Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы ювенальной политикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Государственная ювенальная политика России позволяет выделить принципы, на которых «базируется» ювенальное право. Правовое регулирование ювенальных отношений основывается на принципах ювенального права, под которыми следует понимать исходные положения, разъясняющие и закрепляющие объективные закономерности отношений, проявляющиеся в сфере охраны прав и свобод несовершеннолетних. Определение принципов ювенального права позволяет в настоящее время говорить о формировании ювенального права как отрасли российского права. Известно, что с 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН «О правах ребенка»[67]. В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Значит и Конвенция о правах ребенка является частью российского законодательства. И хотя ее нормы не были инкорпорированы во внутреннее законодательство РФ, однако, подлежат применению. При возникновении противоречий конвенционных норм с нормами национального права, правоприменителем, отдается предпочтение первым. Несмотря на то, что права, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, охватывают, практически, все стороны жизни ребенка, среди них выделяются три фундаментальных права, которые можно рассматривать, как основу всей Конвенции о правах ребенка. Это – принцип «наилучших интересов», «защита от дискриминации» и «право на участие»[68]. В связи с этим Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев использует нормы Конвенции о правах ребенка во всех аспектах своей деятельности и подчеркивает значение такого своеобразного «треугольника прав». Однако, например, Т.А. Титова предлагает выделить в качестве общих принципов обеспечения прав ребенка следующие: - запрет дискриминации (ст. 2 Конвенции о правах ребенка); - обеспечение наилучших интересов ребенка (ст. 3 Конвенции о правах ребенка); - право ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его интересы и уважение этих взглядов (ст. 12 Конвенции о правах ребенка); - права и обязанности родителей руководить ребенком в осуществлении им его прав (ст. 5 Конвенции о правах ребенка)[69]. Фундаментом Конвенции о правах ребенка, как пишет И.И. Котляр, являются 4 основных принципа: принцип не дискриминации (ст.2 Конвенции о правах ребенка); принцип приоритетности прав детей (ст. 3 Конвенции о правах ребенка), принцип уважения прав детей на выражение собственных взглядов (ст.12 Конвенции о правах ребенка), принцип соблюдения прав детей на жизнь, выживание и развитие требует от государства приложения «максимально возможных» усилий для обеспечения нормальных условий для жизни детей[70]. Значение каждого из принципов в своей совокупности способствуют достижению цели – обеспечить «выживание и развитие» ребенка (ст.6 Конвенции о правах ребенка) в соответствии с принципом «наилучших интересов», который проявляется в двух аспектах применения: во-первых, в политике правительства, и, во-вторых, в решениях, принимаемых в отношении ребенка на индивидуальной основе. Статья 3 Конвенции о правах ребенка содержит требование - «во всех действиях в отношении детей» государство уделяет первоначальное внимание «наилучшим интересам ребенка». Международное сообщество закрепило принцип «наилучших интересов ребенка» в п.1 ст. 3 Конвенции, таким образом, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются ли они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Принцип «наилучших интересов ребенка» является «краеугольным камнем Конвенции и означает, что, когда возникает конфликт интересов, наилучшим интересам ребенка должно быть уделено первоочередное внимание. В правовой, судебной и административной сферах такой подход требует создания новой установки при принятии решений»[71]. В связи с этим на наш взгляд, государству стоит провести разграничения интересов ребенка, поскольку не всегда интересы ребенка совпадают с интересами взрослых. Кроме того, изучая последствия любых действий, касающихся или затрагивающих интересы ребенка, обнаруживается вмешательство и в интересы других групп населения, которые тоже надо учитывать. Таким образом, государство должно обеспечивать в лице своих государственных органов защиту наилучших интересов ребенка, не ущемляя интересы социума. Для определения наилучших интересов ребенка принимаются во внимание многие факторы. Так, «желательность преемственности», в вопросах языка и культуры (ст. 20 Конвенции), сохранения семейных связей и гражданства (ст.8 Конвенции), а также пожелания самого ребенка, которые необходимо рассматривать в соответствии с его «возрастом и зрелостью» (ст. 12 Конвенции). Следовательно, целью в определении наилучших интересов ребенка должна служить норма Преамбулы Конвенции о правах ребенка: «расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимании». Конвенция в специальных правовых нормах называет ряд обстоятельств, при которых должен быть соблюден «интерес ребенка». Среди таких положений можно выделить: усыновление (ст.21 Конвенции), отделение ребенка от взрослых в случае лишения свободы несовершеннолетнего (ст.37 «с» Конвенции), в результате разлучения ребенка со своими родителями (п.1 ст.9, п.1 ст.20 Конвенции), право поддерживать личные отношения с родителями (п.3 ст.9 Конвенции). Кроме того, интересы ребенка могут и не совпадать с интересами взрослых, а, иногда, и противоречить им, в таком случае государство должно разделить интересы различных затронутых групп социума. Как определить критерий отбора обстоятельств в определении наилучших интересов несовершеннолетнего? Такой вопрос при создании ст. 3 Конвенции не ставился. По мнению Т.