Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура ювенального правоотношения

Поиск

Тра­ди­ци­он­но для рос­сий­ско­го юри­ста ювенальное пра­во­от­но­ше­ние со­сто­ит из сле­дую­щих со­став­ных эле­мен­тов:

· объ­­­­ек­т ювенального пра­во­от­но­ше­ния;

· субъ­­­­ек­т ювенального пра­во­от­но­ше­ния;

· со­дер­жа­ние ювенального пра­во­от­но­ше­ния.

Объект ювенального правоотношения – это то, по поводу чего складываются отношения, с участием несовершеннолетних.

Можно выделить материальные и нематериальные блага. Например, имя, честь, достоинство, имущество ребенка, а также объектом может являться его жизнь, результаты творческой деятельности несовершеннолетних и др.

Участники ювенальных правоотношений именуются их субъектами. Ими могут быть:

· индивидуальные субъекты:

- несовершеннолетние граждане РФ, иностранные несовершеннолетние граждане, несовершеннолетние лица с двойным гражданством и без гражданства;

- представитель (родители, усыновители, опекуны) несовершеннолетнего;

- физические лица, имеющие собственный правовой интерес (заключающие сделки с несовершеннолетними).

· коллективные субъекты:

- органы государственной власти и управления Российской Федерации;

- органы государственной власти и управления субъектов РФ;

- органы местного самоуправления;

- российские и иностранные предприятия, организации, учреждения разных форм собственности.

Основным субъектом ювенально-правовых отношений является ребенок. Отсутствие возраста совершеннолетия, неспособность самостоятельно осуществлять защиту собственных интересов, позволяет выделить таких лиц, как дети, в особую группу, наделенную специальной правосубъектностью. Содержание правосубъектности несовершеннолетних отражено в Гражданском кодексе РФ в ст.ст. 17,18,21,26,27,28.

Родители, усыновители, опекуны являются представителями несовершеннолетних в силу указания закона, поскольку сами несовершеннолетние не могут полностью осуществлять свои права и нести обязанности.

Субъектами ювенальных правоотношений публично-правового порядка, то есть правоприменителями – лицами, уполномоченными законом применять правовые нормы в сфере ювенального права и правосудия, выступают органы исполнительной и судебной государственной власти и местного самоуправления, которые исполняют обязанности, связанные с охраной детства. В их роли, например, выступают: государственные и муниципальные жилищные фонды, фонд социального обслуживания и социальной защиты, министерство здравоохранения и образования.

Профилактику правонарушений несовершеннолетних осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних.

К коллективным субъектам ювенального права следует отнести и предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности. Среди них выделяют коммерческие и некоммерческие организации, которые участвуют в ювенально-правовых отношениях с частноправовым интересом. Особенность такого рода ювенальных правоотношений зависит и определяется теми объектами, по поводу которых они возникают в сфере ювенального регулирования, то есть при участии детей.

Содержание ювенальных правоотношений составляют права и обязанности участвующих сторон. На наш взгляд, возможно выделение субъективного ювенального права и ювенальной обязанности.

Субъективное ювенальное право – это мера дозволенного поведения субъекта правоотношения, осложненного ювенальным элементом. Правомочия, которыми обладает носитель субъективного ювенального права, следующие:

· правомочия требования от обязанного субъекта исполнения возложенных на него обязанностей;

· правомочия на возможность самостоятельно совершать субъектом фактически и юридически значимые действия;

· правомочия на защиту в случае нарушения субъективного права.

Ювенальная обязанность – мера должного поведения участника отношения, которое осложнено ювенальным элементом, суть, которой - совершение или воздержание от совершения действий со стороны обязанного субъекта, могущих или влекущих за собой опасные, вредные последствия.

Так, например, права и обязанности несовершеннолетних работников и работодателя – трудовые отношения, осложненные ювенальным элементом, о чем свидетельствуют нормы главы 42 ТК РФ. Законодатель в части четвертой ТК РФ сам установил особенности регулирования труда для несовершеннолетних, выделив их из всей массы трудовых отношений. Статья 251 ТК РФ определяет «общий подход к особенностям регулирования труда, который заключается в установлении специальных норм: норм-изъятий, т.е. отграничивающих права для некоторых работников по сравнению с общими нормами; норм-льгот, предусматривающих дополнительные гарантии работникам; норм-приспособлений, которые приспосабливают общие нормы к конкретным условиям труда»273.

Другой пример. Права и обязанности родителей и детей – суть содержание семейно-брачных отношений с участием несовершеннолетних, иначе можно сказать, как семейно-брачные отношения с участием «ювенального элемента», о чем вещают нормы раздела IV СК РФ. Полагаем, что при раскрытии содержания данного аспекта правоотношения, необходимо обратиться к такому понятию как родительская власть, сущность которой в настоящее время, и есть права и обязанности родителей и детей (родительское правоотношение). Кто такие родители? По мнению И.А. Павловой, родители – лица, которые в силу факта кровного родства обладают всеми необходимыми родительскими правами и обязанностями, как имущественного, так и неимущественного характера, а в указанных законом случаях и совершеннолетних детей274.

Правовое регулирование отношений родителей (отца) и детей еще в римском праве определялись идей patria potestas, патриархальной и односторонней властью отца, Gai, 1,55: “Quod jus proprium civium romanorum est: fere enim nulli alii sunt homines, qui talem in filios suos habent potestatem, qualem nos habemus “275.

