Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С 1917 года до начала 90 годов хх векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Особого внимания требует изучение правового положения несовершеннолетних в период с 1917 г. до начала 90-х, поскольку социалистические преобразования в России отразились в семейных отношениях, на воспитании детей. Прогрессивное европейское общество конца XIX, XX век называло «веком ребенка»197, но мировые события ушедшего двадцатого столетия ввергли детское население России и Западной Европы в пучину бедствий, голода, нищеты, нравственного страдания и физического истребления. Не могло не сказаться на детях, по мнению П.И. Люблинского, и «революционное брожение», когда в центре внимания взрослых граждан была политическая борьба, а думать о детях считалось не главным делом198. А идея воспитания детей за счет государства занимала многие умы того времени. Например, большевик А.Г. Бадаев, говорил: «Так или иначе, мы заставим матерей согласиться на национализацию детей»199. И реформатор постреволюционного образования П.А. Лепешинский, поддерживал идею «национализации детей», утверждая: «Ни семья, ни отдельные лица или группы лиц не могут поставить и выполнить колоссальную задачу воспитания так рационально, как все общество, все государство»200. Однако, не все считали, что стоит отказаться от семьи и передать воспитывать ребенка государству. Так, по мнению А.В. Луначарского, еще в 1918 году, «приходится думать не о том, как отнять детей у тех, которые стараются воспитывать их в семье, а как устроить тех, кто оказался за бортом семьи»201. Такие моральные соображения по поводу воспитания детей, пытались перевести в другую, нормативную плоскость. История права знает проект малоизвестной Декларации прав ребенка 1918 г., послужившей прообразом Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 года. Автором Декларации о правах ребенка являлся К.Н. Вентцель, русский теоретик, педагог, так называемого свободного воспитания, почти на семьдесят лет, опередивший свое время. К.Н. Вентцель, считал, что «в детях скрыты все величайшие возможности»202, и что младенец «это естественный зародыш и зерно всех свобод»203. В проекте он четко сформулировал основные социально-экономические, политические и экономические права и свободы ребенка. Приведем некоторые из них. Так, например: «каждый ребенок независимо от социального положения родителей имеет право на существование, то есть ему должна быть обеспечена определенная сумма жизненных условий; забота об этом лежит на родителях, обществе в его целом, на государстве; каждый ребенок любого возраста – есть определенная личность. Ни в коем случае он не может считаться ни собственностью своих родителей, ни собственностью общества, ни собственностью государства; каждый ребенок любого возраста имеет право выбирать себе ближайших воспитателей и отказываться и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями; каждый ребенок имеет право на свободное развитие всех заложенных в нем сил, способностей и дарований, то есть право на воспитание и образование, сообразно с его индивидуальностью. (При этом оно обеспечивается бесплатными воспитательными и образовательными учреждениями); ни один ребенок не может быть насильственно принуждаем к посещению того или иного воспитательного или образовательного учреждения. Воспитание и образование во всех его ступенях являются свободным делом ребенка; каждый ребенок имеет право уклониться от того воспитания и образования, которое идет в разрез с его индивидуальностью»204. Кроме того, «каждый ребенок должен с того возраста, когда это сделается для него возможным, принимать участие в общественно необходимом промышленном, земледельческом или каком либо ином производительном труде; ребенок во всех возрастах своей жизни в своей свободе и правах равен со взрослым совершеннолетним человеком»205. К.Н. Вентцель, также предусмотрел политические, судебные права и свободы ребенка: «каждый ребенок может свободно выражать в письменной или устной форме свои мнения и мысли в той степени, в какой этим правом пользуются и взрослы люди; каждый ребенок имеет право образовывать с другими детьми или взрослыми кружки, другие союзы и т.п. общественные соединения. Безусловно, запрещается образование таких союзов, которые преследуют цели и задачи, стоящие в противоречии с истинным благом ребенка и его нормальным физическим и духовным развитием. Эти случаи должны быть точно оговорены в законе; ни один ребенок не может быть подвергнут никакому наказанию. С проступками и недостатками ребенка должно бороться при помощи соответствующих воспитательных учреждений, путем просвещения или лечения его, а не наказаниями и всякими мерами репрессивного характера»206 Для того чтобы был контроль за соблюдением прав ребенка, К.Н. Вентцель предлагал создать специальный фонд, финансовые средства которого формировались бы за счет специального налога или отчислений из государственных средств. К сожалению, идеи К.