Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российский государственный социальный университ

Поиск

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТ

ФИЛИАЛ В г. СТАВРОПОЛЕ


Голышева Л.Ю.

КУРС

ЮВЕНАЛЬНОГО ПРАВА

Ставрополь-2010

УДК 347.157.1:343.137.5

ББК 67.404.4:67.408я73

Г- 62

 

Рецензенты:

Медведев Станислав Николаевич -

зав. кафедрой гражданского права и процесса Ставропольского государственного университета, доктор юридических наук, профессор

Новицкий Виталий Анатольевич

кандидат юридических наук, доцент Ставропольского государственного университета

Голышева Л.Ю.

Г- 62 Курс ювенального права [Текст]: учебное пособие

Л.Ю. Голышева; РГСУ. – Ставрополь: Ставролит, 2010. - 188 с.

 

В книге исследованы вопросы, касающиеся правового положения детей с позиций ювенального права в России, а также история формирования и развития ювенального права, классификация источников ювенального права, представлены основные направления ювенальной политики российского государства и др.

Книга адресуется преподавателям, аспирантам и студентам юридических вузов и факультетов.

 

ISBN 978-5-904436-18-6

© Голышева Л.Ю., 2010

© РГСУ СФ, 2010

©Издательство «Ставролит», 2010

Отпечатано с готового оригинал-макета

В типографии «Югбланкполиграфия»

355047 г. Ставрополь, ул. Российская, 1-а

 

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….....4

Глава 1. Ювенальное право как отрасль права и как учебный курс

1.1 Предмет и метод ювенального права………………………………………....6

1. 2 Ювенальное право как наука……………………………………………….17

1.3 Ювенальное право как учебная дисциплина. Система учебного курса …21

1.4 Отличие ювенального права от семейного права …………………………23

Глава 2. Ювенальная политика России

2.1 Ювенальное право как основное средство ювенальной политики……...27

2.2 Принципы ювенальной политики………………………………………….52

Глава 3. Источники ювенального права

3.1 Понятие источников ювенального права…………………………………..73

3.2 Система источников ювенального права……………………………….….77

3.3 Нормы ювенального права …………………………………………………81

Глава 4. История формирования и развития ювенального права в России: вопросы периодизации

4.1 Дореволюционный период регулирования отношений в сфере защиты прав и законных интересов детей в России…………………………………....86

4.2 Правовое положение ребенка в период с 1917 года до начала 90 годов ХХ века………………………………………………………………………….114

4.3Понимание ребенка субъектом правовых отношений в конце ХХ века и начале ХХI века в России……………………………………………………….128

Глава 5. Ювенальные правоотношения

5.1 Понятие ювенального правоотношения …………………………………..148

5.2 Структура ювенального правоотношения…………………………….…..149

5.3 Основания возникновения, изменения и прекращения ювенальных правоотношений …………………………………………………………….…157

Заключение ……………………………………………………………………..171

Приложение ……………………………………………………………………..174

Библиография …………………………………………………………………..177

Введение

По мере формирования российской правовой политики в области охраны и защиты прав и законных интересов ребенка, возрастает роль и значение ювенального права и ювенальной юстиции, как правового инструмента, призванного обеспечить реализацию проводимой политики.

В предлагаемом «Курсе ювенального права» отражены результаты комплексного исследования теоретико-правовых вопросов в области ювенального права, его основных юридических конструкций, как «ювенальное правоотношение», «ювенальная политика», «юридические факты» и др.

Актуальность подготовки настоящего «Курса ювенального права» обусловлена необходимостью:

- проведения современных научно-теоретических исследований правового регулирования в области охраны и защиты прав ребенка;

- улучшения практики организации и функционирования государственных органов по вопросам защиты прав несовершеннолетних;

- разработки федерального и регионального законодательства о ювенальном праве, ликвидация пробелов и коллизий в действующем законодательстве;

- формирования эффективного обеспечения со стороны государственных и муниципальных органов в сфере охраны и защиты прав и законных интересов ребенка.

Цель курса – формирование и развитие концепции ювенального права.

Предметом «Курса ювенального права» является ювенальное право, его теоретико-правовые основы в области обеспечения прав и законных интересов ребенка.

