Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура ювенального правоотношенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Традиционно для российского юриста ювенальное правоотношение состоит из следующих составных элементов: · объект ювенального правоотношения; · субъект ювенального правоотношения; · содержание ювенального правоотношения. Объект ювенального правоотношения – это то, по поводу чего складываются отношения, с участием несовершеннолетних. Можно выделить материальные и нематериальные блага. Например, имя, честь, достоинство, имущество ребенка, а также объектом может являться его жизнь, результаты творческой деятельности несовершеннолетних и др. Участники ювенальных правоотношений именуются их субъектами. Ими могут быть: · индивидуальные субъекты: - несовершеннолетние граждане РФ, иностранные несовершеннолетние граждане, несовершеннолетние лица с двойным гражданством и без гражданства; - представитель (родители, усыновители, опекуны) несовершеннолетнего; - физические лица, имеющие собственный правовой интерес (заключающие сделки с несовершеннолетними). · коллективные субъекты: - органы государственной власти и управления Российской Федерации; - органы государственной власти и управления субъектов РФ; - органы местного самоуправления; - российские и иностранные предприятия, организации, учреждения разных форм собственности. Основным субъектом ювенально-правовых отношений является ребенок. Отсутствие возраста совершеннолетия, неспособность самостоятельно осуществлять защиту собственных интересов, позволяет выделить таких лиц, как дети, в особую группу, наделенную специальной правосубъектностью. Содержание правосубъектности несовершеннолетних отражено в Гражданском кодексе РФ в ст.ст. 17,18,21,26,27,28. Родители, усыновители, опекуны являются представителями несовершеннолетних в силу указания закона, поскольку сами несовершеннолетние не могут полностью осуществлять свои права и нести обязанности. Субъектами ювенальных правоотношений публично-правового порядка, то есть правоприменителями – лицами, уполномоченными законом применять правовые нормы в сфере ювенального права и правосудия, выступают органы исполнительной и судебной государственной власти и местного самоуправления, которые исполняют обязанности, связанные с охраной детства. В их роли, например, выступают: государственные и муниципальные жилищные фонды, фонд социального обслуживания и социальной защиты, министерство здравоохранения и образования. Профилактику правонарушений несовершеннолетних осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних. К коллективным субъектам ювенального права следует отнести и предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности. Среди них выделяют коммерческие и некоммерческие организации, которые участвуют в ювенально-правовых отношениях с частноправовым интересом. Особенность такого рода ювенальных правоотношений зависит и определяется теми объектами, по поводу которых они возникают в сфере ювенального регулирования, то есть при участии детей. Содержание ювенальных правоотношений составляют права и обязанности участвующих сторон. На наш взгляд, возможно выделение субъективного ювенального права и ювенальной обязанности. Субъективное ювенальное право – это мера дозволенного поведения субъекта правоотношения, осложненного ювенальным элементом. Правомочия, которыми обладает носитель субъективного ювенального права, следующие: · правомочия требования от обязанного субъекта исполнения возложенных на него обязанностей; · правомочия на возможность самостоятельно совершать субъектом фактически и юридически значимые действия; · правомочия на защиту в случае нарушения субъективного права. Ювенальная обязанность – мера должного поведения участника отношения, которое осложнено ювенальным элементом, суть, которой - совершение или воздержание от совершения действий со стороны обязанного субъекта, могущих или влекущих за собой опасные, вредные последствия. Так, например, права и обязанности несовершеннолетних работников и работодателя – трудовые отношения, осложненные ювенальным элементом, о чем свидетельствуют нормы главы 42 ТК РФ. Законодатель в части четвертой ТК РФ сам установил особенности регулирования труда для несовершеннолетних, выделив их из всей массы трудовых отношений. Статья 251 ТК РФ определяет «общий подход к особенностям регулирования труда, который заключается в установлении специальных норм: норм-изъятий, т.е. отграничивающих права для некоторых работников по сравнению с общими нормами; норм-льгот, предусматривающих дополнительные гарантии работникам; норм-приспособлений, которые приспосабливают общие нормы к конкретным условиям труда»273. Другой пример. Права и обязанности родителей и детей – суть содержание семейно-брачных отношений с участием несовершеннолетних, иначе можно сказать, как семейно-брачные отношения с участием «ювенального элемента», о чем вещают нормы раздела IV СК РФ. Полагаем, что при раскрытии содержания данного аспекта правоотношения, необходимо обратиться к такому понятию как родительская власть, сущность которой в настоящее время, и есть права и обязанности родителей и детей (родительское правоотношение). Кто такие родители? По мнению И.