Понятие культуры. Культура и духовная жизнь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие культуры. Культура и духовная жизнь.



Французскому писателю А. Камю принадлежат слова: «Познать себя до конца — значит умереть». Данное высказывание в одном из выпускных классов стало предметом дискуссии о самопознании. Одни усматривали в высказывании идею бесперспективности самопознания, другие мысль о необходимости самопознания на протяжении всей жизни человека. Кого бы поддержали вы? Аргументируйте свою позицию.

2. Латинское слово сиИпга ведет свое происхожде-ние от глагола который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Первоначально слово «культура» обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова, оно изменило свой смысл. В современном языке понятие «культура» употребляется в широком и узком смыслах.

В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности, которые связаны с искусством.

В широком смысле кулътурой общества приня-то называть совокупность форм и результатов чело-веческой деятельности, закрепившихся в обществен-ной практике и передаваемых из поколения в поко-ление при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.

Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Под материалъной кулътурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека. К духовной кулътуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать ее матери-альную форму и идеальное содержание. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание — то, что они значат для личности и общества.

Духовную культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т. е. на основании сте-пени творчески-преобразующей деятельности со-здавшего ее человека. Исходя из этого критерия вы- | деляют следующие подвиды духовной культуры:

1) произведения монументального искусства, об-ладающие материальной формой, которую придал | художник естественно-природным или искусствен-ным материалам (скульптура, архитектура);

2) театральное искусство (театральные образы);

3) произведения изобразителыюго искусства (жи-вопись, графика);

4) музыкальное искусство (музыкальные образы);

5) различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетиче-ские, нравственные и другие знания, научные кон-цепции и гипотезы и т. д.);

6) общественно-психологические явления (обще-ственное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи и т. д.) В развитии культуры важны как кулътурные традиции — элементы социального и культурного наследия, которые сохраняются на протяжении дли-тельного времени, передаются из поколения в поко-ление (они обеспечивают преемственность в культур-ном развитии), так и новаторство (оно является основой обновления культуры). Культурные тради-ции предохраняют общество от манкуртизации (ман-курты —

1) народную культуру, для которой характерны анонимность болынинства произведений и коллек-тивность творческих процессов;

2) элитарную культуру, отличающуюся сложно-стью языка и форм художественного освоения, рас-считанную на узкий круг знатоков, отражающую стремление ее создателей к творческому самовыра-жению и не ставящую перед собой коммерческих це-лей (хотя многие произведения элитарной культуры приносят прибыль их создателям);

3) массовую культуру, являющуюся порождени-ем XXв. с его массовым производством и потребле-нием, ориентированную на запросы и вкусы широ-кого круга лотребителей, а также на извлечение прибыли.

От форм культуры следует отличать субкультуру — культуру групп, объединений в пределах более крупного культурного образования (например, молодежная субкультура)

3. В этой дискуссии, безусловно, правы те учащиеся, которые отстаивали мысль о необходимости самопознания на протяжении всей жизни человека, поскольку он является одним из самых сложных объектов познания. О важности процесса самопознания для развития личности пишет известный российский поэт Е. Евтушенко, утверждающий, что человек, собственно говоря, может быть определен как «знание, которое познает самое себя». Да и сам предмет спора представляется несколько абстрактным: человек занимается самопознанием, даже не всегда отдавая себе отчет в том, что осуществляет этот вид деятельности. Процесс самопознания начинается ссамоузнавания, различения себя от внешнего мира и сопровождает человека всю его сознательную жизнь; в ходе этого процесса нередко меняется самооценка личности.v. Понятно и что имеют в виду оппоненты, ртстаивающие тезис о бесперспективности самопознания: егце в античной философской мысли были сильны позиции сторонников агностицизма, отрицавших полностью или частично возможность познания мира. Они были убеждены в том, что наши представления — лишь пелена иллюзии субъективного взгляда на мир. Тем более проблематично самопознание, объект и субъект которого совпадают, а значит, доля субъективизма в суждениях о себе гораздо болыые, чем, например,в естественнонаучном познании.