Главными задачами курса являются:

- изучение понятия и сущности ювенального права, его задач и функции;

- исследование принципов ювенального права;

- обоснование выделения в качестве отдельной отрасли права и самостоятельного учебного курса «Ювенальное право» с указанием его предмета, метода правового регулирования и разработкой программы учебного курса;

- рассмотрение периодизации истории развития ювенального права в России;

- анализ юридической природы норм ювенального права;

- рассмотрение ювенального права в качестве средства ювенальной политики России.

Предложенный курс отличается комплексным характером, поэтому, он может быть использован в рамках учебных программ по конституционному праву, международному праву, семейному праву, по общей теории государства и права, и, разумеется, по учебным курсам «Введение в ювенальное право» и «Ювенальное право и юстиция».

Ряд высказанных в настоящей книге положений носит спорный характер в российской правовой доктрине. Автор будет признателен всем за рекомендации и предложения, которые способствуют развитию научной дискуссии по проблемам ювенального права в Российской Федерации в целях совершенствования учебного курса, посвященного вопросам охраны и защиты прав ребенка.

Ставрополь, май 2010 г. канд. юрид. наук Л.Ю. Голышева

Глава 1. Ювенальное право как отрасль права и как учебный курс

Ювенальное право как наука

Наука ювенального права – это система научных взглядов, идей, представлений о законах, теоретических положений, регламентирующих отношения в сфере охраны и защиты прав и законных интересов ребенка, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития ювенального законодательства, о принципах ювенального права, об истории возникновения и развития ювенального права, о зарубежном ювенальном праве, а также постигает воздействие правовых норм национального и международного права на регулируемые отношения.

Общественные неюридические науки затрагивают исследование вопросов детства, не затрагивающие правовые вопросы. Накоплен достаточно обширный опыт в области экономики, педагогики, психологии, философии и др.[5]

Важную роль в исследовании правового статуса ребенкасыграли труды русских дореволюционных учёных: Ф.А. Брокгауза, М.Ф. Владимирского-Буданова, И.С. Вольмана, А.И. Загоровского, В.Ф. Зыбковец, А.А. Коляровского, Е.Д. Максимова, Н.Мартынова, А. Невзорова, К. Неволина, М. Ошанина, А. Павлова, К. Победоносцева, Б.А. Романова, В.Сергеевича, В.И. Семеновского, И.А. Эфон, Н.В. Яблокова.

Особую значимость имеют работы некоторых советских ученых, в которых подверглось тщательному исследованию правовое положение ребенка. Среди них можно выделить работы: К.Н. Вентцеля, П.В. Гидуянова, Д.И. Генкина, А.Г. Гойбарга, С. Григоровского, И. Добровольского, В.Зензинова, С.Е. Копелянского, П.И. Люблинского, И.Б. Новицкого, А. Павлова, Н.В. Рабиновича, В.С. Тадевосяня, З. Тотенборга и других ученых.

Общее представление о правовом статусе ребенка в различных правовых системах представлено в работах зарубежных авторов: М. Блэка, Т. Плата, Д. Старма, Л. Лейбланка, Б.Кларка, Н. Кантвелла, М. Пайса, Х. Трипеля, Дж.Тодреса, Т.Хаммарберга, С.Харта, Э. Цоллера, Ш. Шабо, а также российских авторов: И.К. Городецкой, Д. Гомьена, Л. Зваака, С.А. Кобиловой, Е.А. Леонтьевой, М.Н. Малеина, Р.А. Мюллерсона, А.М. Рабец, Т.А. Титовой, О.И. Тиунова, В.М. Чхиквадзе.

Изучением статуса несовершеннолетних в отраслевых аспектах российского права занимались: М.В. Антокольская, Н.Е. Борисова, Я.Р. Веберс, Е.М. Ворожейкин, Г. Глезерман, Е.В. Григорович, Р. Гукасян, А.Г. Здравомыслов, С.А. Иванова, Л.Г. Кузнецова А.В. Кортунов, Л.О. Красавчикова, В.Н. Лавриненко, Н.С. Малеин, М.П. Мельникова, В.Г. Нестеров, А.М. Нечаева, Л.М. Пчелинцева, В.А. Рясенцев, С.А. Сорокин, В.А. Тархов, Я.Н. Шевченко, и др.

