Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Киев-Москва: формула русской государственностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Теперь обратимся к исторической и геополитической картине, которая сделала возможной саму постановку вопроса о союзе, единстве или, наоборот, отсутствии союза и единства двух братских славянских народов — русского и украинского. Соотношение Киева и Москвы дает геополитическую формулу русской государственности. Когда Русь была мононациональным (не путать с моноэтническим) государством, столицей был Киев. Это была типичная конструкция восточнославянского государства, входящего в сферу духовного влияния Византии. Конечно, и тогда уже лучшие русские люди — к примеру, митрополит Илларион, первый славянин занимавший киевскую кафедру — пророчествовали о грядущем величии Руси, о том, что последние станут первыми. Русские приняли крещение позже других народов — последние, но им суждено было стать первыми в истории христианства (когда пал Константинополь, миссия спасения мира перешла на наш русский народ, на Московское царство, на Русскую Православную Церковь). Потом последовало иго, раздробленность, и от татар Русь восприняла новый имперостроительный импульс. Московское царство стало радикально иным геополитическим образованием. Это было более не национальное государство, а Евразийская Империя с православной идеологией византизма и ордынским хозяйственным, военно-стратегическим централизмом. Перемещение центра тяжести от Киева к Москве было важнейшим этапом. Это был переход от Руси как национального государства к Руси-Империи, Руси-Евразии. Геополитическая роль Киева существенно изменилась. Малороссия, колыбель государственности русских, стала Окраиной, Украиной. Причем по ряду обстоятельств часть малороссийских земель, особенно западные, попали под устойчивое геополитическое влияние Средней Европы. Иными словами, начиная с определенного момента Киев становится проводником западнических тенденций. Это уловили православные авторы уже с XVII века. В "Книге о Вере" Захария Копыстенский уже провидит, как через Украину приходит на Русь великая беда — отступничество от истинной Православной Веры, униатская и католическая ересь. В Московский период Киев постепенно стал играть антиевразийскую роль в русской истории. Отсюда берут начало "антимоскальские тенденции", зачатки "малороссийской идеологии", чьим религиозным ферментом стало униатство, а культурным — "европеизм" в сочетании с особой антиевразийской, антивеликоросской версией славянского малого национализма. Злосчастные реформы Никона были во многом спровоцированы этой малоросской линией, и прагматической задаче расширения границ была принесена в жертву богословская и культурная уникальность Русской Церкви, русского обряда, сама Московская Идея. Самыми радикальными защитниками этой Московской Идеи выступали вслед за протопопом Аввакумом старообрядцы. Перенесение столицы из Москвы в Петербург было иной версией западничества. Отказом от последовательного и сознательного евра-зийства, свойственного именно Москве как Идее, Москве как евразийскому полюсу. Киев является символом национального государства, региональной державы, а Москва — символом Империи, евразийского интеграционного ансамбля. Киев — это прошлое, Москва — настоящее и будущее. Важно, что сами великороссы образовались именно как евразийский интеграционный этнос, не просто как самая восточная ветвь славян, а как уникальное культурно-религиозное, этногосударствен-ное образование, вбирающее в себя на этническом уровне не только собственно славянский, но и татарский и финно-угорский элемент. Великоросская (московская) идея не просто идея какой-то одной национальности — как, например, украинская идея. Великоросская идея и миссия великороссов — т.е. подлинных русских — в том, чтобы утвердить колоссальный планетарный идеал, великую Правду, осознанную как Евразийская Империя Солнца, Империя Справедливости. Киевская идея — более ограниченная, более европейская, менее универсальная, менее глобальная. В мессианском идеале Москвы последовательные малороссы, малороссы не по этническим признакам, а по идеологии, видят лишь имперские амбиции и колониализм. Свой же малоросский идеал они видят, напротив, в довольно усредненной форме. Как "мелкобуржуазный" идеал "благополучия", "достатка", "рачительности" и т.д. Идея великороссов, т.