Так можно ли достичь истины в процессе самопознания. Думается, да'". Правда, для этого необходимо соблюдение ряда процедурных требований. Самопоз-нание должно включать как самооценку (т. е. эмоци-ональное отношение к собственному образу), так и самоисповедь (внутренний отчет перед собой, с по-мощью которого можно оценить свои качества, ут-вердиться или изменить оценку своего поведения) и завершаться формированием «Я-концепции» (отно-сительно устойчивое, осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе, итог познания и оценки самого себя через от дельные образы себя в условиях разнообразных си-туацйй, а также через мнения других людей).

Билет № 25

1. МеждУнародная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

А. Научное познание. Основные особенности научного мышления.

О. Противоречат ли друг другу следующие утверждения? А) Смысл жизни заключается в яаслаждении всевоз-можными материальными и духовными благами, со-здании своего личного уютного мира, обособленного от большого мира человеческих идеалов и страстей. Б) Человека не может радовать счастье общества, ес-ли у него нет своего личного счастья. Аргументиуйте свой ответ.

1. Права человека давно стали одной из глобальных проблем современности, одним из приоритетных на-правлений сотрудничества различных государств. Представления мирового сообщества о правах и сво-бодах человека отражены во Всеобщей декларации прав человека (принята ООН в 1948 г.), в междуна-родных пактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданеких и политиче-ских правах 1966г., Европейской конвенции о за-щите прав человека и основных свобод 1950г., а также в ряде региональных документов.

Всеобщая декларация прав человека впер-вые отразила понятие о связи и взаимообусловлен-ности всего.комплекса прав и свобод человека. Она стала своеобразным кодексом поведения государств в области прав человека, основой для составления национальных актов о правах человека, юридиче-ской базой для заключения новых международных договоров и пактов о правах человека. Декларация — это своеобразный регулятор отношений между госу-дарствами, неисполнение ее норм роняет престиж государства в глазах мирового сообщества.

Велико значение и международных пакпгов 1966 г. Оно заключается в том, что впервые:

а) государства взяли на себя юридические обяза-тельства перед международным сообществом содей-ствовать осуществлению прав своих граждан;

б) государства наделили международные органы правом контроля за выполнением принятых на себя обязательств;

в) жертвы нарушений прав человека получили возможность обращаться за помощью в органы, не подведомственные притесняющим их властям.

В отличие от названных документов, ценность Ееропейской конвенции о защите прае чело-века состоит не в каталоге прав и свобод человека, которые она зафиксировала, а в создании механизма их имплементации (лат. 1тр1ео — наполняю, испол-няю; тершга означает осуществление государством международных правовых норм).

Международные акты о правах человека опреде-ляют механизмы их защиты. По общему правилу приоритет в обеспечении правового статуса личности всегда принадлежит национальному законодатель-ству. Все иные — наднациональные — системы за-щиты прав человека ноеят субсидиарный, т. е. до-полнительный, характер. Это означает, что частное лицо, ставшее жертвой нарушения прав человека,

может обратиться в международные инстанции лишь в том случае, если все внутригосударственные средства правовой защиты им уже исчерпаны и не привели к удовлетворяющему его результату. При этом оно имеет право свобоДно выбирать между раз-личными международными контрольными органа-ми на региональном и универсальном уровнях, помня, однако, о том, что, как правило, междуна-родные документы исключают подачу жалобы одно-временно в несколько международных инстанций, занимающихся расследованием конкретных случаев нарушения прав человека в целях избежания двой-ной работы.

Наиболее важным из существующих механизмов защиты прав человека является процедура, создан-ная в рамках Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (протокол № 11 к Кон-венции). Дела о нарушении прав человека рассмат-риваются в Европейском суде по правам чело-века. Обращаться в него могут как отдельные лица, так и неправительственные организации. Для того чтобы жалоба была принята к рассмотрений), долж-ны быть исчерпаны все доступные средства внутри-государственной защиты и истечь 6-месячный срок после принятия решения на национальном уровне. Не принимаются к производству анонимные жало-бы, а также те жалобы, которые уже расследовались или же рассматривались в соответствйи с другой процедурой международного разбирательства. Реше-ния, принимаемые судом, обязательны для исполне-ния государствами — учаетниками Европейской конвенции. За их осуществлением наблюдает Коми-тет министров Совета Европы. В случае необходи-мости Европейский суд может обязать государство скорректировать свое законодательство и практику его применения. Любое государство, вступающее от-ныне в Совет Европы, должно не только присоеди-ниться к этой Европейской конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из решений, принятых Европейским судом по правам человека.

