Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Промышленная политика России

Поиск

Опыт стран с развитой рыночной экономикой свиде­тельствует, что чем выше уровень индустриального развития, тем всеохватней и глубже становится регулирующее воздействие государственного механизма на экономику в целом и на промышленный комплекс. Понятно, что для этого нужна стабильная и выверенная правовая система.

По оценке специалистов, в сфере правового регулирова­ния в области промышленности у нас ныне действует более 200 различных нормативных актов. Эти акты издавались на разных этапах реформ, то есть появлялись тогда, когда необходимо было срочно решить тот или иной вопрос, а поэтому были плохо согласованы между собой и нередко до сих пор противоречат друг другу.

В отечественной законодательной практике сложился иной подход к разработке законов конкретной отраслевой направленности. Так, были подготовлены проекты зако­нов регулирующих отдельные аспекты промышленной деятельности: «О нефти и газе», «Об угле», «Об использо­вании атомной энергии», «Об электроэнергетике», «О государственном оборонном заказе», «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О свободных экономических зонах», «О концессионных договорах», «О промышленной безопасности» и многие другие.

Эти проекты разработаны различными ведомствами, разноплановы и не состыкованы между собой. И главное - в своей совокупности они законодательно не перекрывают всю промышленную деятельность.

Неупорядоченность правового регулирования, несомнен­но, создает дополнительные сложности в осуществлении промышленной деятельности, препятствует наряду с дру­гими причинами развитию предпринимательской актив­ности, сдерживает возможный промышленный рост.

Для обоснования необходимых направлений промыш­ленной политики можно обратиться к нашему собственно­му историческому опыту и практике зарубежных госу­дарств. В Российской империи до судебной реформы 1864 года было более 150 различных законов, регулирующих отдельные стороны деятельности фабрично-заводской и ремесленной промышленности, первые из которых были изданы еще в 1719 году. На их основе был создан единый кодифицированный нормативный акт – Устав о промышленности 1887 года, новая редакция которого появилась в 1893 году.

Устав состоял из трех книг, 7 разделов, 30 глав и 528 статей и действовал до революции 1917 года. Он определял виды фабрично-заводской промышленности и ремесленной деятельности, основы управления заводами, фабриками и мануфактурами и контроля за их деятельностью со стороны государства, порядок учреждения заводов и фабрик, права и обязанности их владельцев, порядок предоставления льгот и преимуществ владельцам фабрик и заводов при осуществлении выгодной государству промышленной деятельности, порядок учёта образцов промышленной продукции, клеймения товаров, а также правила производства по делам о нарушении промышленных и ремесленных постановлении. В отдельных главах содержались нормы специфических видов промышленной деятельности: производстве пороха, взрывчатых веществ, золотых и серебряных изделий, минеральных масел, нефти и продуктов ее перегонки, а также нормы трудового и пен­сионного законодательства.

Кроме того, в России был принят Горный устав, кото­рый регулировал деятельность горнодобывающих предприятий. Действовали и другие нормативные акты отраслево­го характера.

Законодательство Иностранных государств, регулирую­щее промышленную деятельность, достаточно развито и обширно. В некоторых странах это один законодательный акт, опирающийся на нормативные акты меньшей юридической силы, в других - система законодательных актов, комплексно перекрывающих всю промышленную деятельность.

Так, испанский закон о промышленности, принятый в июле 1992 года, закрепил принцип свободного основания промышленного производства. Одновременно был установлен разрешительный порядок для отдельных его видов, опасных для общества. Закон сформулировал цели программ содействия развития промышленности, определил механизм государственного воздействия на эту сферу. В законе урегулированы общие вопросы промышленной безопасности и качества выпускаемой продукции. Специальный раздел посвящён промышленной статистике и информации. Установлены санкции за нарушение закона, порядок их применения и полномочия соответствующих органов.

В США и Германии действуют по несколько десятков законодательных актов, регламентирующих как общие вопросы промышленной деятельности, так и частные проблемы отдельных отраслей: атомной, военной, горнодобывающей.

Таким образом, государственная промышленная политика должна, исходя из вышеперечисленного, регулировать все стороны промышленной деятельности, независимо от форм собственности, отраслей промышленности и категорий промышленных производств, что мы и наблюдаем в странах с развитой экономической структурой и промышленностью, в частности.

Основываясь на этом, путем принятия соответствующих законодательных актов:в России должна быть создана стабильная юридическая база для последовательного и целенаправленного развития нормативного регулирования указанной сферы. Это позволит избежать принятия противоречивых, дублирующих и взаимоисключающих друг друга актов. Правовое регламентирование отдельных отраслей промышленности или видов промышленной деятельности, имеющих свою особую специфику, может при этом осуществляться специальным законодательством.

