Анализ налоговых доходов бюджета Нижегородской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ налоговых доходов бюджета Нижегородской области



 

Как было уже сказано, выделяют три типа налогов: федеральные, региональные, местные.

По общему правилу ставки федеральных налогов определяются Федеральным собранием РФ. Однако ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов, минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.

Для региональных налогов налоговые ставки, а также порядок, сроки уплаты определяются законодательством субъектов РФ, но в рамках Налогового кодекса РФ.

Налоговые ставки для местных налогов определяются органами местного самоуправления в пределах налогового кодекса РФ.

Местные налоги полностью перечисляются в местные бюджеты. Однако, поступления от федеральных и региональных налогов не полностью поступают в соответствующие бюджеты. Распределение поступлений от налогов по бюджетам, ставки налогов можно увидеть в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Перечень налогов и сборов, действующих на территории Нижегородской области [33]

Наименование налога (сбора)   Распределение по бюджетам Ставки налога
Налог на добавленную стоимость     Федеральный бюджет 100 %   18%, 10%, 0%  
Областной бюджет  
Местный бюджет  
  Акцизы     Федеральный бюджет   Ставка и распределение по бюджетам зависят от вида продукции  
Областной бюджет  
Местный бюджет  
Налог на доходы физических лиц   Федеральный бюджет     13%, 35%, 30%, 15%, 9%
Областной бюджет 70 %
Местный бюджет 30 % +
Таможенная пошлина Федеральный бюджет 100 % Ставки в соответствии с «Таможенным тарифом РФ»  
Областной бюджет  
Местный бюджет  
Платежи за пользование природными ресурсами Федеральный бюджет 20 %   Размеры платы определяются в соответствии с базовыми нормативами  
Областной бюджет 40 %
Местный бюджет 40 %
Налог на прибыль организаций Федеральный бюджет 2 % от ставки   20%
Областной бюджет 18 % от ставки
Местный бюджет  
Государственная пошлина Федеральный бюджет   Ставки определяются НК РФ в зависимости от типа услуг
Областной бюджет 100 %
Местный бюджет 100 %
Водный налог Федеральный бюджет 100 % Ставки определяются НК РФ в зависимости от вида рек/морей и типа пользования
Областной бюджет  
Местный бюджет  
Налог на добычу полезных ископаемых Федеральный бюджет   Ставки определяются в соответствии с НК РФ в зависимости от вида ископаемых  
Областной бюджет  
Местный бюджет  
Налог на имущество организаций Федеральный бюджет     2,2 %  
Областной бюджет  
Местный бюджет 100 %
Транспортный налог Федеральный бюджет   Ставки определяются в соответствии с Законом НО от 28.11.2002 № 71-З и зависят от типа транспортного средства и лошадиных сил (см Приложение №1)
Областной бюджет 100 %
Местный бюджет  
Налог на игорный бизнес Федеральный бюджет   В месяц за один игровой стол – 125 тыс.руб., за один игровой автомат – 7,5 тыс.руб., за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы – 125 тыс.руб.
Областной бюджет 100 %
Местный бюджет  
Налог на имущество физических лиц Федеральный бюджет   Ставки должны быть установлены ОМС в следующих пределах: на имущество до 300 тыс. руб. ставка налога не должна превышать 0,1 %, при стоимости имущества от 300 до 500 тыс.руб. ставка может колебаться от 0,1 до 0, 3 %, и при стоимости имущества свыше 500 тыс.руб. – ставка налога на имущество физических лиц должна находится в пределах от 0,3 до 2 %.  
Областной бюджет  
Местный бюджет 100 %
Земельный налог Федеральный бюджет   Также стоить отметить, что ставка земельного налога устанавливается каждым муниципальным образованием самостоятельно, но в пределах, установленных Налоговым Кодексом РФ. В нем сказано, что ставки земельного налога не может быть больше 0, 3 % в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. Также ставка земельного налога не может превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка
Областной бюджет  
Местный бюджет 100 %
ЕСХН Фдеральный бюджет     6 %
Областной бюджет 30 %
Местный бюджет (внебюджетные фонды) (10 %)
УСН Федеральный бюджет   15 % (доходы минус расходы), предоставлено субъектом снижать процентную ставку до 5 %. 6 % (доходы и патент), 1 % (минимальный налог – полностью направляется во внебюджетные фонды)
Областной бюджет  
Местный бюджет  
ЕНВД Федеральный бюджет     15%
Областной бюджет  
Местный бюджет 90 % (10 %)

 

 

Состав бюджетной системы Нижегородского региона можно увидеть на рисунке 2.1.