е. нас — Великая идея. Идея малороссов — малая. Великоросс, малоросс — выбор культурного типа Русские евразийцы — самые интересное направление в философской мысли России XX века — были убежденными сторонниками Геополитические приоритеты России Великой Идеи, москвоцентризма. Но этнически почти все они были малороссами — Савицкий, Трубецкой, Сувчинский. И когда самостийники нападали на их интеграционистские проекты, они говорили о своем малороссийком происхождении, которое не помешало им стать на сторону великоросской евразийской истины. В нас, русских, сложно отыскать чистую кровь — малороссы, великороссы, татары, угры, иные евразийские этносы перемешаны в истинно русской человеке. Это не наша болезнь, это залог нашей уникальности, нашего универсализма, нашего величия. Достоевский называл русского человека "Всечеловеком". Это относится только к великороссу — к великороссу по духу. Поэтому выбор между Москвой и Киевом это не этнический выбор, но выбор Идеи, выбор геополитической Родины, выбор скорее духовный и религиозный, нежели расовый. Сторонники исключительно российского регионального государства, отказывающиеся от евразийского проекта, акцентирующие узкоэтнический великоросский национализм, ведут себя как "украинцы". Их национальная Россия всегда будет малой, "Мало-Россией". И таким же малым и скромным рано или поздно станет их национальный идеал. Евразийский императив — единство любой ценой Разъединенность двух государств — России и Украины — выгодно только атлантистам, врагам славянства, врагам нашего Идеала. Нас хотят столкнуть лбами атлантистские стратеги, противники Великой Евразии. Самостийники, как бы они ни аргументировали свои позиции, — причем самостийники с обоих сторон, и российские "малые русские" и "малые русские" Украины, — объективно играют на руку заокеанским врагам, антихристу "нового мирового порядка". В отношениях между Москвой и Киевом должен быть установлен строгий приоритет. Только общее евразийское континентальное Государство, только объединяющая универсальная московская идея. И на самой Украине у такого проекта есть множество потенциальных или актуальных сторонников. Это и 11 миллионов чистых великороссов, и это большинство православных малороссов, это и объективные советские евразийцы, которыми являются все люди с социалистическими симпатиями. Даже самые радикальные самостийники и украинские националисты, которые обладают сознанием, что атланти-стский Запада несет смерть всем национальным культурам, всем традиционным ценностям, даже и они ради высокого идеала Традиции и понимая объективные закономерности геополитики должны стать сторонниками евразийского объединения, Новой Империи, Империи Света и Правды, против колониального "нового мирового порядка", несущего вырождение, обнищание, гибель и ложный свет капитала всем народам и нациям земли. Победить атлантистское зло мы сможем только в едином строю. Глава 5 Кавказский вызов Глобальный контекст Кавказ является традиционной сферой противостояния русских и западноевропейских геополитических интересов. Войны за контроль над Кавказом и Закавказьем велись на протяжении последних трехсот лет между евразийским полюсом (Москва) и атлантистским полюсом (западная Европа, особенно Англия). Смысл позиционной геополитической войны состоял в следующем: Россия стремилась выйти к теплым морям, к Югу, к Индии и Индийскому океану, Англия стремилась всячески противостоять этому. Кавказские войны, Крымская война, все русско-турецкие и русско-иранские войны имели именно этот геополитический смысл. С обратной от России стороны всегда находилась Англия. Эта же картина столкновения на Кавказе русско-английских интересов была и вначале XX века и в послереволюционные годы. Царская и позже Советская Россия, понимая центральное значение этого региона, сумела в целом решить геополитическую ситуацию в свою пользу, и добилась победы на среднестратегическом уровне: укрепления контроля над Восточном побережьем Черного Моря и над большей частью Каспия. Хотя задача максимум — выход к Океану, так и не была решена. Последняя стратегическая операция в этом направлении — вторжение в Афганистан — закончилась катастрофой. В XX веке особым значением стал обладать фактор нефти как движущей силы индустриальной цивилизации. И в этой перспективе традиционно ключевое значение кавказского региона стало еще более центральным за счет Каспия. По своим запасам Каспийский регион является вторым после Саудовской Аравии. С середины XX века многовековой дуализм между Россией и Западом (особенно Англией), называемый в геополитической науке дуализмом "евразийство- атлантизм", воплотился в противостоянии двух сверхдержав СССР — США. Проблема кавказского региона и прилегающих к нему территорий оказалась частным случаем глобального противостояния. Это противостояние никуда не исчезло и после распада СССР, но, напротив, обнаружилось со всей наглядностью именно его геополитическое (а не только идеологическое или политэкономическое) содержание. Все перестроечные и постперестроечные конфликты в этом регионе были выражением столкновения двух глобальных геополитических сил, которые прямо или косвенно стояли за более мелкими действующими лицами социальных, религиозных, идеологических и этнических усобиц. Любое рассмотрение кавказского региона в геополитической системе координат предполагает конечное сведение всей многосложной картины реальной расстановки сил к глобальному геополитическому дуализму, к столкновению всегда и во всем противоположных геополитических интересов России и США (шире, стран Северо-Атлантического Союза).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.78 (0.012 с.) |