Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальное взаимодействие и общественные отношения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Потребности и интересы. 3. Известно, что впервые в истории вопросы, каким должно быть справедливое государство, как наилучшим образом управлять им, обсуждались в Древней Греции. В ходе обсуждения было определено, что важнейшим правом и обязанностью гражданина, независимо от того, богат он или беден, знатен или незнатен, является участие в управлении государством. Какую форму правления характеризует, во-первых, сам факт широкого обсуждения этого вопроса и, во-вторых, содержание принятого решения. Приведите примеры из истории, которые бы характеризовали данную форму правления.
. В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями. Люди в своем каждодневном, обыденном взаимодействии постоянно подтверждают сложившиеся правила социальных отношений, которые передаются от старших к младшим, зачастую без объяснений, почему это делается так, а не иначе. Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы — отношения материальные и духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в следующем. Материалъные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные — формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и семейные отношения; духовные — на моральные, политические, правовые, художественные, фйлософские и религиозные. Особым видом общественных отношений являются межличностные, под которыми понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин (1889—1968) выделял следующие типы межличностного взаимодействия: а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища); б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок); в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели); г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы). В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации все межличностные отношения подразделяются на официалъные и неофициалъные. Они отличаются друг от друга, во-первых, наличием или отсутствием в них определенцой нормативности. Так, официальные отношения всегда регламентируются какими-либо определенными нормами — правовыми, корпоративными и др. Во-вторых, официальные отношения стандартизированы и обезличены. Официальные и неофициальные межличностные отношения, в которые люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны. Они могут быть кратковременными (попутчики в поезде), долговременными (друзья, сослуживцы), постоянными (родители и дети), причинно-следственными (преступник и его жертва), функциональными (заказчик и портной), учебными (преподаватель и ученик), субординационными (начальник и подчиненный). Кроме того, среди форм межличностных отношений выделяют такие, как знакомство, приятельство, товарищество, дружба и любовь. 2. Мотивы деятельности человека связаны с удовлетворением его потребностей. Под потребностпъю в обыденном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человечеекой личности, социальной группы, общества в целом. В основе всякой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт (т. е. биологический, природный фактор, присущий индивиду как живому организму). Все природные инстинкты человека делятся на три группьг: а) витальные (лат. — жизнь), которые направлены на обеспечение жизнедеятельности организма (пищевой, половой и др.); б) социальные, выражающие жизненную необходимость отношений между индивидами; в) интеллектуальные, направленные на познание окружающей действительности (например, ориентировочный инстинкт). Соответственно и потребности человека можно условно разделить на три группы: биологические (потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.) социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.) и духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры). Такое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа. Единство же различных сторон человеческого бытия выражается в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности его потребностей. Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог А. Маслоу. По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархизированная система базовых (основных) по-требностей. Маслоу отделял первичные (врожденные) потребности от вторичных (благоприобретенных). К первой группе Маслоу относил потребности: а) физиологические (в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и др.)» б) экзистенциальные (в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости и т. д.). Вторичные потребности включают: а) социальные (в социальных связях, общении), участии в совместной с другими людьми деятельности); б) престижные (в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном рост и др.); в) духовные (в самовыражении). Потребности каждого следующего уровня становятся, по мнению Маслоу, насущными, когда удовлетворены предыдущие. Психологи различают также потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Подлинные потребности побуждают человека к активной, благоразумной, общественно полезной жизнедеятелыюсти, способствуют физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям. От потребностей следует отличать интересы людей. Интерес — это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность. В основе интереса лежит понимание необходимости ких-либо действий для достижения осознаваемой цели, т. е. осознанная потребность. Интересы различаются по степени общности (индивидуалъные, групповые, общественные), по сфере направленности (экономические, политические, социальные, духовные), по степени осознанности (действующие стихийно или на основе разработанной программы деятельности), по возможностям осуществления (реальные и мнимые). 3 Сам факт широкого обсуждения данного вопроса, как и содержание принятого решения очевидно характеризуют демократический политический режим. В современной политической науке под демокрафией понимают политикоправовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти. Все важнейшие политические решения в демократическом государстве принимаются либо непосредственно народом (как в описанном случае), либо его представителями. При этом все граждане пользуются равными правами. Демократия предполагает признание принципа равноправия и свободы всех людей независимо от пола, возраста, социального статуса и материального положения, а также их активное участие в политической жизни страны. Термин «демократия» (греч. — народ и — власть) в буквальном переводе означает «власть народа». Первые демократические формы политической жизни появились еще в древности: ученые говорят о существовании первобытной (общинной) демократии в ранний период истории человечества. Демократия была хорошо известна и в античном мире (Древняя Греция, Древний Рим). Классическим образцом античной демократии считаются Афины. Расцвет афинской рабовладельческой демократии приходится на Vв. до н. э. и связан прежде всего с именем Перикла. В европейском Средневековье также неоднократно возникали демократические городагосударства (например, Новгород, Венеция, Генуя и др.). Демократический политический режим утвердился вXXв. в больш.стран Западной Европы. В ст. 1 Конституции РФ наше государство характеризуется как демократическое. Статья 3 (ч. 1) Конституции гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Рос-сийской Федерации является ее многонациональный народ». Билет № 5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.125.137 (0.012 с.) |