боль­шого количества субъектов и зон. Возможности экономи­ческого развития регионов должны обеспечиваться в рам­ках всего государства, а льготы большого числа террито­рий могут влиять на общий политический климат.

Создание оффшорных зон неприемлемо для России, по­скольку целый комплекс мер как законодательного, так и экономического характера, которые должны предприни­маться для формирования режима финансового благопри­ятствования, вряд ли может быть осуществлён на какой-­то из отдельных частей территории государства.

Наиболее эффективными в России могут быть следую­щие виды:

ü экспортного производства. В таких зонах необходимо стимулировать производство продукции с повышенной до­бавленной стоимостью и более высокой степенью наукоёмкости;

ü с малой территорией, требующие меньших началь­ных капиталовложений;

ü с хорошо развитой инфраструктурой;

ü расположенные вблизи основных транспортных маги­стралей (международных аэропортов) или мирохозяйствен­ных центров.

Кроме того, могут успешно функционировать СЭЗ, со­зданные на территории,. имеющей какие-либо специфиче­ские характеристики. Примером такой территории служит Калининградская область, которая, будучи оторванной от остальной территории страны, является эксклавом.

Деятельность свободных экономических зон в России трудно оценивать однозначно. С одной стороны, российский опыт создания СЭЗ можно назвать неудачным. Но, с другой стороны, вряд ли стоит полностью отказываться от практики создания СЭЗ в будущем. При грамотной по­литике и учете специфики нашей страны деятельность СЭЗ может способствовать ускорению научно-технического про­гресса, росту выпуска наукоемкой продукции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.124 (0.007 с.)