Задачами науки ювенального права выступают:

- анализ правовых норм,

- конструирование институтов ювенального права на базе других отраслей российского права,

- разработка нормативных актов,

- подготовка и проведение реформ в сфере охраны прав и интересов несовершеннолетних в Российской Федерации.

Функциями науки ювенального права являются основные направления развития науки ювенального права, которые необходимы для решения стоящих перед ней задач. Можно обозначить следующие функции: организаторская, прогностическая, политико-управленческая.

Организаторская функция ювенального права проявляется в преобразовании, реформировании происходящих процессов и явлений в сфере реализации прав и интересов ребенка.

Прогностическая функция ювенального права дает возможность предвидеть те или иные явления в области защиты прав ребенка, определить тенденции развития государственно-правового процесса в сфере ювенальных правоотношений.

Политико-управленческая функция проявляется через возможность влияния на российскую судебную систему, систему правоохранительных и иных правоприменительных органов, адвокатуру, отдельных граждан в области правового регулирования ювенальных отношений.

Ювенальное право как наука имеет свой предмет изучения – это закономерности, понятия, которыми оперирует формируемое ювенальное законодательство, функции и значения ювенальных институтов в рамках других отраслей права, процессы, связанные с реализацией норм ювенального права, история и тенденция развития ювенального права.

Центральными направлениями науки ювенального права, как нам представляется, являются:

-исследование понятийного аппарата ювенального права, терминов и их дефиниций, применяемых в рамках правового регулирования прав ребенка;

-изучение особенностей и характеристик формируемого ювенального права и взаимосвязей с другими отраслями права в системе российского права;

-разработка принципов ювенального права, особенностей применения методов правового регулирования ювенальных отношений;

-изучение нормативных источников ювенального права – ювенального законодательства;

-систематизация и кодификация ювенально-правовых норм;

-изучение ювенальных правоотношений, субъектов ювенальных правоотношений, прав, обязанностей и ответственности участников таких правоотношений, а также юридических фактов – оснований возникновения, изменения и прекращения ювенальных правоотношений;

-освоение юридической практики применения и способов усовершенствования действенности норм ювенального права.

При изучении предмета науки ювенального права, как и в других отраслевых науках, используются различные методы.

Под методом будем понимать совокупность приемов, правил, принципов научной действительности, применяемых для получения объективно отражающих действительность знаний о ювенальном праве. Сравнительный метод играет ведущую роль в научном познании государственно-правовых институтов, выявления общих черт и особенностей, единства и различия в сфере регулирования ювенальных отношений.

Сравнительно-правовой метод позволяет подвергнуть сравнению правовые системы различных стран и континентов в сфере правового регулирования прав и интересов детей.

Сравнительно-исторический метод основывается на анализе истории формирования и развития ювенального права, его понятийного аппарата в области защиты прав ребенка.

Метод формально-логический помогает в научном познании ювенального права, поскольку дает возможность классифицировать, систематизировать и сформулировать полученное знание. С целью изучения ювенального права следует использовать методы общей теории права, конституционного, административного, гражданского, семейного, уголовного права и других отраслей права. Кроме того, можно использовать знания и естественных наук, например, физиологии, психологии и др.

Источниками науки ювенального права являются правовые акты ювенального законодательства, концепции и научные теории ученых в области ювенального права, а также опыт зарубежных государств в сфере реализации прав несовершеннолетних.

Что касается системы науки ювенального права, то на данном этапе своего развития, она до конца не оформилась, что влечет, в свою очередь, трудности в регулировании правовых отношений с участием несовершеннолетних.

1.3 Ювенальное право как учебная дисциплина.

Система учебного курса

 

Ювенальное право как учебная дисциплина изучается в соответствии с учебной программой[6]. Программа курса предусматривает материал, где представлены институты и понятия ювенального права (см.: приложение).

Целью учебного курса ювенального права является формирование новой правовой психологии и идеологии, которая должна базироваться на идеях и принципах международного права на современном этапе развития российской государственности и российского права по вопросам урегулирования и защиты прав и интересов детей.

