Экономика и экономическая наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика и экономическая наука.



Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Группы №11 12

Сравните индустриальное и традиционное общество. Заполните таблицу.

Линии сравнения Индустриальное общество Традиционное общество
1. Определяющие сферы хозяйственной жизни    
2. Основной эле-мент социальной структуры    
3. Главные социальные институты в духовно-культурной сфере    

Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику двух типов общества.

1. Слово «экономика» в переводе с греческого буквально означает «искусство ведения домашнего хозяйства». Впервые его употребил древнегреческий философ Ксенофонт.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования: продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающим в его жизни, определяющим ход всех происходящих в обществе процессов.

Экономику изучают многие науки, среди которых важнейшими являются экономическая теория и социалъная философия. Можно выделить два уровня экономического знания (иногда говорят о двух разделах экономической теории): микроэкономику (исследует отдельные экономические единицы — рынки конкретных товаров и услуг, цены на них, экономику фирмы, семьи и т. д.) и макроэкономику (изучает фундаментальные проблемы экономической науки на уровне национального хозяйства в целом, например, экономический цикл, инфляцию, занятость и безработицу и т. д.). Следует также отметить и сравнительно новую науку — эргономику (изучает человека и его производственную деятельность, имеясвоей целью оптимизацию орудий, условий и процесса труда).

Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т. е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития. Иначе говоря, экономика — это такая сфера деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разноообразных потребностей.

Организуя свою экономическую деятельность, люди преследуют определенные цели, связанные с получением необходимых им благ и услуг. Для достижения поставленных целей прежде всего необходима рабочая сила, т. е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства производства.

Средспгва производспгва представляют собой совокупность предметов труда (того, из чего производятся материальные блага), орудий и средств труда (того, чем или с помощью чего они производятся). Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами общества. Производитпелъные силы — это люди (человеческий фактор), обладающие производственными навыками и осуществляющие производство материальных благ, созданные обществом средства производства (вещественный фактор), а также технология и организация процесса производства. Весь набор благ и услуг, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики.

В непроизводспгвенной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образовательные, медицинские и т. д.). Под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с помощью которых удовлетворяются те или иные потребности людей.

В матпериалъном производстпве изготавливаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство и т. д.) и оказываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транспортные ит. д.).

Истории известны две основные формы материального общественного производства — натураль-ное и товарное. Натпуралъным называют такое производство, при котором производимая продукция предназначается не для продажи, а для удовлетворения собственных потребностей производителя. В отличие от натурального, товарное производстпво изначально ориентировано на рынок, продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи.

Важнейшая роль в материальном производстве принадлежит используемым производителем технике и технологии.

Для экономики современных стран свойствен процесс интернационализации хозяйственной жизни, результатом которой является международное разделение труда и складывание единой мировой экономики.

2. Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид — Ното sарiепs. Как любой биологический вид, Ното sарiепs характеризуется определенной совокупностью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в довольно болыпих пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Как и другие биологические виды, вид Ното sарiепs имеет устойчивые вариации (разновидности), которые, когда речь идет о человеке, обозначаются чаще всего понятием «раса».

Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств. Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятелыюсти человека как существа социального:

а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.

Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят болынинетво современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

Билет № 10

Спрос и предложение.

Мораль, ее категории.

Противоречат ли друг другу следующие утверждения о природе человека?

А) Аристотель, древний философ, ученый-энциклопедист писал: «Одни люди созданы природой быть свободными, другие — рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами и полезно, и справедливо».

Б) Ученый Антифонт, современник Аристотеля: «По природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом — через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук». Подумайте: если бы Аристотель и Антифонт дожили до создания теории естественного происхождения прав человека, как бы они, на ваш взгляд, к этой теории отнеслись? Обоснуйте свое мнение.

1. Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. Спрос это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение это то количество товара, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.

Простая модель спроса и предложения существует уже почти 200 лет.

Согласно данной модели, в самом общем виде механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения.

В соответствии с этими законами производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами. Денежным выражением стоимости является цена, которая устанавливается производителем, и в теории она может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей. На цену оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он повышается, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если спрос падает, то падает и цена, а выпуск изделия сокращается. Стоит принять во внимание и тот факт, что потенциальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку необходимого им товара. Поэтому потребители всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже.

Таким образом, в реальности на рынке формируются две цены:

а) цена спроса — максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар;

б) цена предложения — минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.

Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом у потребителя. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.

2. Особую роль в регулировании жизни общества и поведения его членов играет мораль. Моралъ (лат. — нравственный, относящийся к характеру, складу души, привычкам) — это форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие регуляции социального поведения людей не является единственной функцией морали. Мораль — это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция — утверждение человеческого в человеке.

Моральные убеждения и оценки в разные эпохи у разных народов, классов, поколений сильно отличаются. Нравственность всегда выражает дух эпохи и тесно связана с условиями жизни. Однако при анализе морали и оценке ее конкретных форм одинаково ошибочным является как игнорирование социальных элементов в морали, так и их абсолютизация.. Современная мораль являются отражением в сознании людей реально существующего, сложившегося в течение веков и тысячелетий порядка взаимоотношений в обществе, определенное понимание сущности социума, истории, человека и его бытия.

При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной рёгуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких понятиях, как совесть, честь и чувство собственного достоинства.

Совестъ — это этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю.

Честъ — это этическая категория, включающая моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.

Достоинство — самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и общественного значения.

Мораль, выполняя наряду с появившимся позднее правом роль регулятора поведения людей, имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов. Единство между ними выражается в следующем:

1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;

2) у норм морали и права единый объект регулирования — общественные отношения;

3) как нормы права, так и нормы морали исходят от общества;

4) нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;

5) нормы права и нормы морали выделились из мононорм первобытного общества.

Однако между нормами права и нормами морали существует много отличий:

1) право представляет собой совокупность норм, установленных или санкционированных государством, зафиксированных в юридических актах. Моральные нормы формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов;

2) в правовых актах выражается государственная воля, в моральных нормах — общественное мнение;

3) правовые нормы обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппара-том, силой государственного принуждения. Реализация моральных норм не нуждается в организованной принудительной силе. Они исполняются в результате привычки, внутренних побуждений. Гарантом морали выступают совесть индивида и общественное мнение, общественная оценка поведения людей;

4) нормы морали распространяют свое влияние на более широкую сферу отношений, нежели та, которая регулируется правом. Нормы морали регулируют многие отношения, которые не подлежат правовому регулированию (отношения дружбы, любви и т. гг.);

5) для правовых норм характерна болыная, нежели для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок. Мораль содержится в общественном сознании, право — в епециальных нормативных актах, имеющих письменную форму. Моральные требования дают болыпий простор для их толкования, чем правовые;

6) если нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.

3. Приведенные выще утверждения противоречат друг другу. Так, если Аристотель исходил из естественности социального неравенства, оправдывая существование рабства, то Антифонт, напротив, утверждал идею природного равенства всех людей, независимо от их социального статуса. Рабство для Аристотеля — то, без чего вообще не мыслим никакой строй социалыю-экономической и государственной жизни. Антифонт же известен как один из самых непримиримых противников рабства. Очевидно, что его взгляды гораздо ближе к постулатам естественноправовой концепции прав человека, чем позиции Аристотеля.

Согласно естественно-правовой теории, права человека это права, присущие самой его природе, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо. Права человека принадлежат ему от рождения, в силу законов природы, не зависят от признания их государством. Их нельзя передать, отобрать или ликвидировать. Государство может лишь закрепить, гарантировать их или ограничить.

Эта теория основана на безоговорочном признании за человеком права на достоинство и права на свободу.

Билет № 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.022 с.)