 

Консолидированный бюджет Нижегородской области
Бюджет ТФОМС
Областной бюджет
Консолидированные бюджеты 43 муниципальных районов и бюджеты 362 поселений
Бюджеты 9 городских округов

 


Рис 2.1. Состав бюджетной системы Нижегородской области

 

К муниципальным районам относятся: Ардатовский, Арзамасский, Большеболдинский, Большемурашкинский, Бутурлинский, Вадский, Варнавинский, Вачский, Ветлужский, Вознесенский, Воротынский, Воскресенский, Гагинский, Володарский, Д-Константиновский, Дивеевский, Княгининский, Ковернинский, Кр-Баковский, Кр-Октябрьский, Лукояновский, Лысковский, Навашинский, Перевозский, Пильнинский, Починковский, Сергачский, Сеченовский, Сосновский, Спасский, Тонкинский, Тоншаевский, Уренский, Чкаловский, Шарангский, Шатковский, Сокольский, Балахнинский, Богородский, Городецкий, Кстовский, Кулебакский, Павловский.

Городские округа – Н.Новгород, Дзержинск, Арзамас, Саров, Бор, Первомайск, Выкса, Шахунья и Семеновский городской округ.

Благосостояние региона и уровень его экономического развития полностью зависит от уровня развития каждого муниципального образования. Приобретение же муниципальными образованиями финансовой самостоятельности и устойчивости в настоящее время очень затруднено, так как успешное местное самоуправление может осуществляться лишь тогда, когда имеет стабильные собственные или закрепленные на долгосрочной основе доходы. Таким образом, для нормального развития Нижегородской необходимо стимулирование развития налоговой и бюджетной политики, направленное на увеличение в доходах местных бюджетов доли собственных налоговых доходов.

Так как бюджетная и налоговая политика непосредственно связаны между собой, то министерство финансов разрабатывает законопроект Нижегородской области об областном бюджете на следующий год и плановый период (к ним относятся 2 следующих года). В проекте бюджета утверждены основные характеристики бюджета, перечень главных администраторов, общий объем налоговых и неналоговых поступлений, объем безвозмездных поступлений, недоимки, пени и штрафы, нормативы отчислений в бюджеты и многое другое. В пояснительной записке к показателям проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете" можно увидеть более подробную информацию о прогнозных доходах Нижегородской области.

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать налоги, которые не предусмотрены российским законодательством.

Проблемой практически всех органов местного самоуправления является финансовая зависимость от федеральных и региональных уровней власти. Очень часто собственных средств не хватает на покрытие расходов, связанных с выполнением полномочий, возложенных на муниципальные власти. Успешное же решение вопросов местного значения напрямую зависит от финансового обеспечения соответствующих бюджетов.

Управление ФНС по Нижегородской области каждый год публикует отчет о собранных с налогоплательщиков своей области средств, об их распределении по бюджетам.

Необходимо отметить, что консолидированным бюджетом называют свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе.

Консолидированный бюджет Нижегородской области представляет собой свод регионального бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации без бюджета государственного территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Рассмотрим распределение доходов по бюджетам.

 

Таблица 2.2

Распределение общего объема налоговых поступлений Нижегородской области в федеральный бюджет, тыс. руб. [31]

Года            
Всего 48 984 615 50 722 150 40 992 997 22 601 440 22 913 684 30 369 895
Налоги на прибыль, доходы 1 848 162 1 805 294 2 818 125 2 729 657 2 146 664 9 610 241
Налоги на товары, работы, услуги, реализуемые на территории РФ 44 796 530 46 817 426 36 280 519 18 123 890 19 490 531 18 741 724
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ из республик Беларусь и Казахстан 2 032 312 1 824 252 1 619 979 1 451 668 916 267 1 560 396
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 35 891 41 667 43 137 43 718 146 070 293 241
Государственная пошлина   242 924 201 060 194 050 213 132 172 286 132 101
Перерасчеты/задолженность   2 022 2 187 2 409 10 925 4 037 3 306
Неналоговые доходы   26 774 30 264 34 778 28 450 37 829 28 886

 

По таблице можно сделать вывод, что общий объем налоговых поступлений Нижегородской области в федеральный бюджет за последние годы увеличился. В основном из-за того, что выросли поступления с налогов на товары, работы, услуги, реализуемые на территории РФ. В основном, это обусловлено ростом поступлений по НДС. Увеличилось число предприятий, которые выпустили готовую продукцию и обязаны заплатить налог, увеличились объемы производства, некоторые предприятия были выведены из тени.

 

Таблица 2.3.