А. Титовой, оценочный характер понятия «наилучшие интересы» вполне оправдан, так как в каждом отдельном случае оно наполняется конкретным содержанием с учетом личности ребенка[72]. По мнению Ю.Ф. Моргун, сотрудника Представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Республике Беларусь, принцип «наилучших интересов» проходит красной нитью через весь текст Конвенции о правах ребенка, а каждая ее статья – своеобразная вариация на тему о наилучших интересах ребенка. Ожегов С.И. толкует понятие «интереса» в двух значениях: - внимание, возбуждаемое чем-нибудь; - занимательность, значительность[73]. Содержание понятия «интерес ребенка», Российский законодатель не раскрыл, и классификацию интересов несовершеннолетних не определил. Можно предположить, что ребенок, развивает свое сознание и жизненный опыт в семье, благодаря чему и реализует принадлежащие ему субъективные права и свободы. Можно сделать вывод, что интерес ребенка формируется под воздействием воспитания родителей или других взрослых. Кроме того, родители должны сами выявить интерес ребенка и строить свое поведение с учетом обнаруженного интереса, а целенаправленное формирование интереса ребенка имеет большое значение в процессе воспитания и обучения. Однако, в семейной жизни трудно бывает определить подлинный интерес ребенка. В зависимости от возраста ребенка, от его развития интересы несовершеннолетнего будут различны. Можно выявить действительные (соответствующие реальному положению вещей в семье, в образовании, здоровье и т.д.) и мнимые (симпатии и антипатии в понятии ребенка вполне реальны) интересы ребенка. При осуществлении защиты прав несовершеннолетних в соответствии с их интересами важно определить главный интерес, который может и не соответствовать истинному желанию ребенка. В данном случае следует использовать следующие критерии: объективный (совпадение интересов несовершеннолетнего с интересами общества, неразрывность их, и предопределение первых вторыми) и субъективный (отражает в содержании интереса личные качества индивида, то есть его наклонности, привязанности, симпатии и т.д.). Интерес, возможно, рассматривать с точки зрения психологии, социологии, философии. Исследуем психологические и социологические аспекты этого понятия, для того, чтобы определить интерес в правовом аспекте: в правах и свободах ребенка. Категория «интереса» выработана в истории социальной мысли для обозначения реальных причин общественных и индивидуальных действий[74], так как во всех сферах общественной жизни движущей силой деятельности людей являются в конечном итоге их интересы [75]. Стимулом к деятельности служит и потребность. Между категориями потребности и интересы много общего. Однако между ними имеются и существенные различия. Категория «потребности» применима ко всему живому, категория интереса – только к общественной жизни[76]. Следовательно, категория интереса – социальная категория. Она – тоже потребность, но особого вида, социальная потребность, или потребность, обусловленная социальными условиями жизни. «Содержание интереса составляет то, что объективно необходимо для жизни и развития общества, класса, человека, для удовлетворения его жизненных потребностей и нужд. Объективность интереса заключается и в том, что он существует независимо от осознания его субъектом-носителем. Осознание интересов ничего не добавляет к их содержанию, так как оно определяется условиями жизни людей» [77]. Объективность интереса, по мнению Г.Е. Глезерман, означает, что сама природа и положение данного субъекта (общества, класса, человека и т.п.) порождает у него определенные потребности и необратимо требует от него определенных действий для их удовлетворения, причем эта необходимость порождается не сознанием, а условиями его общественного бытия[78]. Как замечает Р. Гукасян, не следует, «что между интересом и сознанием нет никакой связи. Такая связь существует. Она проявляется, во-первых, в том, что интерес – категория социальная и существование его предполагает сознательную деятельность. Вне человечества интересы существовать не могут. Во-вторых, интерес может быть реализован только после осознания его носителем, через сознательную практическую деятельность. В процессе реализации объективных интересов достигается единство объективного и субъективного» [79]. «Реализация объективного интереса включает в качестве необходимого момента осознание интереса носителем в форме стремлений, желаний, мнений, идей, их превращение в идеальные побудительные силы социальных действий людей»[80]. «Лишь осознанный интерес выступает как стимул, определенное побуждение к действию. Неосознанный интерес никаких стимулов породить не может. При этом интерес может отразиться в сознании людей не только в виде понятий, раскрывающих его содержание и побуждающих к сознательной деятельности за его удовлетворение, но и в виде инстинктивного влечения к какой-то цели» [81]. Не все потребности индивида являются интересами. Таковы физиологические потребности (например, потребность в пище). Интересы, как справедливо указывает А.С. Айзикович, - это социальные, то есть экономические, политические, духовные, потребности[82].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.170.80 (0.007 с.) |