Учет процесса продажи готовой продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет процесса продажи готовой продукции



Роль процесса в деятельности организаций, законодательная и нормативная база, понятия доходов и расходов по обычным видам деятельности, метод и принцип учета доходов и расходов, критерии их признания; документальное оформление продажи готовой продукции и товаров, системный учет продажи и отгрузки при невыполнении всех условий признания, способы оценки запасов при их списании, особенности формирования себестоимости проданной продукции в зависимости от избранного способа учета выпуска и варианта списания управленческих расходов; сравнение национальной системы учета выручки и МСФО 18.

Продажа ГП для орг-ий сферы материального пр-ва представляет собой основной элемент предпринимательской деят-ти и основной этап достижения цели такой деят-ти — систематическое получение прибыли. Существенна инф-ия о состоянии и движ-и ГП для исчисления налоговой базы по НДС. Правильность определения фин. рез-ов и, соответственно, налога на прибыль и размера прибыли, остающейся в распоряжении орг-ии, также напрямую зависит от того, насколько точно отражены в БУ и БО реализационные операции, в частности определение с/с реализуемой ГП и выручки.

- НК РФ, ГК РФ, ФЗ «О бух. учете», ПБУ 5 «Учет МПЗ», «Доходы организации», ПБУ 10 «Расходы», Методич. указания по БУ МПЗ.

ПБУ 9 п. 2 Доходами признается увел-е экон-х выгод в результате поступления активов (ден. средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увел-ю капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Доходами от обыч. видов деят-ти является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц: сумм НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей; в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг; в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

ПБУ 10 п. 2. Расходами организации признается уменьш-е экон. выгод в результате выбытия активов (ден. средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьш. капитала этой орг-ии, за исключением уменьш. вкладов по решению участников (собственников имущества). Не признается расходами выбытие активов: в связи с приобретением (созданием) ВНА (ОС, НЗС, НМА и т.п.); вклады в УК др. орг-ий, приобретение акций акционерных обществ и иных ц/б не с целью перепродажи (продажи); в порядке предварительной оплаты МПЗ и иных ценностей, работ, услуг; в погашение кредита, займа, полученных организацией.

ПБУ 9 п. 12. Выручка признается в БУ при наличии следующих условий:

а) орг-ия имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом; б) сумма выручки может быть определена; в) имеется уверенность в том, что в рез-те конкрет. операции произойдет увел-е экон. выгод орг-ии. Уверенность в том, что в рез-те конкрет. операции произойдет увел-е экон. выгод, имеется в случае, когда орг-ия получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива; г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана); д) расходы, кот-е произведены или будут произведены в связи с этой операцией, м. б. определены.

Если в отношении ден. средств и иных активов, полученных орг-ей в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в БУ признается кредит-я задолж-ть, а не выручка. В отношении разных по характеру и условиям выполнения работ, оказания услуг, изготовления изделий орг-ия м. применять в одном отч. периоде одновр-но разные способы признания выручки. Если сумма выручки от продажи продукции не м. б. определена, то она принимается к БУ в размере признанных в БУ расходов по изготовлению этой продукции, кот-е б. впоследствии возмещены организации.

ПБУ 10. Расходы признаются в БУ при наличии следующих условий:

расход производится в соотв-и с конкрет. договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

сумма расхода может быть определена;

имеется уверенность в том, что в результате конкрет. операции произойдет уменьш. экон. выгод орг-ии. Уверенность в том, что в результате конкрет. операции произойдет уменьш. экон. выгод, имеется в случае, когда орг-ия передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Если в отношении любых расходов, осуществленных орг-ей, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в БУ признается ДЗ.

Расходы подлежат признанию в БУ независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной).

Отгрузка продукции покупателям осуществляется на основании договора с покупателем и приказа-накладной. В зависимости от способа отгрузки продукции, отраслевых особенностей пр-ва и др. условий в качестве первич. док-та м. применять накладную на отпуск материалов на сторону (ф. М-15), товарную накладную и т. п. Все орг-ии, являющиеся плательщиками НДС, кроме того, обязаны выписывать покупателям счет-фактуру на продажу продукции. Регистрация их осуществляется в журнале учета выставленных счетов-фактур в хронологич. порядке и в Книге продаж в том налоговом периоде, в кот-м возникает налоговое обязательство. В организации также оформляется ведомость аналит. и синтет. учета № 16 «Ведомость отгрузки, отпуска и продажи продукции и материальных ценностей».

