Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие культуры. Культура и духовная жизнь.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Французскому писателю А. Камю принадлежат слова: «Познать себя до конца — значит умереть». Данное высказывание в одном из выпускных классов стало предметом дискуссии о самопознании. Одни усматривали в высказывании идею бесперспективности самопознания, другие мысль о необходимости самопознания на протяжении всей жизни человека. Кого бы поддержали вы? Аргументируйте свою позицию. 2. Латинское слово сиИпга ведет свое происхожде-ние от глагола который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Первоначально слово «культура» обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова, оно изменило свой смысл. В современном языке понятие «культура» употребляется в широком и узком смыслах. В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности, которые связаны с искусством. В широком смысле кулътурой общества приня-то называть совокупность форм и результатов чело-веческой деятельности, закрепившихся в обществен-ной практике и передаваемых из поколения в поко-ление при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания. Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную. Под материалъной кулътурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека. К духовной кулътуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать ее матери-альную форму и идеальное содержание. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание — то, что они значат для личности и общества. Духовную культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т. е. на основании сте-пени творчески-преобразующей деятельности со-здавшего ее человека. Исходя из этого критерия вы- | деляют следующие подвиды духовной культуры: 1) произведения монументального искусства, об-ладающие материальной формой, которую придал | художник естественно-природным или искусствен-ным материалам (скульптура, архитектура); 2) театральное искусство (театральные образы); 3) произведения изобразителыюго искусства (жи-вопись, графика); 4) музыкальное искусство (музыкальные образы); 5) различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетиче-ские, нравственные и другие знания, научные кон-цепции и гипотезы и т. д.); 6) общественно-психологические явления (обще-ственное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи и т. д.) В развитии культуры важны как кулътурные традиции — элементы социального и культурного наследия, которые сохраняются на протяжении дли-тельного времени, передаются из поколения в поко-ление (они обеспечивают преемственность в культур-ном развитии), так и новаторство (оно является основой обновления культуры). Культурные тради-ции предохраняют общество от манкуртизации (ман-курты — 1) народную культуру, для которой характерны анонимность болынинства произведений и коллек-тивность творческих процессов; 2) элитарную культуру, отличающуюся сложно-стью языка и форм художественного освоения, рас-считанную на узкий круг знатоков, отражающую стремление ее создателей к творческому самовыра-жению и не ставящую перед собой коммерческих це-лей (хотя многие произведения элитарной культуры приносят прибыль их создателям); 3) массовую культуру, являющуюся порождени-ем XXв. с его массовым производством и потребле-нием, ориентированную на запросы и вкусы широ-кого круга лотребителей, а также на извлечение прибыли. От форм культуры следует отличать субкультуру — культуру групп, объединений в пределах более крупного культурного образования (например, молодежная субкультура) 3. В этой дискуссии, безусловно, правы те учащиеся, которые отстаивали мысль о необходимости самопознания на протяжении всей жизни человека, поскольку он является одним из самых сложных объектов познания. О важности процесса самопознания для развития личности пишет известный российский поэт Е. Евтушенко, утверждающий, что человек, собственно говоря, может быть определен как «знание, которое познает самое себя». Да и сам предмет спора представляется несколько абстрактным: человек занимается самопознанием, даже не всегда отдавая себе отчет в том, что осуществляет этот вид деятельности. Процесс самопознания начинается ссамоузнавания, различения себя от внешнего мира и сопровождает человека всю его сознательную жизнь; в ходе этого процесса нередко меняется самооценка личности.v. Понятно и что имеют в виду оппоненты, ртстаивающие тезис о бесперспективности самопознания: егце в античной философской мысли были сильны позиции сторонников агностицизма, отрицавших полностью или частично возможность познания мира. Они были убеждены в том, что наши представления — лишь пелена иллюзии субъективного взгляда на мир. Тем более проблематично самопознание, объект и субъект которого совпадают, а значит, доля субъективизма в суждениях о себе гораздо болыые, чем, например,в естественнонаучном познании. Так можно ли достичь истины в процессе самопознания. Думается, да'". Правда, для этого необходимо соблюдение ряда процедурных требований. Самопоз-нание должно включать как самооценку (т. е. эмоци-ональное отношение к собственному образу), так и самоисповедь (внутренний