Поэтому воды океана карана, изначальной причины, также духовны. Священная ганга, являющая собой лишь каплю из тех вод, очищает все падшие души. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэтому воды океана карана, изначальной причины, также духовны. Священная ганга, являющая собой лишь каплю из тех вод, очищает все падшие души.



 

ТЕКСТ 55

 

сеи та' каранарнаве сеи санкаршана

апанара эка амше карена шайана

 

сеи — том; та' — поистине; карана-арнаве — в океане причины или Причинном океане; сеи — тот; санкаршана — Господь Санкаршана; апанара — Своей; эка — одной; амше — частью; карена шайана — возлежит.

 

На водах того океана возлежит полная экспансия Господа Санкаршаны.

 

ТЕКСТ 56

 

махат-срашта пуруша, тинхо джагат-карана

адйа-аватара каре майайа икшана

 

махат-срашта — творец совокупной материальной энергии; пуруша — личность; тинхо — Он; джагат-карана — причина возникновения материального космического проявления; адйа — изначальное; аватара — воплощение; каре — бросает; майайа — на материальную энергию; икшана — взгляд.

 

Его называют первым пурушей, творцом совокупной материальной энергии. Он, причина появления вселенных и первое воплощение Господа, бросает взор на майю.

 

ТЕКСТ 57

 

майа-шакти рахе каранабдхира бахире

карана-самудра майа парашите наре

 

майа-шакти — материальная энергия; рахе — остается; карана-абдхира — Причинного океана; бахире — снаружи; карана-самудра — Причинный океан; майа — материальная энергия; парашите наре — не может затронуть.

 

Майя-шакти пребывает по ту сторону океана Карана. Она не может коснуться его вод.

 

ТЕКСТ 58

 

сеи та' майара дуи-видха авастхити

джагатера упадана `прадхана', пракрити

 

сеи — то; та' — поистине; майара — материальной энергии; дуи-видха — две разновидности; авастхити — бытия; джагатера — материального мира; упадана — совокупность составляющих; прадхана — именуемая прадханой; пракрити — материальная природа.

 

Майя существует в двух состояниях. Одно из них называется прадханой, или пракрити. В этом состоянии она служит источником составляющих материального мира.

 

КОММЕНТАРИЙ: Майя, внешняя энергия Верховной Личности Бога, проявляется двояко. Она служит причиной возникновения материального мира и является источником его составляющих. В первом случае она именуется майей, а во втором — прадханой. Подробное описание этих аспектов внешней энергии дается в Одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам» (24.1-4). В Десятой же песни «Бхагаватам» (63.26) составные элементы материального мира и причина его возникновения описаны так:

 

кало даивам карма дживах свабхаво

дравйам кшетрам прана атма викарах

тат-сангхато биджа-роха-правахас

тван-майаиша тан-нишедхам прападйе

 

«О мой Господь! Время, деятельность, провидение и природа — это четыре составляющие причинного аспекта майи, внешней энергии. А обусловленная жизненная сила, тонкие материальные элементы, именуемые дравьей, материальная природа (поле деятельности, где вместо души действует ложное эго), а также одиннадцать чувств и пять стихий (земля, вода, огонь, воздух и эфир), образующие шестнадцать элементов материального тела, — все это компоненты майи в ее вещественном аспекте. Тело возникает из деятельности, а деятельность — из тела, подобно тому как дерево вырастает из семени, которое, в свою очередь, созревает на дереве. Эта цепочка взаимодействующих причин и следствий называется майей. О Господь, Ты можешь спасти меня из замкнутого круга причин и следствий. Я поклоняюсь Твоим лотосным стопам».

 

Хотя живое существо связано главным образом с причинным аспектом майи, оно пребывает во власти ее составляющих. В причинном аспекте майи действуют три силы: знание, желание и деятельность. А материальные компоненты — это проявления майи как прадханы. Иными словами, когда три качества майи пребывают в покое, они образуют пракрити (авьякту, или прадхану). Слово авьякта, которое означает «непроявленное», служит еще одним обозначением прадханы. На стадии авьякты материальная природа лишена разнообразия. Разнообразие проявляется прадханой. Таким образом, термин прадхана имеет более важное значение, чем авьякта или пракрити.

 

ТЕКСТ 59

 

джагат-карана нахе пракрити джада-рупа

шакти санчарийа таре кришна каре крипа

 

джагат — материального мира; карана — причина; нахе — не есть; пракрити — материальная природа; джада-рупа — безжизненная или инертная; шакти — энергия; санчарийа — наделив; таре — безжизненную материальную природу; кришна — Господь Кришна; каре — являет; крипа — милость.

 

Поскольку пракрити безжизненна и неподвижна, она не может быть изначальной причиной возникновения материального мира. Это Господь Кришна из милости наделяет ее энергией.