Распределение общего объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет Нижегородской области, тыс.руб. [31]

Года            
Всего 119 467 732 113 529 437 100 267 899 84 985 022 75 248 393 82 319 743
Налоги на прибыль, доходы,из них:   71 776 490 66 430 175 63 172 166 58 237 621 48 236 699 60 311 321
налог на прибыль организаций   24 184 250 24 150 755 25 512 873 24 415 184 16 881 625 28 434 297
НДФЛ 47 592 240 42 279 420 37 659 293 33 822 437 31 355 074 31 877 024
Налоги на товары, работы, услуги, реализуемые на территории РФ 24 020 557 25 041 309 19 042 696 11 974 256 11 779 341 7 348 195
Налоги на имущество, из них:   17 188 311 16 060 413 13 298 626 10 697 223 11 730 644 10 668 253
налог на имущество ФЛ 433 316 345 046 112 868 309 516 387 638 233 658
налог на имущество организаций 10 354 880 9 847 725 8 593 567 7 329 400 7 077 320 5 979 833
транспортный налог 3 098 335 2 737 961 2 373 192 1 401 767 2 468 349 2 190 541
налог на игорный бизнес 7 886 -1056 -2191   308 548 757 942
земельный налог 3 293 894 3 130 737 2 221 190 1 656 524 1 488 789 1 506 279
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 57 660 55 166 45 123 33 410 34 895 60 360
Государственная пошлина 280 365 268 946 247 030 227 630 157 787 116 512
Перерасчеты (задолженность) 10 768 10 098 20 452 26 902 37 758 1 109 22
УСН 4 189 105 3 713 109 2 704 922 2 190 959 1 796 125 2 136 741
ЕНВД 1 870 025 1 914 841 1 694 340 1 566 943 1 440 868 15 14 890
ЕСХН 29 789 22 995 30 509 22 884 21 524 32 173
ПСН 32 301          
НАЛОГ, ВЗИМАЕМЫЙ В ВИДЕ СТОИМОСТИ ПАТЕНТА В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ УСН            
Неналоговые доходы   12 385     12 752 20 376

 

Поступления в консолидированный бюджет Нижегородской области постепенно увеличиваются. Наиболее значительные поступления идут от НДФЛ и акцизов. Постепенно увеличиваются и поступления с налогов на прибыль и доходы, с налогов на имущество. Именно налоги с доходов и прибыли являются основным источником пополнения консолидированного бюджета Нижегородской области. Стоит помнить, что налоговые поступления увеличиваются не только в случае увеличения ставки налога и в случае роста количества объектов налогообложения, но и в случае увеличения налоговой базы. Например, одной из главных причиной повышения сбора с НДФЛ является увеличения дохода работающих.

 

Таблица 2.4.

Распределение общего объема налоговых поступлений Нижегородской области в местные бюджеты, тыс.руб. [31]

Года            
Всего 25 287 084 22 728 851 21 154 395 19 212 161 18 027 545 17 454 754
НДФЛ 19 327 716 17 027 283 15 114 099 13 944 665 13 098 015 12 775 993
Налог на имущество 3 727 210 3 475 783 4 052 771 3 431 920 3 291 891 2 935 904
Государственные пошлины 280 365 268 945 247 030 227 630 157 787 116 512
Задолженности/ перерасчет 8 136 7 193 13 891 18 652 11 889 69 642
УСН   6 522        
ЕНВД 1 870 025 1 914 841 1 694 340 1 566 943 1 440 868 1 514 890
ЕСХН 29 241 16 067 20 515 15 256 14 349 21 449
ПСН 32 301          
НАЛОГ, ВЗИМАЕМЫЙ В ВИДЕ СТОИМОСТИ ПАТЕНТА В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ УСН            
Неналоговые доходы 11 203 12 217 11 819 7 095 12 746 20 364

 

Ссылаясь на приведенную выше таблицу, местные бюджеты сформированы примерно на 75 % поступлениями от НДФЛ, на 15 % - поступлениями имущественных налогов и на 8,5 % налогами на совокупный доход.

По словам заместителя руководителя УФНС РФ по Нижегородской области, за 2013 год примерно 8 млрд рублей из общей суммы поступлений в местный бюджет составляют поступления по Нижнему Новгороду. Основную долю доходов по Нижнему Новгороду составляли: НДФЛ— 67,8%, земельный налог — 16,9%, платежи по налогам на совокупный доход — 11,8%.

Из вышеприведенных таблиц можно сделать вывод, что в 2013 году сумма налогов, собранных на территории Нижегородской области, выросла на примерно 2,56 %по сравнению с показателем 2011 года и составила примерно 168,5 млрд. рублей. Около 49 млрд. рублей из собранной суммы поступило в федеральный бюджет, примерно 119,5 млрд. поступило в консолидированный бюджет Нижегородской области. Основной удельный вес собранных налогов составляют налоги на доходы физических лиц, налоги на добавленную стоимость, налог на прибыль, а также имущественный налог.
Количество поступлений из местных бюджетов в 2013 году составило около 25,3 млрд. рублей, что на 13,5% больше, чем в 2012 году. При этом около 35% от суммы поступлений из местных бюджетов области составили поступления из Нижнего Новгорода [31].

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.019 с.)