Со временем эта власть изменилась и ослабела, но в течение веков она распространялась как на самую личность детей, так и на все их имущественные приобретения. Так, у отца было неограниченное «jus vitae ac necis» («право жизни и смерти»), он имел право даже продавать своих детей276.

Параграф 1 статьи 95 Семейного и опекунского кодекса Польской народной республики277 гласит, что родительская власть включает, в частности, обязанность и право родителей осуществлять попечение над личностью и имуществом ребенка, а также воспитывать ребенка, а параграф 3 этой статьи предписывает, что родительская власть должна осуществляться так, как этого требуют благо ребенка и общественные интересы.

Родительская власть в странах Западной Европы рассматривалась в трех направлениях по отношению к личности и имуществу ребенка.

Первое направление заключалось в режиме охраны или заботы о личности ребенка. Так, в Швейцарии, родителям принадлежало право направлять профессиональное обучение ребенка. По французскому законодательству, «без разрешения отца ребенок не может покинуть родительский кров, должен испрашивать разрешение на вступление в брак, на то чтобы быть усыновленным или принятым на воспитание, на принятие монашества, на совершение акта, какой бы то ни было важности»278.

В Германии, родители имели право контролировать поведение ребенка, запрещать ему те или иные знакомства, направлять его литературные, артистичные, научные и профессиональные занятия, а также знакомиться с его корреспонденцией, и даже заключить его в тюрьму.

Второе право, которым обладали родители по отношению к детям – право дисциплинарной власти. Так, во Франции, сильно недовольный поведением ребенка, отец, мог заключить его в тюрьму. Если ребенку было до 16 лет, то родитель выступал с просьбой к председателю суда об аресте на срок до одного месяца. Суд обязан был удовлетворить просьбу отца без выяснения каких-либо обстоятельств дела. Когда ребенок достигал 16–летнего возраста, суд принимал решение об аресте в том случае, если найдет мотивы основательными. Мать пользуется аналогичным правом при условии отсутствия мужа при участии двух ближайших родственников с отцовской стороны.

В Германии право дисциплинарной власти выражается в наказании и в помещении детей в исправительно-воспитательные заведения. По швейцарскому законодательству, за злостный характер ребенка, опекунские власти по ходатайству родителей вправе поместить несовершеннолетнего в соответствующее заведение.

В семейном праве Англии сохранилась правовая ответственность родителей за действия детей до достижения ими 18 лет. Акт об образовании 1944 г. возложил на родителей ответственность за получение их детьми образования, а соответственно эта обязанность была возложена на местные власти и на администрации школ. Этот закон установил обязательное школьное образование для детей в возрасте от 5 до 16 лет. При этом родителям была дана возможность выбора формы образования в зависимости от возраста и способностей детей. Закон о детях и подростках 1933 г. предусмотрел защиту детей в возрасте до 16 лет от грубого обращения с ними, от оставления их родителями или изгнания из дома. Сознательное проявление жестокости по отношению к детям, например, побои, могли рассматриваться и как уголовное преступление279.

Третье направление выражения родительской власти заключается в праве управления и пользования детским имуществом. Управление детским имуществом и извлечение дохода из него принадлежало отцу до достижения ребенком 18-летнего возраста во Франции. Осуществлялось такое управление в отличие от опекунского управления безотчетно. Однако опекунские власти, при наличии нарушения интересов ребенка, могли потребовать отчета от родителей и предоставления обеспечения.

Прекращение родительской власти связывали со смертью родителя, наступлением недееспособности родителей, с достижением совершеннолетия детьми или с момента объявления их совершеннолетними. Можно было, и лишить родителей родительских прав. Так, например, в Швейцарии опекунские власти могли отнять ребенка у родителей (в случае, когда они не способны осуществлять родительскую власть, сданы под опеку или повинны в тяжком злоупотреблении родительской властью, в тяжком небрежении по отношению к детям). Несовершеннолетнего признавали нравственно покинутым и помещали в семью или в воспитательное заведение, расходы несли родители.

Таким образом, «главнейшие проявления родительской власти, в период полного действия оной, относятся к праву воспитания и к праву наказания. Воспитание детей составляет, прежде всего, естественную обязанность родителей…Государственная власть вообще не вмешивается в это дело частной домашней жизни,… но есть предметы воспитания, почитаемые на столько важными для государства и общества, что некоторые законодательства объявляют их обязательными для всех и каждого. Это предметы: религиозное воспитание и школьное обучение»280.

Следовательно, родительская власть, выражаясь как проявление воспитания и обучения (забота о личности ребенка), как содержание (alimenta) и как дисциплинарная власть (наказание), трансформировалась в результате преобразований семейных (родительских) отношений в заботу и охрану имущественных и личных прав детей. Дисциплинарная власть, на наш взгляд, переросла в дисциплинарную зависимость родителей от детей (например, родители несут ответственность за неправомерные действия своих детей).

В целом, можно сказать, что независимо от того, как в дальнейшем будут развиваться ювенальные правоотношения и как решится вопрос относительно самого ювенального права, о возможности кодификации ювенального законодательства, все сказанное позволяет судить о специфике правоотношений с участием несовершеннолетних в рамках государственной политики по вопросам охраны детства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.1 (0.007 с.)