Системный учет продажи и отгрузки при невыполнении всех условий признания. Способы оценки запасов при их спи­сании.

В случае если при фактической отгрузке продукции выручка от ее продажи определенное время не м. б. признана в БУ, производится списание стоимости отгруж-й продукции со сч.43 на счет 45"Товары отгруженные". Выручка от продажи продукции не признается в следующих случаях: при указании в договоре особого момента перехода права собст-ти (например, оплата продукции и т. п.); при отгрузке продукции на экспорт и предъявлении расчетных документов покупателю не в момент отгрузки в соответствии с условиями поставки.

Списание отгруженной продукции со счета 43 на счет 45 производится по тем правилам, кот-е установлены в УП:

— по факт. с/с (по УЦ с корректировкой на сумму отклон. факт. с/с ГП от стоимости по УЦ);

— по нормативной (плановой) с/с.

При использовании в учете оценки продукции по факт. с/с с применением в течение отч. периода учетных оценок при отгрузке ее списание производится в течение отч. периода по учетным оценкам (Д 45 - К 43), а в конце мес. производятся расчет отклонений факт. с/с от учетной оценки, приходящихся на отгруж-ю продукцию, и списание отклон. той же проводкой (Д 45 - К 43).

При переходе права собст-ти на отгруженную продукцию к покупателю со сч. 45 на сч. 90 производится списание проданной продукции:

— в течение мес. списывается стоимость проданной продукции по УЦ (Д 90 - К 45);

— в конце месяца списывается отклонение факт. с/с проданной продукции от УЦ либо способом «красное сторно», либо способом «дополнительная запись» (Д 90 - К 45).

В случае если оценка продукции производится по нормат. (плановой) с/с, то и оприходование ее на сч. 45 (Д 45 - К 43) и списание со сч. 45 (Д 90 - К 45) производится по нормат. (плановой) с/с.

Моментом начисления НДС является наиболее ранняя из следующих дат:

— день отгрузки (передачи) продукции;

— день оплаты, частич. оплаты в счет предстоящих поставок товаров. Поэтому на дату отгрузки ГП необходимо отразить начисление НДС.

В БУ производятся следующие записи:

- на момент отгрузки: Д сч. 45- К сч. 43 - отгружена продукция покупателю; Д 90-3«НДС» - К 68 - начислен НДС в момент определения налоговой базы;

- на момент оплаты: Д сч. 51 - К сч. 62 - поступила оплата за отгруженную продукцию; Д сч. 62 - К сч. 90-1 «Выручка» - признана выручка от продажи продукции; Д. 90-2 «С/с продаж» - К 45 - списана на продажу себестоимость продукции.

Особенности формирования с/с проданной продукции в зависимости от избранно­го способа учета выпуска и варианта списания управленческих расходов.Формирование с/с проданной ГП (по норматив. или фактич. с/с) В УП орг-ия должна предусмотреть порядок списания управленч. расходов или ОХР. Возможны 2 варианта: 1) списание ОХР со сч. 26 в с/с ГП на счет 20. При этом в учете формируется полная производ. с/с ГП.

2) непосредственное списание ОХР в полной сумме на счет продаж (сч. 90). При данном варианте формируется неполная (усеченная) производственная с/с ГП. Сравнение национальной системы учета выручки и МСФО 18.

Основные различия между российским учетом и МСФО возникают при определении момента признания выручки. Условия признания выручки: Очевидно, что МСФО оперирует в основном качественными понятиями («значительные риски и вознаграждения», ««степень владения» и т.д.), оставляя значительный простор для профессионального суждения составителей отчетности. Российские же стандарты оперируют более точными определениями условий признания выручки («право на получение выручки, вытекающее из договора или подтвержденное иным образом»), которые имеют документальное подтверждение. РСБУ не предусматривают анализа существенных рисков, связанных с собственностью на товары. Согласно российским стандартам главное — произошел переход права собст-ти или нет. А МСФО упор делают на экон-ое содержание сделки. Конечно, в большинстве случаев передача рисков и вознаграждений, связанных с покупкой, совпадает с передачей прав собст-ти покупателю. Но так бывает не всегда. Например, если по условиям сделки продавец имеет право выкупить товар обратно, заплатив при этом неустойку, такая сделка с точки зрения МСФО м. б. признана не реализацией, а предоставлением займа с залогом имущества. Здесь основной вопрос: насколько высока вероятность того, что товар будет выкуплен обратно.