Можно выделить направления учебной деятельности в данной сфере:

- формирование методики обучения ювенальному праву, учебников и методических пособий в области ювенального права;

- разработку лекционных материалов и материалов, обеспечивающих проведение семинарских и практических занятий, самостоятельную работу студента;

- создание методологии оценки знаний в области охраны прав ребенка;

- организацию и совершенствование подготовки специалистов – выпускников юридических вузов в области ювенального права.

Задачей при создании учебной дисциплины ювенального права стоит считать разработку образовательного стандарта в рамках формируемого ювенального права.

Обучение ювенальному праву должно базироваться на двух моментах. Первый представляет собой теоретико-учебный момент, в котором объединено два направления на базе высшей юридической школы – учебного и научного.

Реализовать задачу возможно через включение обязательного изучения на юридическом факультете научных трудов в области ювенального права и процесса, изучение юридической периодики, включающей материальную и процессуальную тематику (журнальных статей из: «Вопросы ювенальной юстиции», «Медицинское право», «Международное публичное и частное право», «Российская юстиция», «Правоведение», «Журнал российского права», «Право и жизнь» и др.).

Второй момент состоит в прикладном учебном подходе. Так, получение студентами практического знания основано на проведении практик в судах и иных правоохранительных органах, в органах опеки и попечительства, отдельные студенты имеют возможность получить в государственных вузах дополнительное клиническое образование. Повышение качества практических занятий может быть достигнуто путем внедрения новых методик обучения в вузах (ролевые игры – проведение студентами игрового судебного процесса после изучения определенных тем, смена ролей в обучающем процессе и т.д.) Таким образом, специфичность прикладного обучения ювенальному праву потребует от преподавателя знаний не только традиционной юриспруденции и педагогики, но и теории игр. Особое место в этом направлении занимает система клинического образования, а привлечение практикующих юристов способно оживить процесс обучения в клиниках юридических вузов.

Цель изучения курса «Введение в ювенальное право» - формирование у студентов целостных системных профессиональных знаний в области ювенального права и навыков его применения в практической правовой деятельности.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. Теоретические задачи:

- понимание основных проблем, присущих правовому регулированию ювенальных отношений в РФ;

- знание содержания нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере ювенального права;

- уяснение целей и возможностей правового регулирования отношений в области ювенального права.

2. Практические задачи:

- умение ориентироваться в потоке правовой информации о состоянии юридической базы в сфере правового регулирования ювенальных правоотношений;

- освоение навыков применения норм, регулирующих отношения в сфере ювенального права;

- овладение навыками разработки проектов нормативных правовых актов в сфере ювенального права.

Воспитательные задачи:

- формирование правовой культуры и правового сознания;

- понимание возможностей своей профессиональной деятельности для решения задач в области правового регулирования ювенальных правоотношений.

- развитие социально-личностной компетенции предполагает выработку активной гражданской позиции, ответственного отношения к выполнению поставленных задач и достижению обозначенных целей.

Таким образом, ювенальное право в качестве учебной дисциплины сегодня переживает этап кардинальных изменений и открыто для внесения изменений.

На наш взгляд, «личный интерес» ребенка включает характеристику его потребностей в данный момент времени, в конкретной жизненной ситуации. «Интерес личности» ребенка охватывает, по нашему мнению, весь спектр его желаний и стремлений, связанный как с прошлым, настоящим, так и с будущим временем.

Интерес в праве – это его важнейший правообразующий и правореализующий фактор[87].

Существует в праве и иная позиция – В.А. Тархов отмечает, что «интерес не входит в содержание права потому, что не является правовой категорией. Интерес – социальное явление, охране которого служит субъективное право, представляющее специальную форму реализации права»[88].

Теория интереса Иеринга состоит в том, что субъективное право слагается из двух моментов: момента субстанционального, в котором состоит практическая цель субъективного права, а именно – пользы, выгоды, прибыли, которые должны быть обеспечены правом, и моментом формальным, который относится к упомянутой цели как средство, а именно – из правовой защиты, иска. Первый есть ядро субъективного права, второй – охраняющая его скорлупа. Права – суть юридически защищённые интересы[89].

Л. Виндшейд отмечает, «что цель субъективных прав состоит в удовлетворении человеческих интересов» [90].

По мнению А.В. Малько, «законный интерес – это отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством простое юридическое дозволение, выражающееся в стремлениях субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным»[91].

