Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Отклоняющееся поведение и его типы.

Поиск

3. У французского писателя и философа XVIIв. Блеза Паскаля есть такие высказывания:

А.) «Справедливо то, что установлено. Поэтому все на-ши законы, раз установленные, будут считаться за справедливые».

Б) «Справедливость без силы не имеет никакой власти; сила без справедливости обращается в деспотизм».

В) «Будучи не в состоянии сделать справедливое сильным, люди сделали сильное справедливым». Оцените суждения философа с позиций демократических ценностей и принципов правового государства.

1. Под социалъной (стратификационной) структурой понимаются расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между ними. Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова— «слой, пласт». Страты представляют собой болыние группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т.д.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые.

В самом общем мире можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах второй уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. В свою очередь внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев.

2. В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение. В таком случае говорят об отклоняющемся по-ведении субъекта. Отклоняющимся (девиантным) называют такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Социологи дают и другое определение: отклоняющееся поведение —* это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. От девиантцого поведения следует отличать эксцентричность, под которой понимают индивидуальные особенности поведения, не приносящие вреда общественным отношениям (например, особенности характера, темперамента).

Однако в болынинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Оно может проявляться и у отдельных людей (аморальный проступок), и в малых группах (семейные конфликты), и в деятелыюсти государственных органов (коррупция, | бюрократизм).

Особую опасность представляет делинквентпное поведение — антиобщественное противоправное по-ведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Различные виды делинквентного поведения подвергаются не только социальному осуждению. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений, за которые в законодательстве устанавливаются различные виды ответственности. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступления. Престпуплением называется общественно опасное уголовно противоправное виновное деяние, за которое предусмотрена ответственность в Уголовном кодексе РФ.

3. Известный французский мыслительрационалист Б. Паскаль (1623—1662) в своих афоризмах отразил утвердившееся в рационалистической философии новое представление о справедливости: в отличие от античной и средневековой интерпретации, где она обосновывалась авторитетом естественного закона и божественной воли, справедливость оказывается зависимой от воли человека. Соответственно утверждение справедливости того или иного общественного порядка, учреждения, закона и т. д. в силу его «естественного» или «божественного» происхождения становилось невозможным. Именно в философии Нового времени осознаны, с одной стороны, относи-тельность всякого представления о справедливости, а с другой — необходимость справедливости как нвг которой идеи, с точки зрения которой оцеыивается то или иное общественное установление.

Таким образом, идея справедливости становится необходимой для моральной оценки тех или иных законов и учреждений. Такое понимание справедливости связано с противопоставлением права и закона и позволяет ввести этическую оценку в законодательство. Но нельзя сводить справедливость к морали: она столь же тесно связана с исполнением долга и неуклонным следованием социальным нормам, т. е. имеет и правовой аспект. Поиск возможностей совмещения справедливости и еилы (такого положения вещей, когда закон соответствовал бы нравственным нормам, а нравственные нормы могли бы стать действенными и реально воплощаться в жизнь посредством закона) привел к формулированию базовых постулатов правового государства.

Билет № 17

Виды социальных норм. Социальный контроль.

Понятие власти.

3. Существует точка зрения: «Если органы государственной власти совершают какие-либо действия, посягающие на естественные права человека, народ в лице гражданского общества имеет право на сопротивление и низложение тех, кто это делает». Разделяете ли вы это мнение? Поясните, что имеется в виду под естественными правами человека. Приведите примеры из жизни различных народов и стран, подтверждающие неизбежность выступления гражданского общества против ущемления естественных прав граждан.

1. Человеческое общество является сложной социальной системой. В структуру этой системы входит и совокупность многочисленных связей и отношений, в которые вступают люди в процессе своей жизнедеятельности. Многообразные формы взаимодействия индивидов, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями. Значительная часть общественных отношений характеризуется противоречивыми интересами их участников.

Норма (лат. — правило, образец) указывает на те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы.

Под социалъными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятелыюсти людей.

Существуют различные классификации социальных норм.

Нормы обычаев представляют собой правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Нормы морали — это правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедли1 вости, о хорошем и плохом. Их реализация обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Корпоративными нормами называют внутренние правила поведения, установленные организациями для своих работников или общественными; объединениями — для своих членов. Реализация этих норм обеспечивается самими организациямкй или объединениями.