Едва ли не самой главной чертой государственной про­мышленной политики должна быть система государствен­ного воздействия на промышленность в условиях господ­ства рыночных отношений. При этом необходимо очер­тить допустимые границы вмешательства государства и его органов в промышленную деятельность, дать исчерпывающий перечень методов государственного воздействия на неё. В этой связи представляется принципиально важным закрепление основных целей, принципов, направлений и механизма реализации государственной промыш­ленной политики, в том числе и через государственные целевые программы; следует конкретизировать функции, права и обязанности федеральных государственных орга­нов, органов власти субъектов Федерации и органов мест­ного самоуправления применительно к сфере промышлен­ной деятельности.

Для реализации разработанной политики целесообраз­но создать и завершенную систему органов по регулирова­нию промышленной деятельности на местах. Во многих регионах уже существуют департаменты и комитеты промышленности, которые могли бы действовать по принципу двойного подчинения.

Если говорить о системе мер контроля, то прежде всего необходимо упорядочить лицензирование промышленной деятельности.

Государство должно гарантировать доступ к промыш­ленной информации заинтересованным лицам и право на ее приобретение, а также право граждан и общественных объединений на получение полной и достоверной инфор­мации о видах и степени опасности промышленных произ­водств, последствиях возможных аварий и правилах пове­дения при них. Этому праву должна соответствовать обя­занность собственника или администрации промышленно­го предприятия предоставить необходимую информацию.

Помимо чисто юридических аспектов, большей частью регламентирующих промышленную деятельность, государ­ственная промышленная политика предполагает выработ­ку стратегических направлений развития промышленнос­ти, приоритетных целей такого развития и стимулирова­ния их реализации.

Естественно, проработка этих приоритетных направле­ний должна быть выполнена в полном соответствии с тен­денцией движения современной эпохи к наукоемкому спо­собу производства, примечательному компьютеризованными рабочими местами, технологиями и производительными силами в целом..

Исходя из этого стратегически промышленная политика России должна быть направлена на последовательное и поэтапное формирование в стране предприятий и отрас­лей высоких и наукоемких технологий, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции, интегриро­ванного на взаимовыгодных кооперационных и партнерс­ких основах со всеми регионами России, странами СНГ и дальнего зарубежья.

Для выхода на конкурентоспособный уровень произ­водства необходимо стимулировать обновление или техно­логическое перевооружение производства, подготовку и переподготовку значительной части управленческого пер­сонала, кадров рабочих новых специальностей и профес­сий, формирование и реализацию мер по развитию произ­водственной, социальной и рыночной инфраструктуры.

Конкурентные преимущества научно- производственно­го потенциала России можно максимально использовать для последовательного импортозамещения и расширения экспорта продукции обрабатывающих отраслей индустрии. Важнейшим аспектом промышленной политики государ­ства является структурная политика, которая предпола­гает выделение приоритетных направлений промышлен­ной деятельности секторов или отраслей, развитие кото­рых необходимо в первую очередь в силу их влияния на экономическую ситуацию в целом. В числе таких направ­лений структурной политики в России сегодня должны быть следующие:

ü разработка и производство прогрессивных видов продукции;

ü развитие базовых составляющих промышленного комп­лекса (базовые отрасли, подотрасли, предприятия и их объединения, базовые технологии) и процессов их струк­турного реформирования (образование крупных корпоративных структур, территориально-промышленных зон с особым статусом, создание малых предприятий на пло­щадях, высвобождаемых в результате реорганизации и ликвидации крупных и средних предприятий);

ü осуществление Процедур структурных реформ, обеспе­чивающих перепрофилирование избыточного научно-производственного потенциала и поэтапную ликвидацию струтурно-депрессивных и экологически опасных объектов науки и производств.

Приоритетные направления промышленной деятельно­сти связаны с отраслями, формирующими ядро четвертого и пятого технологических укладов (электроника, авиастроение, автомобилестроение, отраслевая наука в части разработки технологий XXI века), обеспечивающими создание и развитие технической базы народнохозяйственного комплекса (станкоинструментальная промышленность, электроэнергетическая, приборостроение); выпускающими продукцию для отраслей инфраструктуры (дорожно-коммунальное машиностроение, промышленность строительных материалов); удовлетворяющими первоочередные потребности населения (пищевая, лёгкая и текстильная, медицинская промышленность).

Таким образом, центральной задачей промышленной политики должно быть сохранение и развитие прогрессивных базовых производств, формирующих приоритетные для промышленного комплекса технологии, обеспечивающих все остальные отрасли и производства современной техникой и материалами. Эти производства и могут составить основу развития и процветания российской экономики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.186.247 (0.012 с.)