отчет перед собой, с по-мощью которого можно оценить свои качества, ут-вердиться или изменить оценку своего поведения) и завершаться формированием «Я-концепции» (отно-сительно устойчивое, осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе, итог познания и оценки самого себя через от дельные образы себя в условиях разнообразных си-туацйй, а также через мнения других людей). Билет № 25 1. МеждУнародная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. А. Научное познание. Основные особенности научного мышления. О. Противоречат ли друг другу следующие утверждения? А) Смысл жизни заключается в яаслаждении всевоз-можными материальными и духовными благами, со-здании своего личного уютного мира, обособленного от большого мира человеческих идеалов и страстей. Б) Человека не может радовать счастье общества, ес-ли у него нет своего личного счастья. Аргументиуйте свой ответ. 1. Права человека давно стали одной из глобальных проблем современности, одним из приоритетных на-правлений сотрудничества различных государств. Представления мирового сообщества о правах и сво-бодах человека отражены во Всеобщей декларации прав человека (принята ООН в 1948 г.), в междуна-родных пактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданеких и политиче-ских правах 1966г., Европейской конвенции о за-щите прав человека и основных свобод 1950г., а также в ряде региональных документов. Всеобщая декларация прав человека впер-вые отразила понятие о связи и взаимообусловлен-ности всего.комплекса прав и свобод человека. Она стала своеобразным кодексом поведения государств в области прав человека, основой для составления национальных актов о правах человека, юридиче-ской базой для заключения новых международных договоров и пактов о правах человека. Декларация — это своеобразный регулятор отношений между госу-дарствами, неисполнение ее норм роняет престиж государства в глазах мирового сообщества. Велико значение и международных пакпгов 1966 г. Оно заключается в том, что впервые: а) государства взяли на себя юридические обяза-тельства перед международным сообществом содей-ствовать осуществлению прав своих граждан; б) государства наделили международные органы правом контроля за выполнением принятых на себя обязательств; в) жертвы нарушений прав человека получили возможность обращаться за помощью в органы, не подведомственные притесняющим их властям. В отличие от названных документов, ценность Ееропейской конвенции о защите прае чело-века состоит не в каталоге прав и свобод человека, которые она зафиксировала, а в создании механизма их имплементации (лат. 1тр1ео — наполняю, испол-няю; тершга означает осуществление государством международных правовых норм). Международные акты о правах человека опреде-ляют механизмы их защиты. По общему правилу приоритет в обеспечении правового статуса личности всегда принадлежит национальному законодатель-ству. Все иные — наднациональные — системы за-щиты прав человека ноеят субсидиарный, т. е. до-полнительный, характер. Это означает, что частное лицо, ставшее жертвой нарушения прав человека, может обратиться в международные инстанции лишь в том случае, если все внутригосударственные средства правовой защиты им уже исчерпаны и не привели к удовлетворяющему его результату. При этом оно имеет право свобоДно выбирать между раз-личными международными контрольными органа-ми на региональном и универсальном уровнях, помня, однако, о том, что, как правило, междуна-родные документы исключают подачу жалобы одно-временно в несколько международных инстанций, занимающихся расследованием конкретных случаев нарушения прав человека в целях избежания двой-ной работы. Наиболее важным из существующих механизмов защиты прав человека является процедура, создан-ная в рамках Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (протокол № 11 к Кон-венции). Дела о нарушении прав человека рассмат-риваются в Европейском суде по правам чело-века. Обращаться в него могут как отдельные лица, так и неправительственные организации. Для того чтобы жалоба была принята к рассмотрений), долж-ны быть исчерпаны все доступные средства внутри-государственной защиты и истечь 6-месячный срок после принятия решения на национальном уровне. Не принимаются к производству анонимные жало-бы, а также те жалобы, которые уже расследовались или же рассматривались в соответствйи с другой процедурой международного разбирательства. Реше-ния, принимаемые судом, обязательны для исполне-ния государствами — учаетниками Европейской конвенции. За их осуществлением наблюдает Коми-тет министров Совета Европы. В случае необходи-мости Европейский суд может обязать государство скорректировать свое законодательство и практику его применения. Любое государство, вступающее от-ныне в Совет Европы, должно не только присоеди-ниться к этой Европейской конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из решений, принятых Европейским судом по правам человека. Особая популярность и авто-ритет данного института объясняются многими де-мократическими чертами, характеризующими его статус: • независимым положением в системе государст-венных органов; • несменяемостью в течение всего срока полномо-чий парламента, которым он назначается; • правом законодательной инициативы; • открытостью и доступностью для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод; • бесплатным оказанием помощи гражданам и т. д. Россия, провозгласившая себя правовым государ-ством, последовала опыту развитых демократий и закрепила в Конституции РФ должность Уполномо-ченного по правам человека. 