Если сделка подразумевает последующее обслуживание проданного товара, согласно МСФО выручка признается в течение всего периода обслуживания.

Принципы оценки полученной выручки в МСФО 18 и в ПБУ 9/99 также существенно различаются. Если договором предусмотрена отсрочка платежа, то согласно МСФО выручку надо признавать с учетом заложенной в договоре процентной ставки за пользование фактически заемными средствами.

Например, компания осуществила продажу товара за 230 000 руб. с оплатой через год. Среднерыночная ставка процента – 15% годовых. По МСФО выручка должна быть признана в сумме 200 000 руб. (230 000/115%), а остальные 30 000 руб. будут отражены как финансовые доходы. Согласно ПБУ 9/99 в качестве выручки будут отражены все 230 000 руб., т.е. «в полной сумме ДЗ».

Еще одним проблемным моментом с точки зрения оценки является осуществление оплаты неденежными средствами. Согласно МСФО 18, такая выручка оценивается в сумме справедливой стоимости полученного возмещения. Справедливая стоимость – это та сумма, на которую можно обменять актив или урегулировать обязательство при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую сделку и независимыми друг от друга сторонами. Согласно ПБУ 9/99 она оценивается в сумме «исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно орг-ия определяет стоимость аналогичных товаров». Если справедливая стоимость привязана только к рыночным условиям, то метод, которым орг-ия определяет стоимость «аналогичных товаров» м. не соответствовать справедливой стоимости. Раскрытие информации. Принципы раскрытия информации в ПБУ 9/99 и МСФО 18 в целом совпадают. ПБУ 9/99, также как и МСФО 18, требует раскрытия в УП порядка признания выручки.

МСФО 18 требует раскрытия суммы каждой значимой категории выручки, признанной в течение периода (выручки, возникающей от продажи товаров, от предоставления услуг, процентов, лицензионных платежей и дивидендов), а также раскрытие суммы выручки, возникающей от обмена товаров или услуг, включенных в каждую значимую категорию выручки.

В свою очередь, ПБУ требует показывать выручку по каждой категории, в случае если сумма выручки по данной категории составляет 5 и более % от общей суммы доходов орг-ии за отч. период.

 

 


Учет расходов на продажу

Законодательная и нормативная база, понятие и состав коммерческих расходов, особенности состава издержек обращения в торговых организациях; документальное оформление и учет издержек на сбыт продукции и товаров, варианты списания коммерческих расходов в промышленности и торговли; представление коммерческих расходов в бухгалтерской отчетности: особенности налогообложения отдельных видов расходов.

ПБУ 10/99,. «Доходы организации» ПБУ 9/99, Федеральный закон «О рекламе», Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету, Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, План счетов, ГК РФ, Федеральный закон. «О бухгалтерском учете» и т.д.

При реализации товаров организация несет определенные расходы, связанные с их реализацией, которые называют расходами на продажу или издержками обращения. БУ этих затрат ведется на синтетическом, активном, балансовом, калькуляцион счете 44 «Расх на продажу» (А, Калькуляц)

В соответствии с планом счетов БУ и Инструкцией по его применению к расходам на продажу относятся: - расходы на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; -по доставке продукции на станцию (пристань) отправления (в условиях договора поставки д.б. обозначены франко-место и франко-цена – до расх. по трансп. несет поставщик, после –покупатель); - погрузке в транспортные средства; - комиссионные сборы, уплачиваемые посредническим организациям; -по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи;

- на рекламу (п.4ст.264 НК: реклама ч/з ср-ва масс.инф-ции,, световая и наружная рекл., участие в выставках, - остальн.расх. приним. В состав прочих расходов, связ-х с пр-вом и реал-ей в размере 1% выручки от реал.);

