Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Демократия, ее основные ценности и признаки.

Поиск

Утверждают, что к концу XXв. лидерство в общественном производстве перешло к духовному производству и человеческий интеллект, его возможности превратились в фактор, определяющий масштабы и облик современного производства. Разделяете ли вы данную точку зрения? Аргументируйте свою позицию.

1. Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой..

Семъя как социальный институт удовлетворяет важнейшую потребность людей в воспроизведении рода, как малая группа — играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе.

В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства выделяют следующие типы семейных структур:

1) моногамное супружество и полигамию. Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;

2) патрилинеальные и матрилинеальные семьи. В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, а в матрилинеальных — по матери;

3) патриархальные и матриархальные семьи. В патриархальных семьях главой является отец, в матриархальных — наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;

4) гомогенные и гетерогенные семьи. В гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;

5) малодетные (1—2 ребенка), среднедетные (3— 4 ребенка) и многодетные семьи (5 и более детей).

Самыми распространенными в современных городах являются так называемые нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений.

Семья выполняет ряд функций, среди которых главными являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная (снятие стрессовых ситуаций). Ученые-социологи различают специфические и неспецифические функции семьи. Специфические вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. К ним относят рождение, содержание и социализацию детей. Неспецифическими называют те функции, выполнять которые семья оказывается принужденной в определенных исторических обстоятельствах. Эти функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления и т. п.

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт — брак. Как правило, именно брачная пара составляет основу семьи. Под браком в социологии понимают санкционированную обществом, социалыю и личностно целесообразную, устойчивую форму половых отношений.

2. Демократия политический режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти. Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Демократический режим обычно присущ странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значительное место занимает средний класс.

Демократический режим складывается лишь в государствах, в которых достигнут высокий уровень социально-экономического развития.

Демократия характеризуется следующими признаками:

1) провозглашением народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

2) формальноюридическим равноправием граждан и их равной возможностью участия в политической жизни страны;

3) наличием фундаментальных прав и свобод человека, их признанием, гарантированностью и защитой со стороны государства;

4) принятием важнейших властных решений по принципу большинства — именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;

5) правом менынинства на оппозицию при подчи-нении решениям большинства;

6) политическим плюрализмом, под которым по-нимается наличие различных автономных социаль-но-политических партий, движений, групп, находя-щихся в состоянии свободнрй конкуренции;

7) системой разделения властей, при которой раз-личные ветви государственной власти достаточно не-зависимы и уравновешивают друг друга, препятст-вуя установлению диктатуры;

8) гласностью действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятствен-ного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;

9) выборностью основных органов власти на осно-ве всеобщего, прямого, равного избирательного пра-ва при тайном голосовании;

10) развитой системой органов местного самоуп-равления, наиболее приближенных к народу и компетентных решении местных проблем.

В соответствии со способом осуществления народом своей власти выделяют две формы демократии: прямую (непосредственную) и косвенную (представительную). Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы. К ним же можно отнеети собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти (петиции) и народное обсуждение важнейших вопросов.

Косвенная (представипгелъная) демократия подразумевает возможность народа осуществлять власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент — высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране.

Конетитуция Российской Федерации 1993 г. закрепила еще одну форму народовластия — систему органов местного самоуправления. Они отделены от органов власти на местах и обеспечивают участие населения в принятии решений местного значения.

3. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным уметвенным трудом. Цель духовного производства — воспроизводство общественного сознания в его целостности. Его отличительная особенность состоит в том, что продуктами такого производства являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их недосредственного производителя. Кроме того, духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни — экономической, политической и социалыюй, что само по себе офусловливает степень важности именно духовного производства сегодня.

Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменынаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидам без исключения, являясь достоянием всего человече-ства.

В наши дни важнейшим видом духовного производства стала наука.

В экономической сфере также произошли значительные позитивные изменения. Экономические перемены являются прежде всего следствием научно-технической революции, реального превращения науки в непосредственную производительную силу.

На базе всех этих перемен резко возросло материальное и духовное богатство человечества. Во многих регионах мира сложились общества, обеспечивающие высокие стандарты потребления, комфорта и услуг (государства благосостояния). Перемены в общественном производстве требуют развития творческих, индивидуальных качеств и способностей основного участника производства — человека.

Билет № 22



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.219.131 (0.007 с.)