Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Свобода в деятельности человека.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сформулируйте линии сопоставления различных экономических систем и заполните соответствуюшую графу таблицы. Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику различных систем хозяйствования.
1. К концу XXв. человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стояли древнегреческие философы Платон и Аристотель, но наиболее полное отражение концепция правового государства получила в работах И. Канта и Ш. Монтескье. Правовым государством называют такое, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан. Признаки правового государства: 1) верховенство закона, «связанность» государства законом — все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятелыюсти обязаны подчиняться требованиям закона. 2) соблюдение и охрана прав и свобод человека — государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике; 3) последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти; 4) взаимная ответственность государства и гражданина — за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией данного принципа выступает независимый суд. Предпосылками создания и функционирования правового государства являются: 1) производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходимы экономическая независимость и самостоятельность индивида. 2) режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти; 3) высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами; 4) создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона (юридическая предпосылка); 5) важнейшая предпосылка правового государства — это гражданское общество 2. Свобода —- это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью. Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. Марксизм дистанцировался как от волюнтаризма, так и от фатализма, хотя в действителыюсти оставался весьма близок к последнему в трактовке свободы, понимая ее как осознанную необходимость. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования. Абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и всеми его членами. Свобода человека во всех ее проявлениях — это основа современных демократических режимов, главнал ценность либерализма. 3. Приведем заполненный вариант таблицы.
Существуют два основных варианта организации экономической жизни общества: командно-административная и рыночная экономика. Командно-административная экономика характеризуется: 1) производством товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом; 2) отсутствием самостоятельности товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции, а также ценообразования (решения принимаются центральными органами); 3) отсутствием обратной связи между производителями и потребителями; 4) отсутствием конкуренции; 5) командно-административными методами управления экономикой. Ряд экономистов видит положительный потенциал командной экономики в ее высокой мобилизационной способности, в возможности обеспечить устойчивое развитие без экономических кризисов, гарантии низких цен, занятости и стабильных заработков. Негативные черты плановой экономики: отсутствие экономических стимулов к труду, формирование психологии социального иждивенчества, постоянный дефицит товаров, низкое качество продукции, расточителыюе отношение к ресурсам. Рыночная экономика — это экономика, в которой решения самих производителей и потребителей определяют структуру распределения в ней трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Условия функционирования рыночной экономики: 1) частная собственность на средства производства; 2) свобода производителей в принятии решений (нерегулируемые предложение, спрос, цена); 3) свободная конкуренция; 4) отсутствие прямого государственного вмешательства в экономические процесеы. Вообще, под рынком понимают совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Существует несколько видов рынков: рынок потребительских товаров, рынок капитала (средств производства, инвестиций), рынок рабочей силы, валютный рынок, рынок ценных бумаг (фондовый рынок), рынок информации. Однако рыночная экономика — это идеальная модель. В болынинстве стран реально функционирует' смешанная экономика —- тип экономической системы, в которой наряду с частными предприятиями действует болыное число государственных предприятий и значительная часть решений в сфере инвестиций принимается государством. Билет № 3 Системное строение общества: элементы и подсистемы. Религия как феномен культуры. По мнению социологов, государственных и общественных деятелей, существует два пути численного увеличения населения страны: увеличение рождаемости и расширение иммиграции. Какой из этих путей вы считаете более реальным сегодня для России? Аргументируйте свою точку зрения. 1. В философской науке общество характеризуется как динамическая система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свои сущность и качественную определенность. При этом система (греч. — целое, составленное из частей, совокупность) определяется как совокупность элементов, определенным образом связанных между собой и образующих некую целостность. Важнейшими элементами общества являются социалъные институтпы — устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение тех или иных общественных функций и основывается на определенных нормах и стандартах поведения. К фундаментальным институтам общества относят семыо, школу, церковь, государство. Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, их обычно выделяют четыре: 1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг; 2) социальная, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом; 3) политическая, включающая весь комплекс отношений между государствами, партиями, общественными организациями, отдельными индивидами по поводу осуществления власти; 4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены. Еще одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность. 2. Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры. В современной науке популярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним, широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого; религия — это одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей. Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира. Но, наболе важная подсистема – экоомическая, т.к. она связана с обеспечением бщества средствами существовния Религиозная вера складывается из: 1) собственно веры, т. е. убеждения в истинности основ религиозного учения; 2) знания наиболее существенных положений вероучения; 3) признания и следования нормам нравственности, еодержащимся в религиозных требованиях к человеку; 4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека. Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе). Наиболее распространенной классификацией является деление всех существующих в современном мире религий на три болыпие группы: 1) родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день; 2) национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, индуизм, иудаизм); 3) мировые религии. Мировых религий всего три — христианство, буддизм и ислам. К числу признаков мировых религий относят: а) огромное число последователей во всем мире; б) они космополитичны, носят меж и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств; в) они эгалитарны (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп); г) их отличает необычайная пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания). Все эти свойства и обусловили широкое распространение мировых религий: христиан в мире насчитывается более 1,4 млрд чел., мусульман (приверженцы ислама) — 0,8 млрд, буддистов — 0,3 млрд чел. О роли мировых религий в современном мире говорят следующие данные. 1. Болыпинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий. 2. Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязателыюй. 3. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима. 4. Религиозные противоречия, к сожалению, продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, силой разъединения и противоборства. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям и интересам человека. Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести. Согласно ст. 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Таким образом, свобода совести оставляет за человеком выбор между религиозной верой и атеизмом, который отрицает существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил и религий. 3. По официальным данным, ежегодно в нашей стране население сокращается на 700 тыс. чел., а согласно демографическому прогнозу с 2006—2007 гг. убыль населения только в трудоспособном возрасте достигнет 1 млн чел. в год, а начиная с 2015 г. — 1,5 млн. Государство заинтересовано в изменении сложившейся ситуации. Президент РФ В. В. Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ в 2006 г. отметил, что «для решения этой проблемы необходимо следующее. Первое — снижение смертности. Второе — эффективная миграционная политика. И третье — повышение рождаемости». Таким образом, универсального средства решения сложной демографической ситуации в России нет, необходим комплексный подход. Стимулируя рост рождаемости, государство постоянно увеличивает размер ежемесячного пособия на ребенка, вводит новые льготы для молодых матерей. С 1 января 2007 г. женщины, родившие или усыновившие ребенка, который стал как минимум вторым ребенком в семье, получают право на материнский капитал в 250 тыс. руб. Он не будет облагаться налогом, а, напротив, будет расти: его размер предполагается индексировать в зависимости от роста потребительских цен в стране. В отдельных случаях предусмотрено, что право на материнский (семейный) капитал может приобрести отец или усыновитель. Допускается и его переход к самим детям. Начиная с 1 января 2010 г., эти средства могут использоваться по одному из направлений — на приобретение жилья, образование ребенка или формирование накопительной части трудовой пенсии матери. По прогнозам, эти меры должны изменить уже к 2050 г. демографическую ситуацию в стране: баланс между убылью и приростом населения должен восстановиться. На рост населения России, безусловно, может оказать серьезное воздействие и расширение иммиграции, хотя, как отмечает в своих выступлениях Президент РФ В. В. Путин: «Иммиграционный приток сегодня уже не компенсирует естественную убыль населения, как это было у нас в середине 1990-х годов». Билет № 4
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.211 (0.013 с.) |