Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные институты общества.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Познание мира. Виды человеческих знаний. 3. Укажите, что из предложенного ниже списка, на ваш взгляд, характеризует демократию: • свобода высказывания мнений; • свобода мысли и свобода выбора; • равенство людей перед законом; • справедливые, хорошие отношения между людьми; • участие в управлении, в осуществлении власти всего народа; • отсутствие бюрократизма; • гласность. Свой выбор обоснуйте. Какие другие существенные проявления демократии вы могли бы указать? 1. Важнейшими элементами общества являются социалъные институты (лат. — установление) — устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение тех или иных общественных функций и основывается на определенных нормах и стандартах поведения. К фундаментальным институтам общества относят семью, школу, производство, церковь и государство. Это объясняется наличием пяти видов важнейших жизненных потребностей, на удовлетворение которых направлена человеческая деятельность: 1) в воспроизводстве рода; 2) в безопасности и социальном порядке; 3) в средствах существования; 4) в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров; 5) в решении духовных цроблем, поиске смысла жизни. Каждый из этих институтов объединяет большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности и достижения определенной цели личного, группового или общественного характера. Характерными чертами социальных институтов являются: 1) объединение всех лиц, занятых определенным видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятелыюсти удовлетворение определенной значимой для общества потребности; 2) закрепление системой социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения; 3) наличие учреждений, снабженных определенными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности; 4) четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля; 5) интеграция в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятелыюсть данного института и осуществлять контроль за ней. Помимо основных социальных институтов существуют и неосновные. Так, если основным политическим институтом является государство, то неосновными — отдельные государственные органы и должностные лица. Социальный институт делает связи между людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надежными и устойчивыми. Институциональное взаимодействие — это хорошо отлаженный порядок социальной жизни в основных сферах жизнедеятельности людей. 2. Познание можно определить как процесс деятелыюсти человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект и объект познания. Под субъектом познания в узком смысле обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания в узком смысле является познаваемый предмет, в широком — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен сделать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Оно представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией Результатом процесса познания выступают знания человека. Знание — информация об окружающем нас мире, накопленная в течение жизнедеятельности человечества. Формами знания являются в зависимости от: 1) выражения общественного сознания — мифология, религия, наука, мораль; 2) способа закрепления — понятийные, символические, художественнообразные; 3) степени научности — научные (обобщенное систематизированное знанйе, оперирующее законами, соответствующее существующей научной картине мира), ненаучные (разрозненное, несистематиче-ское знание, которое не формализуется и не описывается законами и находится в противоречии с существующей научной картиной мира), донаучное (база научных знаний), антинаучное (утопическое, сознательно искажающее представления о действителыюети). Роль знаний в жизни человека лучше всего отражает афоризм известного английского мыслителя и политического деятеля Ф. Бэкона (1581_1626): «Знание — сила». 3. Поскольку под демократией понимают политикоправовой режим, основанный на признаиии народа источником и субъектом власти, очевидно, что из предложенного списка демократию характеризуют: свобода высказывания мнений, свобода мысли и свобода выбора. Эти свободы относятся к фундаментальным правам и свободам человека, без их признания, гарантированности и защиты со стороны государства невозможно существование политического режима, основанного на признании воли народа источником власти и воплощении этой воли в жизнь. Участие в управлении, в осуществлении власпги всего народа — главная черта демократии. Власть народа опирается на конституцию страны и законы. С их помощью разрешаются все конфликты и противоречия, независимо от того, кто предстал перед судом. Таким образом, равенство всехперед законом — неотъемлемое свойство демократического режима. Гласноспгъ, т. е. максимальная открытость в деятельности государственных и общественных организаций, необходима для функционирования власти, основанной на воле народа. К числу других существенных проявлений демократии следует отнести: 1) принятие важнейших государственных решений по принципу большинства; 2) право меныпинства на оппозицию, при подчинении решениям большинства; 3) политический плюрализм; 4) систему разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, а также препятствуют установлению диктатуры; 5) выборность основных органов государственной власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании; 6) развитую систему органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решениях местных проблем. Билет № 6 1. Многовариантность общественного развития. Понятие истины, ее критерии. У. Дуглас, член Верховного суда США, писал: «Мы много болтаем о Законе и Порядке, особенно когда говорим о мошенничестве, уличных преступлениях, грабежах и тому подобном. Но в глубине души у нас заложено презрение к закону, поскольку закон, ограничивая одних, попустительствует другим». Можно ли считать такие законы правовыми и соответственно говорить о правовом государстве? Обоснуйте свою точку зрения. 