- на представительские расходы(п.2ст.264НК – офиц.прием партнеров, участников, прибывших на совет директоров, транс.расх.по доставке участников – в размере 4% от ФОТ в прочие расходы, связ с пр-вом и реал-ей); В организациях, осуществляющих торговую деятельность на счете 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки обращения» могут быть отражены следующие расходы: транспортные расходы; расходы на оплату труда; отчисления на социальные нужды; расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря; амортизация основных средств; расходы на ремонт основных средств; расходы на санитарную и специальную одежду, столовое белье, посуды, приборов и др. инвентаря. расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд; расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров; расходы на рекламу; расходы на тару; прочие расходы. Под издержками обращения понимают затраты материаль­ных, денежных и трудовых ресурсов, связанные с движением то­варов от производителя к потребителю. К ним относят затраты, Согласно п. 1.3 Методических рекомендаций по бухгалтер­скому учету затрат, включаемых в издержки обращения и произ­водства, в состав издержек обращения и про­изводства включаются расходы предприятий торговли, возника­ющие в процессе движения товаров до потребителей, а также рас­ходы, связанные с выпуском и реализацией продукции собствен­ного производства и продажей покупных товаров в предприятиях общественного питания, т.е. в издержки предприятий обществен­ного питания включают также затраты производства блюд и орга­низации потребления. По дебету счета 44 «Расходы на продажу» в течение отчетного месяца накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей товаров. Расходы на продажу отражаются на соответствующих статьях в том отчетном периоде, к которому они относятся. Независимо от срока возникновения и срока оплаты. Аналит.учет д.б. построен по статьям, по кот-м они отраж-ся в вед.№15 (ОХР) при ж/о форме учета в корресп-ции с Ктом разл. счетов. Аналит.учет должен обеспечить получение инф-ции для целей н/обл.; ценообразования; управления этими расходами.

Аналитический учет ведется на счете 44 по видам и статьям расходов, указ-х выше. По истечении каждого мес. Расх на прод списываются на с-сть прод пр-ции. На отдельные виды пр-ции они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются пропорционально их пр с-сти, объему проданной продукции по оптовым ценам орг-и и др спос. Дт 90 К 44 Если в отчетном мес продается только часть выпущенной пр-ции, то сумму расх по продаже распределяют между проданной и непроданной пр-цией. При частичном списании расх на прод подлежат списанию и распределению след виды расх:- в орг-ях, осущ-х промышл и иную произв Д, - расх на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной пр-ции исходя из веса, объема, произв себест-ти или др соотв показателям); - в орг-ях, осущ-х торговую и иную посредническую Д, - расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца). Все остальные расх, связ-е с продажей пр-ции, товаров, работ, услуг, ежемесячно списывают на ст-ть проданной продукции (тов, раб, усл).

В торг орг-ях, расходы по доставке могут учитываться либо на счете 41, либо на счете 44. Суммы произв-ых расх, связанных с продажей продукции, накапливаются на сч 44 и списываются полностью или частично на сч 90. При частичном списании распределению м/у проданным тов и остатком тов на конец каждого мес подлежат транспортные расходы. Для распределения трансп расх надо использ методику распред-я расходов (НК 320), в соответствии с которой расх делятся на прямые и косвенные. Прямые: стоим-ть приобретния тов, расходы на доставку. Сумма прямых расходов в части транспортных, относящ к остаткам нереализованных тов, опред-ся по среднему проценту:

Определяется сумма прямых расходов, прих-ся на остаток нереализ-х тов на начало месяца и осущ-х в текущем месяце;

Определяется стоимость приобретения тов, реализ-х в текущем месяцк, и стоимсоть приобретения остатка нереализ-х тов на конец месяца;

рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости тов;

Определяется сумма прямых расх-в, относящаяся к остатку нереализ-х тов, как произведение ср процента и стоимости остатка тов на конец мес.

Ср процент=Прям расх, относящ-ся к остатку тов на начало мес + прямые расх, осущ-ые организ в тек мес/ Стоимость приобретения тов, реализ-х в тек мес + Стоимость приобретения остатка тов, не реализ на конец мес.

Кроме прямых транспортных расх-в торг организации по дебету 44 отраж косвенные расх: на оплату труда, аренду, содерж зданий и сооружений, рекламу, доставку тов покупателям, представит-ие расх и т.д. Списываются Д 90-К44.