Н. Вентцеля не смогли реализоваться, поскольку России требовалось сначала установить основы экономического строя и потом уже создавать правовые преобразования семьи. Но государство по политическим соображениям не собиралось оставлять без внимания семью и воспитание ребенка особенно после того, как произошло отделение церкви от государства. Теперь отношения родителей и детей будут регулироваться светским законодательством. В этом направлении Советское государство, прежде всего, ликвидировало понятие «родительская власть» в Декрете ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния»207, и установило взаимные права и обязанности родителей и детей. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве208 от 22 октября 1918 года несколько расширили текст Декрета от 18 декабря 1917 г. По мнению М.В. Антокольской, найти какое-либо объяснение появлению в этот период кодекса, регулирующего семейные отношения отдельно от гражданских, на первый взгляд, совершенно невозможно, но, как считает ученый, в период военного коммунизма, практически вся собственность была национализирована, гражданского оборота почти не существовало, его заменили административные распределительные отношения… и семейные отношения необходимо было урегулировать по-новому, поэтому при отсутствии гражданского законодательства и был принят отдельный семейный кодекс209. Вторая глава первого семейного кодекса РСФСР «Личные права и обязанности родителей и детей», содержала исключительно обязанности родителей, которые заключались в заботе о личности несовершеннолетнего, его воспитании. Недостаток семейного кодекса видится и в краткой регламентации лишения родительских прав: «Родительские права осуществляются исключительно в интересах детей и при неправомерном их осуществлении суду предоставляется право лишать родителей этих прав», а также в полном отсутствии института усыновления. Это объяснялось тем, что теперь в основу семейного права было положено действительное происхождение210. Кроме того, считалось, что усыновление «открывает» путь для эксплуатации труда малолетних – особенно в деревне211. «Учитывая, что огромное количество детей осталось в то время без родительского попечения из-за не прекращающихся с 1914 г. войн, более «удачного» времени для отмены института усыновления нельзя было выбрать»212. Права законных и незаконнорожденных детей в отношении родителей и их родственников были полностью уравнены (ст.133 Кодекса). В соответствии со ст.140 Кодекса, мать внебрачного ребенка не позднее, чем за три месяца до родов, могла подать заявление об установлении отцовства. Опека предусматривалась и трактовалась первым семейным кодексом исходя из политических мотивов, когда родители воспитывают детей: «В духе, не соответствующим началам коммунизма, внушая детям вражду к коммунизму и развивая в детях контрреволюционные устремления»213. Опека приобретает черты публичности. Быть опекуном считалось почетной обязанностью, а опекунство рассматривается в качестве должности, на которую назначал орган опеки и попечительства. Согласие опекуна на «должность» не требовалось. Вопросы содержания детей определялись ст.132 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Так, супруги наделялись правом установить соглашение и в нем определить, кто и в какой мере будет содержать детей. Судья, вынося постановление о разводе, одобрял и соглашение, придавая ему, таким образом, силу судебного решения. Однако, такое соглашение могло нарушать интересы ребенка, тогда, он имел право взыскать алименты с каждого из родителей на общих основаниях, что следовало из ст.166 названного Кодекса. Если соглашение отсутствовало, спор разрешался в исковом порядке (ст.133 Кодекса). Алименты устанавливались судом в твердой денежной сумме (ст.130 Кодекса). «В результате продолжающихся социально-экономических потрясений нищета стала все больше проникать в семью, отравлять в буквальном смысле слова жизнь родителей и детей»214. В таких условиях прогрессивные слои общества пытались решить вопросы законодательного урегулирования семейных отношений с участием несовершеннолетних. Предпринимались попытки создать детское право – такую область права, где бы регулировались отношения заключающиеся «в охране правильного развития ребенка. Это право представлялось единой системой норм, охватывающих разные стороны жизни ребенка»215 Понятно, что требовалась корректировка действующего законодательства. Так, в 1923 году началась работа над созданием нового кодекса. В 1925 году проект нового кодекса вынесли на всенародное обсуждение, поскольку с первого раза проект не был принят. Ведение в действие нового Кодекса законов о браке, семье и опеке216 осуществилось 1 января 1927 года. Установление отцовства внебрачного ребенка производилась матерью после рождения ребенка без всяких доказательств. Ею составлялось заявление, на основе которого и производилась запись об отце. Отца ставили об этом в известность, после чего он мог обжаловать такую запись в суде в течение одного года. На родителей по политическим