А. Павловой, родители – лица, которые в силу факта кровного родства обладают всеми необходимыми родительскими правами и обязанностями, как имущественного, так и неимущественного характера, а в указанных законом случаях и совершеннолетних детей274. Правовое регулирование отношений родителей (отца) и детей еще в римском праве определялись идей patria potestas, патриархальной и односторонней властью отца, Gai, 1,55: “Quod jus proprium civium romanorum est: fere enim nulli alii sunt homines, qui talem in filios suos habent potestatem, qualem nos habemus “275. Со временем эта власть изменилась и ослабела, но в течение веков она распространялась как на самую личность детей, так и на все их имущественные приобретения. Так, у отца было неограниченное «jus vitae ac necis» («право жизни и смерти»), он имел право даже продавать своих детей276. Параграф 1 статьи 95 Семейного и опекунского кодекса Польской народной республики277 гласит, что родительская власть включает, в частности, обязанность и право родителей осуществлять попечение над личностью и имуществом ребенка, а также воспитывать ребенка, а параграф 3 этой статьи предписывает, что родительская власть должна осуществляться так, как этого требуют благо ребенка и общественные интересы. Родительская власть в странах Западной Европы рассматривалась в трех направлениях по отношению к личности и имуществу ребенка. Первое направление заключалось в режиме охраны или заботы о личности ребенка. Так, в Швейцарии, родителям принадлежало право направлять профессиональное обучение ребенка. По французскому законодательству, «без разрешения отца ребенок не может покинуть родительский кров, должен испрашивать разрешение на вступление в брак, на то чтобы быть усыновленным или принятым на воспитание, на принятие монашества, на совершение акта, какой бы то ни было важности»278. В Германии, родители имели право контролировать поведение ребенка, запрещать ему те или иные знакомства, направлять его литературные, артистичные, научные и профессиональные занятия, а также знакомиться с его корреспонденцией, и даже заключить его в тюрьму. Второе право, которым обладали родители по отношению к детям – право дисциплинарной власти. Так, во Франции, сильно недовольный поведением ребенка, отец, мог заключить его в тюрьму. Если ребенку было до 16 лет, то родитель выступал с просьбой к председателю суда об аресте на срок до одного месяца. Суд обязан был удовлетворить просьбу отца без выяснения каких-либо обстоятельств дела. Когда ребенок достигал 16–летнего возраста, суд принимал решение об аресте в том случае, если найдет мотивы основательными. Мать пользуется аналогичным правом при условии отсутствия мужа при участии двух ближайших родственников с отцовской стороны. В Германии право дисциплинарной власти выражается в наказании и в помещении детей в исправительно-воспитательные заведения. По швейцарскому законодательству, за злостный характер ребенка, опекунские власти по ходатайству родителей вправе поместить несовершеннолетнего в соответствующее заведение. В семейном праве Англии сохранилась правовая ответственность родителей за действия детей до достижения ими 18 лет. Акт об образовании 1944 г. возложил на родителей ответственность за получение их детьми образования, а соответственно эта обязанность была возложена на местные власти и на администрации школ. Этот закон установил обязательное школьное образование для детей в возрасте от 5 до 16 лет. При этом родителям была дана возможность выбора формы образования в зависимости от возраста и способностей детей. Закон о детях и подростках 1933 г. предусмотрел защиту детей в возрасте до 16 лет от грубого обращения с ними, от оставления их родителями или изгнания из дома. Сознательное проявление жестокости по отношению к детям, например, побои, могли рассматриваться и как уголовное преступление279. Третье направление выражения родительской власти заключается в праве управления и пользования детским имуществом. Управление детским имуществом и извлечение дохода из него принадлежало отцу до достижения ребенком 18-летнего возраста во Франции. Осуществлялось такое управление в отличие от опекунского управления безотчетно. Однако опекунские власти, при наличии нарушения интересов ребенка, могли потребовать отчета от родителей и предоставления обеспечения. Прекращение родительской власти связывали со смертью родителя, наступлением недееспособности родителей, с достижением совершеннолетия детьми или с момента объявления их совершеннолетними. Можно было, и лишить родителей родительских прав. Так, например, в Швейцарии опекунские власти могли отнять ребенка у родителей (в случае, когда они не способны осуществлять родительскую власть, сданы под опеку или повинны в тяжком злоупотреблении родительской властью, в тяжком небрежении по отношению к детям). Несовершеннолетнего признавали нравственно покинутым и помещали в семью или в воспитательное заведение, расходы несли родители. Таким образом, «главнейшие проявления родительской власти, в период полного действия оной, относятся к праву воспитания и к праву наказания. Воспитание детей составляет, прежде всего, естественную обязанность родителей…Государственная власть вообще не вмешивается в это дело частной домашней жизни,… но есть предметы воспитания, почитаемые на столько важными для государства и общества, что некоторые законодательства объявляют их обязательными для всех и каждого. Это предметы: религиозное воспитание и школьное обучение»280. Следовательно, родительская власть, выражаясь как проявление воспитания и обучения (забота о личности ребенка), как содержание (alimenta) и как дисциплинарная власть (наказание), трансформировалась в результате преобразований семейных (родительских) отношений в заботу и охрану имущественных и личных прав детей. Дисциплинарная власть, на наш взгляд, переросла в дисциплинарную зависимость родителей от детей (например, родители несут ответственность за неправомерные действия своих детей). В целом, можно сказать, что независимо от того, как в дальнейшем будут развиваться ювенальные правоотношения и как решится вопрос относительно самого ювенального права, о возможности кодификации ювенального законодательства, все сказанное позволяет судить о специфике правоотношений с участием несовершеннолетних в рамках государственной политики по вопросам охраны детства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.1 (0.007 с.) |