Если УП предусматривается включение транспортных расходов в покупную цену товаров, то издержки обращения на остаток товаров не исчисляются. В этом случае они считаются относящимися к реализованным товарам полностью и списываются по окончании отчетного периода в Дт 90 счета. Орг-ции, осущ.произв.д-ть м. выбрать один из двух способов списания расх. на продажу (п.9 ПБУ 10/99):

1. полностью на себестоимость проданных в отчетном периоде продукции, товаров, работ, услуг в качестве расходов по обычным видам деятельности Д90-2К44 2.распределить пропорционально избранной базе (объем, вес, произ. с/с).

Инструкция по примен. плана счетов для торг. орган-м рекомендует расх. на упаковку и транспортировку распределять между видами прод-ции.

В связи с тем, что у п/п-я разл. д-ра с разл. поставщиками по перех. права собст-ти, то:

1. ГП призн-ся реализованной и отраж-ся на счете 90.

2.по моменту отгрузки ГП продолж-т быть собст-ю поставщика и отраж-ся на сч.45.

Следовательно, возн-т небх-ть распред-ть расх.по упаковке между остатками ГП на складе (Ск сч.43), отгруж.прод и реализ.прод. Расх.на упаковку первоначально распред-ся между отгруж. прод. со склада и остатками ГП на кон.месяца на складе. Затем между отгруж.прод. по особ.условиям перехода права собственности и реал.прод. Учет ТЗР в составе расх на продажу в неторг орг-ях допускается осущ-ть: с составлением расчета издержек обращения на остаток тов и без такого расчета. При составл расчета ТЗР распр-ся пропорционально м/у реализ-ми за тек мес тов и остатком тов на кон мес.Сумма издержек обращения на ост тов остается на 44 как его дебетовое сальдо, а все остальные расх списываются на с/с продаж. Расчет рек-ся составлять, когда величина ТЗР, связ-х с приобретен и доставкой тов, составляет знач уд вес в общем объеме выручки (более 10%).

В Мет.указ. рассм. два варианта осущ-я трансп.расх., возмещаемых покуп-м сверх дог.цены:

1.если транс.услуги оказ.собствен.транспортом орг-ции, то все затраты собир-ся на сч.23. Затем Д44 К23. Покупателям предъявляется счет к оплате, вкл.НДС: Д62 К90-1. Списывается сумма выполн.работ по транспортировке по ф.затр. Д90-2 К44. Отраж-ся НДС по трансп.услугам Д90-3 К68 «НДС».

2.если транс.услуги оказ-т стор.орг-ми – данные затр. Сначала Д 76 К 51, 71, потом списываются по сч.расчетов (71,76) в Д62, вкл.НДС, выставл.трансп.орг-ей (т.е. минуя сч.90). т.е. покупатель продукции платит за расход. Если не возмещает – то Д 44 К 76. В Мет.указ.опис-ся порядок отраж-я в учете НДС по расх.по транс-ке, вып.стор.орг-ей: -если эти расх.возмещает покуп-ль сверх ст-ти реал.прод., то выдел.НДС не проходит по сч19, а еполной сумме отраж-ся Д62 К60,76,71; -если данные расх.юучит-ся в составе расх.на продажу как накл.расх. до франко-места – НДС выд-ся на сч.19, а расх.по транс.учит-ся на сч.44. Расх.на рекл. и предст.расх. нормируются НК, соответственно, расх., произведенные сверх установленных норм будут являться пост.разницами (ПБУ 18/02) и отсюда возн-т ПНО (пост.разн.*20%)Д99/ПНО К68/ННП. Согласно ст.318, ст.320 НК РФ для организаций, не осуществляющих торговую деятельность коммерческие расходы (косвенные расходы), осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода. Для организаций, осуществляющих торговую деятельность коммерческие расходы (косвенные расходы), осуществленные в текущем месяце, уменьшают доходы от реализации текущего месяца, за исключением доли транспортных расходов, относящихся к остаткам товаров на складе (если по условиям договора транспортные расходы не включаются в цену приобретения товаров).

Соответственно, транспортные расх.могут быть признаны для целей БУ и НУ в разные периоды времени возникают вычитаемые временные разницы, ОНА (ВВр*20%) Д09 К68/ННП. Коммер.расх. отраж. в ф.2 по одноименной строке.

