Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Право в системе социальных норм. Гражданское общество и государство.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
О. Изучая вопрос, почему люди объединяются в группы, а не работают каждый сам по себе, ученые отмечают, что группы помогают удовлетворению таких универсальных потребностей каждого индивида, как потребности во внимании, признании и самовыражении. Опираясь на знания курса и свой жизненный опыт, докажите, что группы действительно способы удовлетворить эти потребности. 1. Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются все наиболее значимые общественные отношения — экономические, прлитические, социально-культурные и др. В отличие от иных видов социальных норм, нормы права носят общеобязательный характер, фор-мально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой. Опира-ясь на право, государство формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные пред-ставления о дозволенном и запрещенном. Нормы права определяют также и систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма, устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан. Таким образом, право представляет собой систему общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом) и обеспеченных его авторитетом и принудительной силой. Право характеризуется следующими признаками: 1) нормативностыо — право состоит из нортй, т. е. правил поведения общего характера, адресованных *| персонально неопределенному кругу лиц, попадакь щих в ситуацию, регулируемую данными нормами; 2) общеобязательностью — правовые нормы обязательны для исполнения любыми лицами и организациями, которым они адресованы, — вне зависимости от того, как те к ним относятся; 3) формальной определенностью — правовые нормы выражаются в словесно-письменной форме в текстах различных источников права и благодаряЦ этому отличаются большой степенью определеннос-ти и ясности; 4) системностью — все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему законодательства; 5) гарантированностью государством — реализация правовых норм обеспечивается авторитетом государства и возможностыо применения принуждения к лицам, которые нарушают правовые нормы или уклоняются от их исполнения; 6) многократностыо применения — нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев. Право призвано быть стабилизирующим факто-1 ром общественного развития. В соответствии со сво-1 им предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции: 1) регулятивную, которая проявляется в способ- 1 ности воздействовать на поведение членов общества; правовыми средствами; 2) охранительную, заключающуюся в способнос- | ти охранять положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения; 3) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе соци-Ц альные противоречия и конфликты; 4) воспитательную, отражающуюся в подготовке подрастающего поколения к восприятию сущест-1 вующих в обществе ценностей и идеалов; 5) идеологическую, в рамках которой право спо-еобствует формированию в общественном сознании представлений о необходимых и желательных прин-ципах и правилах поведения. Все функции права находятся во взаимодействии и дополняют друг друга. Являясь универсальным регулятором общественных отношений, право закрепляет основы существующего строя. Устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, оно вносит опреде-ленный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активной и эффективной де-ятельности. В практической работе государственных органов (и прежде всего судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и их коллективов, является основанием при-менения мер государственного принуждения к нару-шителям правопорядка. Наконец, право развивает в людях чувства справедливости, добра и гуманности. В этом заключается ценность права для всего общеетва. Для отдельной личности ценность права состоит в том, что оно сповсестороннего развития любого члена общества, за-крепляет и охраняет права и свободы человека, ог-раждает его от произвола со стороны государства. 2. Идея гражданского общества возникла в Новое вре-мя в противовес всевластию государства. Концепцию гражданского общества в наиболее полном виде разра-ботал немецкий философ Г. Гегель (1770—1831). Он определял гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок (полицию и т. п.). В современной политической науке утвердилось следующее определение: гражданское общест-во — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и ор-ганизаций, огражденных соответствующими зако-нами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной властц^ В пространстве гражданского общества индивиды реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор. Понятия «гражданское об-щество» и «государство» отражают различные сто-роны жизни общества, противостоящие друг другу. Важнейшей основой гражданского общества яв-ляется самостоятельный и полноправный гражда-нин. Однако для функционирования гражданского общества необходимо наличие и иных предпосылок. Среди них выделяют: 1) экономические (частная собственность, много-укладная экономика, свободный рынок и конкурен-ция); 2) социальные (болыной удельный вес в обществе средних классов); 3) политико-правовые (юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод челове-ка, их защита, децентрализация власти, политиче-ский плюрализм); 4) культурные (обеспечение права человека на ин-формацию, высокий образовательный уровень насе-ления, свобода совести). На первом этапе формирования гражданского об-щества (XVI—XVIIвв.) складывались экономиче-ские и политические предпосылки его существова-ния, произошел переворот в общественной идеоло-гии (появление буржуазной этики). Второй этап (XVIII— конецXIXв.) характеризо-вался формированием гражданского общества в наи-более развитых странах Европы и США в виде капи-тализма свободной конкуренции. В это время в ка-честве основы политической жизни утверждаются принципы й ценности либерализма. На третьем этапе (XXв.) происходят значитель-ные изменения в социальной структуре общества: средний класс превращается в основную социальную группу, идет процесс становления правового соци-ального государства. Гражданское общество функционирует на нескольких уровнях: производственном, социокуль турном и политико-культурном. На первом уровне граждане создают ассоциации или организации (частные, акционерные предприятия, профессио-нальные объединения) для удовлетворения своих ба-зовых потребностей в пище, одежде, жилье; на вто-ром — возникают такие общественные институты, как семья, церковь, средства массовой информации, творческие союзы для удовлетворения потребностей в духовном совершенствовании, знаниях, информа-ции, общении и вере; на третьем — формируются по-литико-культурные отношения, в которых реализу-ются потребности граждан в политической деятель-ности. Для этого граждане создают политические партии и движения, являющиеся элементами поли-тической системы общества. 3. Важной иричиной формирования групп является естественное стремление человека к объединению с другими людьми, к формированию устойчивых форм взаимодействия с ними. Группа дает человеку ощущение защищенности, от группы он ждет поддержки, помощи в решении своих задач, а также предостережений. В группе человеку легче добиться «вознаграждения» в виде признания, похвалы или же материального поощрения. В группе человек учится, перенимая опыт других, лучше осознавая свои возможности и потенциал. Группа придает че-ловеку больше уверенности в себе во внешних взаи-модействиях. Наконец, группа предоставляет человеку возможность проводить время в приятном для него окружении, возможность избежать одиночества и состояния потерянности, ненужности, Каждый че-ловек стремится к тому, чтобы быть любимым кем-то, нужным кому-то, иметь единомышленников. И груп-па может быть источником решения этих проблем человека. Одной из причин объединения людей в группы является получение ими определенного статуса. Признание социального ранга личности в группе имеет для людей огромное значение. Отсутствие внимания, чувство неполноценности, одиночество становятся причиной объединения молодых людей в криминальные группы, например в националистические экстремистские движения. В коллективной агрессивности растворяется неуве-ренность в себе, в группе подростки получают простую систему ценностей, отвечающую уровню их пси-хического развития. Самой первой причиной вступления в неформаль-ную группу является удовлетворение потребности в чувстве принадлежности. Люди, чья работа не дает возможности устанавливать и поддерживать соци-альные контакты, склонны быть неудовлетворенны-ми. Возможность принадлежать к группе, поддержка с ее стороны тесно связаны с удовлетворенностью сотрудника. И все же, несмотря на то, что потребность в принадлежности широко признается, большинство формальных организаций сознательно ли-шают людей возможности социальных контактов. Поэтому люди часто вынуждены обращаться к неформальным организациям, чтобы обрести такие контакты. Билет № 23 Система российского права.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.122 (0.007 с.) |