«Правоотношения – важнейшая форма реализации норм права. Оно предопределяет собой определённую связь между лицами, в силу которой одно лицо обладает определёнными субъективными правами, а другое несёт обязанности. Субъективные права дают возможность их обладателю совершать в рамках закона определённые действия, пользоваться определёнными социальными благами, требовать соответствующего поведения от других лиц и обращаться, в случае необходимости, за защитой к органам государства»[92].

Субъективное право гарантирует создание социальных (правовых) условий для удовлетворения интересов управомоченного лица. Иными словами, субъективное право служит охране интереса, а интерес, охраняемый субъективным правом, есть охраняемый законом интерес[93].

С.С. Алексеев и другие советские учёные так же отмечают, что сущность субъективного права раскрывается через формулу: «право на что»[94].

Категорию «интересов несовершеннолетних», таким образом, можно обнаружить лишь в процессуальной науке.

Обращаясь к работе М.А. Гурвича[95], встречаем определение охраняемых законом интересов, которыми являются: социальные потребности, взятые законом под свою охрану не путем предоставления их носителям субъективных материальных прав, а предоставлением им (или же другим лицам) права прибегнуть к судебной или иным правовым формам защиты.

Придерживаясь точки зрения М.А. Гурвича,потребности личности ребенка, взятые под охрану государством, и есть законные интересы, и, на наш взгляд, образуют следующую, иерархическую лестницу:

- физиологические потребности (в пище, воде, одежде, жилье и др.);

- потребности в безопасности (чувство защищенности ребенка);

- потребности в заботе (находиться с людьми, ощущать защиту семьи, быть понятым родителями или лицами, их заменяющими);

- потребности в уважении личности ребенка (получение одобрения и признания ребенка как личности со своими взглядами и идеями);

- потребности социальные (самореализация и самоутверждение).

Таким образом, первоочередная задача демократического государства, исходя из принципа «обеспечения наилучших интересов ребенка» – это удовлетворение и защита индивидуальных потребностей несовершеннолетних.

Рассмотрим другие конвенционные принципы - не дискриминации и участия несовершеннолетних.

Люди (дети) от природы различаются по полу, возрасту, умственным способностям, таланту, здоровью и т.д. Только с помощью установления определенного объема, уровня конкретных прав для каждого гражданина, государство способно удовлетворить интересы общества. Интересна точка зрения в этом отношении Р.З. Лившица, который считает, что «этот уровень зависит, конечно, от благосостояния общества, степени его экономического и социального и духовного развития. Отступления от такого уровня вниз для отдельных групп людей недопустимы, это было бы дискриминацией. Подъем уровня вверх для отдельных групп людей возможен, это именуется дифференциацией правового регулирования. Дискриминация – это лишение прав, дифференциация – увеличение прав. Дифференциация заключается в предоставлении льгот (но не отрицательных изъятий), она применяется к людям, нуждающимся в повышенной социальной защите. Таковы женщины, несовершеннолетние, старики, нетрудоспособные и другие категории граждан. Смысл дифференциации заключается в стремлении общества сгладить фактическое неравенство людей путем поддержки более слабых»[96].

Поэтому, в Конвенции о правах ребенка и закрепляется принцип не дискриминации прав ребенка, что определено в ст. 2 Конвенции. Ф. Алстон, комментируя указанную статью, приходит к выводу, что «защита ребенка должна включать все ситуации, в которых он подвергается или может быть подвергнут дискриминации или наказан на основании статуса или поведения других лиц… Дети часто являются легко доступной мишенью, подчас большей, чем их родители, члены семьи или опекуны. Более того, дискриминация или наказание ребенка является эффективным способом «поймать двух зайцев». Ребенок страдает непосредственно, а родители или другие лица, ответственные за ребенка, тоже страдают, хотя и косвенно»[97].

В связи с этим Т.А. Титова попыталась выделить «прямые» основания дискриминации, вытекающие из личного статуса или деятельности самого ребенка, и «косвенные», связанные с личным статусом или деятельностью родителей или лиц, их заменяющих[98].