Правовые нормы — это правила поведения, установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом. Реализация разовых норм обеспечивается авторитетомз и принудительной силой государства.

Все социальные нормы представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны| на многократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц.

Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем. Под социалъным контролем понимают систему предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которая обеспечивает соответствие действий индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между индивидами.

Важное место в механизме социального контроля занимает самоконтролъ — самостоятельное регулирование индивидом своего поведения в соответствии с социальными нормами.

Властъ это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств. Существенными признаками отношений власти можно считать:

1) наличие не менее двух партнеров;

2) приказ, который является выражением воли отдающего его по отношению к тому, кем этот приказ должен быть выполнен, с угрозой санкции за неповиновение;

3) общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказ имеет право это делать, а тот, к кому относится приказ, должен его исполнить;

4) подчинение воле, выраженной в приказе.

С одной стороны, власть в обществе представляет собой механизм, предназначенный для сглаживания и урегулирования социальных конфликтов (конфликтный аспект власти), с другой — организацию для достижения общих целей (целевой аспект власти). Всякое общество нуждается во власти, которая является необходимым условием его функционирования как социалыгой системы и поэтому возникает вместе с ним.

Для осуществления политической власти необходимо:

1) общественное разделение между группой, осуществляющей власть, и группами, в отношении которых эта власть осуществляется;

2) организованное принуждение в общественном масштабе.

Политическая власть обладает свойствами обязательности и принудительности для всех членов общества, правом узаконенного применения силы по отношению к ним.

Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государстпвенной называется политическая власть, осуществляемая посредством специального аппарата (государства). Общестпвенная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, СМИ, общественным мнением и т. д.

3. Традиция противопоставления гражданского общества и государства была заложена еще философа-ми-просветителями. В соответствии с их взглядами государство возникло в результате общественного договора, по которому люди, находившиеся до этого в «естественном» состоянии, отказались от части своих прав и свобод в пользу государства в обмен на гарантии личной безопасности. Но это были не односторонние обязательства: в случае нарушения условий этого договора одной из сторон, другая имела право на ответные действия: народ — на восстание против деспота, монарх — на наказание виновных.

История подтвердила неизбежность выступления гражданского общества (там, где оно сформировано) против ущемления естественных прав граждан: Ве-ликая французская революция конца XVIIIв. была вызвана как деспотическим абсолютистским режи-мом Бурбонов, так и всем существовавшим строем социальной несправедливости, сословным неравенством. Новейшая история также знает немало примеров гражданского протеста против нарушения незыблемых прав и свобод личности. Например, в 1950—1960-е гг. в США развернулось движение за равноправие афроамериканцев, которое было поддержано лучшими представителями белого населения страны.

Социальный конфликт.

Государство, его функции.

3. Экономисты утверждают, что отношения распределения и потребления людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Подтвердите данную связь с помощью конкретных примеров и ситуаций социальной жизни.

1. Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, собственности, власти, престижа, горизонтальная и вертикальная мобильность закономерно приводят к обострению общественных противоречий и возникновению конфликтов.

Социалъные конфликты представляют собой особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями.

Участниками конфликта могут быть как отдельные личности, так и социальные группы, организации и государства. Основные субъекты конфликта называются оппонентами или противоборствующими сторонами. Противоборствующие стороны могут быть неравнозначными, т. е. иметь разные ранги. Ранг — это сила оппонента в конфликте, обусловленная его социальным статусом, имеющимися в его распоряжении ресурсами и властью. Например, личность может конфликтовать с группой и даже государством и победить, если ее ранг окажется выше.

Анализируя причины поведения людей в различных конфликтах, социологи выяснили, что мотивами бытовых столкновений обычно являются такие чувства, как обида, месть, ревность, зависть и корысть. В групповых конфликтах мотивами выступают политические симпатии и антипатии либо желание перераспределения экономических ресурсов. Причины же социальных конфликтов лежат в существующем общественном неравенстве, порождающем различия в отношениях собственности и власти. Это неравенство может быть различным по типу и масштабам, но оно всегда присутствует.