1. Совершенно очевидно, что исторический процесс не только непрерывен и незавершен, но и многовариантен. В общественном развитии взаимодействуют различные социальные силы, переплетаются многообразные экономические, политические, духовные факторы, в него вторгается множество случайностей, порожденных интересами, ожиданиями и волей множества людей и их объединений. С одной стороны, исторические события, цепь которых и составляет исторический процесс, уникальны и неповторимы. С другой — в историческом процессе имеет место повторяемость, тождественность социальных процессов в различных странах и в различные эпохи. Т.о., в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, так называемая историческая альтернатива. Исторической алыпернативой является такая историческая ситуация, которая характеризуется борьбой общественных сил за реализацию существенно отличных возможностей общественного развития. Однако сам факт признания альтернативного характера развития многих исторических явлений не нарушает закономерности этого развития потому, что при ведущей роли субъективного фактора в складывании и разрешении альтернатив действие данного фактора ограничено объективными условиями. Альтернатива — это выбор из существующих возможностей и борьба за реализацию выбора. Но возникновение разных возможностей является объективным процессом. Условиями реализации исторической альтернативы являются: 1) наличие в действительности (а не в воображении субъектов исторического процесса или его исследователей) существенно различных возможностей (тенденций) последующего развития; 2) существование общественных сил, ведущих борьбу за реализацию этих возможностей. Ярким примером альтернативной ситуации, имевшей судьбоносное значение для нашей страны, являются события 1917 г., когда различные общественные силы вели борьбу за реализацию существенно отличных друг от друга вариантов дальнейшего развития. 2. Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики — что это можно сделать лишь при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины может быть только разум. В истории философии существуют различные определения понятпия «истпина». Классическим считается определение, согласно которому истина естьсоответствие мыслей человека окружающей действительности. В современной науке наиболее часто употребляемым является следующее определение: истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. В понятии «истина» можно выделить объективную и субъективную стороны. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Объекгпивная сторона истины является предпосылкой такой ее черты, как конкретность. Конкретность истины — это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Субъекгпивная стпорона истины указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего. Принято выделять истину абсолютную и относительную. Абсолютпной истпиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении. В большинстве случаев мы имеем дело с отпноситпелъной истпиной (или истинами), представляющей собой неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития. Практически любая истина по своему содержанию объективна, а по форме — относительна. Философы выделяют несколько видов истины: обыденную (по-вседневную), научную (которая в свою очередь подразделяется на истину в области математики, физики, биологии, химии, истории и т. д.), нравственную, художественную и др. Иначе говоря, виды истины соответствуют видам знания. Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Практика представляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром. Ее характеризуют следующие черты: а) целенаправленность; б) предметночувственный характер; в) преобразование окружающей действительности. Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее оенове формируются разного рода заблуждения. Заблуждением называют непреднамеренное несоответствие каких-либо суждений или понятий познаваемому объекту, это ложное знание, принимаемое за истинное. Помимо практики, существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях). 3. Речь идет о законах, которые закрепляют фактическое неравенство граждан, предоставляя отдельным категориям населения преимущества, льготы и привилегии перед другими. Разумеется, что подобные законы не могут считаться правовыми и не соответствуют идеологии правового государства, исходящей из принципов формального равенства, единого масштаба и равной меры свободы для участников общественных отношений, всеобщей справедливости. Правовое государство основывается на принципе верховенства права, «связанности» государства правом. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, т. е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом, и в соответствии с законно установленной процедурой; соответствовать определенной иерархии, не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные нормативно-правовые подзаконные акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их равенство — это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, общей норме. Там же, где люди делятся на свободных и несвободных, последние относятся не к субъектам, а к объектам права, и на них принципы правового равенства не распространяются. Билет № 7
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.35 (0.006 с.) |