Итак, как следует из текста ст. 2 Конвенции:

· государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств;

· государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, действительности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

Этот принцип приобретает характерную окраску в нынешних условиях нестабильности и беспрецедентных потрясений, внезапное возникновение которых негативно сказывается на физическом, психологическом состоянии детей России.

Свой жизненный опыт ребенок получает в семье, поэтому, семейное законодательство не допускает дискриминацию ребенка в семейных отношениях. Например, ст.53 Семейного кодекса РФ, запрещает дискриминацию ребенка в зависимости от того, родился он в зарегистрированном браке или вне брака. В связи с этим интересен опыт, полученный канадским законодателем. Так, в Акте о правах человека Канады закреплен запрет дискриминации на основании «семейного статуса», под которым понимаются отношения родители - ребенок. В случае если это имело место, пострадавший ребенок может обратиться в суд[99].

Поэтому, на наш взгляд, правильным будет расширить принцип не дискриминации на базе «семейного статуса ребенка», поскольку, масштаб нарушений, связанных с основаниями, приведенными в ст.2 Конвенции огромен, так, из 68 периодических докладов государств-участников было выявлено 53 оснований дискриминаций в отношении детей[100].

Характеризуя «семейный статус ребенка» следует выделить его внутреннюю и внешнюю сторону.

К внутренней характеристике «семейного статуса» будем относить отношения родители – дети. Необходимо ввести запрет дискриминации со стороны родителей, родственников, и лиц, заменяющих их, в случае рождения, например, детей-близнецов, или детей, зачатых путем искусственного оплодотворения и др.

Внешняя характеристика «семейного статуса ребенка» проявляется через отношения семья – социум: запрет дискриминации в отношении детей семей мигрантов; семей, где, родители страдают такими заболеваниями, как алкоголизм, наркомания, ВИЧ-инфекция; а также в отношении тех детей, имущественный и религиозный статус родителей которых, различен.

Интересна точка зрения Р.А. Мюллерсон на понятие «позитивной дискриминации» среди детей. Ученый считает, что «предоставление определенных преимуществ группам населения, нуждающимся в них для равного участия с остальным населением в общественной жизни страны, не только не является дискриминацией, но даже свидетельствует о достаточно высокой степени развития международного права. Оно является не только равной мерой для неравных субъектов, но и становится инструментом смягчения отрицательных результатов фактического неравенства…»[101].

В связи с этим в Преамбуле Конвенции о правах ребенка содержится норма: «во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании». «Особое внимание», на наш взгляд, требует и особой защиты со стороны государств, где проживают такие категории детей. Поэтому, в целях предотвращения дискриминации в сфере «семейного статуса ребенка», в группу наиболее уязвимых детей или в группу риска, включают детей: «принадлежащих к общинам меньшинств или коренных народов, детей-инвалидов, внебрачных детей, детей, являющихся не гражданами, мигрантами, перемещенными лицами, беженцами или лицами, просящими убежища, а также детей, проживающих и/ или работающих на улицах»[102].

Особая защита детей закреплена в п.1 ст.20 Конвенции: «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством». Также и в п.2 ст.23 Конвенции, где «государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества».

Таким образом, дети из «группы риска», подвергнутые позитивной дискриминации, требуют особого внимания и особой защиты своих интересов со стороны государства.

Можно сделать вывод, что понятие «дискриминации» в Конвенции о правах ребенка отсутствует. Однако, анализ Общего комментария Комитета по правам человека позволяет определить, что «под дискриминацией следует понимать любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, этнического или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного положения, имеющих целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или иных областях общественной жизни»[103].

В тексте Конвенции о правах ребенка проходит тема участия. В ст. 12 Конвенции провозглашается, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

Участие может выражаться в различных отношениях. Например, в отношениях: родители - дети (п.1 ст. 7 и ст. 10 Конвенции); социум - дети (ст. 15 и ст. 17 Конвенции); д ети из «группы риска» и государство (ст.23 Конвенции).

Участие детей в подготовке и приятии решений помогает взрослым делать более правильный выбор, поскольку это дает им возможность лучше понять мысли, чувства и нужды детей. Поэтому, вводится норма, где государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии (ст.14 Конвенции). Участие отвечает также потребностям развития самого ребенка. Именно путем личного участия дети учатся принимать решения. С этой целью создаются школьные и детские парламенты (Словения, Сенегал, Россия), детские ассамблеи (Испания). Более того, дети принимают участие в планировании социальной политики (Дания, Финляндия, Норвегия). Обретая уверенность в себе и умение правильно использовать приобретенный опыт, несовершеннолетние становятся в последствии активными участниками общественных отношений.