соображениям в стране «смотрели исключительно как на воспитателей, как на опекунов детей, которые в силу закона призывались к исполнению этих обязанностей впредь до того момента, пока их не находили нужным заменить другими людьми»217 [97]. В Кодексе законов о браке, семье и опеке 1927 г. появляется глава об усыновлении, а, значит, и соответствующий институт. Правда, проблема выбора усыновителя решена своеобразным образом: им не мог быть не только несовершеннолетний, но и лицо, лишенное родительских прав по суду, а также избирательных, и чьи интересы были противоположны и враждебны интересам несовершеннолетнего. Большое значение уделяется, как и прежде опеке (попечительству) над несовершеннолетними, а круг лиц-опекунов сужался. Статья 7 п. «а» Кодекса законов о браке, семье и опеке 1927 г. не давала возможности быть опекуном лицу, которое лишено избирательных прав. Помимо этого сюда относилась категория лиц, записанная в статье 65 Конституции РСФСР 1918 года, то есть опекунами не могли быть: - лица, прибегающие к наемному труду с целью увеличения прибыли; - лица, живущие на нетрудовой доход, как, то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления от имущества и т.д. - частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; - монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; - служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома218 [98]. Кодекс законов о браке, семье и опеке 1927 г. четко фиксировал предписания о том, по каким каналам должна была поступать информация о тех детях, которые остались без родительского попечения. Был также установлен срок в три дня, когда указанные лица должны были сообщить о таких детях, Такими лицами являлись: - домоуправления, владельцы и арендаторы домов, если в домах имеются несовершеннолетние, подлежащие опеке; - сельские советы; - органы записи актов гражданского состояния, если при регистрации смерти им станет известно об оставшихся без попечения несовершеннолетних сиротах, а также зарегистрированных подкидышах и сиротах; - судебные исполнители, когда при описи имущества ими будут обнаружены несовершеннолетние, подлежащие опеке; - судебные органы и милиция при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих попечение о несовершеннолетних, остающихся вследствие этого без надлежащего присмотра; - граждане, связанные с лицами, подлежащими опеке или попечительству родством или единством хозяйства. В дальнейшем государство предпринимает попытки по защите этой категории детей. Появляются: - Положение об органах опеки и попечительства, утвержденное постановлением ВЦИК и СНК от 18 июня 1928 года219; - постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящихся в городах и рабочих поселках»220; - постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1936 года «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся»221. При анализе семейного законодательства, становится заметно, что государство активно вмешивается в семейные отношения, поскольку «социалистическое государство оставляет за собой, весьма, значительную сферу прямого и активного вмешательства в семейные отношения. Оно отвергает взгляд на отношения между полами, как на отношения индивидуалистические, личные, нейтральные для общества и государства. Государство кровно заинтересовано в каждом индивидуальном семейном отношении, оно диктует, властно указывает, определяет условия, гарантирующие интересы коллектива, обеспечивающие выполнение долга по отношению к коллективу»222. Появлению массовости криминальных абортов, способствовало постановление ЦИК и СНК, принятое 27 июня 1936 г. «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах»223.Указанным постановлением вводится взыскание алиментов с родителя на несовершеннолетних детей на основе долевого отношения к заработку плательщика: 1/4 - на одного ребенка, 1/3 – на двух детей и 1/2 - на трех и более детей. Такой подход облегчал работу суда, которому оставалось только вынести решение. И, как справедливо замечает М.В. Антокольская: «Сам же унифицированный подход в условиях всеобщего равенства в нищете в целом оправдывал себя»224. В период второй мировой войны были приняты: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 года «Об усыновлении»225. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства»226всячески запрещал устанавливать отцовство и усложнял процедуру расторжения любого брака, даже если речь шла о другой, фактически сложившейся семье, где уже росли совместные дети. В итоге и не возникало право на получение алиментов от фактического отца. Статья 4 Указа давала возможность женщине, не состоящей в браке, право поместить рожденного ею ребенка в детское учреждение на воспитание за государственный счет. В итоге «был открыт путь к безответственному отношению к родительским правам и обязанностям и к формированию не одного поколения детей, выросших, по общему правилу, ущербными физически и нравственно… - налицо парадокс, пустивший глубокие корни, создавший благоприятную почву для всякого рода неблагополучия в физическом и нравственном развитии будущих поколений»227. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. в отношении детей, родители которых не состоят между собой в зарегистрированном браке»228было сделано «снисхождение» со стороны государства к детям: было разрешено признание отцом внебрачного ребенка в случае вступления в брак с его матерью. Явное нарушение прав ребенка наблюдалось и в том, что в свидетельстве о рождении ребенка в графе «отец» ставился прочерк, что указывало на внебрачное происхождение ребенка. И хотя формально права внебрачных детей приравнивались к правам детей, рожденным в браке, на самом же деле в практике существовала дискриминация: низкие ставки пособий для одиноких матерей не могли заменить алиментов, а у детей было отнято их право - знать своего отца. Следовательно, наблюдалась фактическая дискриминация в аспектах имущественных и личных неимущественных прав внебрачных детей, и детей, рожденных в браке. В 1968 году принимается общесоюзный семейно-правовой акт – Основы законодательства о браке и семье Союза ССР и республик, на базе которых были разработаны семейные кодексы союзных республик, которые ни в чем не расходились с Основами. В.С. Тадевосян, занимающийся проблемами охраны прав несовершеннолетних, писал: «Для того чтобы детям были созданы здоровые условия жизни и воспитания, необходима не только всесторонняя помощь семье, но, прежде всего ее прочность, устойчивость. Законодательство всячески содействует созданию крепкой, здоровой советской семьи, ибо только в такой семье возможно правильное коммунистическое воспитание подрастающего поколения. Главная и основная забота Советского государства о детях заключается в максимальном и всестороннем содействии укреплению семьи. Поэтому нормы советского законодательства о браке и семье преследуют, прежде всего, цель укрепления семьи»229. Таким образом, появляется 30 июля 1969 года Кодекс о браке и семье РСФСР230. Согласно этому нормативному акту, установление отцовства осуществлялось в двух формах: - добровольной (на основании письменного заявления отца и матери ребенка); - в форме судебного порядка, (на основании установления следующих обстоятельств: совместного проживания ответчика с матерью ребенка и ведение совместного хозяйства до рождения ребенка или совместное воспитание либо содержание ребенка и другие доказательства). Дальнейшие тенденции развития института защиты прав и законных интересов несовершеннолетних прослеживаются в ряде указов. Так, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1985 г. «О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей»231, судья наделялся возможностью рассматривать спорные дела об алиментах единолично, в административном порядке, без возбуждения гражданского дела. Указом Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1986 г.232, в ч.2 ст.68 Кодекса о браке и семье РСФСР были внесены дополнения об уменьшении размера алиментов по любым причинам, которые будут признаны судом уважительными, а также устанавливался минимальный размер алиментов, подлежащих взысканию нанесовершеннолетних детей. Минимальный размер алиментов был отменен лишь в декабре 1994 года. Наконец, Закон СССР от 22 мая 1990 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства»233 вносит изменения в Основы законодательства о браке и семье, расширяя права несовершеннолетних. Так, им предоставлялась возможность обращаться за защитой в органы опеки и попечительства в случае злоупотребления родительской властью. Второй этап периодизации правового статуса несовершеннолетних отмечен следующим моментом. Родителей государство признавало «временными» воспитателями или опекунами и за ненадлежащее воспитание детей, которое не соответствовало духу коммунизма, заменяло их другими, более «надежными элементами», соответствующими проводимой политики. Императивно вмешиваясь в семью – «святая святых», ставя государственные интересы превыше семейных, государство, предприняв попытку установления контроля за ней с целью сделать ее послушной государственной политике, само и не осознавая происходящего, разрушало ее. Однако, в итоге, семья доказала свою жизнеспособность, и приспособляемость к внешним обстоятельствам. Таким образом, ребенок в рассматриваемый нами период из объекта родительской власти «превратился» в объект государственной политики, поэтому попытки создать детское право, где ребенок стал бы субъектом общественных отношений, не увенчались успехом. Стало быть, семейное законодательство в конце ХХ века требовало дальнейшего совершенствования. Реформирование сферы регулирования и охраны прав несовершеннолетних произойдет с присоединением России к Конвенции о правах ребенка (1989 г.) и провозглашении приоритета действия ее принципов. И как показывает время, Государственной Думой в 1994 году создается рабочая группа по подготовке Семейного кодекса РФ234, в который войдут конвенционные нормы по защите прав ребенка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.19 (0.016 с.) |