16 апреля 1996 г. Государственная Дума РФ при-няла Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполно-моченного по правам человека, его компетенцию, ор-ганизационные формы и условия его деятелыюсти. Как скавано в Законе, должность Уполномоченного по правам человека учреждается в целях обеспече-ния гарантий государственной защиты конституци-онных прав и свобод граждан, их соблюдения и ува жения государственными органами, органами мест-ного самоуправления и должностными лицами. 2. Наука является основной формой человеческого познания. Научное познание отличается от обыденного: а) стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений; б) особым (научным) языком, используемым для их описания; в) специфическими способами обоснования ис-тинности полученных знаний; г) желанием получить знания, которыми удовлет-воряются не только сиюминутные потребности об-щества, но и важные для будущих поколений. Выделяют два уровня научного познания — эмпи-рический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является опи-сание предметов и явлений, а основной формой по-лучаемого знания — эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов. Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются методы наблюдения, эмпирического описания и эксперимента. Наблюдение представляет собой целенаправлен-ное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знаний о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Оно опи-рается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие и представление. Итогом на-блюдения является эмпирическое описание, в про-цессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах. Особое место среди перечисленных методов зани-мает эксперимент. Экспериментом называется та-кой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем по-следние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым). Его особый вид — это мыслительный эксперимент, при котором заданные условия являются воображае-мыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логикй. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реаль-ными объектами познания, а их образами или теоре-тическими Ъюделями. На этом основании данный вид эксперййента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания — теоре-тическим и эмпирическим. Из других методов, относящихся к теоретическо-му уровню научного познания, можно выделить ме-тод гипотезы, а также формулирование научной те-ории. Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых рассчитывают объяснить те эм-пирические факты, которые не укладываются в рам-ки црежних учений. Целью проверки гипотезы яв-ляется формулирование законов, принципов или пгеорий, объясняющих явления окружающего ми-ра. Такие гипотезы называют объяснительными. На основе проверки гипотез происходит постро-ение научных теорий. Научной тебрией называет-ся логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой систе-мой понятий. Любая научная теория, помимо описа-тельной функции, выполняет еще и функцию про гностическую: она помогает определить направле-ние дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов. В этом состоит ее основное значение. 3. Оба высказывания соответствуют примерно оди-наковому представлению о смысле жизни и базиру-ются на этике гедонизма. В основе гедонизма как системы взглядов и образа жизни лежит представле-ние о том, что стремление к удовольствию и отвра-щение от страдания — смысл человеческих дейст-вий, реальная основа счастья. Гедонизм называют этикой удовольствия. Согласно логике гедонизма, все, что существует в окружающем мире, создано для его наслаждения. Этическое содержание гедо-низма выражается в двух принципах: 1) «Наслаждение составляет цель жизни, и доб-ром является все, что доставляет наслаждение и ве-дет к нему»; 2) «Поступай так, чтобы испытывать как можно большее наслаждение». Ничего предосудительного в этой позиции нет: ведь счастье и удовольствие — тесно взаимосвязанные состояния человеческой души. Наслаждение са-мо по себе не аморально, и потому критика гедониз-ма не означает отказа от принципа удовольствия. Без него вообще невозможна общественная жизнь. Но гедонизм должен быть разумным, подчиняться этическому требованию: стремясь к осуществлению своих желаний, не допускай произвола и уважай право других на наслаждение. Именно такое пред-ставление о смысле жизни отражает второе из приве-денных в вопросе высказываний. Общественное и личное счастье здесь не противопоставляются друг другу: второе является условием первого. В первом же высказывании сформулирована крайняя точка зрения на проблему соотношения личного и общест-венного счастья, исходящая из неограниченного эго-изма личности, который никак не может быть признан разумным/
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.146 (0.011 с.) |