Таким образом, наблюдается взаимосвязь трех фундаментальных принципов: «наилучших интересов ребенка», «запрет дискриминации» и «право на участие» несовершеннолетних в общественных отношениях. Благодаря основополагающим конвенционным принципам по защите прав ребенка в России происходит формирование государственной ювенальной политики, принципов ювенального права, а также правового положения несовершеннолетних.

Можно выделить и другие принципы.

В современной России с принятием Конституции РФ[104], сформированы новые принципы построения общественных отношений. Приоритетным вопросом Конституции РФ является защита прав человека (и ребенка), значит, принципы ювенального права базируются на положениях основных конституционных норм, закрепляющих права и свободы ребенка.

Так, согласно ст.2 Конституции РФ, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Стало быть, органы государственной власти обязаны защищать права и свободы ребенка – принцип приоритетности прав и законных интересов личности ребенка. Кроме того, статья 38 Конституции РФ провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Помимо приоритетности прав и законных интересов личности ребенка следует назвать принцип законности, в соответствии с которым субъекты ювенального права обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ, а правовое регулирование в области охраны прав и интересов ребенка не должно противоречить Конституции и законодательству РФ.

Согласно Декларации и плану действий «Мир, пригодный для жизни детей», утвержденные 27-й специальной сессией Генеральной Ассамблеи 10 мая 2002 г., международный законодатель в статье 5 указанной декларации, подчеркнул приверженность делу создания мира, пригодного для жизни детей, в котором устойчивое развитие человека при наилучшем обеспечении интересов ребенка основывается на принципах демократии, равенства, не дискриминации, мира и социальной справедливости, а также универсальности, неделимости, взаимозависимости и взаимосвязанности всех прав человека, включая право на развитие.

Принцип справедливости в ювенальном праве выражает сущность и предназначение ювенально-правовых норм, в которых можно обозначить стремление к компромиссу между участниками правовых связей, с участием несовершеннолетних, а также достижение справедливого социального соответствия между действиями субъектов ювенальных правоотношений и последствиями таких действий.

Одним из принципов прав человека является принцип гуманизма. По мнению И.И. Котляр, его сущность заключается в заботе о человеке, признании его как личности, его права на свободу, счастье, неприкосновенность, проявление этих способностей[105].

Принцип зашиты права проявляется в гарантиях защиты субъективных прав в судебном порядке на основании ч.1 ст.46 Конституции РФ, согласно которому, каждому (в том числе и ребенку) гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Таким образом, принципы ювенального права – общие начала, необходимые для построения системы норм ювенального права, которые оказывают огромное влияние на формирование ювенального права России.

Система принципов ювенального права – это совокупность (комплекс) взаимообусловленных, универсальных, обеспечивающих взаимодействие друг с другом руководящих правовых норм, определяющих основные права и обязанности субъектов ювенальных правоотношений.

Система принципов органически входит в систему норм ювенального права, на основе системы принципов происходит формирование всей системы норм ювенального права.

Можно сказать, что система ювенального права опирается на комплекс принципов, обладает структурой, характерной для нее и формируемой на сегодняшний день, определенными методами функционирования, и развивается в соответствии с присущими ей закономерностями.

 

Нормы ювенального права

В современных условиях вопрос об основном элементе механизма правового регулирования - юридической норме является открытым для обсуждения как для права в целом, так и для ювенального права, в частности.

Юридические нормы представляют собой основу, исходную юридическую базу правового регулирования. При помощи норм права вводится определенный законодателем правовой режим, «…программируется, нормативно направляется поведение участников общественных отношений в соответствии с заложенной в нормах идеальной моделью такого поведения»119.

Подчеркнем, что особенность норм ювенального законодательства состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям сферы охраны прав и законных интересов детей. Как известно, содержание норм права составляют правила поведения, устанавливаемые государством в определенной форме и вводимые в определенный срок. Ювенально-прав



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.250.115 (0.019 с.)