 


17. Особенности учета сдачи работ заказчикам в строительстве:

Общая характеристика и роль отрасли в экономике, законодательная и нормативная база, влияние отраслевых особенностей на методику учета; документальное оформление и варианты учета сдачи работ и объекта строительства заказчикам; представление экономической информации в ходе строительства в бухгалтерской отчетности подрядной организации.

Строит-во пред-т собой сферу матер пр-ва по возведению объектов пром.назначения (зданий, сооружений и др.), жилищ направ-я и непроизв сферы, а также модернизация, реконструкция и тех перевооружение и ремонт действующих ОС.Стр-во – баз-ая отрасль эк-ки и она опред-т ее уровень. В БУ и БО строит-монтаж работы отр-ся по сметной ст-ти, плановой и факт с/с. Сопостав-м план и факт с/с выявл-т выполн-е плана по сниж-ю затрат. А сметн ст-ти с факт с/с финан рез-т от реал-ции стр-й П.

Объект стр-ва предст-т собой отдельно стоящее здание или сооруж и относящ к нему обустройства. Явл-ся объектом учета затрат.

Законод и норм база: ФЗ «Об инвест деят в РФ,осущ-х в форме КВ»№39-ФЗ от 25.02.99, в ред 02.01.2000 ГК,НК,ТК,ПБУ5/01,ПБУ6/01,ПБУ9/99,ПБУ10/99, ПБУ 2/2008, Мет указ по БУ МПЗ от 28.12.01,в ред 23.04.02 №119н, «Инстр по учету дох-в и расх-в орг-ии по обыч видам деят-ти на автом трансп»Приказ от 24.06.03 №153

По эконом назн-ю затраты стр произ-ва подразд-ся на основ и наклад-е. Основ р-ды обусл-ны самим техн процессом, без них не возм-но произ-во СМР. Наклад р-ды связаны с орг-цией и управ-м произ-ва. По сп-бу отнес-я на с/с конкретн об-та затраты дел-ся на прямые и косв-е. Прям р-ды связаны непосред-но с произ-м СМР и прямым путем вкл-ся в с/с стр об-в. Косв з-ты связаны с произ-м неск-х видов СМ об-в, поэтому не м б вкл-ны непоср-но в с/с каждого об-та, а подлежат распр-ю м/д ними.

Все з-ты стр произ-ва подраз-ся на след статьи:

1) материалы; 2) осн з/п произ рабочих;3) р-ды по экспл-ции стр машин и мех-в;4) прочие прямые затраты;5) наклад р-ды.

По ст-е мат-лы учит-ся ст-ть израсх на СМР матер-в, стр полуф-в, электроэнергии, пара, воды, израсх для подогрева бетона, замораж-я грунта и т.д. Они составляют до 70% от общих затрат. М-лы: 1) строит мат-лы 2) конструкуии и детали 3) оборудование к установке 4) прочие м-лы 5) пр и хоз инвентарь. М-лы бывают закрытого и открытого хранения. Отв-ть за их сохранность несет МОЛ – кладовщик, прораб. Факт себе/с м-лов складывется из покупной цены без НДС + расходы по трансп-ке, погрузке-выгрузке материалов. Расходы по содер-ю складов предварит собираются на счете 16 «Отклонения в стоимости МЦ», а затем по мере расход-я м-лов спис-тся на те счета, на кот была отнесена ст-ть израсх.м-лов по учет.ценам.

Поступ-е м-лов от пост-ка оформляется прих.ордером, если кол-во и кач-во полностью соотв-т док-там поставщика. При выявлении откл-й составляются коммерч акты или акты о приемке материалов с приглашением представителей поста-ка или трансп. орг-ции или незаинтерес. стороны. Данные акты являются основанием для предъявления претензии. Получ-е материалы преназначены для исполь-ия их в стр-ве, монтаже и выполнении др. работ по обыч. видам деят-ти и на хоз. цели. Отпуск м-лов закрытого хранения оформляется лимитно-заборными картами, в части лимитируемых материалов, и требованиями-накладными. Кол-во м-лов открытого хранения, израсх. в отч. периоде, оформляется двусторонним актом, составляемым исполнителем работ и МОЛом, причем данный показатель = Остатки материалов на начало + поступившие материалы – остаток материалов на конец (определяется геодезич.замером).