Особая популярность и авто-ритет данного института объясняются многими де-мократическими чертами, характеризующими его статус:

• независимым положением в системе государст-венных органов;

• несменяемостью в течение всего срока полномо-чий парламента, которым он назначается;

• правом законодательной инициативы;

• открытостью и доступностью для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод;

• бесплатным оказанием помощи гражданам и т. д.

Россия, провозгласившая себя правовым государ-ством, последовала опыту развитых демократий и закрепила в Конституции РФ должность Уполномо-ченного по правам человека.

16 апреля 1996 г. Государственная Дума РФ при-няла Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполно-моченного по правам человека, его компетенцию, ор-ганизационные формы и условия его деятелыюсти. Как скавано в Законе, должность Уполномоченного по правам человека учреждается в целях обеспече-ния гарантий государственной защиты конституци-онных прав и свобод граждан, их соблюдения и ува жения государственными органами, органами мест-ного самоуправления и должностными лицами.

2. Наука является основной формой человеческого познания. Научное познание отличается от обыденного:

а) стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений;

б) особым (научным) языком, используемым для их описания;

в) специфическими способами обоснования ис-тинности полученных знаний;

г) желанием получить знания, которыми удовлет-воряются не только сиюминутные потребности об-щества, но и важные для будущих поколений.

Выделяют два уровня научного познания — эмпи-рический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является опи-сание предметов и явлений, а основной формой по-лучаемого знания — эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются методы наблюдения, эмпирического описания и эксперимента.

Наблюдение представляет собой целенаправлен-ное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знаний о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Оно опи-рается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие и представление. Итогом на-блюдения является эмпирическое описание, в про-цессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах.

Особое место среди перечисленных методов зани-мает эксперимент. Экспериментом называется та-кой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем по-следние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым). Его особый вид — это мыслительный эксперимент, при котором заданные условия являются воображае-мыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логикй. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реаль-ными объектами познания, а их образами или теоре-тическими Ъюделями. На этом основании данный вид эксперййента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания — теоре-тическим и эмпирическим.

Из других методов, относящихся к теоретическо-му уровню научного познания, можно выделить ме-тод гипотезы, а также формулирование научной те-ории.

Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых рассчитывают объяснить те эм-пирические факты, которые не укладываются в рам-ки црежних учений. Целью проверки гипотезы яв-ляется формулирование законов, принципов или пгеорий, объясняющих явления окружающего ми-ра. Такие гипотезы называют объяснительными.

На основе проверки гипотез происходит постро-ение научных теорий. Научной тебрией называет-ся логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой систе-мой понятий. Любая научная теория, помимо описа-тельной функции, выполняет еще и функцию про гностическую: она помогает определить направле-ние дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов. В этом состоит ее основное значение.

3. Оба высказывания соответствуют примерно оди-наковому представлению о смысле жизни и базиру-ются на этике гедонизма. В основе гедонизма как системы взглядов и образа жизни лежит представле-ние о том, что стремление к удовольствию и отвра-щение от страдания — смысл человеческих дейст-вий, реальная основа счастья. Гедонизм называют этикой удовольствия. Согласно логике гедонизма, все, что существует в окружающем мире, создано для его наслаждения. Этическое содержание гедо-низма выражается в двух принципах:

1) «Наслаждение составляет цель жизни, и доб-ром является все, что доставляет наслаждение и ве-дет к нему»;

2) «Поступай так, чтобы испытывать как можно большее наслаждение».

Ничего предосудительного в этой позиции нет: ведь счастье и удовольствие — тесно взаимосвязанные состояния человеческой души. Наслаждение са-мо по себе не аморально, и потому критика гедониз-ма не означает отказа от принципа удовольствия. Без него вообще невозможна общественная жизнь. Но гедонизм должен быть разумным, подчиняться этическому требованию: стремясь к осуществлению своих желаний, не допускай произвола и уважай право других на наслаждение. Именно такое пред-ставление о смысле жизни отражает второе из приве-денных в вопросе высказываний. Общественное и личное счастье здесь не противопоставляются друг другу: второе является условием первого. В первом же высказывании сформулирована крайняя точка зрения на проблему соотношения личного и общест-венного счастья, исходящая из неограниченного эго-изма личности, который никак не может быть признан разумным/

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.019 с.)