 

ТЕКСТ 60

 

кришна-шактйе пракрити хайа гауна карана

агни-шактйе лауха йаичхе карайе джарана

 

кришна-шактйе — энергией Кришны; пракрити — материальная природа; хайа — становится; гауна — косвенной; карана — причиной; агни-шактйе — благодаря энергии огня; лауха — железо; йаичхе — как; карайе — становится; джарана — могущественным или раскаленным.

 

Так, благодаря энергии Кришны, пракрити становится вторичной причиной творения. Она подобна железу, которое раскаляется под воздействием огня.

 

ТЕКСТ 61

 

атаэва кришна мула-джагат-карана

пракрити — карана йаичхе аджа-гала-стана

 

атаэва — поэтому; кришна — Господь Кришна; мула — коренная; джагат-карана — причина космического проявления; пракрити — материальная природа; карана — причина; йаичхе — как; аджа-гала-стана — соски на шее козы.

 

Поэтому Господь Кришна — изначальная причина возникновения мироздания. Пракрити сродни сосцам на шее козы, которые не дают молока.

 

КОММЕНТАРИЙ: Внешняя энергия, состоящая из совокупности компонентов (прадханы, или пракрити) и побудительных причин (майи), носит название майя-шакти. Инертная материальная природа не является истинной причиной возникновения этого мира, поскольку все ее элементы приводит в движение Каранарнавашайи, Маха-Вишну, полная экспансия Кришны. Только благодаря Ему материальная природа обретает способность производить необходимые для творения компоненты. В этой связи здесь приводится пример с железом, которое само по себе не может греть или жечь, но, соприкоснувшись с огнем, раскаляется и начинает жечь, как огонь. Материальная природа подобна железу: она не может действовать без соприкосновения с подобным огню Вишну. Силой Своего взгляда Господь Вишну приводит в движение материальную природу, и только после этого она начинает производить все необходимое для сотворения мира, в точности как раскаленное железо, которое обретает свойства огня и начинает греть и обжигать. Материальная природа сама по себе не может создавать нужные компоненты. Более наглядно это объясняет в «Шримад-Бхагаватам» (3.28.40) Шри Капиладева, воплощение Бога:

 

йатхолмукад виспхулингад

дхумад вапи сва-самбхават

апй атматвенабхиматад

йатхагних притхаг улмукат

 

«Хотя дым, горящие дрова и языки пламени вместе составляют огонь, дрова отличаются от пламени, а дым отличен от горящих дров». Материальные стихии (земля, вода, огонь и пр.) подобны дыму, живые существа — языкам пламени, а материальная природа, или прадхана, — пылающим дровам. Все они, однако, получают энергию от Верховной Личности Бога и потому могут проявлять свои особые свойства. Иначе говоря, Верховная Личность Бога — источник всех проявлений. Материальная природа может создать что-то лишь в том случае, если Верховная Личность Бога пробудит ее Своим взглядом.

 

Подобно женщине, которая может родить только после того, как ее оплодотворит мужчина, материальная природа способна проявить все материальные стихии только после того, как на нее взглянет Маха-Вишну. Поэтому прадхана не в силах действовать сама по себе, без участия Господа. Это подтверждается в «Бхагавад-гите» (9.10): майадхйакшена пракритих суйате са-чарачарам. Пракрити, совокупная материальная энергия, действует по воле Господа. Изначальный источник материальных стихий — это Сам Кришна. Так что попытки последователей атеистического направления санкхьи представить материальную природу как источник всех материальных элементов и забыть при этом о Кришне сродни попыткам нацедить молока из сосцеобразных выростов на шее козы.

 

ТЕКСТ 62

 

майа-амше кахи таре нимитта-карана

сеха нахе, йате карта-хету — нарайана

 

майа-амше — другой аспект материальной природы; кахи — говорю; таре — того; нимитта-карана — непосредственная причина; сеха нахе — этого нет; йате — поскольку; карта-хету — изначальная причина; нарайана — Господь Нараяна.

 

Материальная природа в состоянии, именуемом майей, является непосредственной причиной возникновения этого мира. Однако она не может быть глубинной его причиной: глубинная, или изначальная, причина всего — это Господь Нараяна.

 

ТЕКСТ 63

 

гхатера нимитта-хету йаичхе кумбхакара

таичхе джагатера карта — пурушаватара

 

гхатера — глиняного горшка; нимитта-хету — изначальная причина; йаичхе — как; кумбхакара — горшечник; таичхе — так; джагатера карта — творец материального мира; пуруша-аватара — воплощение пуруши, Каранарнавашайи Вишну.

 

Подобно тому как изначальной причиной возникновения глиняного горшка является создавший его гончар, основной причиной возникновения материального мира предстает его творец — первое воплощение пуруши (Каранарнавашайи Вишну).

 

ТЕКСТ 64

 

кришна — карта, майа танра карена сахайа

гхатера карана — чакра-дандади упайа

 

кришна — Господь Кришна; карта — творец; майа — материальная энергия; танра — Его; карена — оказывает; сахайа — помощь; гхатера карана — причина горшка; чакра-данда-ади — колесо, шест и т. д.; упайа — инструменты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.013 с.)