Ежемес исполнитель работ (прораб) составляет отчет по израсх. м-лам. Спис-е м-лов в расход производится исходя из норм на объем выполненных работ. При превышении норм дается объяснение причин, вызвавших перерасход. М-лы списываются на основании отчета по направлениям их расхода. В отчете приводятся данные в количественном выражении, а в б/у исходя из средней себе/с м-лов, опред-ся расход в стоимостном выражении. Ст-ть израсходов.м-лов отраж-ся по К10 и дебету счетов: Д20 – материалы на пр-во осн.работ, Д25 – на содержание строит.машин и механизмов при их эксплуатации, а также ремонте своими силами, Д28 – на исправление брака, Д26 – на общехоз.цели, Д29 – материлы, израсход.в непроиз сфере.

При списании материалов в расход могут применяться методы ФИФО, и сред.себестоимости в зав-ти от УП.

По ст-е осн з/п произ рабочих отр-ся з/п рабочих занятых непоср-но на СМР. В отрасли применяются разл формы и системы оплаты труда: повременная (простая повременная, повременно-премиальная, с твердым окладом) – з/п начисляется на основании табеля учета раб.времени, кот. заполняет мастер или прораб, с учетом квалификации (разряда) работника; сдельная (прямая сдельная, косвенная сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, аккордная) – з/п начисляется на основании нарядов (индивид. или бригадных), зависит от объема выполненных работ и расценки, установленной за единицу объема работ. При аккордной системе применяется аккордное задание, в кот.указывается перечень работ, срок исполнения и сумма оплаты по нему.

Суммы начисленной з/п относятся в К70 и Дебет счетов: затрат (20,25,26,28)

Д69 – пособия по листкам нетрудоспособности.

Д97 – суммы начисленные за работы, носящие единовременный х-р и относящ-ся к буд пер-м.

Расходы на содержание и эксплуатацию строит.машин и механизмов:к ним относятся расходы на содержание и эксплуатацию строит.машин и механизмов, амортизация, ремонт, пр.расходы. Машины и механизмы делятся на крупные и мелкие (инвентарь). Все они учитываются на счете 01. Учет расходов по крупным строит.машинам ведется по каждому виду в разрезе номенклатуры статей этих расходов, по иинвентарю учет ведется вцелом, без деления на их виды.

В состав комплексной статьи «Ремонт» входит стоимость израсх. материалов, з/п с отчислениями, др.расходы – при выполнении ремонта собственными силами. Если работы выполняются подрядным способом, то в затраты включается сметная стоимость на осн-и акта выполненных работ. Все эти расходы учит-ся по Д25 К01, 05,10,16,70,69,71,60,76.

Собранные таким образом расходы по окончании мес списываются на объекты стр-ва (монтажа). На отд крупные объекты затраты могут относится прямо, в др случаях они распред-ся пропорц-но кол-ву отработанных машино-часов. Расходы по другим видам строит. инструментов распред-ся пропорц-но з/п произв. рабочих. Распред-е суммы относятся Д20К25.

Накладные расходы – расходы связанные с управлением и орг-цией строит.производства в целом. Учет затрат ведется по след.группам:

1. Административно-хоз.расходы: з/п адм-хоз.персонала, а также линейного персонала; з/п рабочих, которые осущ-т обслуживание работников аппарата управления; Отчисления от з/п адм.-хоз. Персонала; Расходы на содержание и эксплуатацию выч.техники, на оплату работ выч.центров др.орг-ций.; Почтово-телеграфные расходы и др.расходы на связь; Расходы на содержание, экспл-цию зданий, сооружений и т.д., занимаемых адм.-хоз.персоналом; Расходы по ремонту зданий, сооружений и др. ОС, исп-х адм.-хоз.персоналом.