Предметом конфликта в социологии принято считать объективно существующую или воображаемую проблему, которая является причиной разногласий между оппонентами. Каждая из сторон конфликта заинтересована в разрешении этой проблемы в свою пользу. Объект конфликта представляет собой некоторый дефицитный ресурс (или контроль над таким ресурсом)

Возникновению любого конфликта предшествует такое сочетание объективных условий и обстоятельств, которое создает реальный предмет конфликта. Это сочетание социологи называют конфликтной ситуацией. Конфликтная ситуация складывается постепенно и, как правило, на фоне социальной напряженности. Социальная напряженностъ —- это особое состояние массового сознания, вызванное обострением социальных противоречий в обществе. Она характеризуется:

1) распространением среди населения недовольства существующими порядками;

2) утратой доверия к властям;

3) массовыми стихийными действиями (митинги, забастовки, погромы и т. п.).

Разрешением конфликта называют решение его участников о прекращении противоборства. Конфликт может закончиться примирением сторон, выигрышем одной из них, постепенным затуханием или перерастанием в другой конфликт.

Самым оптимальным разрешением конфликта социологи считают достижение консенсуса. Консенсус — это согласие значимого большинства представителей некоторого сообщества относительно важных аспектов его функционирования, выраженное в оценках и действиях.

В зависимости от основания, по которому проводится типология, социологи выделяют следующие виды конфликтов:

а) по длительности — долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные и повторяющиеся;

б) по источнику возникновения — объективные, субъективные и ложные;

в) по форме — внутренние и внешние;

г) по характеру развития — преднамеренные и спонтанные;

д) по объему — глобальные, локальные, реги-ональные, групповые и личные;

е) по используемым средствам — насильственные и ненасильственные;

ж) по влиянию на ход развития общества — прогрессивные и регрессивные;

з) по сферам общественной жизни — экономические (или производственные), политические, этнические, семейно-бытовые.

2. Государство — важнейший институт политической системы общества. В политической науке до сих пор нет единого мнения по вопросу об определении понятия «государство».

Наиболее распространенным является представление о государстве как о политико-территориальной суверенной организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Причины возникновения государства на Востоке были:

1) потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием орошаемого земледелия;

2) необходимость объединения для достижения этих целей значительных масс людей на болыних территориях;

3) необходимость централизованного руководства этими массами.

Признаки государства:

1) деление населения по территориальному принципу, что порождает такой институт, как граждан-ство (подданство);

2) наличие особой публичной власти, отделенной от общества;

3) наличие специального слоя, разряда людей, профессионально занятых управлением (бюрократия);

4) введение налогов, предназначенных для обеспечения осуществления государством своих функций;

5) наличие государственных атрибутов (гимн, герб, флаг).

Признаками государства, отличающими его от других политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.) являются:

1) суверенитет (т. е. полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене);

2) монополия на правотворчество (только государство может издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны);

3) монополия на легальное применение насилия.

Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития. По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутпренние и внешние. К внутренним относятся: экономические (координация экономических процессов, а иногда и управление экономикой); социальные (организация системы со-циального обеспечения); культурные (формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения); охранительные (поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка). Среди внешних функций можно выделить осуществление международного сотрудничества и организацию обороны государства.

3. Экономическая жизнь общества представляет собой производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. В процессе производства происходит преобразование природных материалов, придание им свойств, благодаря которым они могут удовлетворять потребности людей. Распределение понимается как выявление доли труда каждого человека в произведенном продукте, обмен — как процесс обмена одних продуктов на другие, а потребление — как использование людьми произведенного продукта для удовлетворения своих потребностей. Отношения распределения и само потребление людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Они могут либо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Например, принцип распределения по количеству и качеству труда, используемый во всех развитых странах, существенно стимулирует труд наемных работников, порождает материальную заинтересованность в повышении производительности труда, в творческом влиянии на производственный процесс. Напротив, уравнительный принцип распределения не порождает таких мотивов. Конечной целью производства является потребление товаров и услуг населением. Потребление влияет на рост масштабов производства, развитие его отраслей. Так, например, увеличение цен на бензин в последние годы стимулировало рост спроса на модели автомобилей с экономичными двигателями. Таким образом, в условиях рыночной экономики, перед выходом на рынок, производитель должен определиться: что, как и для кого производить. Люди, выступая потребителями товаров и услуг, участвуют в экономической жизни общества, причем не в пассивной, а в активной роли.

Билет № 19



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.93.183 (0.01 с.)