2. Расходы на обслуживание работников строительства: З/п рабочих, занят непоср-но на СМР; Суммы отчислений от зарплаты осн.произв.рабочих; Расходы по обеспечению сан.-гигиенических условий производства; Амортизация, ремонт душевых, комнат эмоц.разгрузки и т.д.; Расходы на содержание столовых, а также оплата услуг стор.орг-ций по обеспечению работников питанием; Расходы на охрану труда и т/б

3. Расходы по орг-ции работ на стр площадках: Расходы на содержание и эксплуатацию временных нетитульных сооружений; Расходы, связанные с приобретением фондов под нетитульные сооружения.; Содержание пожарной и сторожевой охраны; Расходы по изобретательству и рационализации; Расходы на геолого-разведочные работы; Расходы по содержанию произв.лабораторий; по благоустройству территории стройки; по подготовке объекта к сдаче в эксплуатацию; пр.расходы, включая расходы по перебазированию рабочих и техн.средств

4. Прочие накладные расходы: обязятельные отчисления, страховые платежи, производимые в соотв.с закон-вом.; Амортизация НМА; Расходы на рекламу

5. Затраты, не учит-е в нормах накладных расходов, но относимые на накл.расходы: Страх взносы, отчисления в резерв в пределах устан.норм на страхование имущества; Отчисления в резерв на возведение титульных сооружений; Доп.затраты, связанные с осущ-ем подрядных работ, выполненных вахтовым методом.; Расходы, возмещаемые заказчиками строек за счет прочих расходов; Пр.расходы

Собранные на сч.26 накладные расходы по окончании месяца распределяются по видам работ (строительные, монтажные), а внутри их – по объектам пропорционально прямым затратам, пропорционально з/п произ.рабочих либо др.базе распределения. Доля накладных расходов относящаяся к вспомогат производствам списывается Д23К26, все остальные накл.расходы относятся Д20К26.

Учет НЗС. – к НЗС относятся объекты, не законченные строительством, монтажом, не принятые приемной комиссией. Себестоимость НЗС представляет собой затраты, произведенные с начала строит.работ до наступления отч.периода. Контроль за величиной НЗС осуществляется путем проведения инвентаризации и сопоставлением полученных рез-в в факт.суммой затрат по данным б/у. Так выявляется отклонение между факт.и нормат.затратами в НЗС.

Учет выполненных этапов по незаконченным работам – ведется на счете 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам», данный счет применяется при условиях: 1. Отд.этапы представляют собой законченные объекты; 2. Данная форма расчетов предусмотрена договором. При использовании сч.46 суммы перечисляемые в оплату рассматриваются как предоплата: Д51 К62/авансы полученные.

Д46 К90/1 – на сумму предъявленного счета за выполненный этап работ

Д90/3 К68 – на сумму НДС

Д90/2 К20 – на сумму факт.себестоимости выполненных работ

Д90/9 (99) К99 (90/9) – фин. результат

При сдаче последнего этапа на всю сметную ст-ть делается проводка Д62 К46. Засчитывется сумма аванса Д62/авансы полученные К62.

Для выполнения отд.видов работ строит.орг-ция – ген.подрядчик может привлекать др.специализ.орг-ции – субподрядчиков, путем заключения договора, в котором предусматривается объем работ, условия расчетов, порядок сдачи и другие условия. На основании акта выполненных работ составляется проводка Д20К60; Д19 К60. После уплаты задолж-ти Д62 К51 НДС, если он выделен в счете-фактуре, принимается к зачету Д68 К19.

Учет сдачи выпол-х работ и фин результатов - по мере выполнения работ строит.орг-ция предъявляет счета заказчику на сметную стоимость, оговоренную в договоре Д62 К90/1.

Д90/3 К68 - на сумму НДС

Д90/2 К20 – на факт.себестоимость

Д90/9 (99) К99 (90/9) – фин результат.

Конеч фин рез-т складывается из фин.результата от сдачи выполненных работ + фин.рез-та от прочих операций + от внереал.доходов и расходов + от чрезвыч.доходов и расходов. Номенклатура этих доходов и расходов не отличается от данной номенклатуре в пром-ти и определяется ПБУ 9/99 и 10/99. Фин рез-тат отраж-ся в отчете о приб и убыт.

Если УП предусмотрено, что расходы на управление спис-ся непосредственно на продажу (без списания на сч 20), то накладные расходы спис-ся: Д90 К26

Если предусмотрено учитывать сдачу пр-ции с исполь-ем сч 40, то ф с/с будет списана Д40 К20, нормативная ст-ть:Д90 К40, отклонения Д90 К40.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 788; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.095 с.)